ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8
1.1. Характеристика технических навыков в танцевальном коллективе 8
1.2. Средства формирования исполнительской культуры
подростков при обучении хореографии 13
1.3. Технические навыки в формировании исполнительской
культуры подростков в танцевальном коллективе 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 24
2.1. Содержание упражнений по развитию технических навыков
подростков 24
2.2. Условия применения упражнений по формированию исполнительской культуры подростков в танцевальном
коллективе 30
2.3. Анализ апробации развития технических навыков как средства формирования исполнительской культуры
подростков в танцевальном коллективе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложение 1. Комплексная-модифицированная образовательная программа 46
Приложение 2. Комплекс упражнений по развитию технических навыков..61
Приложение 3. Видеоматериал 65
Искусство хореографии имеет многолетнюю историю развития. В его основе лежит неудержимое стремление человека к ритмичному движению, потребность средствами пластики выразить эмоции, объединяя музыку и движения в гармонии. Хореография как вид искусства, способствует развитию возможностей личности ученика, которые в других предметах раскроет не в полной мере: активное творческое мышление, воображение, способность рассматривать явление жизни с разных позиций, эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства. Особенность хореографии, в отличие от других искусств, в существенном влияние на физическое развитие ученика.
Гармоничное физическое развитие продолжается весь период занятий хореографией. В результате продолжительного времени занятий хореографией активно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические упражнения целенаправленно развивающие исполнительскую культуру танцовщика. Кроме того, часто возникает необходимость в коррекции различных нарушений физического развития и осанки, являющихся следствием специфичных тренировок чрезмерных нагрузок на определенные системы организма.
Для эффективного воздействия на зрителей посредством танца, исполнитель должен обладать прежде всего исполнительской техникой, формирующей исполнительскую культуру. И только систематические занятия развивают исполнительскую культуру, формирующую танец в целом -это определяет актуальность данной темы.
Однако на практике выявляется ряд противоречий между:
• необходимостью воспитания исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе и недостаточным вниманием педагогов-хореографов к развитию технических навыков как средству формирования рассматриваемой культуры;
• возможностями технических навыков в формировании исполнительской культуры и недостаточной методической разработкой данной проблемы в научно-методической литературе.
Противоречия позволяют выявить проблему исследования, которая заключается в отсутствии современной методики развития технических навыков как средства формирования исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе, и сформулировать тему: «Развитие технических навыков как средства формирования исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе».
Цель работы: теоретически обосновать необходимость развития технических навыков, разработать и внедрить практические методы их развития для формирования исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе.
Объект исследования: формирование исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе.
Предметом исследования являются средства развития технических навыков для формирования исполнительской культуры в танцевальном коллективе.
Гипотеза: развитие технических навыков формирования исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе будет успешным, если:
• будут учитываться возрастные особенности подростков
в процессе развития технических навыков;
• условия применения упражнений будут соответствовать требованиям;
• разработанные упражнения будут направлены не только на развитие технических навыков, но и формирование исполнительской культуры подростков.
В соответствии с целью исследования формулируется ряд задач:
• на основе анализа научной литературы раскрыть понятие технических навыков;
• определить средства формирования исполнительской культуры подростков при обучении хореографии;
• исследовать роль технических навыков в формировании исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе;
• проанализировать результаты и дать оценку апробации развитию технических навыков как средства формирования исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе.
Методологическую основу исследования составили труды по общей педагогике (Л.А. Григорьева, Т.Б. Хазанова, и Н.В. Бордовская и др.); возрастная психологическая литература (Я.А. Понаморева, В.С. Мухина, О.В. Кроповницкий); учебная и методическая литература по хореографии (Т.К. Барышникова, Е.В. Габриелова, Л.Д. Ивлева), нормативные и законодательные документы (Концепция дополнительного образования 14.09.15.), акты санитарно-эпидемологических норм.
Методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ литературы по предмету исследования; изучение опыта современных, зарубежных и отечественных педагогов хореографии; изучение, анализ психолого-педагогической литературы;
• практические - мониторинг развития технических навыков подростков в танцевальном коллективе; анализ продуктов деятельности подростков в танцевальном коллективе; разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся.
Теоретическая значимость работы состоит в определении комплекса упражнений по развитию технических навыков, влияющих на формирование исполнительской культуры подростков в танцевальном коллективе.
Эмпирическая значимость работы заключается в возможности использования упражнений по развитию технических навыков не только в условиях танцевального коллектива в дополнительном образовании, но и на индивидуальных занятиях, мастер-классах, а так же при составлении программ и учебно-методических пособий по хореографии.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в танцевальном коллективе «Росинка» в культурно-досуговом комплексе «Виктория» г.Арамиль.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Таким образом, овладев всеми техническими навыками, танцовщик раскрепащенно чувствует себя как в танцевальном классе, так и на сценической площадке. Движения приобретают свободу, легкость, пластичность, и широту. Описанные навыки являются базой, которой должен владеть исполнитель, так как для постановщика он «материал», из которого будет создаваться композиция танца. Исходя из этого, очень важно, чтобы танцовщик был способен выполнить поставленные перед ним хореографические задачи.
Общая картина, композиция танца, смена рисунков, сложность хореографии зависят от технических возможностей исполнителя. Педагоги- хореографы на первый план ставят цель обучить учеников технике танца, что часто сказывается на актерской подаче. Танцоры, владея исполнительской техникой, только через годы практики приобретают навыки актерского мастерства. Ученики танцевального коллектива, освоив технические навыки, еще не обладают исполнительской культурой в полной мере. Надо заметить, что после сценического опыта ученик раскрывается как исполнитель.
Техника танца служит средством создания образа и раскрытия творческой индивидуальности исполнителя. При освоении сценического пространства, исполнитель воплощает в жизнь идею постановщика, делая сюжет танца зримым. Именно поэтому исполнительская техника танцовщика, его творческие возможности являются важным аспектом в создании произведения. Без эмоций, актерской игры, манеры исполнения, стиля и хорошей технической базы танцевальная композиция не просматривается, зритель не сможет увидеть то, что пытается донести постановщик.
Основой сценического действия хореографического произведения являются танцевальный рисунок и движения. Реализуя композиционное действие, раскрывается содержание, образ в композиции. Рисунок исполнителей на сценической площадке и их совместные танцевальные действия представляют собой единое целое в конкретном пространстве и времени. Органичное соединение всех компонентов создает единую художественную картину.
Высокая требовательность и уважение к личности ученика, проявляется в педагогическом такте, связанным со знанием возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Педагогу необходимо ориентировать танцора на творческий порыв, создание концепции продвижения танца на сцене: не переделывание себя и своих недостатков, а развитие достоинств, на динамику развития технических навыков, концентрации внимания на исполнении танца в целом. Важно суметь распознать в ученике личность, способную максимально раскрыться в благоприятном для танцев возрасте, личность, способную творить. И чем богаче, интереснее внутренний мир танцовщика, тем значительнее результаты. Поскольку зритель всегда чувствует «пустой» танец и танец наполненный содержанием и эмоциями, потому что, процесс выступления представляет не только характер танцоров, но общую исполнительскую культуру и художественное многообразие танца.
Таким образом, необходимо обращать внимание на физиологические, природные, психологические возможности ученика. Подбирать упражнения в зависимости от врожденных или приобретенных особенностей. Игровой подход дает возможность достичь результатов, преодолевая технические барьеры в хореографии. Регулярные занятия служат средством развития танцевального мастерства.
Ученики, многократно повторяя одни и те же танцевальные упражнения, движения, комбинации движений из урока в урок, достигают базового уровня техники танца. Цели такого тренинга, дает возможность открывать «движения» во всех деталях и нюансах, и тогда движения исполнителя становится естественными, свободными, «родными». Это свидетельствует о достижении высокой техничности исполнения, главная характеристика, которой легкость, естественность и пластическая свобода.
В ходе исследования комплекс упражнений был направлен на развитие технических навыков. Во-первых, это позволило повысить исполнительскую культуру танцевального коллектива «Росинка». Во-вторых, сократит время на отработку движений, танцевальных номеров в целом. В-третьих, новые упражнения вызвали большую заинтересованность, ученики танцевального коллектива приходили с желанием совершенствовать свои технические навыки.
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии учеб. пособие [Текст] / Т. К. Барышникова - Санкт-Петербург: «РЕСПЕКС» «ЛЮКСИ», 1996. - 253 с.
2. Барышникова Т.К. Основы хореографии [Текст] / Т.К. Барышникова
• М.: Владос, 2001. - 272 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких - М.: Академия, 2002. - 398 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст]: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан - Спб. : Питер, 2008. - 368 с.
5. Валеев /'.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов [Текст] / Г. Х. Валеев - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
6. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике [Текст] / Е.В. Габриелова // Гимнастика - 1975. - Вып. 1. - С. 30-35.
7. Грибанова М. А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах [Текст] / М.А. Грибанова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой - 1998. - № 6. - С. 23-27.
8. Григорович Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Л. А. Григорович
• М.: Гардарики, 2004, - 224 с.
9. Громов Ю. И. Основы хореографии [Текст] / Ю.И. Громов Спб; Просвещение, 2005. - 271 с.
10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология [Текст] / Ю.А. Ермолаев - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с.
11. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога учеб. пособие [Текст] / И.И. Зарецкая - М.: АПКиППРО 2007. - 116 с.
12. Захаров Р.В. Записки балетмейстера [Текст] / Р.В. Захаров М.: Искусство, 1976. - 352 с.
13. Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание - искусство [Текст] / В.П. Иванов - Киев: Наукова думка, 1977. - 252 с.
14. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе учеб. пособие [Текст] / Л.Д. Ивлева - Челябинск : 1989. - 219 с.
15. Котельникова Е. Г. Биомеханика хореографических упражнений [Текст] / Е. Г. Котельникова - Ленинград: ЛГИК, 1980. - 169 с....50