Реферат
Введение 4
1 Теоретико-методические аспекты подготовки педагогов к применению
интерактивных технологий в образовательном процессе 16
1.1 Основные понятия исследования 16
1.2 Особенности применения интерактивных технологий в
образовательном процессе 20
1.3 Педагогические условия подготовки педагогов к применению
интерактивных технологий в образовательном процессе 26
Выводы по первой главе 29
2 Информационно-методическая модель обучения применению
интерактивных технологий в учебном процессе 31
2.1 Анализ программной документации дисциплин, осуществляющих
подготовку по применению интерактивных технологий в образовательном процессе 31
2.2 Разработка модели обучения использованию интерактивных
технологий в проектировании учебного занятия 34
2.3 Разработка методики обучения как тренировочного проектирования
на основе информационно-методической модели 43
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение 1 81
Приложение 2 82
Актуальность исследования. Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования - качества, отвечающего современным социальноэкономическим условиям России. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационных и коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационных и коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ - это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации - чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса. Одна из сфер применения ИКТ в образовательном процессе - использование современного интерактивного оборудования. Важнейшими задачами в рамках информатизации образования являются: повышение квалификации преподавателей и учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий; создание и развитие универсальной ИКТ-насыщенной образовательной среды; стимулирование становления новой культуры педагогического мышления, 4
формирование базовой и предметно-ориентированной ИКТ-компетентности у работников образования.
Современные информационные технологии позволяют создавать средства обучения, которые способны повысить наглядность при демонстрации процессов, явлений, объектов. В настоящее время наблюдается тенденция активного внедрения таких мультимедийных продуктов в учебный процесс. Во многом это оправдано и с точки зрения экономии ресурсов и пространства для хранения установок, машин, механизмов, опытных образцов, позволяет разгрузить лаборатории и тем не менее обеспечить учебный процесс всеми средствами наглядности.
Учитывая современные тенденции, педагог должен быть подготовлен к использованию подобных технологий, должен обладать соответствующими компетенциями.
В связи с вышесказанным, актуальность исследования на социальнопедагогическом уровне складывается из наличия социального заказа общества на преподавателей, способных грамотно применять информационные, коммуникационные и интерактивные технологии в учебном процессе, что позволит повысить мотивацию обучающихся, стимулировать их самостоятельную работу, развивать познавательные способности.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточно разработанными теоретико-методологических подходами к организации и проведению обучения студентов в области информационных, коммуникационных и интерактивных технологий.
На научно-методическом уровне связана с необходимостью изучения методических вопросов обучения студентов использованию интерактивных и мультимедийных технологий; с разработкой, обоснованием и реализацией компонентов педагогической технологии обучения; выявления педагогических условий, способствующих эффективной подготовке студентов в области профессиональной деятельности, обоснования и разработки учебнометодического обеспечения, учебных пособий и методических рекомендаций 5
по изучению дисциплин профессионального модуля, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов для современного рынка труда.
Ключевые понятия исследования:
Информационно-коммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Интерактивные технологии - технологии, основанные на взаимодействии, диалоге.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Модель обучения - систематизированный комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения, подразделяется на два вида моделей - педагогические и андрагогические [5,с.9].
Мультимедиа - совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).
Предпосылки разработанности проблемы. Сегодня для работодателя, да и для общества в целом, интересен специалист, который владеет общими и профессиональными компетенциями, соответствующими современному уровню развития технологий в области интерактивных и мультимедийных технологий. В отечественной педагогике и психологии определение и состав понятий «компетентность» и «компетенции» содержатся в работах В. И. Байденко [7], Э. Ф. Зеера [64], И. А. Зимней [58], А. М. Новикова [98], А. В. Хуторского [138] и др. Оказали особое влияние на логику исследования и работы по педагогике и дидактике высшей школы (В. А. Сластенин 6
[123], С. Д. Смирнов [143], Д. В. Чернилевский [94] и др.); по обоснованию и выбору педагогических технологий обучения (В. П. Беспалько [14], В. В. Давыдов [45], М. В. Кларин [69], и др.); исследования, рассматривающие дидактические и методические подходы к использованию ИКТ в процессе обучения (Л. И. Долинер [50], Д. Ш. Матрос [85], И. В. Роберт[113], Б. Е. Стариченко [127] и др.).....
Современные тенденции развития общества диктуют и существенные изменения характера образования (его целей, направленности, содержания) направляя его на «свободное развитие человека», на креативность, самостоятельность, конкурентоспособность, профессиональную мобильность будущего специалиста. В распоряжении Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» определена одна из важнейших проблем современного образования - процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. В соответствии с определенной в программе целью обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, государственная программа рассматривается как платформа для решения таких задач, как приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Важными принципами развития российского образования являются взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов и преемственность между уровнями образования, актуальными остаются и вопросы междисциплинарной интеграции и метапредметных компетенций. В соответствии с ФГОС ВО по специальностям группы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в профессиональный модуль обучения входит дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», сфера научного знания которой, по сути, находится на стыке двух различных областей - методики обучения и использования информационнокомпьютерных технологий. В таких условиях учебные планы должны базироваться на интеграции образования, науки и производства. Формирование 64
междисциплинарных компетентностей - способности к синтезу научных знаний, комплексному рассмотрению всех объектов и явлений в их взаимодействии и развитии, обеспечивает последующую эффективную профессиональную деятельность специалистов с учетом быстрого изменения содержания труда и обновления прикладных задач.
Соотнесение результатов проделанной работы с задачами исследования позволило прийти к следующим выводам:
1. В условиях развития глобальной информационной формирования информационного общества остается актуальным вопрос подготовки студентов и повышения квалификации работающих педагогов в области ИКТ- компетенций.
2. В ходе исследования была спроектирована возможная модель, позволяющая целенаправленно и планомерно сформировать требуемую компетенцию. Были выделены четыре взаимосвязанных этапа для формирования компетенции: организационный; подготовительный; моделирующий; практико-ориентированный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, а также содержание и осваиваемый инструментарий.
3. Комплекс педагогических условий реализации разработанной модели предполагает использование различных педагогических технологий, основанных на активно-деятельностной методике, в том числе технологии корпоративного обучения. Разработано методическое обеспечение для проведения практикума по разработке учебного проекта.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, поставленная цель достигнута. Вместе с тем следует указать на направления дальнейшего продолжения работы и развития использованных идей: исследование возможности включения в процесс обучения реальных долгосрочных проектов, изучение и разработка методики оценивания результатов обучения.
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст]/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Санкт- Петербург : «Златоуст». - 1999. - 472 с.
2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационнопрогностический курс[Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий. - 2005. - 500 с.
3. Андресен, Б. Мультимедиа в образовании: специализированный [Текст]: учебный курс / Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2 - е изд. ; испр. и доп. - Москва: Дрофа, 2007. - 221 с.
4. Артемов А. Контроль знаний студентов [Текст]/ А. Артемов, Н. Павлов, Т. Сидорова и др. // Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С. 116-121.
5. Афанасьев Ю.М. Об универсальном знании и новой образовательной среде [Текст]/ Ю.М. Афанасьев, А.С Строганов; С.Г. Шеховцов - Москва: РГТУ, 1999. - 298 с.
6. Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст]/ Ю. К. Бабанский, В. А Сла- стенин, Н. А. Сорокин и др. - Москва: Просвещение, 1988. - 478 с.
7. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст]/
В. И. Байденко. - 2-е. изд. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
8. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст]/ В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - Москва. - 2002. - С. 22-46.
9. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании : к освоению компетентностного подхода [Текст]/ В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
10. Байденко В. И. Новые стандарты высшего образования : методологические аспекты [Текст]/ В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 4-9.
11. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология : учебное пособие [Текст]/ Н. В. Басова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 416 с.
12. Башарин В. Ф. Педагогическая технология: что это такое? [Текст]/ В. Ф. Башарин // Специалист. - 1994. - № 9. - С. 26-29.
13. Беликова Л.Ф. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении. [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Беликова, Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург. ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф. - пед ун-т», 2013. - 108 с.
14. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В. П. Беспалько. - Москва: Педагогика. - 1989. - 192 с.
15. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]/ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
16. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учебное пособие / Е. В Бондаревская, С. В. Кульневич. - Москва. - 1999. - 560 с....142