ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Характеристика мультимедийного пособия 9
1.2. Опыт применения мультимедийного пособия в системе
дополнительного образования 18
1.3. Способы организации самостоятельной работы подростков с применением мультимедийного пособия в системе
дополнительного образования 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО
ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОДРОСТКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ» В ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЕ 40
2.1. Содержание мультимедийного пособия по предмету
«Эстрадный вокал» для организации самостоятельной работы подростков 40
2.2. Технология создания мультимедийного пособия по предмету
«Эстрадный вокал» 48
2.3. Анализ апробации мультимедийного пособия по предмету
«Эстрадный вокал» для организации самостоятельной работы подростков 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Приложение 1. Мультимедийное пособие по предмету «Эстрадный вокал».. .80
Приложение 2. Анкета для опроса подростков 81
Информационные технологии в настоящее время активно проникают в систему образования. Актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, создания новых методов и технологий обучения. Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения.
Особенно актуальна сегодня проблема разработки и использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе, одним из которых является мультимедийное пособие. Эта виртуальная система предназначена для автоматизированного обучения и охватывает полный или частичный объем учебной дисциплины [25, с. 181].
Мультимедийное пособие дополняет традиционные дидактические средства разнообразными возможностями компьютерных технологий, делая учебный процесс более успешным.
Особенно эффективным применение мультимедийного пособия становится при организации самостоятельной работы подростков в дополнительном музыкальном образовании детей, в частности, на занятиях по учебному предмету «Эстрадный вокал». Эти связано с возможностями мультимедийных ресурсов (аудио, видео, текст, графика, нотографика и т.д.), предоставляемых программным обеспечением, задействованным при создании данного пособия. Благодаря указанным ресурсам, мультимедийное пособие, в отличие от традиционных дидактических средств, позволяет учащимся: не только ознакомиться с учебным текстом, но и прослушать аудио-фрагменты, опираясь на нотный текст; легко переходить по разделам пособия; с помощью ссылок знакомиться с понятийным и терминологическим аппаратом и т.д. Все это соответствует специфике рассматриваемого учебного предмета «Эстрадный вокал» и полноценно дополняет его содержание.
При организации самостоятельной работы подростков по предмету «Эстрадный вокал» применение мультимедийного пособия предоставляет такие возможности, как: неограниченное копирование и распространение материалов учебного пособия; восприятие учащимися аудио и видео наглядности; использование ими удобной навигации для перемещения по нужным разделам пособия; предоставление полного объема материала по музыкально-исполнительскому предмету; обеспечение дополнительными мультимедийными средствами; осуществление взаимосвязи различных компонентов содержания предмета; реализация комплексного и интерактивного обучения эстрадному вокалу и т.д.
Использование представленного комплекса возможностей мультимедийного пособия позволяет сделать процесс обучения эстрадному вокалу более эффективным и интересным, как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе подростков детской хоровой школы.
Однако на практике возникает ряд противоречий между:
1) современными требованиями к внедрению информационных компьютерных технологий в учебный процесс организаций дополнительного образования детей, с одной стороны, и практическим отсутствием мультимедийных методических разработок по предмету «Эстрадный вокал» для работы с подростками, с другой;
2) значительным потенциалом мультимедийного пособия в организации самостоятельной работы учащихся, с одной стороны, и использованием традиционных дидактических средств при освоении эстрадного вокала подростками в детской хоровой школе, с другой стороны;
3) большими возможностями мультимедийного пособия в раскрытии специфики предмета «Эстрадный вокал», с одной стороны, и недостаточным теоретико-методическим обоснованием применения данного пособия для организации самостоятельной работы подростков, с другой.
Обозначенные противоречия определили проблему настоящей выпускной квалификационной работы - научно-методическое обоснование применения мультимедийного пособия при организации самостоятельной работы подростков на занятиях по учебному предмету «Эстрадный вокал».
Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Мультимедийное пособие как средство организации самостоятельной работы подростков по предмету “Эстрадный вокал” в детской хоровой школе».
Целью исследования является: научно-методическое обоснование, разработка и внедрение мультимедийного пособия как средства организации самостоятельной работы подростков на занятиях по предмету «Эстрадный вокал» в детской хоровой школе.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы подростков по предмету «Эстрадный вокал» в детской хоровой школе.
Предмет исследования: содержание и технология создания мультимедийного пособия как средства организации самостоятельной работы подростков на занятиях по предмету «Эстрадный вокал» в детской хоровой школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что успешное применение мультимедийного пособия для организации самостоятельной работы подростков при освоении ими предмета «Эстрадный вокал» в детской хоровой школе становится возможным, если:
1) мультимедийное пособие по предмету «Эстрадный вокал» будет соответствовать требованиям ФГТ и учебной программе по данному предмету;
2) содержание пособия будет нацелено на организацию самостоятельной работы подростков с учетом их возрастных особенностей;
3) при создании мультимедийного пособия по эстрадному вокалу будут применяться мультимедийные технологии (аудио, видео, текст, нотографика), раскрывающие специфику учебного предмета «Эстрадный вокал»;
4) будут выявлены и применены технологические этапы создания данного учебного пособия с использованием электронных программ (Microsoft Word, Sibelius, Sound Forge, Adobe Photoshop, AutoPlay Media Studio 8 и т.д.).....
Одним из условий успешной модернизации учебного процесса, мощным источником информации, самообразования являются информационные и коммуникационные технологии. Эти новые интерактивные средства обучения обладают целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. «Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств, которая направлена на достижение заданных целей, активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечение мотивации, творческое овладение основными способами деятельности» (И.М. Агибова).
Существует несколько разновидностей электронных обучающих средств: энциклопедии, справочники, учебники, пособия, компьютерные игры, тренажеры, экспертные электронные средства, инструментальные среды. ЭОП - это электронное издание частично (полностью) заменяющее или дополняющее учебник и имеющее особую структуру. Главы должны быть более короткие; каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты с необходимым и достаточным материалом по конкретному узкому вопросу из одного-трёх текстовых коротких абзацев или рисунка и подписи к нему. Разновидностью ЭОП является мультимедийное пособие - программнометодический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность учащемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел. МП создается с внутренней структурой, словарями, возможностью поиска и т.д. Он может использоваться для самостоятельного изучения учебного
материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения (В.А. Вуль).
К главным особенностям МП можно отнести: возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах мультимедийного учебника; развитый поисковый механизм в пределах мультимедийного учебника, в частности, при использовании гипертекстового формата издания; встроенный автоматизированный контроль уровня знаний учащегося; специальные варианты структурирования материала; адаптация изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является повышение мотивации обучаемого; адаптация и оптимизация пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.
Дополнительные особенности МП: включение специальных фрагментов, моделирующих физические и технологические процессы; введение аудиофайлов для наглядной демонстрации процесса учебной работы и прослушивания лекций; использование фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений пособия; включение интерактивных фрагментов для оперативного диалога с обучаемыми.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Характер дополнительного образования обусловлен возрастом учащегося, его способностями и многим другим. Достичь развития у подрастающей и взрослеющей личности возможно при условии формирования у детей потребности в труде души, эмоциональном постижении феноменов и явлений культуры.
Основной путь получения дополнительного образования - подготовка под руководством педагога. Важную роль может играть и самообразование, а также усвоение знаний и умений в процессе профессиональной музыкальной практики. Основное предназначение дополнительного образования состоит в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учащихся.
Задачи дополнительного музыкально-художественного образования решаются средствами различных видов искусства и на соответствующих занятиях (по изобразительному искусству, музыке, литературе, мировой художественной культуре и т.д.). Сегодня комплексное решение задач художественно-эстетического воспитания и образования возможно при использовании новейших средств информационных
и коммуникационных технологий....
1. Агибова И.М. и др. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения [Текст] / И.М. Агибова, Т.А. Куликова // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса : материалы Всероссийской науч.-мет. конф. - Оренбург : ОГУ, 2011. - С. 96-99.
2. Андерсен А.В. Современные музыкально-компьютерные технологии [Текст] : учебн. пособие / А.В. Андерсен. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лань», 2013. - 224 с.
3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
4. Буторина Н.И. Опыт создания музыкальной электронной презентации в самостоятельной учебной работе [Текст] / Н.И. Буторина, А.А. Буторин // Новые информационные' технологии в образовании» (НИТО-2008) : материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург : ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - Ч. 2. - С. 42-49.
5. Вуль В.А. Электронные издания [Текст] : учебник / В.А. Вуль. - М. : СПб. : Петербургский институт печати, 2001. - 308 с.
6. Долинер Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты [Текст] / Л.И. Долинер. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 344 с.
7. Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики [Текст] /
Л.В. Дмитриев. - М. : Музыка, 1968. - 643 с.
8. Еремин Е.А. Мультимедийные технологии проектирования : Восход виртуальных звезд [Текст] / Е.А. Еремин // Информатика. - 2003. - № 18. - С. 16-17.
9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Б.П. Есипов. - М. : уч. Пед - издат., 1961. - 239 с.
10. Загвязинский В.И. Методология и методы социальнопедагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. - М., 2001. - 206 с.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
12. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании : Теория, методика, практика [Текст] / О.В. Зимина. - М. : Изд-во МЭИ, 2003. - 167 с.
13. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии [Текст] / И.А. Зимняя. - М, 1980. - 384 с.
14. Крук Б.И. и др. Электронный учебник как средство субъектнообъектного взаимодействия в процессе обучения: проблемы взаимодействия [Текст] / Б.И. Крук, О.Б. Журавлева, И.В. Калачев // Компьютерные технологии в управлении современной организацией. - Новосибирск : Вып. 2, 2000. - 189 с.
15. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения [Текст] : учеб. пособие / И.А. Морев. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 162 с....50