Развитие навыков поискового чтения на английском языке у обучающихся 9 класса в процессе подготовки к ОГЭ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения поисковому чтению на английском языке на уровне среднего общего образования 6
1.1. Понятие поискового чтения в научной методической литературе 6
1.2. Подходы, принципы и приемы в совершенствовании поискового
чтения 10
1.3. Требования ОГЭ по английскому языку в 2021 году к разделу «Чтение» 14
1.4. Интерактивные методы обучения и их сущность 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Практические основы обучения поисковому чтению в процессе
подготовки к ОГЭ в 9 классе 24
2.1. Анализ УМК «Spotlight» для 9 класса на предмет использования
интерактивных форм обучения 24
2.2. Интерактивные онлайн ресурсы в обучении поисковому чтению 29
2.3. Комплекс упражнений для развития навыков поискового чтения в
рамках ОГЭ с использованием интерактивных онлайн ресурсов 35
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В
Глава 1. Теоретические основы обучения поисковому чтению на английском языке на уровне среднего общего образования 6
1.1. Понятие поискового чтения в научной методической литературе 6
1.2. Подходы, принципы и приемы в совершенствовании поискового
чтения 10
1.3. Требования ОГЭ по английскому языку в 2021 году к разделу «Чтение» 14
1.4. Интерактивные методы обучения и их сущность 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Практические основы обучения поисковому чтению в процессе
подготовки к ОГЭ в 9 классе 24
2.1. Анализ УМК «Spotlight» для 9 класса на предмет использования
интерактивных форм обучения 24
2.2. Интерактивные онлайн ресурсы в обучении поисковому чтению 29
2.3. Комплекс упражнений для развития навыков поискового чтения в
рамках ОГЭ с использованием интерактивных онлайн ресурсов 35
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В
В настоящее время в период глобализации очень важно владеть иностранным языком во всех четырех видах речевой деятельности. Чтение как вид речевой деятельности играет одну из самых важных ролей в процессе обучению иностранному языку, так как на основе восприятия и понимания текста, предложений и составляющих их графических знаков строится весь образовательный процесс, начиная с понимания установок к заданиям, самих заданий, так и созданного самим обучающимся текста.
На сегодняшний день проблема совершенствования навыков поискового чтения и овладения им как опосредованным средством коммуникации на иностранном языке весьма актуален и составляет одну из главных практических целей обучения иностранному языку. Это связано с тем, что в современном мире люди в своей личной и профессиональной жизни сталкиваются с большим количеством информации, и выделение из нее основной информации является важным умением. Более того, данный вид чтения проверяется на основном государственном экзамене (ОГЭ). Поэтому сегодня вид поискового чтения является наиболее актуальным.
Однако в современных учебниках по английскому языку подавляющее большинство заданий к тексту ограничивается вопросами на контроль понимания содержания прочитанного, а также зачастую нет поэтапной работы над поисковым чтением, чтобы развить у учащихся необходимые умения прогнозировать, игнорировать неизвестное, без чего невозможно успешно сдать ОГЭ в разделе «Чтение».
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования и необходимость использования в процессе обучения поисковому чтению таких средств, которые помогут разрешить имеющиеся трудности. К таким средствам относятся современные интерактивных методов обучения.
Объект исследования - поисковое чтение как вид речевой деятельности на уроке иностранного языка в средней школе.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения как способ развития навыка поискового чтения в формате заданий ОГЭ.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования интерактивного метода обучения в процессе развития навыка поискового чтения у обучающихся 9 класса в рамках подготовки к ОГЭ, разработать и применить на практике комплекс упражнений с применением интерактивного метода обучения, направленных на развитие данного навыка.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие поискового чтения в научной методической литературе.
2. Изучить подходы, принципы и приемы в совершенствовании поискового чтения.
3. Изучить интерактивные методы обучения, их сущность.
4. Проанализировать использование методов при обучении поисковому чтению в УМК «Spotlight» для 9 класса.
5. Определить возможности дидактического применения интерактивных онлайн ресурсов в обучении поисковому чтению.
6. Разработать комплекс упражнений с использованием интерактивных методов обучения направленных на развитие навыков поискового чтения в рамках ОГЭ.
Теоретическая база исследования представлена трудами таких ученых и современных исследователей, как Э.Г. Азимов, Н.В. Акинина, М.А. Антони, О.Н. Бондаренко, Н.Д. Гальскова, Е.А. Ефимова, И.Л. Колесникова, А.А. Кузнецова, С.В. Москаленко, Е.И. Пассов, О.Н. Поддубская, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, Л.П. Солонцова и др.
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему развития навыка поискового чтения у обучающихся в рамках подготовки к ОГЭ на уроке английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений в образовательном процессе в школе и, в частности, для подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку.
Выше названные цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы, которая включает введение, две главы - теоретическую и практическую, которые поделены на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложение. Во введении отражаются актуальность темы исследования, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования. Первая глава описывает теоретические основы обучения поисковому чтению на английском языке; понятие поискового чтения в научной методической литературе; подходы, принципы и приемы в совершенствовании поискового чтения; требования ОГЭ по английскому языку в 2021 году к разделу «Чтение»; понятие интерактивных методов обучения и их сущность. Вторая глава представляет практические аспекты работы: анализ УМК «Spotlight 9»; анализ онлайн ресурсов; комплекс упражнений для развития навыков поискового чтения в рамках ОГЭ. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
На сегодняшний день проблема совершенствования навыков поискового чтения и овладения им как опосредованным средством коммуникации на иностранном языке весьма актуален и составляет одну из главных практических целей обучения иностранному языку. Это связано с тем, что в современном мире люди в своей личной и профессиональной жизни сталкиваются с большим количеством информации, и выделение из нее основной информации является важным умением. Более того, данный вид чтения проверяется на основном государственном экзамене (ОГЭ). Поэтому сегодня вид поискового чтения является наиболее актуальным.
Однако в современных учебниках по английскому языку подавляющее большинство заданий к тексту ограничивается вопросами на контроль понимания содержания прочитанного, а также зачастую нет поэтапной работы над поисковым чтением, чтобы развить у учащихся необходимые умения прогнозировать, игнорировать неизвестное, без чего невозможно успешно сдать ОГЭ в разделе «Чтение».
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования и необходимость использования в процессе обучения поисковому чтению таких средств, которые помогут разрешить имеющиеся трудности. К таким средствам относятся современные интерактивных методов обучения.
Объект исследования - поисковое чтение как вид речевой деятельности на уроке иностранного языка в средней школе.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения как способ развития навыка поискового чтения в формате заданий ОГЭ.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования интерактивного метода обучения в процессе развития навыка поискового чтения у обучающихся 9 класса в рамках подготовки к ОГЭ, разработать и применить на практике комплекс упражнений с применением интерактивного метода обучения, направленных на развитие данного навыка.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие поискового чтения в научной методической литературе.
2. Изучить подходы, принципы и приемы в совершенствовании поискового чтения.
3. Изучить интерактивные методы обучения, их сущность.
4. Проанализировать использование методов при обучении поисковому чтению в УМК «Spotlight» для 9 класса.
5. Определить возможности дидактического применения интерактивных онлайн ресурсов в обучении поисковому чтению.
6. Разработать комплекс упражнений с использованием интерактивных методов обучения направленных на развитие навыков поискового чтения в рамках ОГЭ.
Теоретическая база исследования представлена трудами таких ученых и современных исследователей, как Э.Г. Азимов, Н.В. Акинина, М.А. Антони, О.Н. Бондаренко, Н.Д. Гальскова, Е.А. Ефимова, И.Л. Колесникова, А.А. Кузнецова, С.В. Москаленко, Е.И. Пассов, О.Н. Поддубская, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, Л.П. Солонцова и др.
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему развития навыка поискового чтения у обучающихся в рамках подготовки к ОГЭ на уроке английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений в образовательном процессе в школе и, в частности, для подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку.
Выше названные цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы, которая включает введение, две главы - теоретическую и практическую, которые поделены на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложение. Во введении отражаются актуальность темы исследования, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования. Первая глава описывает теоретические основы обучения поисковому чтению на английском языке; понятие поискового чтения в научной методической литературе; подходы, принципы и приемы в совершенствовании поискового чтения; требования ОГЭ по английскому языку в 2021 году к разделу «Чтение»; понятие интерактивных методов обучения и их сущность. Вторая глава представляет практические аспекты работы: анализ УМК «Spotlight 9»; анализ онлайн ресурсов; комплекс упражнений для развития навыков поискового чтения в рамках ОГЭ. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
В ходе исследования были изучены теоретические и практические аспекты развития навыка поискового чтения у обучающихся 9 класса в рамках подготовки к ОГЭ на уроке английского языка посредством интерактивных онлайн ресурсов и сделаны следующие выводы.
Под поисковым чтением понимается речевая деятельность чтения, целью которой является поиск заданной информации в тексте. Данный вид чтения развивается на уроке английского языка в совокупности с ознакомительным и изучающим чтением. Для формирования навыков поискового чтения важно развитие таких умений, как определять структурно-композиционные особенности текста, выделять информацию, находить факты, группировать информацию, прогнозировать содержание, ориентироваться в словесной структуре текста.
В процессе совершенствования поискового чтения необходима предварительная постановка задачи / нескольких задач, использование формы чтения про себя, больших по объему текстов по большей части публицистических жанров, включение незнакомых слов в тексты для поискового чтения, ограничение по времени, гарантированное присутствие заданной информации в тексте. Для развития навыка поискового чтения необходимо использовать текстовые и когнитивные опоры (ключевые слова, иллюстрации), а также поэтапную работу, используя разные виды упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Поисковое чтение является одним из проверяемых навыков в структуре раздела «Чтение» основного государственного экзамена. Требования к данному разделу включают четкие временные рамки, сформированные навыки поискового и ознакомительного чтения, умение соотносить тексты и заголовки и исключать лишнее, способность выделять ключевые слова, искать синонимы, предугадывать значение незнакомых слов.
В результате анализа УМК «Spotlight» для 9 класса сделан вывод, что в данном учебнике поисковому чтению уделяется достаточное внимание.
Развитие навыка поискового чтения проводится в каждом модуле УМК и во многих разделах, которые направлены даже на развитие других умений и навыков. Сопутствующими навыками, необходимыми для умений поискового чтения, являются навык предугадывания, выделения заданных объектов, поиска ключевых слов, соотнесения, поиска синонимов и антонимов. Формат ОГЭ в УМК «Spotlight» также учитывается.
Однако для более успешной сдачи ОГЭ необходимо комплексное использование традиционных и информационных средств обучения как, например онлайн ресурсы LeamingApp.orgи Google docs. Такой подход может сформировать целостную образовательную траекторию и достичь желаемого результата, поскольку интерактивное обучение характеризуется большой информативностью, достоверностью, позволяет проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, увеличивает наглядность обучения, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса и усиливает эмоциональность восприятия учебного материала. Используя интерактивные формы обучения на уроках английского языка, учителя могут значительно оптимизировать процесс получения и усвоения новых знаний даже по самым трудным темам.
Под поисковым чтением понимается речевая деятельность чтения, целью которой является поиск заданной информации в тексте. Данный вид чтения развивается на уроке английского языка в совокупности с ознакомительным и изучающим чтением. Для формирования навыков поискового чтения важно развитие таких умений, как определять структурно-композиционные особенности текста, выделять информацию, находить факты, группировать информацию, прогнозировать содержание, ориентироваться в словесной структуре текста.
В процессе совершенствования поискового чтения необходима предварительная постановка задачи / нескольких задач, использование формы чтения про себя, больших по объему текстов по большей части публицистических жанров, включение незнакомых слов в тексты для поискового чтения, ограничение по времени, гарантированное присутствие заданной информации в тексте. Для развития навыка поискового чтения необходимо использовать текстовые и когнитивные опоры (ключевые слова, иллюстрации), а также поэтапную работу, используя разные виды упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.
Поисковое чтение является одним из проверяемых навыков в структуре раздела «Чтение» основного государственного экзамена. Требования к данному разделу включают четкие временные рамки, сформированные навыки поискового и ознакомительного чтения, умение соотносить тексты и заголовки и исключать лишнее, способность выделять ключевые слова, искать синонимы, предугадывать значение незнакомых слов.
В результате анализа УМК «Spotlight» для 9 класса сделан вывод, что в данном учебнике поисковому чтению уделяется достаточное внимание.
Развитие навыка поискового чтения проводится в каждом модуле УМК и во многих разделах, которые направлены даже на развитие других умений и навыков. Сопутствующими навыками, необходимыми для умений поискового чтения, являются навык предугадывания, выделения заданных объектов, поиска ключевых слов, соотнесения, поиска синонимов и антонимов. Формат ОГЭ в УМК «Spotlight» также учитывается.
Однако для более успешной сдачи ОГЭ необходимо комплексное использование традиционных и информационных средств обучения как, например онлайн ресурсы LeamingApp.orgи Google docs. Такой подход может сформировать целостную образовательную траекторию и достичь желаемого результата, поскольку интерактивное обучение характеризуется большой информативностью, достоверностью, позволяет проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, увеличивает наглядность обучения, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса и усиливает эмоциональность восприятия учебного материала. Используя интерактивные формы обучения на уроках английского языка, учителя могут значительно оптимизировать процесс получения и усвоения новых знаний даже по самым трудным темам.
Подобные работы
- Тестирование, как средство контроля при обучении учащихся на иностранном языке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения чтению в девятых классах в рамках требований ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Ролевая игра как средство совершенствования диалогической речи у учащихся 8 классов на уроках английского языка
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



