Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями 7
1.1. Развитие словарного запаса в онтогенезе 7
1.2. Особенности номинативного словаря у младших школьников с
одновременным нарушением зрения и слуха 13
1.3. Педагогические подходы к организации словарной работы по обогащению
словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями 20
Выводы по главе I 27
Глава II. Организация предпроектного исследования у младших школьников с бисенсорными нарушениями и описание проекта «Остров знаний» 29
2.1. Организация, проведение и результаты предпроектного исследования повыявлению состояния номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями 29
2.2. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации проекта «Остров знаний» 38
Выводы по главе II 42
Глава III. Реализация и результаты внедрения проекта «Остров знаний» и методические рекомендации по его использованию 43
3.1. Реализация и результативность коррекционной работы по развитию
номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями 43
3.2. Методические рекомендации по созданию интеллект-карт для детей с
биссенсорными нарушениями 49
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения 61
Актуальность проектной работы. В современном обществе с каждым годом растёт количество детей, имеющих одновременное нарушение ведущих сенсорных функций - слуха и зрения. Дети с бисенсорными нарушениями способны овладеть словесной речью только в условиях специального обучения.
Система работы по обогащению и уточнению словаря у детей с нарушением слуха рассматривается в работах А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, Р.М. Боскис, где описываются характерные особенности развития речи, лексические компоненты и проблемы формирования словаря. В своих работах авторы предлагают пути решения этих проблем через организацию педагогического процесса, который поможет ребенку результативно общаться с окружающими, формулировать и выражать свои мысли, понимать мысли других, формировать устную и письменную речь, успешно осваивать учебный материал.
Работы Л.С. Волковой, В.П. Ермакова, О.Л. Жильцовой, Н.С. Костючек, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцевой посвящены развитию речи и формированию словаря у детей с нарушением зрения. Отмечая характерные особенности развития речи, авторы делают акцент на структуру данной патологии, своеобразность не только особенностей речевого, но и психического развития. При этом авторы сходятся во мнении о необходимости дальнейших исследований, связанных с введением в логопедическую практику новых форм и методов работы для построения качественного коррекционного процесса.
Подтверждение вышесказанному мы также нашли в научных исследованиях Н.В. Серебряковой и Р.И. Лалаевой, Т.А. Басиловой и многих других, в российских и зарубежных работах, где речь является основой гармоничного, психофизического, личностного развития, а самое главное залогом успешности обучения в школе и социализации в целом.
Важным параметром, отражающим уровень сформированное™ представлений об окружающем мире и уровень владения родным языком, является словарный запас.
Наше исследование посвящено изучению номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями. У таких детей отмечается позднее формирование речи, низкий уровень словарного запаса, поэтому важно как можно раньше определить уровень сформированности пассивного и активного словарного запаса и начать работу коррекционного направления.
В настоящее время в коррекционной педагогике уделяется большое внимание методическому обеспечению организации занятий у школьников с бисенсорными нарушениями, но при этом участники образовательного процесса отмечают, что для полноценной и качественной работы недостаточно специальной и методической литературы, учебников, дидактического инструментария, регламентирующих документов, освещающих практический опыт работы.
Поэтому перед нами встала задача поиска новых концептуальных подходов и методов в коррекционной работе с детьми с одновременным нарушением слуха и зрения.
На наш взгляд одним из эффективных методов организации работы по развитию номинативного словаря является создание интеллект-карт, как дополнение и разнообразие традиционной коррекционной работы.
Цель проектной работы заключается в разработке и реализации содержания проекта по развитию номинативного словаря у детей младшего школьного возраста с бисенсорными нарушениями в процессе создания интеллект-карт.
Объект проектной работы: номинативный словарь.
Предмет проектной работы: коррекционная работа по развитию номинативного словаря посредством создания интеллект-карт.
Проектная идея заключается: в создание интеллект-карт и их использование в коррекционной работе для детей младшего школьного возраста с бисенсорными нарушениями.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи проектной работы:
1. Изучить и проанализировать литературу по формированию номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями;
2. Выявить особенности номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями;
3. Разработать содержание проекта, направленного на развитие номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством создание интеллект-карт;
4. Внедрить содержание проекта и описать результаты по развитию номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством создание интеллект-карт;
5. Разработать методические рекомендации по реализации и применению создания интеллект-карт у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Методы проектной работы:
1. Теоретические: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: предпроектное исследование, контрольный эксперимент, метод количественной и качественной обработки полученных данных.
Этапы проектной работы
Аналитический этап (сентябрь - октябрь 2022 г.). Проведение теоретического анализа исследований по проблеме психолого¬педагогических особенностей обучающихся с бисенсорными нарушениями. Изучение современных, эффективных методики методов по развитию словарного запаса обучающихся с бисенсорными нарушениями.
Предпроектный этап (ноябрь - декабрь 2022 г.). Подбор заданий для выявления особенностей и определения уровня сформированности номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Проектный этап (февраль - апрель 2023 г.). Разработка и реализация проекта на развитие номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством создания интеллект-карт.
Аналитико-рефлексивный этап (апрель 2023 г.). Проведение итогового обследования у младших школьников с бисенсорными нарушениями, определение уровня номинативного словаря. Обобщение и систематизация полученных результатов проектной работы, формулирование выводов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы - работа состоит из введения, трех глав исследования, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив и проанализировав литературу по проблеме формирования номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями, выявили несколько фундаментальных подходов при рассмотрении онтогенеза речевого развития. При этом основополагающим фактором при делении на периоды, чаще всего, остаётся физиологический возраст.
Особое внимание в речевом развитии уделяется дошкольному возрасту, так как в этот период происходит становление основ речевого развития. Появление и обогащение как активного, так и пассивного словаря - это неразрывные, взаимосвязанные этапы речевого онтогенеза.
Особенностями развития номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями являются серьезные отличия от лексики сверстников, которые не имеют проблем в развитии.
У детей с одновременным нарушением зрения и слуха прослеживается снижение словарного запаса, искажение знакомых слов, происходит замена звуков, опускается начало или конец слова, многие слова сохраняют лишь приближенный контур. Таким образом, происходит неверное понимание и употребление слов, наблюдается неустойчивость и проблемы в общении.
Исследованиями последних лет установлена эффективность и необходимость использования новых методов, приемов в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому проблема поиска новых методов и приемов для всестороннего развития младших школьников с бисенсорными нарушениями, развития их словарного запаса остается достаточно актуальной в тифлосурдопедагогике. Одним из таких методов по обогащению словаря и развитию лексической стороны речи является применение интеллект-карты.
Для определения уровня номинативного словаря школьников с бисенсорными нарушениями нами было проведено предпроектное исследование. С помощью заданий были определены уровни активного и пассивного словарного запаса.
Выборку исследования составили обучающиеся младшего школьного возраста с бисенсорными нарушениями в количестве 6 человек.
Результаты предпроектного этапа обусловили необходимость разработать проект, направленный на развитие номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством создания интеллект-карт. В разработанном и реализованном проекте обозначенные задачи и направления работы были выполнены. Тематическое планирование дало возможность организовать коррекционный процесс методически правильно, конспекты коррекционных занятий позволили дополнить и разнообразить традиционную коррекционную работу, методические рекомендации правильно организовать условия и адаптировать наглядный материал по созданию интеллект-карт для детей с бисенсорными нарушениями.
В результате внедрения проекта и проведения серий занятий, направленных на развитие номинативного словаря в ходе создания интеллект-карт диагностировано: изменения уровня сформированности номинативного словаря, а именно - его повышение. На основании этого поставленную цель проектной работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: метод. пособие. М.: Просвещение, 1999. С.117.
2. Басилова Т.А. Слепоглухие дети // Специальная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. С.391-406.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 220 с.
4. Беляева О.Л., Давыдова О. Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие. Красноярск, 2017. С.229.
5. Беляева О.Л. Сопровождение детей с нарушенным слухом в условиях инклюзивного образования: теория и практика. Учебно-методическое пособие; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. 262 с.
6. Бессонова Т.П., Грибова О.Е.Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Словарный запас и грамматический строй: учеб. пособие. М.: АРКТИ, 1997. С.64.
7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. 2013. № 4. С. 47-52.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1981. С. 256.
9. Боскис. Р.М. Глухие и слабослышащие дети: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2004. С.304.
10. Бурова, Н.И. Расширение словарного запаса слабослышащих обучающихся на уроках литературного чтения: методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха: учеб. пособие. М.: Библиотека А. Миллера, 2021. С. 63.
11. Бьюзен, Т. Интеллект - карты. Практическое руководство / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Попурри, 2010. -368 с.
12. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, М: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. С. 144.
13. Волкова Л.С., Шаховская С.Н.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. М.: ВЛАДОС,1998. С. 680.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие. М.: Наука, 1961. С. 471.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351с.
16. Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение- М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 48с.
17. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. С. 240.
18. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М.: Просвещение, 1992. 215 с.
19. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Зикеев. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 200 с.
20. Зыкова Т.С. Ознакомление с окружающим миром: 1 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы: учеб. пособие: М.: Просвещение, 2020. С.143.
21. Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Русский язык. Развитие речи. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2018. С.127.
22. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для
слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов.т- 2-е изд., испр. -
М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 223 с.
23. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников // СПбГУПМ. 1999. С.36.
24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя): учеб. пособие. М.: СОЮЗ, 1999. С.160.
25. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации: учеб. пособие: М.: РГГУ, 2013. С.314.
26. Лисицкая Л.Г., Лексикографическая компетентность как средство познавательного развития младших школьников [Текст] / Л.Г. Лисицкая, И.В. Павленко // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 57-12. - С. 158-167.
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.С.680.
28. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учеб. пособие. М.: РАОИКП, 1999. С.39.
29. Поваляева М.А: справочник логопеда. М.: Феникс, 2002. С.448.
30. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие. М.: Краснояр. гос. пед. ун-т им. ВП Астафьева. Красноярск, 2019. С.125.
31. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных)
школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-
М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 176 с.
32. Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. С.199.
33. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Слепоглухота. Классификация и проблемы: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989. 225 С.56.
34. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. С.52.
35. Сошникова Н.Г. Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения в развитии: исторические аспекты исследования сложного дефекта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2010. 150 с.
36. Уфимцева Л.П., Грищенко Т.А. Развитие зрительного восприятия у учащихся с нарушением зрения // Наука и образование. 2015. №2. С. 45-49.
37. Феклистова С.Н. Концептуальные подходы к модернизации научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха//Вестник ЛГУ им.А.С.Пушкина.-2020.-№2.-С.348-354
38. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха: учеб.- метод. пособие/С.Н.Феклистова, Т.И.Обухова, Л.В. Михайловская - Минск: БГПУ. 2011-216 с.
39. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. М.:КАРО, 2007. С.256.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ [Электронный ресурс] // ФГОС. URL:https://fgos.ru/fgos/fgos- 1598/(дата обращения: 7.03.2023).