Реферат
Введение 3
1. Творческая часть 5
1.1 Анализ драматургического замысла 5
1.2 Разработка звукового решения на основе режиссёрского сценария 7
1.3 Звукорежиссёрская экспликация 21
2. Техническая часть 25
2.1 Выбор оборудования 25
2.2 Микшерский паспорт 31
2.3 Монтажно-тонировочный период 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 39
Фильм Игоря Стародубцева «Грифон» - это возможность получить опыт создания звуковой картины игрового фильма вместе с коллегой единственного набора по специальности «Режиссура» в РГ1111У. Фильм снят по оригинальному режиссёрскому сценарию. Основная тема, которая заложена в сценарии - преступление, раскаяние и прощение. Эта тема вызвала мой интерес и желание использовать звуковое решение фильма для дипломной работы. Использование в фильме фонограммы со съёмочной площадки было невозможно, т.к. место съёмки располагалось близко к автотрассе, запись содержала большое количество помех и низких частот. Как отмечает А.В. Севашко, «бороться с последствиями шумовых воздействий путём реставрации фонограмм абсолютно бесперспективно. Отличить полезный сигнал от вредного крайне сложно, поэтому при удалении шума приходится мириться с исчезновением некоторой доли основного звука».1
Но черновая фонограмма была использована в монтаже и стала ориентиром для выполнения тонировки в студии и записи и монтажа шумов. «Сцены, снятые на натуре или в павильонах с плохими акустическими условиями, подлежат озвучению «под экран».2 В создании звуковой фонограммы использовались оригинальные шумы, которые были записаны на натуре специально для фильма, а также записаны шумы в студии.
В фильме не задействованы профессиональные актёры, что усложнило процесс тонировки, т.к. без специальных навыков человеку сложно решать одновременно несколько задач: соблюдать синхронность, соответствовать образу и воплощать режиссёрский замысел. 1ривлечь к работе над фильмом на этапе тонировки профессиональных актёров не представилось возможным по финансовым причинам.
В то же время И.Н. Воскресенская отмечает, что «голос и речь человека, её ритм, интонация и тембр являются характерной особенностью данной конкретной личности».3 Из чего можно сделать вывод и о положительных сторонах работы на тонировке тех же актёров, что и принимали участие в съёмках, тем более, при наличии энтузиазма.
Режиссёр поставил перед собой непростую и интересную задачу. Но ему удалось показать трудность пути к раскаянию и прощению. Нельзя не отметить, что далеко не каждый начинающий режиссёр имеет самобытные идеи и берёт на себя столь серьёзные задачи.
Цель работы: звуковое решение фильма «Грифон» и создание оригинала фонограммы данного произведения.
Цель работы определяет ее задачи:
1. Проанализировать драматургию произведения и передать атмосферу, раскрывающую идею фильма.
2. Выбрать и применить звуко-выразительные приёмы, составить звукорежиссёрскую экспликацию.
3. Осуществить тонировку фильма в студии.
4. Произвести подбор оборудования для записи шумов, осуществить запись.
5. Осуществить вертикальный монтаж и перезапись фильма.
Участие в создании фильма «Грифон» позволило мне в полной мере ощутить всю сложность процесса производства кино. Был проделан большой объём разноплановой работы. И, тем не менее, полученный результат не может вызывать абсолютного удовлетворения.
Во-первых, мне бы хотелось сделать иной вариант монтажа визуального ряда. На мой взгляд, на протяжении фильма слишком часто производится смена плана, переключение внимания зрителя с одного героя на другого. При этом сами по себе отдельные кадры несколько затянуты. И главное, в моём распоряжении не было исходного отснятого материала. Переделать монтаж полностью, оперируя только теми кадрами, которые вошли в режиссёрскую версию, не представляется возможным. Кроме того, я с уважением отношусь к решению режиссёра и уверена, что он имеет безусловное право на свою трактовку, даже если и ошибается.
Во вторых, мне не удалось в процессе тонировки фильма добиться от исполнителей ролей чёткой артикуляции. Непрофессиональным актёрам сложно решать одновременно несколько задач: следить за интонацией и соответствовать образу, соблюдать синхронность, не приближаться и не удаляться от микрофона. Это отрицательно сказалось на качестве фонограммы. Скорректировать это отчасти удалось, варьируя уровень громкости отдельных фрагментов фонограммы во время монтажно-тонировочного периода.
Как отмечает И.Н. Воскресенская, «в отличие от радио, в кино голос актёра, его вокальные данные, драматургия, тембр, оттенки, диапазон звучания имеют важное, но отнюдь не решающее значение, и часто случается так, что несовершенство голосовых данных исполнителя компенсируется наличием других очень важных для создания кинообраза достоинств (пластика, артистичность, типаж и пр.)». Далее эта мысль подтверждается: «В художественном кино голосу и дикции актёра придаётся большое значение, но часто при сопоставлении суммы качеств в чём-то (а в кино именно этим чаще всего и бывает звуковая сторона) идут на уступки».11
Помимо этого я на собственном опыте поняла, как важно обладать необходимым инвентарём для записи шумов. Возможно, в цехе профессиональной студии запись заняла бы меньше времени и не потребовала бы различных действий для поиска нужных шумовых фактур. У шумовиков - профессионалов есть не только знания и навыки, но и материалы, позволяющие изобразить перед микрофоном тот или иной звук. Однако этот опыт был весьма интересен. Также было приятно получить помощь от студентов младших курсов, которые ассистировали при записи шумов.
Работа над игровым фильмом представляет несомненный интерес для выпускников ВУЗов и молодых специалистов, так как в поиск и воплощение звукового решения требует сочетания различных навыков. В реализации масштабных проектов в работе над звуком обычно задействовано большое число специалистов.
Производство фильма «Грифон» позволило в полной мере ощутить, что создание кино - это командная работа. Без хороших отношений с режиссёром, с актёрами и другими коллегами невозможно достичь достойного результата.