Развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово»
|
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Живое слово» 9
1.1. Понятие о словообразовании 9
1.2. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 14
1.3. Современное состояние проблемы развития навыков словообразования у
младших школьников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Организация и проведение предпроектного исследования 31
Выводы по I главе 43
Глава II. Описание проекта «Живое слово» по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня 45
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 45
2.2. Описание продукта проекта 52
2.3. Апробация и оценка продукта проекта 62
Выводы по II главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения 85
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Живое слово» 9
1.1. Понятие о словообразовании 9
1.2. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 14
1.3. Современное состояние проблемы развития навыков словообразования у
младших школьников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Организация и проведение предпроектного исследования 31
Выводы по I главе 43
Глава II. Описание проекта «Живое слово» по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня 45
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 45
2.2. Описание продукта проекта 52
2.3. Апробация и оценка продукта проекта 62
Выводы по II главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения 85
Актуальность темы предопределена непреходящим значением речи в жизни каждого человека. Ежегодно число детей с общим недоразвитием речи растет и поэтому вопрос формирования у них лексико-грамматических средств занимает большое значение в современной логопедии, а трудности корректировки и совершенствования этого навыка становятся одними из самых популярных.
В исследованиях языковой культуры большая роль отводится овладению процессами словообразования для нормального развития устной речи у детей. Словообразование - значимая часть грамматического оформления речи. Процесс словообразования, несомненно, продуктивен. При различных аномалиях развития детей нарушаются словообразовательные процессы, что является существенным препятствием наряду с другими причинами социального общения. При общем недоразвитии речи существуют свои особенности речевого развития. Это, прежде всего, бедность и ограниченность словаря, аграмматизмы в речи, а так же другие сопровождающие нарушения.
Поскольку усвоение навыков словообразования полностью зависит от: формирования языковой компетенции детей, а также от состояния лексической системы языка и их речевого общения в целом. Исходя из изложенного, проблема формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характерно недостаточная сформированность словообразовательных процессов (Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, М.М. Кольцова и другие).
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется изучением возможности формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.Е. Левина, Н.И. Лепская, А.К. Маркова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и другие).
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных средств формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева и другие).
В специальной литературе описываются различные подходы к работе по формированию словообразования у детей младшего школьного с общим недоразвитием речи III уровня (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и многие другие). Частично данные о состоянии словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня представлены в исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Однако, анализ научных работ показал, что, несмотря на разработанность вопросов формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, проблема продолжает оставаться актуальной, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска средств и методов ее решения.
Теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики по проблеме исследования позволяет выявить ряд несоответствий и противоречий между:
• увеличением процента младших школьников, имеющих нарушения речи и отсутствием широкого внедрения методик и технологий, касающихся данной проблемы, в образовательный процесс;
• указаниями на недостаточную сформированность словообразования у детей младшего школьного возраста данной категории и недостаточной изученностью влияния игровых форм как средства формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• значимостью формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как показателя успешности социализации детей в образовательной организации, с одной стороны, и недостаточностью специальных разработок по формированию словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе дидактических игр.
Исходя из данных несоответствий и противоречий, вытекает проблема исследования, которая заключается в нарушении формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поиске средств и методов решения обозначенной проблемы, составлении и апробации проекта «Живое слово» по преодолению выявленных трудностей через дидактические игры.
Цель проекта обосновать, разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Задачи проекта:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать методику по изучению сформированности словообразовательных навыков у младших школьников для детей с общим недоразвитием речи;
3) Провести предпроектное исследование по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать результаты;
4) Разработать проект «Живое слово», направленный на развитие словообразовательных навыков;
5) Провести повторную диагностику по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проекта: словообразовательные навыки у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: комплекс дидактических игр по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Проектная идея заключается в развитии словообразовательных навыков обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр в условиях реализации проекта «Живое слово» с учетом поэтапности и поуровневости.
Теоретико-методологическая база исследования: в процессе работы над выпускной квалификационной работой проектного типа применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и методологического исследования.
Теоретические методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по теме исследования:
• труды исследователей по проблеме развития словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи В.П. Глухова, Р.Е Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой;
• учение Л.С. Выготского о закономерностях развития аномального ребенка в обучении;
• современные концепции обучения детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Е.А. Стребелева и другие);
• исследования о проблеме развития речи детей с общим недоразвитием речи Л.С. Волковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
• диагностические методики по обследованию словообразовательных навыков детей младшего школьного возраста, рекомендованные профессором З.А. Репиной.
Эмпирические методы исследования: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов:
• Констатирующего: исследование уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Формирующего: апробация содержания логопедической работы, направленной на словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Контрольного: проведение сравнительного анализа уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня и формулирование выводов об эффективности работы.
Статистические методы исследования: статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая ценность исследования:
• адаптирована методика исследования процессов словообразования у третьеклассников детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• материалы могут быть использованы: учителями, учителями-логопедами, педагогами-психологами в организациях, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, а также их родителями.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Положения о выпускной квалификационной работе бакалавра, специалиста в федеральном государственном бюджетном образовательном 7 учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №286 (п) от 19.04.2019.
Структура и объём проекта: введение, две главы, заключение, список источников и приложение, в которое входят документы от образовательной организации, на базе которой проходила апробация продукта проекта, а именно: отзывы научного руководителя, акт о внедрении, а также материалы предпроектного исследования, примеры комплекса игровых заданий и упражнений, составленных в рамках апробации продукта проекта, ознакомительные фрагменты продукта проекта.
База исследования: Красноярский край, г. Канск.
В исследованиях языковой культуры большая роль отводится овладению процессами словообразования для нормального развития устной речи у детей. Словообразование - значимая часть грамматического оформления речи. Процесс словообразования, несомненно, продуктивен. При различных аномалиях развития детей нарушаются словообразовательные процессы, что является существенным препятствием наряду с другими причинами социального общения. При общем недоразвитии речи существуют свои особенности речевого развития. Это, прежде всего, бедность и ограниченность словаря, аграмматизмы в речи, а так же другие сопровождающие нарушения.
Поскольку усвоение навыков словообразования полностью зависит от: формирования языковой компетенции детей, а также от состояния лексической системы языка и их речевого общения в целом. Исходя из изложенного, проблема формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характерно недостаточная сформированность словообразовательных процессов (Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, М.М. Кольцова и другие).
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется изучением возможности формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.Е. Левина, Н.И. Лепская, А.К. Маркова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и другие).
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных средств формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева и другие).
В специальной литературе описываются различные подходы к работе по формированию словообразования у детей младшего школьного с общим недоразвитием речи III уровня (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и многие другие). Частично данные о состоянии словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня представлены в исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Однако, анализ научных работ показал, что, несмотря на разработанность вопросов формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, проблема продолжает оставаться актуальной, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска средств и методов ее решения.
Теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики по проблеме исследования позволяет выявить ряд несоответствий и противоречий между:
• увеличением процента младших школьников, имеющих нарушения речи и отсутствием широкого внедрения методик и технологий, касающихся данной проблемы, в образовательный процесс;
• указаниями на недостаточную сформированность словообразования у детей младшего школьного возраста данной категории и недостаточной изученностью влияния игровых форм как средства формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• значимостью формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как показателя успешности социализации детей в образовательной организации, с одной стороны, и недостаточностью специальных разработок по формированию словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе дидактических игр.
Исходя из данных несоответствий и противоречий, вытекает проблема исследования, которая заключается в нарушении формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поиске средств и методов решения обозначенной проблемы, составлении и апробации проекта «Живое слово» по преодолению выявленных трудностей через дидактические игры.
Цель проекта обосновать, разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Задачи проекта:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать методику по изучению сформированности словообразовательных навыков у младших школьников для детей с общим недоразвитием речи;
3) Провести предпроектное исследование по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать результаты;
4) Разработать проект «Живое слово», направленный на развитие словообразовательных навыков;
5) Провести повторную диагностику по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проекта: словообразовательные навыки у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: комплекс дидактических игр по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Проектная идея заключается в развитии словообразовательных навыков обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр в условиях реализации проекта «Живое слово» с учетом поэтапности и поуровневости.
Теоретико-методологическая база исследования: в процессе работы над выпускной квалификационной работой проектного типа применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и методологического исследования.
Теоретические методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по теме исследования:
• труды исследователей по проблеме развития словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи В.П. Глухова, Р.Е Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой;
• учение Л.С. Выготского о закономерностях развития аномального ребенка в обучении;
• современные концепции обучения детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Е.А. Стребелева и другие);
• исследования о проблеме развития речи детей с общим недоразвитием речи Л.С. Волковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
• диагностические методики по обследованию словообразовательных навыков детей младшего школьного возраста, рекомендованные профессором З.А. Репиной.
Эмпирические методы исследования: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов:
• Констатирующего: исследование уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Формирующего: апробация содержания логопедической работы, направленной на словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Контрольного: проведение сравнительного анализа уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня и формулирование выводов об эффективности работы.
Статистические методы исследования: статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая ценность исследования:
• адаптирована методика исследования процессов словообразования у третьеклассников детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• материалы могут быть использованы: учителями, учителями-логопедами, педагогами-психологами в организациях, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, а также их родителями.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Положения о выпускной квалификационной работе бакалавра, специалиста в федеральном государственном бюджетном образовательном 7 учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №286 (п) от 19.04.2019.
Структура и объём проекта: введение, две главы, заключение, список источников и приложение, в которое входят документы от образовательной организации, на базе которой проходила апробация продукта проекта, а именно: отзывы научного руководителя, акт о внедрении, а также материалы предпроектного исследования, примеры комплекса игровых заданий и упражнений, составленных в рамках апробации продукта проекта, ознакомительные фрагменты продукта проекта.
База исследования: Красноярский край, г. Канск.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Процесс формирования словообразования представляет собой достаточно сложный процесс. Первыми формами освоения ребенком являются уменьшительно-ласкательные имена существительные. Далее появляются глаголы с приставками и другие сложные формы слов. Словообразование опирается на развитие познавательных и речевых процессов. В конечном итоге, к началу школьного обучения основные закономерности словообразования усваиваются детьми в такой степени, что речь ребенка соответствует нормам родного языка.
Словообразование у детей с общим недоразвитием речи менее развито, чем у детей, не имеющих речевые нарушения. Это можно объяснить недостаточным запасом словаря, встречающимися аграмматизмами в речи, слабо развитыми психическими процессами, недостаточными способами смыслового сопоставления и родственных слов, сложностью правильного различения общих и разных звуков в однокоренных словах, недифференцированным пониманием значений элементов словообразования - приставок.
С целью выявления и изучения особенностей развития словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в г. Канске, Канского района, Красноярского края было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 обучающихся третьих классов, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Были использованы общепринятые методы и приемы обследования речи обучающихся, применяемые в коррекционной педагогике. На основе заданий, предложенных З.А. Репиной, был разработан диагностический комплекс.
Как показало проведенное исследование, в полном объеме словообразовательные навыки сформированы только у 3 (15%) обучающихся. У 40% (8 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы недостаточно. Эти дети испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов. У 30% (6 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы на низком уровне. Эти дети испытывали затруднения в выполнении всех заданий. У 15% (3 обучающихся) словообразовательные навыки не сформированы: они либо отказывались от выполнения заданий, либо выполняли все их неверно. Исходя из полученных результатов, разработан проект «Живое слово», основанный на проведении игровых упражнений и заданий.
Были подобраны дидактические игры на образование: уменьшительно-ласкательных форм имен существительных, относительных имен прилагательных от имен существительных, качественных имен прилагательных от имен существительных, притяжательных имен прилагательных от имен существительных, глаголов с помощью приставок от глагольных основ, сложных слов. Составлена программы курса по коррекции нарушений словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр. Программа апробирована на обучающихся 3 классов.
Для того, чтобы проверить эффективность реализованного проекта, организовано повторное обследование. Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы в полном объеме, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов возросло до 10 (50%). Эти школьники справились большим количеством предъявляемых заданий: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в том числе, образование названий детёнышей животных), верно образовывали относительные прилагательные от существительных, справились с образованием притяжательных прилагательных от существительных, справились с образованием приставочных глаголов, справились с образованием сложных слов, справились с образованием слов, обозначающих профессии.
При первичной диагностике выявлено 8 (40%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы недостаточно, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 7 (35%). Эти школьники испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов.
При первичной диагностике выявлено 6 (30%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы на низком уровне, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 3 (15%). Эти школьники испытывали затруднения в выполнении всех заданий.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки не сформированы, при повторной диагностике таких обучающихся не выявлено.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили целесообразность и результативность логопедической работы, основанной на использовании дидактических игр. Содержание и методы разработанного нами проекта «Живое слово» показали свою эффективность. Проект способствовал развитию навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием III уровня. Цели и задачи проекта достигнуты.
Процесс формирования словообразования представляет собой достаточно сложный процесс. Первыми формами освоения ребенком являются уменьшительно-ласкательные имена существительные. Далее появляются глаголы с приставками и другие сложные формы слов. Словообразование опирается на развитие познавательных и речевых процессов. В конечном итоге, к началу школьного обучения основные закономерности словообразования усваиваются детьми в такой степени, что речь ребенка соответствует нормам родного языка.
Словообразование у детей с общим недоразвитием речи менее развито, чем у детей, не имеющих речевые нарушения. Это можно объяснить недостаточным запасом словаря, встречающимися аграмматизмами в речи, слабо развитыми психическими процессами, недостаточными способами смыслового сопоставления и родственных слов, сложностью правильного различения общих и разных звуков в однокоренных словах, недифференцированным пониманием значений элементов словообразования - приставок.
С целью выявления и изучения особенностей развития словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в г. Канске, Канского района, Красноярского края было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 обучающихся третьих классов, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Были использованы общепринятые методы и приемы обследования речи обучающихся, применяемые в коррекционной педагогике. На основе заданий, предложенных З.А. Репиной, был разработан диагностический комплекс.
Как показало проведенное исследование, в полном объеме словообразовательные навыки сформированы только у 3 (15%) обучающихся. У 40% (8 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы недостаточно. Эти дети испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов. У 30% (6 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы на низком уровне. Эти дети испытывали затруднения в выполнении всех заданий. У 15% (3 обучающихся) словообразовательные навыки не сформированы: они либо отказывались от выполнения заданий, либо выполняли все их неверно. Исходя из полученных результатов, разработан проект «Живое слово», основанный на проведении игровых упражнений и заданий.
Были подобраны дидактические игры на образование: уменьшительно-ласкательных форм имен существительных, относительных имен прилагательных от имен существительных, качественных имен прилагательных от имен существительных, притяжательных имен прилагательных от имен существительных, глаголов с помощью приставок от глагольных основ, сложных слов. Составлена программы курса по коррекции нарушений словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр. Программа апробирована на обучающихся 3 классов.
Для того, чтобы проверить эффективность реализованного проекта, организовано повторное обследование. Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы в полном объеме, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов возросло до 10 (50%). Эти школьники справились большим количеством предъявляемых заданий: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в том числе, образование названий детёнышей животных), верно образовывали относительные прилагательные от существительных, справились с образованием притяжательных прилагательных от существительных, справились с образованием приставочных глаголов, справились с образованием сложных слов, справились с образованием слов, обозначающих профессии.
При первичной диагностике выявлено 8 (40%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы недостаточно, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 7 (35%). Эти школьники испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов.
При первичной диагностике выявлено 6 (30%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы на низком уровне, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 3 (15%). Эти школьники испытывали затруднения в выполнении всех заданий.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки не сформированы, при повторной диагностике таких обучающихся не выявлено.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили целесообразность и результативность логопедической работы, основанной на использовании дидактических игр. Содержание и методы разработанного нами проекта «Живое слово» показали свою эффективность. Проект способствовал развитию навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием III уровня. Цели и задачи проекта достигнуты.



