Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово»

Работа №155882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы112
Год сдачи2023
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Живое слово» 9
1.1. Понятие о словообразовании 9
1.2. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 14
1.3. Современное состояние проблемы развития навыков словообразования у
младших школьников с общим недоразвитием речи 19
1.4. Организация и проведение предпроектного исследования 31
Выводы по I главе 43
Глава II. Описание проекта «Живое слово» по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня 45
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 45
2.2. Описание продукта проекта 52
2.3. Апробация и оценка продукта проекта 62
Выводы по II главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения 85

Актуальность темы предопределена непреходящим значением речи в жизни каждого человека. Ежегодно число детей с общим недоразвитием речи растет и поэтому вопрос формирования у них лексико-грамматических средств занимает большое значение в современной логопедии, а трудности корректировки и совершенствования этого навыка становятся одними из самых популярных.
В исследованиях языковой культуры большая роль отводится овладению процессами словообразования для нормального развития устной речи у детей. Словообразование - значимая часть грамматического оформления речи. Процесс словообразования, несомненно, продуктивен. При различных аномалиях развития детей нарушаются словообразовательные процессы, что является существенным препятствием наряду с другими причинами социального общения. При общем недоразвитии речи существуют свои особенности речевого развития. Это, прежде всего, бедность и ограниченность словаря, аграмматизмы в речи, а так же другие сопровождающие нарушения.
Поскольку усвоение навыков словообразования полностью зависит от: формирования языковой компетенции детей, а также от состояния лексической системы языка и их речевого общения в целом. Исходя из изложенного, проблема формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что для детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характерно недостаточная сформированность словообразовательных процессов (Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, М.М. Кольцова и другие).
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется изучением возможности формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.Е. Левина, Н.И. Лепская, А.К. Маркова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и другие).
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных средств формирования словообразовательных процессов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Р.И. Лалаева, Н.В. Нищева и другие).
В специальной литературе описываются различные подходы к работе по формированию словообразования у детей младшего школьного с общим недоразвитием речи III уровня (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и многие другие). Частично данные о состоянии словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня представлены в исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Однако, анализ научных работ показал, что, несмотря на разработанность вопросов формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, проблема продолжает оставаться актуальной, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска средств и методов ее решения.
Теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики по проблеме исследования позволяет выявить ряд несоответствий и противоречий между:
• увеличением процента младших школьников, имеющих нарушения речи и отсутствием широкого внедрения методик и технологий, касающихся данной проблемы, в образовательный процесс;
• указаниями на недостаточную сформированность словообразования у детей младшего школьного возраста данной категории и недостаточной изученностью влияния игровых форм как средства формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• значимостью формирования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как показателя успешности социализации детей в образовательной организации, с одной стороны, и недостаточностью специальных разработок по формированию словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе дидактических игр.
Исходя из данных несоответствий и противоречий, вытекает проблема исследования, которая заключается в нарушении формирования словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поиске средств и методов решения обозначенной проблемы, составлении и апробации проекта «Живое слово» по преодолению выявленных трудностей через дидактические игры.
Цель проекта обосновать, разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Задачи проекта:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) Подобрать методику по изучению сформированности словообразовательных навыков у младших школьников для детей с общим недоразвитием речи;
3) Провести предпроектное исследование по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать результаты;
4) Разработать проект «Живое слово», направленный на развитие словообразовательных навыков;
5) Провести повторную диагностику по выявлению уровня сформированности навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проекта: словообразовательные навыки у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектирования: комплекс дидактических игр по развитию словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Живое слово».
Проектная идея заключается в развитии словообразовательных навыков обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр в условиях реализации проекта «Живое слово» с учетом поэтапности и поуровневости.
Теоретико-методологическая база исследования: в процессе работы над выпускной квалификационной работой проектного типа применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и методологического исследования.
Теоретические методы исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по теме исследования:
• труды исследователей по проблеме развития словообразовательных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи В.П. Глухова, Р.Е Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой;
• учение Л.С. Выготского о закономерностях развития аномального ребенка в обучении;
• современные концепции обучения детей с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Е.А. Стребелева и другие);
• исследования о проблеме развития речи детей с общим недоразвитием речи Л.С. Волковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
• диагностические методики по обследованию словообразовательных навыков детей младшего школьного возраста, рекомендованные профессором З.А. Репиной.
Эмпирические методы исследования: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов:
• Констатирующего: исследование уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Формирующего: апробация содержания логопедической работы, направленной на словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• Контрольного: проведение сравнительного анализа уровня развития словообразовательных навыков у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня и формулирование выводов об эффективности работы.
Статистические методы исследования: статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая ценность исследования:
• адаптирована методика исследования процессов словообразования у третьеклассников детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработан комплекс дидактических игр, направленных на развитие словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня;
• материалы могут быть использованы: учителями, учителями-логопедами, педагогами-психологами в организациях, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, а также их родителями.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Положения о выпускной квалификационной работе бакалавра, специалиста в федеральном государственном бюджетном образовательном 7 учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №286 (п) от 19.04.2019.
Структура и объём проекта: введение, две главы, заключение, список источников и приложение, в которое входят документы от образовательной организации, на базе которой проходила апробация продукта проекта, а именно: отзывы научного руководителя, акт о внедрении, а также материалы предпроектного исследования, примеры комплекса игровых заданий и упражнений, составленных в рамках апробации продукта проекта, ознакомительные фрагменты продукта проекта.
База исследования: Красноярский край, г. Канск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Процесс формирования словообразования представляет собой достаточно сложный процесс. Первыми формами освоения ребенком являются уменьшительно-ласкательные имена существительные. Далее появляются глаголы с приставками и другие сложные формы слов. Словообразование опирается на развитие познавательных и речевых процессов. В конечном итоге, к началу школьного обучения основные закономерности словообразования усваиваются детьми в такой степени, что речь ребенка соответствует нормам родного языка.
Словообразование у детей с общим недоразвитием речи менее развито, чем у детей, не имеющих речевые нарушения. Это можно объяснить недостаточным запасом словаря, встречающимися аграмматизмами в речи, слабо развитыми психическими процессами, недостаточными способами смыслового сопоставления и родственных слов, сложностью правильного различения общих и разных звуков в однокоренных словах, недифференцированным пониманием значений элементов словообразования - приставок.
С целью выявления и изучения особенностей развития словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в г. Канске, Канского района, Красноярского края было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 обучающихся третьих классов, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Были использованы общепринятые методы и приемы обследования речи обучающихся, применяемые в коррекционной педагогике. На основе заданий, предложенных З.А. Репиной, был разработан диагностический комплекс.
Как показало проведенное исследование, в полном объеме словообразовательные навыки сформированы только у 3 (15%) обучающихся. У 40% (8 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы недостаточно. Эти дети испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов. У 30% (6 обучающихся) словообразовательные навыки сформированы на низком уровне. Эти дети испытывали затруднения в выполнении всех заданий. У 15% (3 обучающихся) словообразовательные навыки не сформированы: они либо отказывались от выполнения заданий, либо выполняли все их неверно. Исходя из полученных результатов, разработан проект «Живое слово», основанный на проведении игровых упражнений и заданий.
Были подобраны дидактические игры на образование: уменьшительно-ласкательных форм имен существительных, относительных имен прилагательных от имен существительных, качественных имен прилагательных от имен существительных, притяжательных имен прилагательных от имен существительных, глаголов с помощью приставок от глагольных основ, сложных слов. Составлена программы курса по коррекции нарушений словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами дидактических игр. Программа апробирована на обучающихся 3 классов.
Для того, чтобы проверить эффективность реализованного проекта, организовано повторное обследование. Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы в полном объеме, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов возросло до 10 (50%). Эти школьники справились большим количеством предъявляемых заданий: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в том числе, образование названий детёнышей животных), верно образовывали относительные прилагательные от существительных, справились с образованием притяжательных прилагательных от существительных, справились с образованием приставочных глаголов, справились с образованием сложных слов, справились с образованием слов, обозначающих профессии.
При первичной диагностике выявлено 8 (40%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы недостаточно, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 7 (35%). Эти школьники испытывали затруднения в образовании качественных и притяжательных прилагательных от существительных, в образовании приставочных глаголов и сложных слов.
При первичной диагностике выявлено 6 (30%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки сформированы на низком уровне, при повторной диагностике число детей с таким количеством верных ответов снизилось до 3 (15%). Эти школьники испытывали затруднения в выполнении всех заданий.
При первичной диагностике выявлено 3 (15%) обучающихся, у которых словообразовательные навыки не сформированы, при повторной диагностике таких обучающихся не выявлено.
Таким образом, полученные результаты исследования подтвердили целесообразность и результативность логопедической работы, основанной на использовании дидактических игр. Содержание и методы разработанного нами проекта «Живое слово» показали свою эффективность. Проект способствовал развитию навыков словообразования у третьеклассников с общим недоразвитием III уровня. Цели и задачи проекта достигнуты.



1. Абидова, Г.К. Проблемы словообразования детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Г.К. Абидова // Преемственность в образовании. - 2021. - № 30(12). - С. 7-22.
2. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи /
Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 38-43.
3. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова // Логопедия: Заикание. - Москва : Академия, 2003. - С. 27-37.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2008. - 133 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений: 3-е изд., перераб. и доп. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 364 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - Москва : АСТ, 2006. - 158 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1995. - 176 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс - Сфера, 2007. - 116 с.
9. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - Москва : Айрис-пресс, 2003. - 160 с.
10. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций /
В. П. Глухов. - М. : МПГУ, 2017. - 170 с.
11. Гречко, В.А. Теория языкознания: Учебное пособие / В.А. Гречко. - Москва : Высшая школа, 2003. - 215 с.
12. Губарева, Л.И. Исследование состояния верификации производных слов прилагательных у младших школьников с недоразвитием речи /
Л.И. Губарева, Т.А. Титова // Специальное образование : Материалы XV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 года. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. - С. 58-64.
13. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. / Т.В. Жеребило. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 337 с.
14. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 160 с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников. - Москва : Просвещение, 1998. -197с.
16. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Норма, 2008. - 182 с.
17. Иванова, С.В. Изучение словаря детей с общим недоразвитием речи / С.В. Иванова // Постулат. - 2021. - № 4. - С. 56-58.
18. Карпушкина, Е. А. Психолого-педагогическое обеспечение
логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями /
Е. А. Карпушкина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - С. 151-156.
19. Ковригина, Л.В. Оценка нарушений грамматического
структурирования высказывания у детей с общим недоразвитием речи с учетом психолингвистического подхода / Л.В. Ковригина // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. - Новосибирск, 2016. - С. 215-218.
20. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебное пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 318 с.
21. Коколева, А.С. Взаимосвязь словообразовательных механизмов и состояния словообразования младших школьников с недоразвитием речи / А.С. Коколева // Вопросы педагогики. - 2022. - № 1-1. - С. 132-133.
22. Коколева, А.С. Логопедическая работа по формированию способов словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / А.С. Коколева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 7-2. - С. 50-55.
23. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 года / под общей ред.
Н.Н. Малофеева. Москва : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.
24. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 380с.
25. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи / Е. М. Косинова. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2015. - 192 с.
26. Коткова, С.Б. Преодоление нарушений словообразования у учащихся с
общим недоразвитием речи / С.Б. Коткова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч.,
Новосибирск, 04-06 декабря 2019 года. Том Часть 3. - Новосибирск:
Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. - С. 203-205.
27. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: монография / Т.А. Ладыженская. - Москва : Педагогика, 1975. - 256 с.
28. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1998. - 238 с.
29. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева. - Санкт- Петербург : Наука-Питер, 2006. - 102 с.
30. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: Альн С, 2013. - 367с.
31. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания: монография / А.А. Леонтьев. - Изд. 3-е, стер. Серия: Классический учебник МГУ. - Москва : URSS, 2020. - 312 с.
32. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - Москва : Смысл, 2001. - 509 с.
33. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - Москва : РГГУ, 2017. - 311с.
34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва : Просвещение, 1986. - 118 с.
35. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / под ред.
Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.: Владос, 2011. - 225 с.
36. Логопедия: учебник для студентов / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703с.
37. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии) / В.И. Лубовский. Москва: Буки Веди, 2013. 200 с.
38. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. - 6-е изд., стер. / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2008. - 300с.
39. Ляпидевский, С.С. О дифференциации детей с речевой патологией // Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С.С. Ляпидевского,
С. Н. Шаховской. - Москва : Просвещение, 1975. - 126 с.
40. Малютина, Е.В. Основные направления формирования
словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Малютина // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2017. - Т. 3. - С. 51-55.
41. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1974. - 118 с.
42. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. Репр. изд. - М. : Альянс, 2013. - 366 с.
43. Полупанова, Е.В. Состояние и пути развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Полупанова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2020. - № 1(30). - С. 12-16.
44. Пономарева, О.В. Формирование навыков словообразования глаголов у младших школьников с общим недоразвитием речи / О.В. Пономарева // Актуальные исследования. - 2021. - № 47(74). - С. 130-132.
45. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / под ред. А. М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2018. - 256 с.
46. Прус, И.А. Развитие навыков словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Прус // Постулат. - 2017. - № 4(18). - С. 42-45.
47. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: учебник для студентов деф. факультетов пед. вузов / З.А. Репина. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. - 140 с.
48. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 284 с.
50. Седов, К.Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека / К.Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2008. - 225с.
51. Сеченов, И.М. Физиология нервных центров: (Из лекций, читаемых в Собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг.) / Ред. и вступ. статья
Х.С. Коштоянца. - Москва : Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952. - 236 с.
52. Сохин, Ф. А. К проблеме онтогенеза правил словообразования /
Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования. - Москва : ИЯ АН РСФСР, 1978. - С. 35-52.
53. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2005. - 45 с.
54. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
55. Ханьшева, Г.В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения / Г.В. Ханьшева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 93с.
56. Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения / В.К. Харченко // Детская речь как предмет лингвистического изучения / под ред. С.Н. Цейтлин. - Ленинград : Изд-во ЛГПИ им.
А. И. Герцена, 1987. - С. 23-34.
57. Хватцев, М.Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Р.И. Лалаевой,
С.Н. Шаховской. - Москва : Владос, 2009. - 293 с.
58. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка / С.Н. Цейтлин. Москва : Владос, 2017. 240 с.
59. Чикалова, А.В. Актуальность использования компьютерных игр в
работе по совершенствованию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / А.В. Чикалова // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: Материалы XV Всероссийской научно-практической
конференции, Тамбов, 18-19 ноября 2021 года. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. - С. 531-535.
60. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. 2-е изд., испр. / Г.В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2015. - 240с.
61. Чупров, Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие) / Л.Ф. Чупров. - Москва : Мысль, 2012. - 346 с.
62. Шалабанова, И.Ю. Анализ методов изучения развития словообразовательной компетенции у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / И.Ю. Шалабанова,
Д.Л. Токарева, А.Н. Максимова // Современные направления научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Душанбе, 25 октября 2019 года. - Душанбе: Научно¬издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. - С. 100-103.
63. Шаховская, С.Н. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 285 с.
64. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика. - Москва : Лабиринт, 2004. - 124 с.
65. Швецова, Т.С. Симптомы, причины и особенности логопедической
коррекции задержки развития речи у детей / Т.С. Швецова, К.Э. Захарова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам V
Международной научно-практической конференции (Ялта, 20-22 мая 2021 года). - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2021. - С. 203-206.
66. Эльконин, Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - Москва : Просвещение, 1964. - С. 115-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ