Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ УСТНЫХ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ

Работа №155892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучению говорению в начальной школе
1.1. Говорение как вид речевой деятельности 5
1.2. Система работы по обучению говорению в начальной школе 17
1.3. Тексты-описания в начальной школе 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению навыка говорения у учащихся младшего школьного возраста
2.1. Исследование актуального уровня развития навыка говорения у
младших школьников 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 34
2.3. Комплекс занятий по развитию навыка говорения у младших
школьников на материале текстов-описаний 46
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список литературы 52
Приложения 56


На сегодняшний день одна из главных целей школы - формирование у детей потребности к овладению знаниями и способами действий с ними. И хорошо развитая речь - одно из условий достижения этой цели. Ведь чем богаче и правильнее у ученика речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной сфере.
«В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых», - пишет Т.А. Ладыженская. [20]
Проблема развития речи является одной из важнейших в методике преподавания русского языка и литературы. Также она находится в центре внимания наук, которые изучают деятельность человека, таких как психология, педагогика, философия.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образовательной программы дети должны овладеть навыком осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода. От решения этой задачи зависит качество дальнейшего обучения школьников. В настоящее время многие учащиеся начальных классов испытывают трудности в различных видах речевой деятельности. Следовательно, заявленная нами тема актуальна.
Объект исследования - процесс развития навыка говорения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень и особенности проявления навыка говорения у третьеклассников.
Цель работы - выявить особенности проявления навыка говорения у третьеклассников в процессе создания ими устных текстов-описаний.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что навык говорения у младших школьников-третьеклассников развит преимущественно на среднем уровне, а также, что их речь характеризуется следующими особенностями:
1. Структурной нечеткостью.
2. Однообразием синтаксических конструкций.
3. Бедностью лексики.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностику для определения актуального уровня развития навыка говорения у младших школьников.
3. Определить актуальный уровень развития навыка говорения у младших школьников.
4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
5. Разработать комплекс занятий, направленный на развитие навыка говорения младших школьников.
Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности.
База исследования: МАОУ Гимназия № 5, 3 «В» класс, 21 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Говорение - вид речевой деятельности, реализующий устное общение. Для того чтобы сформировать речевую деятельность в целом, необходимо формировать у ребенка навыки адекватного - полного, точного, ясного - выражения мысли. А выражение и формирование мысли - это и есть цель говорения. Успешное овладение устной речью - это залог высокого уровня учебной деятельности ученика. Уровень сформированности связной речи является одним из важных критериев готовности младшего школьника к обучению в средней школе.
Анализ теоретических источников по проблеме показал, что процесс развития связной речи (навыка говорения) учащихся, по мнению многих ученых, представляет значительный круг проблем, которые не нашли однозначного решения в современной педагогике.
Взяв за основу тестовую методику диагностики устной речи Т.А. Фотековой, мы проверили актуальный уровень развития навыка говорения младших школьников с помощью анализа созданных детьми устных текстов- описаний. Анализ проводился по следующим критериям: содержательность, связность, богатство и правильность речи.
По результатам анализа констатирующего эксперимента наиболее низкий уровень развития оказался у таких критериев, как связность и богатство речи. Но и два других критерия далеко не у всех развиты на высоком уровне. Навык говорения по результатам эксперимента у 69% учащихся 3 «В» класса развит на среднем уровне, у 31% - на низком.
В связи с этим нами был разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование навыка говорения через работу с текстами - описаниями, взятыми из детской художественной литературы.
Данный комплекс занятий предназначен для учеников четвертых классов и может быть применен учителем начальных классов во внеурочной деятельности.



1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник / Белянин Валерий Павлович; Гл.ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Флинта; : Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232с.
2. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению. М.: Академия, 2013. - 288 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 8 т. Т. 2. - М., 1982 - 504 с.
4. Гамезо М. В., Петрова Е. А. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех спец. пед. Вузов. М.: Педагогическое Общество России, 2003. - 512 с.
5. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.: Высшая школа, 2005. - 351 с.
6. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: АСТ, Астрель; Москва; 2007. - 318 с.
7. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики - М., Лабиринт, 2006. - 304 с.
8. Гусева Т.Н. Формирование речевой деятельности младших школьников, 2004. - 380с.
9. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М. : АСТ, 2006.
10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
11. Житков Б.С. Как я ловил человечков. М: Детгиз, 1963. - 22 с.
12. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для вузов / Залевская Александра Александровна; Рец. А.И.Новиков, Ю.А.Сорокин. - М.: РГГУ, 2000. - 384 с.
13. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001. - 432 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000. - 383 с.
15. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя. — М., 1985. - 159 с.
16. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1984.с. 73
17. Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. - 468 с.
18. Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей к школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.km.ru/referats/9604452D90AD44B4B1C54A16ABB4A2C4
19. Корепина Л.Ф. Развитие речи учащихся // Начальная школа, - 2001 - №1 - с 27-31
20. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991. - 314 с.
21. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975. - 140 с. 28.
22. Ладыженская, Т.А. Связная речь младшего школьника // Методика развития речи на уроках русского языка / М.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. / Под ред. Т.А. Ладыженской. М:, 1991. - 240 с.
23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд,
2010. - 216 с.
24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - Изд. 3-е. - М.: СПб., 2003. - 287 с.
25. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. - 308 с.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Изд. 2-е. - Ростов на/ Д., 2003. -335 с.
27. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебное пособие. -М.: Академия,2004. - 450 с.
28. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
29. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1975. -176 с.
30. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Педагогика, 2000. 218с
31. Методика обучения литературному чтению / Под ред. М. П. Воюшиной. М.: Академия, 2013. - 288 с.
32. Мастерство устной речи: Пособие для учителя.// Под ред. В.В. Голубкова - М., 2005. - 153 с.
33. Об уроках развития речи в начальной школе // Начальная школа, - 2000 №4 - С 35- 37
34. Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. М.: АСТ; М.: Ермак, 2004.
35. Политова Н.И. Развитие речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1994. - 137 с.
36. Паустовский К.Г. Растрепанный воробей. М.: Детская литература, 1964.- 20 с.
37. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия»,
2011. - 576 с.
38. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, 2003, №11. С 14-23.
39. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов// Т.А.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина - М.: Просвещение, 2002. - 256 с.
40. Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 304 с.
41. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа, - 2008 - №2 - С 71 — 75
42. Соловейчик М.С. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М.: Академия, 1997. - 356 с.
43. Ушакова Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии // Психол. журн. 1999. Т.20. №3. С. 59-69.
44. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. 1991. Т.12. №6. С.12-25.
45. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. // Психология. Учебник для гуманитарных специальностей. - СПб., 2000. - 204 с.
46. Фомичева М.Ф Речевое развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 1990-176 с.
47. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. - 108 с.
48. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
49. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 325 с.
50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. - 217 с.
51. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. — М.: Знак, 2009. - 185 с.
52. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи // Начальная школа, - 2009 - №9 - С 44 — 47
53. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1994.- 207 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ