Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы проблематики развития номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 6
1.1. Развитие номинативного словаря в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития номинативного словаря у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи II-III уровня 11
1.3. Современные методики обследования состояния номинативного словаря
и логопедической работы по его развитию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 16
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Проектирование логопедической работы по развитию номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня в ДОУ комбинированного вида 22
2.1. Организация предпроектного исследования особенностей номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III
уровня 22
2.2. Описание проекта «Мой творческий полёт», направленный на развитие
номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 30
2.3. Результаты реализации проекта «Мой творческий полет» 39
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список используемых источников 45
Приложение 50
Актуальность исследования: современные особенности проблемы речевых нарушений в настоящий момент очень актуальны, так как с каждым годом возрастает многочисленная группа с нарушениями развития, куда входит большое количество детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Речевую деятельность рассматривают как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Современный мир меняется, детям стали интересны мультфильмы, опираясь на это, появляется возможность разработки нового инновационного метода коррекционной логопедической работы посредствам создания мультипликации.
По мере развития номинативного словаря у детей с общим недоразвитием речи, отмечается ограниченный запас общеупотребительных слов, неточное употребление многих лексических значений, а также недостаточное количество слов, обозначающих признаки, состояния предметов.
Овладение номинативным словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка.
Изучением особенностей речевого развития детей занимались исследователи из различных областей научного познания. Так О.С. Ушакова рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Методики по расширению номинативного словаря предлагали следующие учёные: О.Е. Грибова, Т.П. Бесснова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, В.М. Еремина и другие. Они уделяли особое внимание усвоению обобщающих понятий слов, а также уточнению значений слов, которые уже имеются в пассивном словаре ребёнка и актуализации их в самостоятельной речи ребёнка.
Проблема исследования: число детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня увеличивается, и так как недоразвитие номинативного словаря проявляется практически у всех детей данной группы, появляется необходимость в его изучении и развитии с помощью инновационного метода.
Объект исследования - особенности номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Предмет исследования - проектирование, как эффективный метод логопедической работы по развитию номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Цель исследования - осуществить логопедическую работу по развитию номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня посредством создания мультипликации.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) провести предпроектное исследование и представить его результаты;
3) разработать проект «Мой творческий полёт» для осуществления логопедической работы по развитию номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня;
4) реализовать проект «Мой творческий полёт» в логопедической работе по развитию номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Гипотеза исследования: учитывая специфику речевого нарушения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня, мы 4
предполагаем, что у данной категории детей будут проявляться следующие особенности номинативного словаря:
- различный уровень развития активного и пассивного словаря;
- неточное понимание и объяснение значений существительных;
- нарушение актуализации близких по значению слов.
Таким образом, мы предполагаем, что наш проект будет направлен на устранение данных особенностей.
Методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (констатирующий эксперимент и его анализ);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализ результатов предпроектного исследования);
- метод проектирования.
База и выборка исследования: реализация проекта по развитию номинативного словаря осуществлялась на базе ДОУ комбинированного вида города Красноярск, в нём приняли участие 12 старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в представленном содержании проекта «Мой творческий полёт», который является современным нетрадиционным средством проведения логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня. Содержание проекта может использоваться в других образовательных организациях учителями-логопедами.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. После каждой главы представлены соответствующие выводы. Исследовательская часть представлена констатирующим экспериментом, результаты представлены в таблицах и рисунках.
В ходе научного исследования была проанализирована научно - методическая литература в соответствии с темой исследования, рассмотрено развитие номинативного словаря в онтогенезе, его особенности в развитии, реализованы теоретический этап, методический этап и аналитический этапы эксперимента, проанализированы полученные результаты.
В процессе анализа были изучены различные подходы к определениям понятия «номинативный словарь» и сформулированы наиболее точные, включающие все важные компоненты, определения данного понятия.
Изучено влияние деятельности детей по созданию мультипликации на развитие номинативного словаря и сопутствующее развитие сенсомоторики детей, психических функций (мышление, воображение, восприятие и память).
Недоразвитие номинативного словаря встречается очень часто у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня. При общем недоразвитии речи II-III уровня у детей выявляются нарушения количественного усвоения слов, понимание их социально закреплённых значений и формирование умения применять их в коммуникации с окружающими людьми. Поэтому, детям с общим недоразвитием речи II-III уровня, в зависимости от степени речевых нарушений, необходима систематическая логопедическая помощь.
В данном исследовании рассмотрены методики О.Е. Грибовой и Т.П. Бессновой, И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломоховой по развитию номинативного словаря, как компонента речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Анализы результатов исследования по методикам авторов показали, что у детей экспериментальной группы отмечаются характерные особенности развития номинативного словаря. Результаты проведенных диагностических процедур подтвердили нарушения актуализации слова, что в свою очередь приводит к отсутствию слова (слово не называется), либо его заменяют на 43
другое, близкое по смыслу слово, трудности в поиске обобщающего слова, в разделении домашних птиц и животных с дикими, в определении насекомых.
На основе полученных результатов, была определена необходимость в комплексном развитии номинативного словаря в рамках коррекционной работы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня. В связи с чем, был разработан проект: «Мой творческий полет». Содержание проекта включает такие направления, как: знакомство с различными способами лепки из пластилина; отработка правильного звукопроизношения; проведение взаимосвязи с изученными лексическими темами. Цель данного проекта - развитие номинативного словаря, посредством создания мультипликации.
Поставленная нами цель в итоге, была выполнена, после детальной разработки и внедрения проекта «Мой творческий полет» в группу дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня. Данная цель достигалась постепенно. Номинативный словарь детей, развивался в процессе нашей с ними совместной работы по созданию мультипликаций. Непосредственная работа с пластилином позволяла дошкольникам быстрее запоминать пройденный материал по лексическим темам, так как определенная их речевая деятельность в процессе лепки, велась одновременно с освоением нового материала, обсуждением этого материала, подкрепляя умственную деятельность физической, таким образом одновременно велось не только развитие номинативного словаря, но и мелкой ручной моторики. В совокупности, все эти факторы продуктивно повлияли на развитие номинативного словаря дошкольников.
Подведя итог вышесказанному, цель проекта «Мой творческий полет» для развития номинативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня, была выполнена. Также, результат исследования не противоречит выдвинутой гипотезе.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2003.
2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. - Ростов н/Д.: - Феникс, 2011. - 77с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2000. - 400с.
4. Антипова Ж. К. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2015. - 36с.
5. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М.: Учпедгиз, 1948. - 336с.
6. Артемова Л. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 1992. - №6. - 29с.
7. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2014.
8. Беляева О.Л., Богданова Т.С., Давыдова О.Г. мультипликация как средство вовлечения родителей дошкольников с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями в процесс их речевого развития. Семья особого ребенка. Часть II /Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» / Сост. Г.Ю. Одинокова, С.А. Пономарева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. - 687с.
9. Больгерт Н., Больгерт С.Г. Мультстудия "Пластилин" Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками! 2012, М.: Робинс, 2012. - 66с.
10. Больгерт Н., Больгерт С.Г. Пластилиновая энциклопедия для малышей. - М.: ООО «Издательство Робинс», 2011. - 50с.
11. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 19с.
12. Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.К. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
13. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 144с.
14. Волкова Г.А. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. - М.: «Мозаика - Синтез», 2015. -128с.
15. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 524с.
16. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680с.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений -5-е издание, испр. Л.С. Выготский - М., изд-во «Лабиринт», 1999. - 502с.
18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский - М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. - 507с.
19. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 томах. - М., 2006.
20. Гербова В.В. Воспитание и развитие, 1981. - 183с.
21. Горшкова Е. Учите детей общаться //Дошкольное воспитание, 2006. - №12. - 20с.
22. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология Б.М Гриншпун - М.: изд-во НИИ дефектологии, 1988. - 20с.
23. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.
- М.: Сфера, 2003. -176с.
24. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей, "Скрипторий 2003 " 2008. - 41с.
25. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:
Национальный книжный центр, 2015. - 221с.
26. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - 52с.
27. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичива Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Кн. для логопеда. - Екатеринбург: изд-во ЛИТУР, 2013. - 320с.
28. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1986. - 254с.
29. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975. - З-5с.
30. Захарова А.В.К вопросу о грамматического строя речи у детей
дошкольного возраста: Овладение категорией падежа имени
существительного: Автореф. канд. дне. - М.: 1955. - 16с.
31. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224с.
32. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
33. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2014. - 34с.
34. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004. - 72с.
35. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПБ.: Изд-во «СОЮЗ», 2011. - 224с.
36. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи
у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. - 160с.
37. Логинова В.И. Формирование словаря, изд.: Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Сохина Ф. - М.: 1984. - 223с.
38. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии): учебное пособие. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192с.
39. Лурия А.Р. Нейропсихологическая диагностика. Схема нейропсихологического обследования детей. - М.: Академический проект, 2010. - 496с.
40. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем. И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004. - 64с.
41. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятия с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова 2015. -112с.
42. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя - 1983.
43. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДЛС, 2011. - 640с.
44. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 624с.
45. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. - М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
- 94с.
46. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПБ.: Детство - Пресс. 2012. - 80с.
47. Пичугина Н. Литагент «Научная книга», Дошкольная педагогика. 2004.
- 82с.
48. Правдина О.В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973.
- 272с.
49. Репина Т.А. От трех до семи. - М.: Знание, 1965. - 184с.
50. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского
сада (опыт социально-психологического исследования). - М., 1978. - 200с.
51. Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. - М.: Гуманит. издат-й центр ВЛАДОС, 1997. - 400с.
52. Ушакова О.С. Придумай слово. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
53. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 20021. - 256с.
54. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
55. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2017. - 608с.
56. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989. - 223с.
57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1993, ч.2. - 87с.
58. Халезова Н.Б. "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984 г.
59. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.
60. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособис для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 240с.
61. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1968. - 115с.
62. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М. Академия, 2005. - 452с.