Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово»

Работа №155882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы112
Год сдачи2023
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Живое слово» 9
1.1. Понятие о словообразовании 9
1.2. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 14
1.3. Современное состояние проблемы развития навыков словообразования у
младших школьников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Организация и проведение предпроектного исследования 31
Выводы по I главе 43
Глава II. Описание проекта «Живое слово» по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня 45
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 45
2.2. Описание продукта проекта 52
2.3. Апробация и оценка продукта проекта 62
Выводы по II главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения 85

Актуальность темы предопределена непреходящим значением речи в жизни каждого человека. Ежегодно число детей с общим недоразвитием речи растет и поэтому вопрос формирования у них лексико-грамматических средств занимает большое значение в современной логопедии, а трудности корректировки и совершенствования этого навыка становятся одними из самых популярных.
В исследованиях языковой культуры большая роль отводится овладению процессами словообразования для нормального развития устной речи у детей. Словообразование - значимая часть грамматического оформления речи. Процесс словообразования, несомненно, продуктивен. При различных аномалиях развития детей нарушаются словообразовательные процессы, что является существенным препятствием наряду с другими причинами социального общения. При общем недоразвитии речи существуют свои особенности речевого развития. Это, прежде всего, бедность и ограниченность словаря, аграмматизмы в речи, а так же другие сопровождающие нарушения.
Поскольку усвоение навыков словообразования полностью зависит от: формирования языковой компетенции детей, а также от состояния лексической системы языка и их речевого общения в целом. Исходя из изложенного, проблема формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характерно недостаточная сформированность словообразовательных процессов (Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, М.М. Кольцова и другие).
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется изучением возможности формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.Е. Левина, Н.И. Лепская, А.К. Маркова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и другие).
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных средств формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева и другие).
В специальной литературе описываются различные подходы к работе по формированию словообразования у детей младшего школьного с общим недоразвитием речи III уровня (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и многие другие). Частично данные о состоянии словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня представлены в исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Однако, анализ научных работ показал, что, несмотря на разработанность вопросов формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, проблема продолжает оставаться актуальной, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска средств и методов ее решения.
Теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики по проблеме исследования позволяет выявить ряд несоответствий и противоречий между:
• увеличением процента младших школьников, имеющих нарушения речи и отсутствием широкого внедрения методик и технологий, касающихся данной проблемы, в образовательный процесс;
• указаниями на недостаточную сформированность словообразования у детей младшего школьного возраста данной категории и недостаточной изученностью влияния игровых форм как средства формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• значимостью формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как показателя успешности социализации детей в образовательной организации, с одной стороны, и недостаточностью специальных разработок по формированию словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе дидактических игр.
Исходя из данных несоответствий и противоречий, вытекает проблема исследования, которая заключается в нарушении формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поиске средств и методов решения обозначенной проблемы, составлении и апробации проекта «Живое слово» по преодолению выявленных трудностей через дидактические игры.
Цель проекта обосновать, разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Задачи проекта:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать методику по изучению сформированности словообразовательных навыков у младших школьников для детей с общим недоразвитием речи;
3) Провести предпроектное исследование по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать результаты;
4) Разработать проект «Живое слово», направленный на развитие словообразовательных навыков;
5) Провести повторную диагностику по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проекта: словообразовательные навыки у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: комплекс дидактических игр по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Проектная идея заключается в развитии словообразовательных навыков обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр в условиях реализации проекта «Живое слово» с учетом поэтапности и поуровневости.
Теоретико-методологическая база исследования: в процессе работы над выпускной квалификационной работой проектного типа применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и методологического исследования.
Теоретические методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по теме исследования:
• труды исследователей по проблеме развития словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи В.П. Глухова, Р.Е Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой;
• учение Л.С. Выготского о закономерностях развития аномального ребенка в обучении;
• современные концепции обучения детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Е.А. Стребелева и другие);
• исследования о проблеме развития речи детей с общим недоразвитием речи Л.С. Волковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
• диагностические методики по обследованию словообразовательных навыков детей младшего школьного возраста, рекомендованные профессором З.А. Репиной.
Эмпирические методы исследования: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов:
• Констатирующего: исследование уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Формирующего: апробация содержания логопедической работы, направленной на словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Контрольного: проведение сравнительного анализа уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня и формулирование выводов об эффективности работы.
Статистические методы исследования: статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая ценность исследования:
• адаптирована методика исследования процессов словообразования у третьеклассников детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• материалы могут быть использованы: учителями, учителями-логопедами, педагогами-психологами в организациях, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, а также их родителями.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Положения о выпускной квалификационной работе бакалавра, специалиста в федеральном государственном бюджетном образовательном 7 учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №286 (п) от 19.04.2019.
Структура и объём проекта: введение, две главы, заключение, список источников и приложение, в которое входят документы от образовательной организации, на базе которой проходила апробация продукта проекта, а именно: отзывы научного руководителя, акт о внедрении, а также материалы предпроектного исследования, примеры комплекса игровых заданий и упражнений, составленных в рамках апробации продукта проекта, ознакомительные фрагменты продукта проекта.
База исследования: Красноярский край, г. Канск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Процесс формирования словообразования представляет собой достаточно сложный процесс. Первыми формами освоения ребенком являются уменьшительно-ласкательные имена существительные. Далее появляются глаголы с приставками и другие сложные формы слов. Словообразование опирается на развитие познавательных и речевых процессов. В конечном итоге, к началу школьного обучения основные закономерности словообразования усваиваются детьми в такой степени, что речь ребенка соответствует нормам родного языка.
Словообразование у детей с общим недоразвитием речи менее развито, чем у детей, не имеющих речевые нарушения. Это можно объяснить недостаточным запасом словаря, встречающимися аграмматизмами в речи, слабо развитыми психическими процессами, недостаточными способами смыслового сопоставления и родственных слов, сложностью правильного различения общих и разных звуков в однокоренных словах, недифференцированным пониманием значений элементов словообразования - приставок.
С целью выявления и изучения особенностей развития словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в г. Канске, Канского района, Красноярского края было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 обучающихся третьих классов, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Были использованы общепринятые методы и приемы обследования речи обучающихся, применяемые в коррекционной педагогике. На основе заданий, предложенных З.А. Репиной, был разработан диагностический комплекс.
Как показало проведенное исследование, в полном объеме словообразовательные навыки сформированы только у 3 (15%) обучающихся. У 40% (8 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы недостаточно. Эти дети испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов. У 30% (6 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы на низком уровне. Эти дети испытывали затруднения в выполнении всех заданий. У 15% (3 обучающихся) словообразовательные навыки не сформированы: они либо отказывались от выполнения заданий, либо выполняли все их неверно. Исходя из полученных результатов, разработан проект «Живое слово», основанный на проведении игровых упражнений и заданий.
Были подобраны дидактические игры на образование: уменьшительно-ласкательных форм имен существительных, относительных имен прилагательных от имен существительных, качественных имен прилагательных от имен существительных, притяжательных имен прилагательных от имен существительных, глаголов с помощью приставок от глагольных основ, сложных слов. Составлена программы курса по коррекции нарушений словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр. Программа апробирована на обучающихся 3 классов.
Для того, чтобы проверить эффективность реализованного проекта, организовано повторное обследование. Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы в полном объеме, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов возросло до 10 (50%). Эти школьники справились большим количеством предъявляемых заданий: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в том числе, образование названий детёнышей животных), верно образовывали относительные прилагательные от существительных, справились с образованием притяжательных прилагательных от существительных, справились с образованием приставочных глаголов, справились с образованием сложных слов, справились с образованием слов, обозначающих профессии.
При первичной диагностике выявлено 8 (40%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы недостаточно, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 7 (35%). Эти школьники испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов.
При первичной диагностике выявлено 6 (30%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы на низком уровне, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 3 (15%). Эти школьники испытывали затруднения в выполнении всех заданий.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки не сформированы, при повторной диагностике таких обучающихся не выявлено.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили целесообразность и результативность логопедической работы, основанной на использовании дидактических игр. Содержание и методы разработанного нами проекта «Живое слово» показали свою эффективность. Проект способствовал развитию навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием III уровня. Цели и задачи проекта достигнуты.



1. Абидова, Г.К. Проблемы словообразования детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Г.К. Абидова // Преемственность в образовании. - 2021. - № 30(12). - С. 7-22.
2. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи /
Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 38-43.
3. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова // Логопедия: Заикание. - Москва : Академия, 2003. - С. 27-37.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2008. - 133 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений: 3-е изд., перераб. и доп. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 364 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - Москва : АСТ, 2006. - 158 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1995. - 176 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс - Сфера, 2007. - 116 с.
9. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - Москва : Айрис-пресс, 2003. - 160 с.
10. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций /
В. П. Глухов. - М. : МПГУ, 2017. - 170 с.
11. Гречко, В.А. Теория языкознания: Учебное пособие / В.А. Гречко. - Москва : Высшая школа, 2003. - 215 с.
12. Губарева, Л.И. Исследование состояния верификации производных слов прилагательных у младших школьников с недоразвитием речи /
Л.И. Губарева, Т.А. Титова // Специальное образование : Материалы XV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 года. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. - С. 58-64.
13. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. / Т.В. Жеребило. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 337 с.
14. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 160 с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников. - Москва : Просвещение, 1998. -197с.
16. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Норма, 2008. - 182 с.
17. Иванова, С.В. Изучение словаря детей с общим недоразвитием речи / С.В. Иванова // Постулат. - 2021. - № 4. - С. 56-58.
18. Карпушкина, Е. А. Психолого-педагогическое обеспечение
логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями /
Е. А. Карпушкина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - С. 151-156.
19. Ковригина, Л.В. Оценка нарушений грамматического
структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи с учетом психолингвистического подхода / Л.В. Ковригина // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - Новосибирск, 2016. - С. 215-218.
20. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебное пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 318 с.
21. Коколева, А.С. Взаимосвязь словообразовательных механизмов и состояния словообразования младших школьников с недоразвитием речи / А.С. Коколева // Вопросы педагогики. - 2022. - № 1-1. - С. 132-133.
22. Коколева, А.С. Логопедическая работа по формированию способов словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / А.С. Коколева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 7-2. - С. 50-55.
23. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года / под общей ред.
Н.Н. Малофеева. Москва : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.
24. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 380с.
25. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Е. М. Косинова. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2015. - 192 с.
26. Коткова, С.Б. Преодоление нарушений словообразования у учащихся с
общим недоразвитием речи / С.Б. Коткова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч.,
Новосибирск, 04-06 декабря 2019 года. Том Часть 3. - Новосибирск:
Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. - С. 203-205.
27. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: монография / Т.А. Ладыженская. - Москва : Педагогика, 1975. - 256 с.
28. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1998. - 238 с.
29. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева. - Санкт- Петербург : Наука-Питер, 2006. - 102 с.
30. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: Альн С, 2013. - 367с.
31. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания: монография / А.А. Леонтьев. - Изд. 3-е, стер. Серия: Классический учебник МГУ. - Москва : URSS, 2020. - 312 с.
32. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - Москва : Смысл, 2001. - 509 с.
33. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - Москва : РГГУ, 2017. - 311с.
34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва : Просвещение, 1986. - 118 с.
35. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / под ред.
Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.: Владос, 2011. - 225 с.
36. Логопедия: учебник для студентов / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703с.
37. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии) / В.И. Лубовский. Москва: Буки Веди, 2013. 200 с.
38. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - 6-е изд., стер. / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2008. - 300с.
39. Ляпидевский, С.С. О дифференциации детей с речевой патологией // Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С.С. Ляпидевского,
С. Н. Шаховской. - Москва : Просвещение, 1975. - 126 с.
40. Малютина, Е.В. Основные направления формирования
словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Малютина // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - Т. 3. - С. 51-55.
41. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1974. - 118 с.
42. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. Репр. изд. - М. : Альянс, 2013. - 366 с.
43. Полупанова, Е.В. Состояние и пути развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Полупанова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2020. - № 1(30). - С. 12-16.
44. Пономарева, О.В. Формирование навыков словообразования глаголов у младших школьников с общим недоразвитием речи / О.В. Пономарева // Актуальные исследования. - 2021. - № 47(74). - С. 130-132.
45. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / под ред. А. М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2018. - 256 с.
46. Прус, И.А. Развитие навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Прус // Постулат. - 2017. - № 4(18). - С. 42-45.
47. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: учебник для студентов деф. факультетов пед. вузов / З.А. Репина. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. - 140 с.
48. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 284 с.
50. Седов, К.Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека / К.Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2008. - 225с.
51. Сеченов, И.М. Физиология нервных центров: (Из лекций, читаемых в Собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг.) / Ред. и вступ. статья
Х.С. Коштоянца. - Москва : Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952. - 236 с.
52. Сохин, Ф. А. К проблеме онтогенеза правил словообразования /
Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования. - Москва : ИЯ АН РСФСР, 1978. - С. 35-52.
53. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.
54. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
55. Ханьшева, Г.В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения / Г.В. Ханьшева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 93с.
56. Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения / В.К. Харченко // Детская речь как предмет лингвистического изучения / под ред. С.Н. Цейтлин. - Ленинград : Изд-во ЛГПИ им.
А. И. Герцена, 1987. - С. 23-34.
57. Хватцев, М.Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Р.И. Лалаевой,
С.Н. Шаховской. - Москва : Владос, 2009. - 293 с.
58. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка / С.Н. Цейтлин. Москва : Владос, 2017. 240 с.
59. Чикалова, А.В. Актуальность использования компьютерных игр в
работе по совершенствованию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / А.В. Чикалова // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: Материалы XV Всероссийской научно-практической
конференции, Тамбов, 18-19 ноября 2021 года. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. - С. 531-535.
60. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. 2-е изд., испр. / Г.В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2015. - 240с.
61. Чупров, Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие) / Л.Ф. Чупров. - Москва : Мысль, 2012. - 346 с.
62. Шалабанова, И.Ю. Анализ методов изучения развития словообразовательной компетенции у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / И.Ю. Шалабанова,
Д.Л. Токарева, А.Н. Максимова // Современные направления научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Душанбе, 25 октября 2019 года. - Душанбе: Научно¬издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. - С. 100-103.
63. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 285 с.
64. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика. - Москва : Лабиринт, 2004. - 124 с.
65. Швецова, Т.С. Симптомы, причины и особенности логопедической
коррекции задержки развития речи у детей / Т.С. Швецова, К.Э. Захарова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам V
Международной научно-практической конференции (Ялта, 20-22 мая 2021 года). - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2021. - С. 203-206.
66. Эльконин, Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - Москва : Просвещение, 1964. - С. 115-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ