ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие мультимедийного учебного пособия 9
1.2. Характеристика самостоятельной работы студентов-бакалавров 22
1.3. Специфика применения мультимедийного учебного пособия
в организации самостоятельной работы студентов-бакалавров по музыкально-историческим дисциплинам 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ»
2.1. Содержание мультимедийного учебного пособия по дисциплине
«История отечественной музыки» на тему «Древнерусское певческое искусство» 40
2.2. Технология создания мультимедийного учебного пособия 51
2.3. Анализ апробации мультимедийного учебного пособия как средства
организации самостоятельной работы студентов-бакалавров 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Приложение 1. Мультимедийное учебное пособие на тему «Древнерусское певческое искусство» 83
Без изучения истории музыки невозможно представить себе музыкальное образование. Эта одна из главных музыкально-теоретических дисциплин. Поэтому она сопровождает музыканта на всех этапах его обучения. На начальном и среднем уровне музыкального образования исторические темы раскрываются на занятиях по музыкальной литературе, а в музыкальных вузах история музыки изучается более углубленно на дисциплинах «История зарубежной музыки» и «История отечественной музыки», «История эстрадноджазовой музыки», «Массовая музыкальная культура» и др.
Изучая историю музыки, учащийся, помимо исторических этапов развития музыкальной культуры, охватывает и основы музыкальнотеоретических знаний, и разнообразие музыкального языка композиторов, что позволяет ему воспитывать художественный вкус и быть ориентированным в мире музыкального искусства. Музыкально-исторические дисциплины формируют профессиональную компетентность бакалавра художественного образования.
При изучении программы дисциплины «История музыки» очень важным является освоить каждую эпоху в отдельности, понять ее особенности и отличительные черты. Каждая из эпох уникальна и разнится по сложности усвоения материала. Поэтому на изучение каждой эпохи по программе даётся определённое количество времени, за которое студенты должны ее освоить, как в аудитории с преподавателем, так и самостоятельно.
Особенное место в изучении истории музыки занимает тема эпохи русского Средневековья, которая, в отличие от других эпох, по ряду причин, сложна для усвоения современными студентами. Это и недостаточно систематизированный и сложнодоступный материал по данной теме, и специфика самого певческого искусства той эпохи на Руси, цели которого были далеки от музыкальных, развлекательных и концертных, в отличие от последующих эпох. Изучение данной эпохи представляет особую трудность для студентов как в аудитории, так и в самостоятельной работе.
Сегодня для современного студента виртуальное общение стало нормой жизни, а информационные коммуникативные технологии - необходимым условием учебы. Все эти тенденции не обошли стороной и музыкальное образование. В связи с этим актуальной становится проблема разработки и использования мультимедийных пособий.
Это одно из перспективных направлений научной и методической деятельности высшего учебного заведения, нацеленного на повышение качества профессионально-педагогического образования, воспитания целеустремленной, шагающей в ногу со временем саморазвивающейся личности.
В настоящее время создается новая информационная среда обучения во всей образовательной сфере - внедряются в учебный процесс технологии с использованием электронного мультимедийного сопровождения. Его применение позволяет интенсифицировать учебный процесс, делая его современным, динамичным, интересным и диалогичным.
Именно для таких сложных тем как музыкальная культура русского Средневековья, которые имеют очень ограниченный объем литературы, нотных записей, аудио и тем более видео примеров, будут очень актуальны мультимедийные средства обучения, за счет которых эта проблема решается полностью и помогает студенту освоить данный курс в полном объеме.
Однако при этом возникают противоречия между:
• ориентацией образовательного стандарта нового поколения на саморазвивающуюся личность студента, умеющего самостоятельно пополнять и обновлять знания, и недостаточностью методологических обоснований новых учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы студентов;
• необходимостью интеграции в образовательный процесс инновационных средств организации самостоятельной работы студентов и недостаточным обеспечением учебного процесса новыми мультимедийными и электронными средствами такой организации, соответствующими техническому прогрессу;
• потребностью педагогов и студентов в удобном, структурированном по темам и разделам изучаемой дисциплины средстве в виде мультимедийного учебного пособия, и отсутствием такового в материальном обеспечении дисциплины.
Противоречия обусловили проблему исследования: организация самостоятельной работы студентов-бакалавров по дисциплине «История отечественной музыки» с применением мультимедийного учебного пособия.
Тема: «Мультимедийное учебное пособие по дисциплине история музыки как средство организации самостоятельной работы студентов- бакалавров».
Цель: теоретически обосновать, разработать и внедрить мультимедийное пособие по дисциплине история отечественной музыки в процесс организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, а также провести анализ его апробации.
Объект: организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История отечественной музыки».
Предмет: применение мультимедийного пособия по дисциплине «История отечественной музыки» как средство организации самостоятельной работы студентов-бакалавров.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что успешное использование данного мультимедийного пособия в самостоятеьной работе студента возможно при условиях, если:
• содержание мультимедийного пособия будет соответствовать ФГОС и содержанию учебной дисциплины;
• при его разработке будут учитываться психолого-педагогические и дидактические требования;
• будут соблюдена технология создания и требования к данному дидактическому средству.
Задачи:
• рассмотреть понятие «мультимедийное учебное пособие»;
• дать характеристику самостоятельной работы студентов-
бакалавров;
• расскрыть специфику применение мультимедийного учебного пособия в процессе организации самостоятельной работе студентов-бакалавров по музыкально-историческим дисциплинам;
• раскрыть содержание мультимедийного учебного пособия по дисциплине «История отечественной музыки»;
• охарактеризовать технологию создания мультимедийного учебного пособия;
• провести анализ апробации учебного пособия как средства организации самостоятельной работы студентов-бакалавров....
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Самостоятельная работа студентов - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Правильная организация самостоятельных учебных знаний, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации и приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.
В результате самостоятельной работы студент должен научиться осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развивать в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию.
Информатизация образования привела к широкому использованию в учебном процессе электронных образовательных изданий, что, в свою очередь, затронуло и такой вид образовательного издания, как учебное пособие. Одним из таких средств обучения стало мультимедийное учебное пособие. Понятие «мультимедийное учебное пособие» включает в себя две составляющие: «мультимедиа» и «учебное пособие».
Учебное пособие - это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник.
Мультимедиа - это компьютерные технологии, при которых совместно используются несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Мультимедийное пособие представляет собой учебное пособие, содержащее гипертекст, который сопровождается видео- и аудиокомментариями, имеющее легкий доступ к любым частям пособия, позволяющее наглядно воспринимать информацию, легко ее усваивать и закреплять в сознании.
Как приложение к мультимедийному учебному пособию возможно использование любого количества дополнительных материалов, первоисточников, хрестоматий, справочной литературы.
Использование мультимедиа в образовании дает возможность студентам быть активными участниками образовательного процесса: самостоятельно работать над учебным материалом, определять, какой материал изучать в какой последовательности, организовывать совместную работу в учебной группе или при самостоятельной работе. Все эти тенденции не обошли стороной и музыкальное образование.
Для разработки мультимедийного учебного пособия нами была выбрана дисциплина «История музыки» раздел «История отечественной музыки» эпоха русского Средневековья.
«История музыки» является одной из основополагающих дисциплин в профессиональной подготовке музыканта. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История музыки» имеет свои особенности, определяемые, в свою очередь, спецификой изучаемого материала - музыки.
При изучении программы дисциплины «История музыки» очень важным является освоить каждую эпоху в отдельности, понять её особенности и отличительные черты. Каждая из эпох уникальна и разнится по сложности усвоения материала. Поэтому на изучение каждой эпохи по программе даётся определённое количество времени, за которое студенты должны её освоить, как в аудитории с преподавателем, так и самостоятельно.
Особенное место в изучении истории музыки занимает тема эпохи русского Средневековья, которая, в отличие от других эпох, по ряду причин, сложна для усвоения современными студентами. Это и недостаточно систематизированный и сложнодоступный материал по данной теме, и специфика самого певческого искусства той эпохи на Руси, цели которого были далеки от музыкальных, развлекательных и концертных, в отличие от последующих эпох.
Поэтому изучение данной эпохи представляет особую трудность для студентов как в аудитории, так и в самостоятельной работе.
Именно для таких сложных тем, которые имеют ограниченный объем литературы, нотных записей, аудио- и тем более видеопримеров, будут очень актуальны мультимедийные средства обучения, за счет которых решается эта проблема; они помогают студенту освоить курс в полном объеме.
Все это и обусловило необходимость создания пособия по столь важной и сложной теме. В результате работы было создано мультимедийное пособие «Древнерусское певческое искусство» по дисциплине «История отечественной музыки» как средство организации самостоятельной работы студентов- бакалавров.
Данное пособие включает в себя три главы по два параграфа и приложение. В каждой главе раскрывается соответствующая тема по параграфам в контексте истории развития. Раздел «Приложение» содержит аудио, видео, текст, иллюстрации по всем темам данного пособия.
Каждый параграф содержит аудио- и видеопримеры песнопений, видеоматериал по соответствующей теме, текстовые материалы. В текстовом материале каждого параграфа содержатся гиперссылки на еще более подробную информацию по теме, либо раскрывающие разного рода терминологию или историческое событие. Все это дает возможность использовать пособие для самостоятельной работы студентов.
При создании мультимедийного пособия нам пришлось, помимо самостоятельного поиска материала в сети Интернет и библиотеках, искать возможность устанавливать контакты с людьми, которые сегодня являются представителями возрождения традиций древнерусского певческого искусства. Они помогли нам информацией и хорошей систематизированной литературой.
Созданное пособие имеет большую значимость для будущих преподавателей. Его актуальность определяется настоятельной необходимостью формирования у бакалавров представления об истории зарождения и развития русского певческого искусства. Данное мультимедийное пособие может способствовать эффективному освоению данной дисциплины.
Апробация созданного нами мультимедийного пособия проводилась среди студентов 2-го курса группы МЗ-202 отделения музыкальнокомпьютерных технологий ФГАОУ ВО РГППУ. Студенты, изучавшие данную эпоху на занятиях по дисциплине «История отечественной музыки» в первом семестре согласно учебному плану, рассказали, что сталкивались с трудностями при поиске учебного материала.
Апробация проводилась в два этапа.
Первый этап апробации состоял в виде лекции-беседы с демонстрацией пособия на экране через проектор. Так учащиеся могли наблюдать интерфейс пособия, его разделы, изображения, аудио и видео материалы.
Вторым этапом апробации стал анкетный опрос. Цель анкетного опроса заключалась в том, чтобы оценить эффективность пособия. Эффективность
разработанного пособия определялась по степени положительных ответов в анкете.
По окончании проверки данных анкеты были выявлены следующие результаты:
• количество положительных ответов - 103 (91, 96%);
• количество отрицательных ответов - 6 (5, 36%);
• затруднений с ответом - 3 (2,68%).
Анализ полученных результатов показал, что содержание предложенного мультимедийного пособия соответствует содержанию учебного раздела «История отечественной музыки». Студенты посчитали, что стилевое направление русской музыки эпохи средневековья представлено достаточно полно в предложенном нами пособии....
1. Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы Первой международной интернет-конференции (25-30 ноября 2011 г., Екатеринбург) / Открытый каталог «Учебные презентации» - Екатеринбург, 2011. - 68 с.
2. Глазырина, Е.Ю. Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании [Текст]: интернет-конф. 3-23 апр. 2006 г. / Изд-во ФГАОУ ВПО РГППУ, Отд-ние муз.- компьютер. технологий; гл. ред. Е. Ю. Глазырина. - Екатеринбург, 2006. - 7с.
3. Воген, Т. Мультимедиа [Текст] / Т. Воген. - М.: Изд-во «Попурри», 1997. - 296 с.
4. Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002г. №27-55-570/12 «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»»: [утверждено приказом Минобразования России от 14.07.99 № 81.] [Текст]. - М.: Мин. Обр., 2002.- 3 с.
5. Уинн, Л. Рош. Библия мультимедиа [Текст] / Рош. Л. Уинн. - М.: Изд- во Диасофт, 1998. - 192 с.
6. Попов, В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Мультимедиа [Текст]: учеб. пособие / В.Б Попов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 336 с.
7. Буторина, Н.И. Современные информационные технологии в преподавании дисциплины «История зарубежной и русской музыки» [Текст] / Н.И. Буторина // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании: сб. материалов Международной Интернет-конференции. - Екатеринбург: РГППУ, 2006. - 18с.
8. Борзенко, А. Мультимедиа для всех [Текст] / А. Борзенко, А. Федоров - М.: КомпьютерПресс, 1996. - 251 с.
9. Красильникова, В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения [Текст] / В.А. Красильникова //Монография. - ОГУ, Оренбург. М.: ИИО РАО, 2002. - 176 с.
10. Катунян М. Новый тривий в музыке ХХ века: звук, число, обряд (А. Пярт, Л. Рубинштейн) [Текст] / М. Катунян // Миф. Музыка. Обряд. Сборник статей. - 2007. - 179-183с.
11. Исправных Т.В. Информационные технологии на уроках музыки [Текст] / Т. В. Исправных.// Преподавание музыки. - 2007. - № 10. - 15 с.
12. Кадцын Л.М. Бытовые и концертные жанры музыкального искусства от Возрождения до наших дней. [Текст]/ Л.М. Кадцын // Учебное пособие.- Екатеринбург: ИП Лисицина, 2010. - 264 с.
13. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
14. Жук Ю.А. Мультимедийные технологии PDF [Текст] / Ю.А. Жук // Учебное пособие. - Сыктывкар: СЛИ, 2012. - 271с.
15. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография [Текст] /В.А. Беликов.- М.: Владос, 2004. - 357 с.
16. Андерсен А.В. Овсянкина Г.П., Шитикова Р.Г. Современные музыкально-компьютерные технологии: Учебное пособие [Текст] / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина.- СП: Издательство «Лань», 2013. - 224 с....47