Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения темы "Современные нетрадиционные религиозные учения в России как отражение постинформационной эпохи" в общественно-научных предметах

Работа №15587

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы131
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
756
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных нетрадиционных религиозных учений, как отражения постинформационной эпохи 8
1.1 Степень изученности нетрадиционных религиозных учений в общественных науках 8
1.2 Источники и материалы для изучения нетрадиционных религиозных учений 18
Глава 2. Методические аспекты изучения на уроках темы «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Проблема преподавания нетрадиционных религиозных учений в методической литературе 33
2.3 Тема нетрадиционных религиозных учений в учебной литературе 42
2.4 Анализ опыта изучения темы «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» в общественно-научных предметах 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 75


Актуальность данная тема приобретает в нашей стране в связи с новыми социокультурными тенденциями, появившимися в российском обществе: всплеском религиозной активности и духовных исканий в целом, с одной стороны, мировоззренческим плюрализмом, обусловленным множественностью форм социальных отношений, конвергенцией с западными обществами и многоукладностью экономической, социальной и культурной жизни, с другой стороны.
Стоит отметить важность изучения данной темы молодежью и подрастающим поколением, обучающимся в образовательных учреждениях. Так как именно эта категория общества является наиболее подверженной влиянию. В современном обществе нет преград для получения и распространяя любого рода информации, в том числе и о нетрадиционных религиозных учениях.
Растущая активность нетрадиционных религий переместилась в центр споров о духовной направленности школьного и вузовского образования в стране, поскольку возникла угроза утраты, им своего светского характера. Стали все громче высказываться опасения относительно возможности сохранения в условиях экспансии нетрадиционных религий исконной культурно-исторической идентичности наших сограждан и даже самой российской культуры. Все это свидетельствует о настоятельной необходимости глубокого изучения нетрадиционных религий и созданных на их основе новых объединений и организаций, специфики их воздействия на личность, взаимоотношений с духовными и общественно-политическими традициями России, оценки перспектив их дальнейшего влияния на отечественной почве.
Степень изученности Заинтересованность в области темы нетрадиционных религий проявили не только религиоведы, но и педагоги- методисты. Исследования можно представить в несколько групп.
Советские религиоведы, философы, социологи и историки, изучающие особенности организации, функционирования и возникновения новых религиозных учений в России и за рубежом. К их числу относятся: А. Баркер., И. Я. Кантеров., Д. А. Таевский., Е. Э Эгильский., Р. Конь., Р. Н. Лункин, С. Б Филатов, и др. В работах Е. Н. Балагушкина содержатся фундаментальные основы по теме.
Ко второй группе относятся исследования, в центре которых находится освещение религии в СМИ и феномена новых религиозных движений в СМИ в частности. Определенный вклад внесли: статья С. А. Опалева., О. В. Какаева, А. Агаджаняна, исследования Н. В. Шангина и М. В. Масловского и др. Более подробные исследования описаны в параграфе 1.1.
Что касается исследований, со стороны педагогов, они представлены, в основном, в рамках общей темы методики обучения религий. В работах А. Н. Красникова, М. В.Силантьевой, И. А. Галицкой, И. В. Метлика, Е. А. Гевурковой, А. Г. Колоскова, Т.Д. Шапошниковой и других, затрагиваются вопросы преподавания религиоведческих дисциплин в школе, рассматриваются методические проблемы преподавания религии.
Таким образом, в общественных и педагогических науках создана база для данного исследования, но работы с заявленной темой не выявлено.
Объектом исследования является процесс обучения общественно- научным предметам в учреждении среднего профессионального образования. Предмет исследования – это материалы о нетрадиционных религиозных учениях в России и методика их использования при изучении современного постинформационного общества на занятиях по истории и обществознанию в учреждении среднего профессионального образования.
Нетрадиционные религиозные учения (далее НРУ) в современной науке определяются как религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. В отличие от традиционных религий, нетрадиционные религиозные учения и движения являются сравнительно молодыми, они не опираются на национальную традицию, не оказывают какого-либо значительного созидательного воздействия на государственность, быт, семейные отношения (некоторые из таких учений, напротив, имеют деструктивный характер, направленный на разрушение традиционных семейных ценностей, личности человека и основ государственности).
В рамках ВКР используется понятие общественно-научные предметы в отношении учебных предметов «История», «Обществознание», входящих в предметную область общественные науки согласно ФГОС среднего общего образования, в соответствии с требованиями которого осуществляется обучение данным предметам в обучающихся БГК по программам среднего профессионального образования. «География», «Экономика», «Россия в мире», «Право» не входят в предмет исследования данной работы.
Гипотеза. Предполагается, что тема «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» недостаточно освещается в учебных программах и учебной литературе по общественно-научным дисциплинам (история и обществознание), хотя имеет междисциплинарный характер. Научная литература и источники по данной теме дают возможность организовать обучение в рамках деятельностного подхода с применением современных методов и технологий.
Цель исследования: изучить основные проблемы и материалы, связанные с нетрадиционными религиозными учениями в современном информационном обществе и определить возможности их применения в обучении на занятиях по истории и обществознанию в учреждении среднего профессионального образования.
Поставленная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать степень изученности нетрадиционных религиозных учений в общественных, в том числе исторических науках, выявить основные проблемы.
2. Изучить и сгруппировать по видам источники для анализа проблемы нетрадиционных религиозных учений.
3. Описать условия и методы исследования.
4. Рассмотреть степень изученности и подходы в методической литературе к заявленной теме.
5. Сделать анализ содержания учебников на предмет объема и качества информации о нетрадиционных религиях.
6. Проанализировать нормативную документацию, регулирующую изучение нетрадиционных религиозных учений.
7. Проанализировать результаты исследования и выявить методические аспекты изучения в общественно-научных предметах современных нетрадиционных религиозных учений в России, как отражения постинформационной эпохи.
База исследования. Экспериментальной базой послужил КГБПОУ Бийский государственный колледж, корпус 4. Состав участников эксперимента складывался из обучающихся мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет. Для проведения эксперимента были намечены этапы, в каждом из которых был проделан ряд действий.
Источниковой базой, используемой при проведении исследования послужили: нормативные документы, материалы периодической печати, религиоведческая литература, производимая непосредственно организациями НРУ, интернет-ресурсы и учебная литература.
Хронологические рамки всех используемых исследований относятся к новейшему времени, а именно современность, начиная с 1999 года по настоящие дни.
Методы. При написании работы были применены исторические и педагогические методы исследования.
К историческим методам относятся историографический и источниковедческий анализ, метод синтеза, историко-сравнительный.
Историографический анализ применялся путем изучения и оценки научных работ по теме. Только после осуществления такой работы становится возможным понимание того, какие вопросы имеет смысл ставить на обсуждение, а постановка каких будет некорректной.
Источниковедческий анализ дал возможность выделить подходящую источниковую базу для исследования. Была проанализирована нормативная база на предмет нашей исследуемой темы.
Из эмпирических методов научно-педагогического исследования нами были использованы: изучение литературы по теме, в том числе и нормативных документов, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта других исследователей. Из теоретических методов был применен метод анализа. Применялся данный метод путем работы с материалом по теме.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что материалы исследования углубляют представление о методике изучения религиозных учений на современном этапе в истории, обществознании и праве.
Практическая значимость работы. Основные положения работы могут быть использованы в ходе подготовки к урокам и исследовательским проектам учащихся.
Структура работы. Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из которых поделена на параграфы, заключения, приложения, а также списка литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В обучении проблема нетрадиционных религиозных учений является одной из актуальных, так как уже в начальной школе вводятся программы и курсы по изучению религий. Мировой опыт преподавания истории религии в школе очень разнообразен, возможны разные подходы и разные варианты. На сегодняшний день в системе нашего образования наблюдается лишь постепенный ввод данной темы.
Анализ данных теоретического исследования дает возможность проследить степень изученности проблемы по данной теме, выявить основные моменты, необходимы для преподавания темы в образовательных учреждениях. Проблема нетрадиционных религиозных учений еще не стала предметом комплексного изучения, поэтому исследование этой темы, как явления новейшей истории возможно только на стыке истории и религиоведения.
Внушительная доля имеющейся литературы по проблематике НРУ посвящена краткому или подробному изложению вероучения и культовой практики тех или иных видов религиозных новообразований. В силу малой разработанности общих методологических вопросов изучения природы НРУ, причин возникновения и способов функционирования различных разновидностей данной формы религиозного опыта авторы сочли необходимым сосредоточить свое внимание главным образом на исследовании теоретических аспектов проблемы
Проведя анализ источниковой базы исследования, можно сделать вывод, источники по теме делятся на законодательные: как РФ, так и международные акты, которые позволяют проследить процесс изменения вероисповедной политики на современном этапе, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе нетрадиционных, условия их возникновения, функционирования и ликвидации, а также правовое поле деятельности миссионеров. Источники периодической печати и интернет ресурсов помогают ознакомиться с актуальным материалом, освещающим проблемы современности. Рассмотренные в комплексе разнообразные материалы позволяют наиболее полно осветить тему «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» на занятиях по истории и обществознанию (включая право).
Описанные условия и методы исследования позволяют говорить об изученности данной темы в рамках педагогики, а также показать новизну исследования. Существует множество работ по проблеме обучения религии, особенно в начальной школе в свете введения обязательной дисциплины. Обращено внимание исследователей и на исторический опыт изучения религиозных дисциплин в разных странах. Отмечена необходимость дальнейшей разработки именно методических аспектов обучения религиозным темам в школе. Следует отметить положения выдвинутые педагогами: нужно сохранять светский характер образования в государственных образовательных организациях; необходимо осуществлять преподавание религиозных тем с исторической точки зрения, т.е. преподнося религию как продукт общественного развития; избегать крайних позиций при изложении материала; организовывать работу на уроке с источниками.
При анализе экспериментальной части исследования можно сделать следующие выводы. Тема «Современных нетрадиционных религиозных учений» не находит своего прямого отражения в нормативной документации, регулирующей образовательный процесс. Несмотря на это, в учебной литературе можно найти аспекты данной проблемы в рамках общих тем. Проведя анализ, как учебной литературы, так и нормативной документации, можно отметить, что тема НРУ носит метапредметный характер.
Стоит отметить, что при проведении занятия выяснилась не информированность большинства студентов по вопросам предложенной темы. У учащихся в процесс освоения материала был заметен живой интерес. Можно сделать выводы, что тема ранее не изучалась студентами в школе.
Как результат применения полученного материала на общественно- научных предметах по данной теме могут быть отмечены следующие положительные моменты:
1. повышается интерес обучающихся, а, следовательно, они могут более активно работать занятиях;
2. подобная система работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, появляется возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
3. формируется уважительное отношение к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов.
Выдвинутые в гипотезе положения в ходе исследования можно считать подтвержденными: тема «Современные нетрадиционные религиозные учения в России, как отражение постинформационной эпохи» недостаточно освещается в учебных программах и учебной литературе по общественно- научным дисциплинам (история и обществознание), хотя имеет междисциплинарный характер; научная литература и источники по данной теме дают возможность организовать обучение в рамках деятельностного подхода с применением современных методов и технологий.
Составленные в ходе отбора литературы и источников их аналитические обзоры и списки могут стать основой для организации работы обучающихся над исследовательскими проектами, как в образовательной организации среднего профессионального образования, так и в 10-11 классах общеобразовательной школы.



1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
3. Декларация ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, статья 2; Замечание общего порядка №22, Комитет Организации Объединённых Наций по правам человека, п. 2.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01 1996. № 12-ФЗ) // Собрание зако- нодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.
, 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская
газета» от 8 февраля 1992 г.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2007 г.) // «Российская газета» от 30
октября 2001 г.
7. Итоговый документ венской встречи 1986-1989г. Представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, от 15 января 1989г. / Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – 858 с.
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. - март 2001 г. - №3.
9. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс] (заключена в Минске 26 мая 1995 г.) (вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24 сент. 1993 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_ LAW_6966/ (12.04.2018).
10. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993,25 дек. - № 237. 4.
11. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(1831). - Ст. 291.
12. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 06 декабря 2005) // Собрание законодательства РФ, 07 августа 2000, N 32, ст. 3340.
13. О выборах Президента Российской Федерации (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
14. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности : федер. закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 49. — Ст. 6423.
15. О рекламе Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. N 12. - Ст.1232
16. О свободе совести и о религиозных объединениях: от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997.— № 39. — Ст. 4465.
17. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями // Собрание законодательства РФ, 2002. № 24. Ст. 2253; № 39. Ст. 3642.
18. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011. № 5. С.32-72.
19. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Текст] : закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3612 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1992. – № 46. – Ст. 26.
20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.
21. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 2954.
22. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. 21.
23. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля
1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля,
3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая 2007 г.) // «Российская газета» от
24 января 1996 г.
24. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012)
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
25. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
26. Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 2 августа 2004г. - №31 - Ст. 3215.
27. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 87. Особенности изучения основ духовно- нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. С. 287 – 292.
28. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5- ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 июля 2004г. - №27. - Ст. 2710.
Интернет сайты и порталы
29. Древлеправославная церковь. [Электронный ресурс] URL: http://ancient-orthodoxy.narod.ru/ (10.04.2018)
30. Международный портал Звенящие Кедры России. [Электронный ресурс] URL: https://www.anastasia.ru/ (10.04.2018)
31. Российская церковь христиан веры евангельской. [Электронный ресурс] URL: http://hve.ru/ (10.04.2018).
32. Русская пастафарианская церковь Макаронного Пастриархата. [Электронный ресурс] URL:http://www.rpcmp.ru/ (10.04.2018).
33. Сайт Издательского дома 1 сентября. Как знакомить школьников с религиями и религиозной жизнью. [Электронный ресурс] URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200502410 (10.04.2018).
34. Церковь Божия Матери «Державная». [Электронный ресурс]
URL: http://www.bc.theosis.ru/ (10.04.2018).
35. Церковь Иисуса Христа святых последних дней. [Электронный ресурс] URL: http://www.latter-daysaints.ru/ (10.04.2018).
Периодическая печать
36. Газета «Забытый Алтарь» [Электронный ресурс] URL: https://vergessener-altar.de/(10.04.2018).
37. Газета «Наши Дни» [Электронный ресурс] URL: http://www.nashidni.com/index.php/ru/newspaper/new-newspaper (10.04.2018).
38. Газета «Сокрытое Сокровище» [Электронный ресурс] URL: https://sokrsokr.net/ (10.04.2018).
39. Журнал «Вестник Спасения» [Электронный ресурс] URL: http://www.rusbaptist.stunda.org/vestnikspasenia.htm (10.04.2018).
40. Журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь» [Электронный ресурс] URL: https://www.jw.org/ru/публикации/журналы/ (10.04.2018).
Образовательные стандарты и программы
41. Образовательные программы. 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 270802.13 Мастер жилищно- коммунального хозяйства и 190631.01 Автомеханик. [Электронный ресурс] Бийский государственный колледж. URL:http://www.bgtc.su/institution/speciality/ (10.04.2018).
42. Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» [Электронный ресурс].URL: https://минобрнауки.рф/документы/10381 (10.04.2018).
43. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). [Электронный ресурс]. http://shkola11-nur.ru/images/materials/2017-2018/Pedagogam/Normativnie dokumenti/FGOS-SOO.pdf (10.05.2018)
44. Федеральный государственный образовательный стандарт. 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства и 190631.01 Автомеханик. [Электронный ресурс] Бийский государственный колледж. URL: http://www.bgtc.su/student/educational_standards.php (10.04.2018).
Учебно-методическая литература
45. Галицкая И. А., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001. – 159 с.
46. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики,2003. – 519 с.
Учебная литература
47. Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Академия, 2016. – 448 с.
48. Важенин А. Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г. Важенин. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
49. Волобуев О. В. История: Всеобщая история. Базовый и углубленный уровни. 11 кл.: учебник / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В.А.Рогожкин. – М.: Дрофа, 2014. – 223 с
50. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждении. Базовый уровень / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 448 с.
51. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М.: Русское слово – учебник, 2013. - 376 с.
52. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. – Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – 350с.
Литература
53. Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. проф. К. Каариайнена, проф. Д.Е. Фурмана. – М.: Летний сад, 2000. – С. 116–142.
54. Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контектсе формирования у ребенка духовно-нравственной культуры./ Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2014. Вып. 4 (35). С. 52–59
55. Андреев Е. А., Гарбузова Е. А. Мифологические компоненты образа нетрадиционных религиозных организаций в текстах СМИ: методика изучения и эмпирический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки – 2006 – № 8 – С. 132-137.
56. Аскарова Г. Б. Религиозно-этическое просвещение учащихся в светской школе // Педагогика. − 2005. – № 1. – С. 37 – 44.
57. Баев П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011 – №2 – С. 118-127.
58. Бажан Т. А. Оппозиционная религиозность в России. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2000. – 372 с.
59. Бакина О. В. Современная православня журналиcтика: опыт региональных СМИ: автореферат канд. филол. наук. Спб., 2001. – 29 с.
60. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: Институт философии РАН, 1999. – Ч. 1. – 244 с.; Он же. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: Институт философии РАН, 2002. – Ч. 2. – 248 с..
61. Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: Институт философии РАН, 2003. — 218 с.
62. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006 – № 2 – С. 62-78.
63. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение.
– Спб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института,1997. – 282 с.
64. Безрогов В. Г. Баранникова Н.Б. Исследования религиозной темы в учебниках cредневековья и Нового времени. Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» № 1 за 2015 год
65. Большакова З. Г. Взаимодействие Русской православной церкви и СМИ на региональном и федеральном уровне // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/967 (10.04.2018).
66. Быков Р. А. – Исторические условия формирования новых религиозных движений в России // Вестник Томского государственного университета. – 2012 – №360 – С. 84 – 86.
67. Васильева Е. Н. Теоретические аспекты вопроса о функционировании новых религиозных движений в современном обществе // Социальные функции религии в условиях модернизации общества: ХХI век:
Междунар. научно-практич. конф. (г. Москва, 1 марта 2011 г.). – М.: АТиСО, 2011.
68. Вяткина Т. Ю. Репрезентация христианства в конфессиональных СМИ (на примере телеканала «Союз») // Современные исследования социальных проблем – 2012 – №11 – С. 112-117.; Она же. Репрезентации христианства в новостных программахсветских телеканалов // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. [Электронный ресурс].: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. 1 CD ROM. С. 4690-4693 (10.04.2018).
69. Гевуркова Е. А., Колосков А. Г. О введении факультативного курса «из истории религий» / / Преподавание истории в школе. - 1990, №3.
70. Гексам И. Новые религиозные движения. Карманный словарь. – Александрия: Ездра, 2006. – 175 с.
71. Гордиенко Н. С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. [Электронный ресурс]. URL: https://religiophobia.appspot.com/ jw/rsiiis.html (10.04.2018).
72. Григорьева Л. И. Новые религиозные движения и государство в современной России. – М.: Прогресс, 2001 – 425 с.
73. Григорьева Л. И. Религии «нового века» в современной России: социально-философский анализ. Автореферат дис… доктора философских наук. – М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ., 2000. – 47 с.;
74. Грусман Я. В. Новые религиозные движения как социокультурный феномен современного российского мегаполиса. – СПб: Славия, 2011. – 148 с.
75. Грусман Я. В. Новые религиозные практики горожан: движение Анастасии как феномен религиозной жизни современного Петербурга // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007 – №3 – С. 260-268.
76. Грусман Я. В. Религиозность как механизм поддержания социокультурной идентичности современного индивида // Труды СПбГУКИ. Т. 199.
77. Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. – М.: РОССПЭН, 2009. – 399 с.
78. Деструктивные психотехники. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / под ред. И. Митрофановой. – СПб., 2002.
79. Дивногорцева С. Ю. .Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки. /Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97
80. Еленский В. Е. Феномен новых религиозных движений. Белое Братство // Диа-Логос. Религия и общество. – М., 1997. – С. 211-223.
81. Елкинс В. Ф. Тоталитаризм в религиозных группах: социально- психологический аспект // Мир культуры, науки, образования. 2014 – №6 – С. 245-247.
82. Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях // Социолог. исслед. − 2002. – № 12. − С. 107 – 112
83. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. М.: Философская книга, 2008. – 320 с.
84. Иваненко С. И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М. : Философская книга, 1998. – 296 с.;
85. Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. – М.: Республика, 1999. – 270 с.
86. Казаченко Е. В. Нетрадиционные религиозные общества и секты в России // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2010 –№4 – С. 142-148.
87. Какаева О. В. Освещение религиозных вопросов в СМИ Республики Алтай (по материалам за 2008 г.) // Теоретические и прикладные исслед. в религиоведении – 2009 – №2 – С. 404-411.
88. Кантеров И. Я. Как классифицировать религиозные организации.
// Христианское новостное агентство. [Электронный ресурс].URL: http://news.invictory.org/ print.php?id=6847 (07.04.2018).
89. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России: (религиоведческий анализ). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук, 2006. – 472 с.
90. Кантеров И. Я. «Деструктивные, тоталитарные» и далее везде // Религия и право. 2002. – №1 – С. 27-29.
91. Каргина И. Г. Новые религиозности: социологические рефлексии
// Вестник МГИМО. 2012 – №2 – С. 186-192.
92. Ковтун А. Л. Нетрадиционный сатанизм как явление современной российской действительности // Вологдинские чтения – 2004 –
№ 38-1 – С. 55-56.; Он же Основные течения современного российского сатанизма // Вологдинские чтения – 2007 – № 63 – С. 8-11.
93. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб.: Апостольский город, 2005. – 636 с.
94. Контроль сознания и методы подавления личности: хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. 624 с.
95. Конь Р. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008.
96. Кравчук В. В. Новые религиозные движения в современной России // Религия, политика и права человека: материалы междунар. науч.- практ. конф. М.: 2002. – С. 203-214.
97. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.,2007.- с. 239
98. Кузьмин А. В. Феномен деструктивности новых религиозных движений / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. – Белгород: БелГУ, 2009. – 204 с.
99. Куликов Л. В. Психологические механизмы манипулирования сознанием в деструктивных культах // АнтиСаентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. – СПб., – 1999. – С. 8–21.
100. Культура, образование, религия (материалы «круглого стола») // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 61.
101. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерить // Религия и российское многообразие / Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. – М.: Кестонский институт, Летний сад, 2012. – 340 с.
102. Мартинович, В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения: пособие для студентов Института теологии БГУ / В. А. Мартинович. – Минск: БГУ, 2008. – 103 с.
103. Михайлов К. Н. Конструирование образа новых религиозных движений в федеральных печатных СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2013. – №1 – С. 58-70.
104. Неронов А. В. Новые религиозные движения и кризис культурной идентичности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010 – №4 – С. 181-188.
105. Никандров Н. Д. Воспитание и религия (размышления педагога)
// Советская педагогика. − 1991. – № 12. – С. 51.
106. Опалев С. А. – Новые религиозные движения в российской светской печати (2001 – 2005 год) // Альманах Московского религиоведческого общества. – М.: Прогресс – Традиция – 2008 – №1 – С. 280-287.
107. Петрова Н. В. Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций / Дисс. на соиск. уч. ст. кан. социол. наук. / Башкир. гос. ун-т. Уфа, 2006
108. Пигорева О. В. Изменение федеральных требований к преподаванию религии в школе и региональная практика в провинциях центра России: 2007-2013 гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new. ( 14.04.2018).
109. Преподавание религии в государственных и муниципальных школах России – эксперимент 2009-2011 гг. (материалы мониторинга и рекомендации). Ч. 1 – 2010. – Воронеж: Изд-во Профсоюза литераторов, 2010. – 40 с.
110. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм // Журн. практического психолога. 2000. № 1–2. 260 с.
111. Раевский А. Е. Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. 2009. – №2 – С. 81-89.
112. Религия в информационном поле российских СМИ. Сводный отчет по исследованию на факультете журналистики МГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/book10.htm (11.04.18).
113. Религия и российское многообразие / науч. ред. и сост. С.Б. Филатов. – М.: Летний сад, 2011. – 687 с.
114. Садовникова Ж. В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодёжи в религиозные секты. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Тамбов, 2004
115. Сазонова, Н. И. Особенности преподавания религиоведческих дисциплин в сельской школе // Вестник ТГПУ. - Томск, 2009. - Вып. 12 (90). - С. 89-91.
116. Сивашинская Е. Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 1 СD-ROM (10.04.2018).
117. Силантьева М. В. Конфессиональные аспекты реформы развития образования./Вопросы религии и религоведения.-C. 542
118. Симанженкова Т. К. Неорелигиозные движения в современной России. – Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2009. – 125 с.
119. Стурова М. П. Секты в России: их происхождение, сущность и направленность в действительности. М., 2002.
120. Сыроваткин А. Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества. Диссертация… канд. Философ. наук. – Пятигорск: Сев.-Кавказ. федер. ун-т, 2013.
121. Таевский Д. А. Синкретические религии и секты. Словарь- справочник. М., Интрада. 2001. – 159 с.
122. Тюляева Т. И. История преподавания религии и религиоведческих дисциплин в светских общеобразовательных организациях России и за рубежом
// Преподавание истории в школе. – 2015. – № 7. – С. 3-7.
123. Филатов С. Б. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.; СПб.: Летний сад, 2002. – 488 с.
124. Фурман Д. Е. , Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М.: Летний сад, 2000. – 248 с.
125. Хруль В. М. Вера «своя» и «чужая» аудиторные представления о новых религиозных движениях как эффект воздействия СМИ // Медиаском: электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/ 1666 (11.04.18).
126. Шангин Н. В., Масловский М. В. Новые религиозные движения современной России в телевизионных СМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013 – №2. [Электронный ресурс]. URL URL: www.science- education.ru/108-9030 (10.04.2018).
127. Шапошникова Т. Д. Культурологический контекст преподавания школьного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
// Отечественная и зарубежная педагогика. - № 1. 2015 год
128. Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М.: Кнорус, 2011. – 224 с.
129. Ядыкина А. А. Образы новых религиозных движений в современных региональных СМИ (по материалам прессы Алтайского края) // Журналист. Социальные коммуникации – 2013 – №1 – С. 110-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ