Восприятие и анализ рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы восприятия и анализа рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы 6
1.1. Особенности восприятия литературного произведения 6
1.2. Специфика школьного анализа литературного произведения 14
Глава 2. Векторы изучения рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы 20
2.1. Место прозы В. М. Шукшина в школьном курсе литературы 20
2.2. Исследование уровня восприятия школьниками рассказов В.М. Шукшина 31
2.3. Обогащение методики обучения школьников восприятию и анализу произведений В.М. Шукшина 38
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы восприятия и анализа рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы 6
1.1. Особенности восприятия литературного произведения 6
1.2. Специфика школьного анализа литературного произведения 14
Глава 2. Векторы изучения рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы 20
2.1. Место прозы В. М. Шукшина в школьном курсе литературы 20
2.2. Исследование уровня восприятия школьниками рассказов В.М. Шукшина 31
2.3. Обогащение методики обучения школьников восприятию и анализу произведений В.М. Шукшина 38
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в соответствии с концепцией нового образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Реализация этой цели сопряжена, прежде всего, с необходимостью целостного подхода к рассмотрению феноменов художественной культуры, который выработался в результате разнообразных научных изысканий XX века в области гуманитарных наук.
Восприятие литературного произведения является основой его понимания. Формированию такого понимания способствует и школьный анализ литературного произведения, представляющий собой целостную систему, в которой функционируют различные типы анализа. Направленный на познание литературных фактов, каждый тип анализа регламентирован изоморфными ему художественными структурами и свойствами литературных произведений. Глубокая, нерасторжимая связь школьного анализа с литературоведческим обусловлена тем, что воспринимающее сознание и литературоведа, и школьника-читателя имеет одну общую основу - художественный текст. В то же время школьный анализ, не разрывая своей кровной связи с научным, литературоведческим анализом, на протяжении всего развития методики преподавания литературы всегда оставался самобытным явлением, чьи сущностные свойства обусловлены научными открытиями в области литературной науки и теми педагогическими задачами, которые всякий раз по-новому приходилось решать школе. Высший педагогический смысл школьного анализа заключается не только в том, что он дает надежные способы познания литературы, способствует интеллектуальному и нравственному развитию учащихся, но и в том, что он приобщает формирующуюся личность к тому значимому идеалу, к которому стремится духовное сознание эпохи, и одним из выразителей которого являлся Василий Макарович Шукшин.
Объект исследования: школьный анализ литературного произведения.
Предмет исследования: восприятие и анализ рассказов В.М. Шукшина на уроке литературы.
Цель исследования: изучение специфики восприятия и анализа рассказов В.М. Шукшина на уроке литературы.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности восприятия художественного произведения в процессе литературного образования;
2) охарактеризовать специфику школьного анализа литературного произведения;
3) определить место прозы В.М. Шукшина в школьном курсе литературы;
4) провести исследование восприятия школьниками рассказов В.М. Шукшина, уровня понимания ими поэтики художественного текста и их общих представлений о жизни и творчестве писателя;
5) разработать предложения по совершенствованию методики обучения школьников восприятию и анализу произведений Шукшина;
6) разработать урок литературы по рассказу В.М. Шукшина.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
2) культурно-исторический;
3) школьный анализ литературного произведения;
4) методический эксперимент.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: О.Ю. Богдановой, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова [2], В.Е. Ветловской [5], Г.Ф. Гареевой [7], Б.Т. Кабатай [13], С.Д. Коловой, Т.В. Мардаевой [18], С.В. Кульневича, Т.П. Лакоценина [19], В. Г. Маранцмана, Т. В. Чирковской [26], О.И. Никифоровой [30], Е.В. Сурначевой [44], Н.А. Щербаковой [53], а также методические труды и программы по литературе под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана [27], [28], Т. Ф. Курдюмовой [34], А. Г.
Кутузова [35], М. Б. Ладыгина [36], В. Ф. Чертова [37], В. Я. Коровиной [38].
Практическая значимость исследования заключается в возможности использование его материалов как для самостоятельного изучения студентами особенностей восприятия и анализа художественного произведения на уроках литературы, так и для проведения такого урока, целью которого является анализ рассказов В.М. Шукшина.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование восприятия и анализа школьниками рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы, а также разработаны предложения по повышению уровня восприятия учащимися рассказов В.М. Шукшина, уровня понимания ими поэтики художественного текста и их общих представлений о жизни и творчестве писателя.
Структура исследования
Данное исследование состоит из «Введения», основной части, которая включает две главы, «Заключения», «Списка использованной литературы» и приложений.
Восприятие литературного произведения является основой его понимания. Формированию такого понимания способствует и школьный анализ литературного произведения, представляющий собой целостную систему, в которой функционируют различные типы анализа. Направленный на познание литературных фактов, каждый тип анализа регламентирован изоморфными ему художественными структурами и свойствами литературных произведений. Глубокая, нерасторжимая связь школьного анализа с литературоведческим обусловлена тем, что воспринимающее сознание и литературоведа, и школьника-читателя имеет одну общую основу - художественный текст. В то же время школьный анализ, не разрывая своей кровной связи с научным, литературоведческим анализом, на протяжении всего развития методики преподавания литературы всегда оставался самобытным явлением, чьи сущностные свойства обусловлены научными открытиями в области литературной науки и теми педагогическими задачами, которые всякий раз по-новому приходилось решать школе. Высший педагогический смысл школьного анализа заключается не только в том, что он дает надежные способы познания литературы, способствует интеллектуальному и нравственному развитию учащихся, но и в том, что он приобщает формирующуюся личность к тому значимому идеалу, к которому стремится духовное сознание эпохи, и одним из выразителей которого являлся Василий Макарович Шукшин.
Объект исследования: школьный анализ литературного произведения.
Предмет исследования: восприятие и анализ рассказов В.М. Шукшина на уроке литературы.
Цель исследования: изучение специфики восприятия и анализа рассказов В.М. Шукшина на уроке литературы.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности восприятия художественного произведения в процессе литературного образования;
2) охарактеризовать специфику школьного анализа литературного произведения;
3) определить место прозы В.М. Шукшина в школьном курсе литературы;
4) провести исследование восприятия школьниками рассказов В.М. Шукшина, уровня понимания ими поэтики художественного текста и их общих представлений о жизни и творчестве писателя;
5) разработать предложения по совершенствованию методики обучения школьников восприятию и анализу произведений Шукшина;
6) разработать урок литературы по рассказу В.М. Шукшина.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
2) культурно-исторический;
3) школьный анализ литературного произведения;
4) методический эксперимент.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: О.Ю. Богдановой, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова [2], В.Е. Ветловской [5], Г.Ф. Гареевой [7], Б.Т. Кабатай [13], С.Д. Коловой, Т.В. Мардаевой [18], С.В. Кульневича, Т.П. Лакоценина [19], В. Г. Маранцмана, Т. В. Чирковской [26], О.И. Никифоровой [30], Е.В. Сурначевой [44], Н.А. Щербаковой [53], а также методические труды и программы по литературе под редакцией О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана [27], [28], Т. Ф. Курдюмовой [34], А. Г.
Кутузова [35], М. Б. Ладыгина [36], В. Ф. Чертова [37], В. Я. Коровиной [38].
Практическая значимость исследования заключается в возможности использование его материалов как для самостоятельного изучения студентами особенностей восприятия и анализа художественного произведения на уроках литературы, так и для проведения такого урока, целью которого является анализ рассказов В.М. Шукшина.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование восприятия и анализа школьниками рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы, а также разработаны предложения по повышению уровня восприятия учащимися рассказов В.М. Шукшина, уровня понимания ими поэтики художественного текста и их общих представлений о жизни и творчестве писателя.
Структура исследования
Данное исследование состоит из «Введения», основной части, которая включает две главы, «Заключения», «Списка использованной литературы» и приложений.
В процессе проведения данного исследования были сделаны следующие основные выводы.
Во-первых, восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения. Восприятие, кроме того, выступает в качестве своеобразного компаса при определении возможностей ученика и результативности той или иной организации процесса обучения литературе.
Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью, поэтому так важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе учета не только своеобразия самого произведения, но и своеобразия восприятия его, а вернее - учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношения к произведению словесного искусства.
Во-вторых, школьный анализ литературного произведения отличается от литературоведческого по принципам, объему и средствам изучения текста. В зависимости от уровня литературного развития школьников в теории и методике обучения литературе выделяют следующие пути анализа литературного произведения: а) целостный, «вслед за автором», при котором не теряется ощущение целого, но который ведет к постижению этого целого; б) пообразный - постижение системы образов литературных героев через объяснение их характеров, их нравственную оценку; в) проблемный (тематический) - цепная реакция вопросов, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций; г) смешанный. В зависимости от характера отношения к художественному тексту различают выборочный, подробный, сжатый, целиком. В зависимости от способа организации: анализ учителем, интерпретация учащимися (читательская, научная, художественно-творческая). В зависимости от целей аналитической работы: композиционный, стилистический, сопоставительный, целостный, комплексный.
В-третьих, научить учащихся понимать художественное произведение - процесс очень сложный. Каждое произведение - своеобразный мир образов, новая познавательная задача для учащихся. Однако решать эту задачу необходимо. Только с помощью анализа конкретных произведений можно научить школьников понимать высокое искусство, ориентироваться в сложном мире художественных образов.
В-четвертых, анализ пяти программ по литературе (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, В.Я. Коровиной, В.Ф. Чертова) показал, что наиболее полно творчество В.М. Шукшина представлено в рамках программы под редакцией В.Ф. Чертова, в рамках которой широко используются различные виды анализа литературного произведения, органично сочетаясь при этом с теоретическими положениями, имеющими отношение к тому или иному виду анализа. В других же программах творчество В.М. Шукшина представлено явно недостаточно, а анализу его произведений уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Представляется, что наиболее значимыми видами анализа по отношению к изучению произведений В.М. Шукшина являются целостный («вслед за автором»), проблемный, пообразный, анализ языковых средств (или стилистический анализ), анализ топоса (или хронотопа) произведения, анализ лейтмотива произведения.
В-пятых, исследование восприятия школьниками рассказов В.М. Шукшина, уровня их понимания поэтики художественного текста и общих представлений о жизни и творчестве писателя показало, что: 1) среди школьников, принимавших участие в эксперименте, преобладают учащиеся с низким уровнем общих представлений о жизни и творчестве В.М. Шукшина и заинтересованности в изучении художественного мира писателя, они очень мало знают о Шукшине или не знают о нем и его творчестве совсем, постоянно ошибаются, отвечая на поставленные вопросы или затрудняются на них ответить, не испытывают интереса к изучению творчества писателя. Почти такое же количество детей со средним уровнем, когда учащиеся хотя и имеют адекватные представления о жизни и творчестве В.М. Шукшина, но отвечают на вопросы очень кратко, совершая ошибки при ответе, слабо знакомы с творчеством Шукшина, и не имеют стойкого интереса к изучению его творчества. Учащихся с высоким и очень высоким уровнем - меньшинство. Школьники с высоким уровнем имеют адекватные представления о жизни и творчестве В.М. Шукшина, знают его произведения и фильмы, в которых он снимался, имеют интерес к изучению его творчества. Дети с очень высоким уровнем правильно, развернуто и содержательно отвечают на вопросы, требующие знаний о Шукшине и его творчестве, очень хорошо знакомы с его произведениями и фильмами, имеют устойчивый и внутренне обусловленный интерес к изучению творчества писателя; 2) также неблагополучное положение наблюдается и в отношении восприятия учащимися рассказов Шукшина и уровня их понимания поэтики художественного текста. Так, проведенное исследование показало, что большинство учащихся имеют низкий уровень восприятия рассказов Шукшина и понимания поэтики художественного текста, эти школьники, исследуя текст, осмысливают его на уровне пересказа, неправильно характеризуют персонажей и композицию, либо вообще затрудняются это сделать, не видят в тексте изобразительно-выразительные средства языка и не знают их роли, не умеют использовать при анализе текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы, неправильно отвечают на поставленные вопросы или вообще затрудняются на них ответить. Количество учащихся со средним уровнем несколько меньше, чем с низким. Такие школьники, исследуя текст, основываются не на его художественном анализе, а на уровне рассуждений, основанных на эмоциях и осознании нравственных коллизий, недостаточно глубоко характеризуют персонажей и композицию, пропускают большинство из изобразительно-выразительных средств, часто неправильно объясняют их роль, редко используют знания, полученные на уроках русского языка и литературы, ответы учащихся на поставленные вопросы краткие и несодержательные. К сожалению, гораздо меньше учащихся с высоким уровнем, когда школьники правильно понимают содержание произведения, точно определяют его главную мысль, достаточно точно характеризуют персонажей и композицию, видят в тексте изобразительно-выразительные средства языка, хотя и пропускают некоторые из них, а также не всегда правильно объясняют их роль, умеют использовать при анализе текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы. И совсем мало детей с очень высоким уровнем, которые способны полно и глубоко понимать содержание рассказа, точно определять его главную мысль и характеризовать персонажей и композицию, видеть в тексте изобразительно-выразительные средства языка и правильно объяснять их роль, умеют использовать при анализе текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы, их учащихся на поставленные вопросы полные, глубокие и содержательные.
В-шестых, с целью повышений уровня восприятия учащимися рассказов Шукшина, уровня их понимания поэтики художественного текста, а также уровня общих представлений о жизни и творчестве В.М. Шукшина и заинтересованности в изучении его художественного мира можно использовать представленную в данном параграфе программу по изучению творчества В.М. Шукшина в 5 - 11 классах. Данная программа может быть использована в рамках любой из пяти учебных программ по литературе (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, В.Я.Коровиной, В.Ф. Чертова). Также повышению уровня восприятия и анализа произведений В.М. Шукшина, а также обогащению представлений об особенностях поэтики писателя, будет способствовать внедрение в школьную практику элективного курса для старших классов (10 - 11 класс) по изучению творчества писателя, что окажет, помимо прочего, и существенное положительное влияние на развитие способностей к комплексному анализу произведений вообще. Кроме того, была проведена разработка урока литературы по рассказу В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера», построенный на основе таких видов анализа, как целостный («вслед за автором»), проблемный, пообразный, анализ языковых средств, анализ топоса, произведения, анализ лейтмотива произведения.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены и опубликованы в сборнике на 20 Международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания». По теме дипломной работы опубликована статья в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты исследования. В 2017 году на семинаре, в Сростках, посвященному памяти В.М.Шукшина, был представлен доклад по основным аспектам исследования.
Во-первых, восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа литературного произведения. Восприятие, кроме того, выступает в качестве своеобразного компаса при определении возможностей ученика и результативности той или иной организации процесса обучения литературе.
Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью, поэтому так важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе учета не только своеобразия самого произведения, но и своеобразия восприятия его, а вернее - учета знания слабых звеньев восприятия учащихся, их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и непосредственного отношения к произведению словесного искусства.
Во-вторых, школьный анализ литературного произведения отличается от литературоведческого по принципам, объему и средствам изучения текста. В зависимости от уровня литературного развития школьников в теории и методике обучения литературе выделяют следующие пути анализа литературного произведения: а) целостный, «вслед за автором», при котором не теряется ощущение целого, но который ведет к постижению этого целого; б) пообразный - постижение системы образов литературных героев через объяснение их характеров, их нравственную оценку; в) проблемный (тематический) - цепная реакция вопросов, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций; г) смешанный. В зависимости от характера отношения к художественному тексту различают выборочный, подробный, сжатый, целиком. В зависимости от способа организации: анализ учителем, интерпретация учащимися (читательская, научная, художественно-творческая). В зависимости от целей аналитической работы: композиционный, стилистический, сопоставительный, целостный, комплексный.
В-третьих, научить учащихся понимать художественное произведение - процесс очень сложный. Каждое произведение - своеобразный мир образов, новая познавательная задача для учащихся. Однако решать эту задачу необходимо. Только с помощью анализа конкретных произведений можно научить школьников понимать высокое искусство, ориентироваться в сложном мире художественных образов.
В-четвертых, анализ пяти программ по литературе (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, В.Я. Коровиной, В.Ф. Чертова) показал, что наиболее полно творчество В.М. Шукшина представлено в рамках программы под редакцией В.Ф. Чертова, в рамках которой широко используются различные виды анализа литературного произведения, органично сочетаясь при этом с теоретическими положениями, имеющими отношение к тому или иному виду анализа. В других же программах творчество В.М. Шукшина представлено явно недостаточно, а анализу его произведений уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Представляется, что наиболее значимыми видами анализа по отношению к изучению произведений В.М. Шукшина являются целостный («вслед за автором»), проблемный, пообразный, анализ языковых средств (или стилистический анализ), анализ топоса (или хронотопа) произведения, анализ лейтмотива произведения.
В-пятых, исследование восприятия школьниками рассказов В.М. Шукшина, уровня их понимания поэтики художественного текста и общих представлений о жизни и творчестве писателя показало, что: 1) среди школьников, принимавших участие в эксперименте, преобладают учащиеся с низким уровнем общих представлений о жизни и творчестве В.М. Шукшина и заинтересованности в изучении художественного мира писателя, они очень мало знают о Шукшине или не знают о нем и его творчестве совсем, постоянно ошибаются, отвечая на поставленные вопросы или затрудняются на них ответить, не испытывают интереса к изучению творчества писателя. Почти такое же количество детей со средним уровнем, когда учащиеся хотя и имеют адекватные представления о жизни и творчестве В.М. Шукшина, но отвечают на вопросы очень кратко, совершая ошибки при ответе, слабо знакомы с творчеством Шукшина, и не имеют стойкого интереса к изучению его творчества. Учащихся с высоким и очень высоким уровнем - меньшинство. Школьники с высоким уровнем имеют адекватные представления о жизни и творчестве В.М. Шукшина, знают его произведения и фильмы, в которых он снимался, имеют интерес к изучению его творчества. Дети с очень высоким уровнем правильно, развернуто и содержательно отвечают на вопросы, требующие знаний о Шукшине и его творчестве, очень хорошо знакомы с его произведениями и фильмами, имеют устойчивый и внутренне обусловленный интерес к изучению творчества писателя; 2) также неблагополучное положение наблюдается и в отношении восприятия учащимися рассказов Шукшина и уровня их понимания поэтики художественного текста. Так, проведенное исследование показало, что большинство учащихся имеют низкий уровень восприятия рассказов Шукшина и понимания поэтики художественного текста, эти школьники, исследуя текст, осмысливают его на уровне пересказа, неправильно характеризуют персонажей и композицию, либо вообще затрудняются это сделать, не видят в тексте изобразительно-выразительные средства языка и не знают их роли, не умеют использовать при анализе текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы, неправильно отвечают на поставленные вопросы или вообще затрудняются на них ответить. Количество учащихся со средним уровнем несколько меньше, чем с низким. Такие школьники, исследуя текст, основываются не на его художественном анализе, а на уровне рассуждений, основанных на эмоциях и осознании нравственных коллизий, недостаточно глубоко характеризуют персонажей и композицию, пропускают большинство из изобразительно-выразительных средств, часто неправильно объясняют их роль, редко используют знания, полученные на уроках русского языка и литературы, ответы учащихся на поставленные вопросы краткие и несодержательные. К сожалению, гораздо меньше учащихся с высоким уровнем, когда школьники правильно понимают содержание произведения, точно определяют его главную мысль, достаточно точно характеризуют персонажей и композицию, видят в тексте изобразительно-выразительные средства языка, хотя и пропускают некоторые из них, а также не всегда правильно объясняют их роль, умеют использовать при анализе текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы. И совсем мало детей с очень высоким уровнем, которые способны полно и глубоко понимать содержание рассказа, точно определять его главную мысль и характеризовать персонажей и композицию, видеть в тексте изобразительно-выразительные средства языка и правильно объяснять их роль, умеют использовать при анализе текста знания, полученные на уроках русского языка и литературы, их учащихся на поставленные вопросы полные, глубокие и содержательные.
В-шестых, с целью повышений уровня восприятия учащимися рассказов Шукшина, уровня их понимания поэтики художественного текста, а также уровня общих представлений о жизни и творчестве В.М. Шукшина и заинтересованности в изучении его художественного мира можно использовать представленную в данном параграфе программу по изучению творчества В.М. Шукшина в 5 - 11 классах. Данная программа может быть использована в рамках любой из пяти учебных программ по литературе (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, В.Я.Коровиной, В.Ф. Чертова). Также повышению уровня восприятия и анализа произведений В.М. Шукшина, а также обогащению представлений об особенностях поэтики писателя, будет способствовать внедрение в школьную практику элективного курса для старших классов (10 - 11 класс) по изучению творчества писателя, что окажет, помимо прочего, и существенное положительное влияние на развитие способностей к комплексному анализу произведений вообще. Кроме того, была проведена разработка урока литературы по рассказу В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера», построенный на основе таких видов анализа, как целостный («вслед за автором»), проблемный, пообразный, анализ языковых средств, анализ топоса, произведения, анализ лейтмотива произведения.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены и опубликованы в сборнике на 20 Международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания». По теме дипломной работы опубликована статья в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты исследования. В 2017 году на семинаре, в Сростках, посвященному памяти В.М.Шукшина, был представлен доклад по основным аспектам исследования.
Подобные работы
- Символика цвета в прозе В.М. Шукшина
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - «Разговорно-просторечные слова и выражения в рассказах В. Шукшина»
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Методика организации уроков физики с компьютерной поддержкой (на примере раздела «Оптика»)
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ «ЕДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Особенности художественного дискурса романа Ф. М. Достоевского «Братья
Карамазовы» и повести А. А. Золотарева «На чужой стороне»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2020 - Мультимедийные обучающие программы как средство обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Разговорная лексика в художественном тексте
(на материале рассказов В.Г. Распутина конца XX века): функционально-семантический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2022 - ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Г. РАСПУТИНА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



