Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков через изучение архитектуры России XVIII столетия 7
§1.1 Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 8
§1.2 Особенности познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков 17
§1.3 Исторические и теоретические аспекты архитектуры России XVIII столетия 22
Выводы первой главы 33
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков через изучение архитектуры России XVIII столетия 35
§2.1 Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков 36
§2.2 Серия занятий по изучению архитектуры России XVIII столетия и методические рекомендации к ним, направленные на развитие познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков 47
Выводы второй главы 56
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение 62
Актуальность исследования обусловлена проблемой разрушения ценностей традиционной культуры. На сегодняшний день для учащихся подросткового возраста утратили популярность такие формы досуга, как посещение театра, выставок изобразительного искусства, концерты классической музыки, чтение литературы. Учащиеся подросткового возраста практически не интересуются историей не только как учебной дисциплиной, но и в силу распространяющего невежества не в состоянии отличать историческую правду от фальсификаций конкретных фактов из жизни народа и страны [50 ].
В настоящее время необходимо возрождение традиций, развитие интереса к культуре своего Отечества. Это необходимо делать с помощью возвращения к отечественной художественной культуре, великому разуму и ратным подвигам предков. Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной желания создавать что-то свое, таким образом, личность обогащает свой мир, у нее развивается эмоционально¬ценностное отношение к миру, формируется чувство нравственности.
Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели и ученые (В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) обращены к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к изучению отечественной культуры России.
Общетеоретическое значение для изучения педагогического аспекта формирования познавательного интереса к культуре своего Отечества мы видим в работах Н.Г. Волкова, Л.Н. Гумилева, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина и других выдающихся мыслителей.
Наше исследование, посвященное развитию познавательного интереса к отечественной художественной культуре через изучение архитектуры России XVIII столетия, может стать одним из способов патриотического воспитания.
Это обусловлено тем, что русская художественная культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку.
Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на русскую национальную традиции. Более того, российские мастера благодаря этой глубокой преемственности сумели в течение XVIII столетия не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
Глобальные изменения в жизни российского общества оказали сильнейшее влияние на развитие искусства. В области архитектуры возникли регулярные городские застройки, следует так же отметить, что в разработке плана строительства Петербурга принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Жан-Батист Леблон, Петр Михайлович Еропкин.
Идея основания в России своей школы художеств появилась еще при Петре I и в середине XVIII столетия преобразовалась в Российскую императорскую Академию художеств. В этой Академии художеств выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были такие архитекторы как Иван Егорович Старов, Василий Иванович Баженов.
Важным направлением в развитии познавательного интереса к отечественной художественной культуре через архитектуру XVIII столетия у подростков является образовательная и творческая деятельность, посвященная истории художественной культуры своего Отечества.
Цель: составить и провести серию занятий по изучению архитектуры России XVIII столетия, направленных на развитие познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание понятия «познавательный интерес»; -определить особенности познавательного интереса у учащихся подросткового возраста к отечественной художественной культуре;
- изучить исторические и теоретические аспекты архитектуры России XVIII столетия;
- организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса у учащихся подросткового возраста к отечественной художественной культуре;
- составить и провести серию занятий по изучению архитектуры России XVIII столетия, направленных на развитие познавательного интереса к отечественной художественной культуре у подростков.
Объект исследования - развитие познавательного интереса к отечественной художественной культуре у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования - изучение архитектуры России XVIII столетия как способ развития познавательного интереса к художественной отечественной культуре у подростков.
Гипотеза исследования: изучение архитектуры России XVIII столетия будет способствовать развитию познавательного интереса к отечественной художественной культуре у учащихся подросткового возраста при соблюдении следующих условий.
- обеспечение учителем свободных форм творческой деятельности в ходе изучения художественной культуры России XVIII столетия;
- организация учителем познавательной активности и заинтересованности каждого ученика в творческой реализации образовательной деятельности;
- использование учителем индивидуального подхода к каждому ученику при возникновении трудностей.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анкетирование;
- наблюдение;
- эксперимент;
База исследования: МБОУ СОШ №18 г. Ачинск Изостудия «Арт- дизайн». В качестве экспериментальной группы был выбран 8 класс, в составе 22 человек, из них 8 мальчиков и 14 девочек. Возраст детей 13-14 лет.
В заключении хотелось бы отметить, что в подростковом возрасте познавательное развитие характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением познавательных интересов. В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности ученика, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Развитие познавательного интереса к отечественной художественной культуре подростков обеспечивает их приобщение к культурному наследию, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и развитие уровня познавательного интереса к отечественной художественной культуре.
Во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с культурой своего Отечества.
Через осуществление образовательной деятельности и достигли положительных результатов, а именно: знакомство с художественной культурой, и погружение в её пространство, самостоятельности и ответственности при решении возникших задач, возникновение стремления дальнейшего изучения культуры своего Отечества.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования подтверждена.