Методика изучения темы "Современные нетрадиционные религиозные учения в России как отражение постинформационной эпохи" в общественно-научных предметах
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных нетрадиционных религиозных учений, как отражения постинформационной эпохи 8
1.1 Степень изученности нетрадиционных религиозных учений в общественных науках 8
1.2 Источники и материалы для изучения нетрадиционных религиозных учений 18
Глава 2. Методические аспекты изучения на уроках темы «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Проблема преподавания нетрадиционных религиозных учений в методической литературе 33
2.3 Тема нетрадиционных религиозных учений в учебной литературе 42
2.4 Анализ опыта изучения темы «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» в общественно-научных предметах 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 75
Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных нетрадиционных религиозных учений, как отражения постинформационной эпохи 8
1.1 Степень изученности нетрадиционных религиозных учений в общественных науках 8
1.2 Источники и материалы для изучения нетрадиционных религиозных учений 18
Глава 2. Методические аспекты изучения на уроках темы «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Проблема преподавания нетрадиционных религиозных учений в методической литературе 33
2.3 Тема нетрадиционных религиозных учений в учебной литературе 42
2.4 Анализ опыта изучения темы «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» в общественно-научных предметах 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 75
Актуальность данная тема приобретает в нашей стране в связи с новыми социокультурными тенденциями, появившимися в российском обществе: всплеском религиозной активности и духовных исканий в целом, с одной стороны, мировоззренческим плюрализмом, обусловленным множественностью форм социальных отношений, конвергенцией с западными обществами и многоукладностью экономической, социальной и культурной жизни, с другой стороны.
Стоит отметить важность изучения данной темы молодежью и подрастающим поколением, обучающимся в образовательных учреждениях. Так как именно эта категория общества является наиболее подверженной влиянию. В современном обществе нет преград для получения и распространяя любого рода информации, в том числе и о нетрадиционных религиозных учениях.
Растущая активность нетрадиционных религий переместилась в центр споров о духовной направленности школьного и вузовского образования в стране, поскольку возникла угроза утраты, им своего светского характера. Стали все громче высказываться опасения относительно возможности сохранения в условиях экспансии нетрадиционных религий исконной культурно-исторической идентичности наших сограждан и даже самой российской культуры. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости глубокого изучения нетрадиционных религий и созданных на их основе новых объединений и организаций, специфики их воздействия на личность, взаимоотношений с духовными и общественно-политическими традициями России, оценки перспектив их дальнейшего влияния на отечественной почве.
Степень изученности Заинтересованность в области темы нетрадиционных религий проявили не только религиоведы, но и педагоги- методисты. Исследования можно представить в несколько групп.
Советские религиоведы, философы, социологи и историки, изучающие особенности организации, функционирования и возникновения новых религиозных учений в России и за рубежом. К их числу относятся: А. Баркер., И. Я. Кантеров., Д. А. Таевский., Е. Э Эгильский., Р. Конь., Р. Н. Лункин, С. Б Филатов, и др. В работах Е. Н. Балагушкина содержатся фундаментальные основы по теме.
Ко второй группе относятся исследования, в центре которых находится освещение религии в СМИ и феномена новых религиозных движений в СМИ в частности. Определенный вклад внесли: статья С. А. Опалева., О. В. Какаева, А. Агаджаняна, исследования Н. В. Шангина и М. В. Масловского и др. Более подробные исследования описаны в параграфе 1.1.
Что касается исследований, со стороны педагогов, они представлены, в основном, в рамках общей темы методики обучения религий. В работах А. Н. Красникова, М. В.Силантьевой, И. А. Галицкой, И. В. Метлика, Е. А. Гевурковой, А. Г. Колоскова, Т.Д. Шапошниковой и других, затрагиваются вопросы преподавания религиоведческих дисциплин в школе, рассматриваются методические проблемы преподавания религии.
Таким образом, в общественных и педагогических науках создана база для данного исследования, но работы с заявленной темой не выявлено.
Объектом исследования является процесс обучения общественно- научным предметам в учреждении среднего профессионального образования. Предмет исследования – это материалы о нетрадиционных религиозных учениях в России и методика их использования при изучении современного постинформационного общества на занятиях по истории и обществознанию в учреждении среднего профессионального образования.
Нетрадиционные религиозные учения (далее НРУ) в современной науке определяются как религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. В отличие от традиционных религий, нетрадиционные религиозные учения и движения являются сравнительно молодыми, они не опираются на национальную традицию, не оказывают какого-либо значительного созидательного воздействия на государственность, быт, семейные отношения (некоторые из таких учений, напротив, имеют деструктивный характер, направленный на разрушение традиционных семейных ценностей, личности человека и основ государственности).
В рамках ВКР используется понятие общественно-научные предметы в отношении учебных предметов «История», «Обществознание», входящих в предметную область общественные науки согласно ФГОС среднего общего образования, в соответствии с требованиями которого осуществляется обучение данным предметам в обучающихся БГК по программам среднего профессионального образования. «География», «Экономика», «Россия в мире», «Право» не входят в предмет исследования данной работы.
Гипотеза. Предполагается, что тема «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» недостаточно освещается в учебных программах и учебной литературе по общественно-научным дисциплинам (история и обществознание), хотя имеет междисциплинарный характер. Научная литература и источники по данной теме дают возможность организовать обучение в рамках деятельностного подхода с применением современных методов и технологий.
Цель исследования: изучить основные проблемы и материалы, связанные с нетрадиционными религиозными учениями в современном информационном обществе и определить возможности их применения в обучении на занятиях по истории и обществознанию в учреждении среднего профессионального образования.
Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать степень изученности нетрадиционных религиозных учений в общественных, в том числе исторических науках, выявить основные проблемы.
2. Изучить и сгруппировать по видам источники для анализа проблемы нетрадиционных религиозных учений.
3. Описать условия и методы исследования.
4. Рассмотреть степень изученности и подходы в методической литературе к заявленной теме.
5. Сделать анализ содержания учебников на предмет объема и качества информации о нетрадиционных религиях.
6. Проанализировать нормативную документацию, регулирующую изучение нетрадиционных религиозных учений.
7. Проанализировать результаты исследования и выявить методические аспекты изучения в общественно-научных предметах современных нетрадиционных религиозных учений в России, как отражения постинформационной эпохи.
База исследования. Экспериментальной базой послужил КГБПОУ Бийский государственный колледж, корпус 4. Состав участников эксперимента складывался из обучающихся мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет. Для проведения эксперимента были намечены этапы, в каждом из которых был проделан ряд действий.
Источниковой базой, используемой при проведении исследования послужили: нормативные документы, материалы периодической печати, религиоведческая литература, производимая непосредственно организациями НРУ, интернет-ресурсы и учебная литература.
Хронологические рамки всех используемых исследований относятся к новейшему времени, а именно современность, начиная с 1999 года по настоящие дни.
Методы. При написании работы были применены исторические и педагогические методы исследования.
К историческим методам относятся историографический и источниковедческий анализ, метод синтеза, историко-сравнительный.
Историографический анализ применялся путем изучения и оценки научных работ по теме. Только после осуществления такой работы становится возможным понимание того, какие вопросы имеет смысл ставить на обсуждение, а постановка каких будет некорректной.
Источниковедческий анализ дал возможность выделить подходящую источниковую базу для исследования. Была проанализирована нормативная база на предмет нашей исследуемой темы.
Из эмпирических методов научно-педагогического исследования нами были использованы: изучение литературы по теме, в том числе и нормативных документов, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта других исследователей. Из теоретических методов был применен метод анализа. Применялся данный метод путем работы с материалом по теме.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что материалы исследования углубляют представление о методике изучения религиозных учений на современном этапе в истории, обществознании и праве.
Практическая значимость работы. Основные положения работы могут быть использованы в ходе подготовки к урокам и исследовательским проектам учащихся.
Структура работы. Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из которых поделена на параграфы, заключения, приложения, а также списка литературы и источников.
Стоит отметить важность изучения данной темы молодежью и подрастающим поколением, обучающимся в образовательных учреждениях. Так как именно эта категория общества является наиболее подверженной влиянию. В современном обществе нет преград для получения и распространяя любого рода информации, в том числе и о нетрадиционных религиозных учениях.
Растущая активность нетрадиционных религий переместилась в центр споров о духовной направленности школьного и вузовского образования в стране, поскольку возникла угроза утраты, им своего светского характера. Стали все громче высказываться опасения относительно возможности сохранения в условиях экспансии нетрадиционных религий исконной культурно-исторической идентичности наших сограждан и даже самой российской культуры. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости глубокого изучения нетрадиционных религий и созданных на их основе новых объединений и организаций, специфики их воздействия на личность, взаимоотношений с духовными и общественно-политическими традициями России, оценки перспектив их дальнейшего влияния на отечественной почве.
Степень изученности Заинтересованность в области темы нетрадиционных религий проявили не только религиоведы, но и педагоги- методисты. Исследования можно представить в несколько групп.
Советские религиоведы, философы, социологи и историки, изучающие особенности организации, функционирования и возникновения новых религиозных учений в России и за рубежом. К их числу относятся: А. Баркер., И. Я. Кантеров., Д. А. Таевский., Е. Э Эгильский., Р. Конь., Р. Н. Лункин, С. Б Филатов, и др. В работах Е. Н. Балагушкина содержатся фундаментальные основы по теме.
Ко второй группе относятся исследования, в центре которых находится освещение религии в СМИ и феномена новых религиозных движений в СМИ в частности. Определенный вклад внесли: статья С. А. Опалева., О. В. Какаева, А. Агаджаняна, исследования Н. В. Шангина и М. В. Масловского и др. Более подробные исследования описаны в параграфе 1.1.
Что касается исследований, со стороны педагогов, они представлены, в основном, в рамках общей темы методики обучения религий. В работах А. Н. Красникова, М. В.Силантьевой, И. А. Галицкой, И. В. Метлика, Е. А. Гевурковой, А. Г. Колоскова, Т.Д. Шапошниковой и других, затрагиваются вопросы преподавания религиоведческих дисциплин в школе, рассматриваются методические проблемы преподавания религии.
Таким образом, в общественных и педагогических науках создана база для данного исследования, но работы с заявленной темой не выявлено.
Объектом исследования является процесс обучения общественно- научным предметам в учреждении среднего профессионального образования. Предмет исследования – это материалы о нетрадиционных религиозных учениях в России и методика их использования при изучении современного постинформационного общества на занятиях по истории и обществознанию в учреждении среднего профессионального образования.
Нетрадиционные религиозные учения (далее НРУ) в современной науке определяются как религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. В отличие от традиционных религий, нетрадиционные религиозные учения и движения являются сравнительно молодыми, они не опираются на национальную традицию, не оказывают какого-либо значительного созидательного воздействия на государственность, быт, семейные отношения (некоторые из таких учений, напротив, имеют деструктивный характер, направленный на разрушение традиционных семейных ценностей, личности человека и основ государственности).
В рамках ВКР используется понятие общественно-научные предметы в отношении учебных предметов «История», «Обществознание», входящих в предметную область общественные науки согласно ФГОС среднего общего образования, в соответствии с требованиями которого осуществляется обучение данным предметам в обучающихся БГК по программам среднего профессионального образования. «География», «Экономика», «Россия в мире», «Право» не входят в предмет исследования данной работы.
Гипотеза. Предполагается, что тема «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» недостаточно освещается в учебных программах и учебной литературе по общественно-научным дисциплинам (история и обществознание), хотя имеет междисциплинарный характер. Научная литература и источники по данной теме дают возможность организовать обучение в рамках деятельностного подхода с применением современных методов и технологий.
Цель исследования: изучить основные проблемы и материалы, связанные с нетрадиционными религиозными учениями в современном информационном обществе и определить возможности их применения в обучении на занятиях по истории и обществознанию в учреждении среднего профессионального образования.
Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать степень изученности нетрадиционных религиозных учений в общественных, в том числе исторических науках, выявить основные проблемы.
2. Изучить и сгруппировать по видам источники для анализа проблемы нетрадиционных религиозных учений.
3. Описать условия и методы исследования.
4. Рассмотреть степень изученности и подходы в методической литературе к заявленной теме.
5. Сделать анализ содержания учебников на предмет объема и качества информации о нетрадиционных религиях.
6. Проанализировать нормативную документацию, регулирующую изучение нетрадиционных религиозных учений.
7. Проанализировать результаты исследования и выявить методические аспекты изучения в общественно-научных предметах современных нетрадиционных религиозных учений в России, как отражения постинформационной эпохи.
База исследования. Экспериментальной базой послужил КГБПОУ Бийский государственный колледж, корпус 4. Состав участников эксперимента складывался из обучающихся мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет. Для проведения эксперимента были намечены этапы, в каждом из которых был проделан ряд действий.
Источниковой базой, используемой при проведении исследования послужили: нормативные документы, материалы периодической печати, религиоведческая литература, производимая непосредственно организациями НРУ, интернет-ресурсы и учебная литература.
Хронологические рамки всех используемых исследований относятся к новейшему времени, а именно современность, начиная с 1999 года по настоящие дни.
Методы. При написании работы были применены исторические и педагогические методы исследования.
К историческим методам относятся историографический и источниковедческий анализ, метод синтеза, историко-сравнительный.
Историографический анализ применялся путем изучения и оценки научных работ по теме. Только после осуществления такой работы становится возможным понимание того, какие вопросы имеет смысл ставить на обсуждение, а постановка каких будет некорректной.
Источниковедческий анализ дал возможность выделить подходящую источниковую базу для исследования. Была проанализирована нормативная база на предмет нашей исследуемой темы.
Из эмпирических методов научно-педагогического исследования нами были использованы: изучение литературы по теме, в том числе и нормативных документов, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта других исследователей. Из теоретических методов был применен метод анализа. Применялся данный метод путем работы с материалом по теме.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что материалы исследования углубляют представление о методике изучения религиозных учений на современном этапе в истории, обществознании и праве.
Практическая значимость работы. Основные положения работы могут быть использованы в ходе подготовки к урокам и исследовательским проектам учащихся.
Структура работы. Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из которых поделена на параграфы, заключения, приложения, а также списка литературы и источников.
В обучении проблема нетрадиционных религиозных учений является одной из актуальных, так как уже в начальной школе вводятся программы и курсы по изучению религий. Мировой опыт преподавания истории религии в школе очень разнообразен, возможны разные подходы и разные варианты. На сегодняшний день в системе нашего образования наблюдается лишь постепенный ввод данной темы.
Анализ данных теоретического исследования дает возможность проследить степень изученности проблемы по данной теме, выявить основные моменты, необходимы для преподавания темы в образовательных учреждениях. Проблема нетрадиционных религиозных учений еще не стала предметом комплексного изучения, поэтому исследование этой темы, как явления новейшей истории возможно только на стыке истории и религиоведения.
Внушительная доля имеющейся литературы по проблематике НРУ посвящена краткому или подробному изложению вероучения и культовой практики тех или иных видов религиозных новообразований. В силу малой разработанности общих методологических вопросов изучения природы НРУ, причин возникновения и способов функционирования различных разновидностей данной формы религиозного опыта авторы сочли необходимым сосредоточить свое внимание главным образом на исследовании теоретических аспектов проблемы
Проведя анализ источниковой базы исследования, можно сделать вывод, источники по теме делятся на законодательные: как РФ, так и международные акты, которые позволяют проследить процесс изменения вероисповедной политики на современном этапе, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе нетрадиционных, условия их возникновения, функционирования и ликвидации, а также правовое поле деятельности миссионеров. Источники периодической печати и интернет ресурсов помогают ознакомиться с актуальным материалом, освещающим проблемы современности. Рассмотренные в комплексе разнообразные материалы позволяют наиболее полно осветить тему «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» на занятиях по истории и обществознанию (включая право).
Описанные условия и методы исследования позволяют говорить об изученности данной темы в рамках педагогики, а также показать новизну исследования. Существует множество работ по проблеме обучения религии, особенно в начальной школе в свете введения обязательной дисциплины. Обращено внимание исследователей и на исторический опыт изучения религиозных дисциплин в разных странах. Отмечена необходимость дальнейшей разработки именно методических аспектов обучения религиозным темам в школе. Следует отметить положения выдвинутые педагогами: нужно сохранять светский характер образования в государственных образовательных организациях; необходимо осуществлять преподавание религиозных тем с исторической точки зрения, т.е. преподнося религию как продукт общественного развития; избегать крайних позиций при изложении материала; организовывать работу на уроке с источниками.
При анализе экспериментальной части исследования можно сделать следующие выводы. Тема «Современных нетрадиционных религиозных учений» не находит своего прямого отражения в нормативной документации, регулирующей образовательный процесс. Несмотря на это, в учебной литературе можно найти аспекты данной проблемы в рамках общих тем. Проведя анализ, как учебной литературы, так и нормативной документации, можно отметить, что тема НРУ носит метапредметный характер.
Стоит отметить, что при проведении занятия выяснилась не информированность большинства студентов по вопросам предложенной темы. У учащихся в процесс освоения материала был заметен живой интерес. Можно сделать выводы, что тема ранее не изучалась студентами в школе.
Как результат применения полученного материала на общественно- научных предметах по данной теме могут быть отмечены следующие положительные моменты:
1. повышается интерес обучающихся, а, следовательно, они могут более активно работать занятиях;
2. подобная система работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, появляется возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
3. формируется уважительное отношение к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.
Выдвинутые в гипотезе положения в ходе исследования можно считать подтвержденными: тема «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» недостаточно освещается в учебных программах и учебной литературе по общественно- научным дисциплинам (история и обществознание), хотя имеет междисциплинарный характер; научная литература и источники по данной теме дают возможность организовать обучение в рамках деятельностного подхода с применением современных методов и технологий.
Составленные в ходе отбора литературы и источников их аналитические обзоры и списки могут стать основой для организации работы обучающихся над исследовательскими проектами, как в образовательной организации среднего профессионального образования, так и в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Анализ данных теоретического исследования дает возможность проследить степень изученности проблемы по данной теме, выявить основные моменты, необходимы для преподавания темы в образовательных учреждениях. Проблема нетрадиционных религиозных учений еще не стала предметом комплексного изучения, поэтому исследование этой темы, как явления новейшей истории возможно только на стыке истории и религиоведения.
Внушительная доля имеющейся литературы по проблематике НРУ посвящена краткому или подробному изложению вероучения и культовой практики тех или иных видов религиозных новообразований. В силу малой разработанности общих методологических вопросов изучения природы НРУ, причин возникновения и способов функционирования различных разновидностей данной формы религиозного опыта авторы сочли необходимым сосредоточить свое внимание главным образом на исследовании теоретических аспектов проблемы
Проведя анализ источниковой базы исследования, можно сделать вывод, источники по теме делятся на законодательные: как РФ, так и международные акты, которые позволяют проследить процесс изменения вероисповедной политики на современном этапе, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе нетрадиционных, условия их возникновения, функционирования и ликвидации, а также правовое поле деятельности миссионеров. Источники периодической печати и интернет ресурсов помогают ознакомиться с актуальным материалом, освещающим проблемы современности. Рассмотренные в комплексе разнообразные материалы позволяют наиболее полно осветить тему «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» на занятиях по истории и обществознанию (включая право).
Описанные условия и методы исследования позволяют говорить об изученности данной темы в рамках педагогики, а также показать новизну исследования. Существует множество работ по проблеме обучения религии, особенно в начальной школе в свете введения обязательной дисциплины. Обращено внимание исследователей и на исторический опыт изучения религиозных дисциплин в разных странах. Отмечена необходимость дальнейшей разработки именно методических аспектов обучения религиозным темам в школе. Следует отметить положения выдвинутые педагогами: нужно сохранять светский характер образования в государственных образовательных организациях; необходимо осуществлять преподавание религиозных тем с исторической точки зрения, т.е. преподнося религию как продукт общественного развития; избегать крайних позиций при изложении материала; организовывать работу на уроке с источниками.
При анализе экспериментальной части исследования можно сделать следующие выводы. Тема «Современных нетрадиционных религиозных учений» не находит своего прямого отражения в нормативной документации, регулирующей образовательный процесс. Несмотря на это, в учебной литературе можно найти аспекты данной проблемы в рамках общих тем. Проведя анализ, как учебной литературы, так и нормативной документации, можно отметить, что тема НРУ носит метапредметный характер.
Стоит отметить, что при проведении занятия выяснилась не информированность большинства студентов по вопросам предложенной темы. У учащихся в процесс освоения материала был заметен живой интерес. Можно сделать выводы, что тема ранее не изучалась студентами в школе.
Как результат применения полученного материала на общественно- научных предметах по данной теме могут быть отмечены следующие положительные моменты:
1. повышается интерес обучающихся, а, следовательно, они могут более активно работать занятиях;
2. подобная система работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, появляется возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
3. формируется уважительное отношение к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.
Выдвинутые в гипотезе положения в ходе исследования можно считать подтвержденными: тема «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» недостаточно освещается в учебных программах и учебной литературе по общественно- научным дисциплинам (история и обществознание), хотя имеет междисциплинарный характер; научная литература и источники по данной теме дают возможность организовать обучение в рамках деятельностного подхода с применением современных методов и технологий.
Составленные в ходе отбора литературы и источников их аналитические обзоры и списки могут стать основой для организации работы обучающихся над исследовательскими проектами, как в образовательной организации среднего профессионального образования, так и в 10-11 классах общеобразовательной школы.



