ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОМУ
ТАНЦУ КАК СРЕДСТВУ ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Содержание понятия «современный танец» 8
1.2. Характеристика психофизических особенностей подростков 15
1.3. Особенности формирования начальных хореографических навыков
подростков в организациях дополнительного образования 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО
ТАНЦА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ 30
2.1. Специфика формирования начальных хореографических навыков при
освоении подростками современного танца 30
2.2. Анализ содержания учебной программы «Современный
танец» 36
2.3. Анализ апробации комплекса упражнений на основе современного танца как средства формирования начальных хореографических навыков
у подростков 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Приложение 1. Комплекс упражнений по дисциплине «Современный танец» 61
Приложение 2. Таблица упражнений и критерии контрольного урока 66
Танец зародился еще в глубокой древности, но и по сей день, он является одним из самых популярных массовых видов искусств. С древних времен танец помогал отразить значимые эпизоды в жизни людей: война, рождение, смерть. Танцевальные па зарождались от основных видов человеческих движений: от простых шагов, от бега, прыжков, раскачиваний и поворотов, в дальнейшем их комбинирование реформировалось в традиционные танцевальные движения. У многих народов образовывались свои танцевальные традиции.
Искусство танца никогда не стояло на месте, на сегодняшний день существует множество стилей и направлений. Путь к освоению и изучению танца длинный и непростой, ведь научиться танцевать не так просто, мастерство приходит не сразу. Человек, начавший заниматься хореографией должен обладать такими качествами, как: трудолюбие, дисциплина и выносливость.
Педагог-хореограф должен поспособствовать развитию творческих способностей подростка, развить его воображение, пластику и выразительность движений.
В наши дни, подростки основную часть дня находятся за школьной партой, у экранов компьютера или телевизора, в этой ситуации танец становится актуален. Хореография помогает увеличить работоспособность подростка, укрепить его здоровье, снимает умственное и психическое напряжения, подготавливает к успешной трудовой деятельности и увеличивает двигательную активность подростка.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что занятия современным танцем могут помочь подростку, не имеющему танцевальную подготовку, с помощью педагога-хореографа сформировать начальные хореографические навыки и исправить уже сформировавшиеся недостатки в теле.
Целенаправленное и систематическое хореографическое развитие подростков происходит в специально организованной деятельности, которая осуществляется в учреждениях системы дополнительного образования детей.
Однако на практике существует ряд противоречий между:
• желанием подростков осваивать современный танец и отсутствием у них сформированных начальных хореографических навыков;
• стремлением и желанием педагога развить способности подростка через современный танец и отсутствием методической базы предмета;
• существующими возможностями современного танца в развитии начальных хореографических навыков и отсутствием теоретического обоснования данной проблемы в хореографии.
Указанные выше противоречия позволяют выдвинуть проблему данного исследования, которая заключается в обосновании возможностей современного танца при формировании начальных хореографических навыков подростков в системе дополнительного образования.
Тема: Современный танец как средство формирования начальных хореографических навыков подростков в системе дополнительного образования детей.
Цель работы: теоретически обосновать актуальность использования современного танца при формировании хореографических навыков подростков, разработать и внедрить в практику специальный комплекс упражнений.
Объект исследования - процесс формирования начальных хореографических навыков подростков в системе дополнительного образования детей.
Предмет - обучение подростков современному танцу в системе дополнительного образования детей.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что процесс обучения современному танцу станет более успешным, если:
• будет обоснована необходимость формирования начальных хореографических навыков подростков при занятиях современным танцем в системе дополнительного образования детей;
внедрить специальный комплекс упражнений
по формированию начальных хореографических навыков подростков;
• учесть психофизические особенности подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• раскрыть содержание понятия «современный танец»;
• охарактеризовать начальные хореографические навыки;
• выявить особенности формирования начальных хореографических навыков подростков;
• выявить методы формирования начальных хореографических навыков подростков;
• создать комплекс упражнений для формирования начальных хореографических навыков подростков;
• провести анализ апробации комплекса упражнений на основе современного танца как средства формирования начальных хореографических навыков подростков.
Методологической основой исследования являются: труды по общей педагогике (Болдырев Н.И., Сластенин А.В. и др.); психолого-педагогические труды по вопросам специфики формирования хореографических навыков с учетом разных возрастных особенностей (Беликова А.Н., Кветная О.В., Пуляева Л.Е., Пуртурова Т.В. и др.); исследования в области хореографического образования воспитания (Жирнова Л., Ивлева Л.Д., Каргин А.С., Барышникова Т.К. и др.), исследования возрастных особенностей подростков (Мухина В.С., Кроповницкий О.В., Столяренко Л.Д.), исследования в области современного танца (Никитин В.Ю., Полятков С.С., Панферов В.И.).
Методы исследования:
• теоретические - изучение педагогической, психологической, учебной, программной и научно-методической литературы по проблеме формирования начальных хореографических навыков, анализ документов по вопросам образования, действующих учебных планов и программ для создания комплекса упражнений, анализ понятийного поля проблемы методов формирования начальных навыков, при освоении современного танца.
• эмпирические - педагогическое наблюдение за динамикой развития каждого ученика, разработка комплекса упражнений для формирования начальных хореографических навыков подростков, внедрение разработанного комплекса упражнений в образовательный процесс.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики работы педагога-хореографа, требований и условий применения комплекса упражнений на занятиях современного танца.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанного комплекса упражнений на основе современного танца на факультативах, семинарах, мастер классах для педагогов-хореографов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на занятиях хореографией с подростками на базе «КДК Виктория» г. Арамиль.
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что современный танец - это популярный в настоящее время вид искусства, сочетающий в себе множество разнообразных компонентов таких как: движение, эмоции, музыку, свет и краски. Современны танец не стоит на месте, он всегда полон новых идей, в нем изобретаются новые движения и исследуются возможности тела человека. Этот вид танцевального искусства является универсальным инструментом и для формирования начальных хореографических навыков и совершенствования техники танца, и для развития культуры движения любого человека, независимо от возраста.
Особенно этот вид хореографии популярен среди детей подросткового возраста, это связано с тем, что в настоящее время идет пропаганда здорового образа жизни, поэтому большинство детей хотят приобщиться к здоровому образу жизни, занятиям спортом и уже осмысленно идут в различные учреждения дополнительного образования детей, где с помощью педагога- хореографа смогут развить начальные хореографические данные, научиться красиво двигаться и чувствовать свое тело.
Как указывалось ранее, для того, чтобы процесс обучения в системе дополнительного образования детей был успешен, на начальном этапе работы с детьми подросткового возраста, педагогу необходимо изучить их психофизические особенности. В своей дальнейшей работе с подростками, хореограф должен учитывать, что в этом возрасте у учеников происходят изменения в организме, дети становятся более чувствительны и ранимы, поэтому работа на занятии должна быть четко выстроена и продумана.
В ходе занятий современным танцем педагогу-хореографу важно не только помочь развить у подростка начальные хореографические данные, но и исправить недостатки в уже сформировавшемся теле подростка. Помимо этого, педагог должен задействовать все виды памяти у подростка, для лучшего запоминания движений.
В ходе изучения начальных хореографических навыков у подростков, становится, очевидно, что особенностями их формирования являются: систематические занятия, целенаправленность и структурность изучения танцевального материала, учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей подростка.
Безусловно, занятия хореографией в системе дополнительного образования детей не только формируют хореографические навыки танцора, так же они обогащают внутренний мир подростка, приобщают его к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формируют духовные и нравственные качества, прививают любовь к искусству в целом.
В процессе работы так же был сделан вывод о том, что спецификой формирования начальных хореографических навыков при освоении подростками современного танца является то, что урок современного танца модифицирован. Изучение не ограничивается только лишь разучиванием движений и техники исполнения танца, но и содержит различные комплексы упражнений с физической нагрузкой, для укрепления мышечного аппарата, силы мышц и выносливости подростка. Также занятие включает в себя работу в партере, где ученик развивает свою пластичность, улучшает гибкость суставов и связок. Кроме того, частая смена заданий удерживает интерес у подростков на протяжении всего занятия.
В качестве примера занятия была проанализирована программа учебной дисциплины «Современный танец», в итоге был сделан вывод о том, что учебная программа носит целостный характер, в ней выделены структурные части, согласованы цели, задачи и способы их достижения, программа составлена с учетом физических возможностей детей подросткового возраста.
Программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации, возможен вариант проведения на её основе мастер-класса и др.
Но в рассматриваемой учебной программе отсутствовали отдельные физические упражнения, которые являются важным аспектом в подготовке будущего танцора.
В результате, проанализировав занятия современным танцем в двух группах танцевального коллектива «Оникс», был сделан вывод о том, что занятия по учебной программе в контрольной группе в недостаточной степени сформировали начальные хореографические навыки в отличие от экспериментальной группы, где был внедрен специально разработанный комплекс упражнений.
У учеников группы № 1 были недостаточно развиты начальные хореографические навыки, танцевальная техника также была слабо освоена, мышцы остались недостаточно крепкими. Подростки, обучающиеся в группе № 2, в ходе занятии развили как танцевальные навыки, так и сформировали крепкий мышечный аппарат, который позволит в дальнейшем изучении различных трюков и силовых элементов в современном танце.
Кроме того, в ходе апробации был сделан вывод о том, что входящие в комплекс упражнения в группе № 2 заинтересовали подростков больше, так как упражнения выполнялись с настроением и большим желанием работать.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что формируя начальные хореографические навыки у подростка в системе дополнительно образования детей, педагог-хореограф во-первых, должен изучить психофизические особенности детей подросткового возраста, определить методы и формы проведения занятии, четко объяснить и показать каждый изучаемый элемент и часто менять расположение линии в классе. Во-вторых, педагогу необходимо развить подростка физически и исправить уже сформировавшиеся недостатки, в ходу систематических занятий. В-третьих, нужно привить в каждом ученике любовь и уважение к хореографическому искусству в целом.