Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность 6
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 6
1.2. Особенности познавательного интереса у учащихся младшего школьного
возраста 21
1.3. Культура и быт коренных народов Севера 29
1.4. Проектная деятельность в педагогике. Образовательные возможности
проектной деятельности 59
Выводы по первой главе 76
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность 78
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста 78
2.2. Образовательный проект «Ожившие мифы» и методические
рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста 88
Выводы по второй главе 94
Заключение 96
Список литературы 98
Приложение 102
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день темпы развития научных знаний нарастают всё больше и больше, вследствие чего школа становится не в состоянии дать человеку весь объём научных достижений. Поэтому главной задачей современного обучения является не только вооружение ученика стандартным набором знаний умений и навыков, но и расположение подрастающей личности к самостоятельному приобретению необходимых знаний, к стремлению самосовершенствования и саморазвития, к формированию устойчивых познавательных мотивов.
Одним из важнейших факторов формирования стремления к саморазвитию является развитие познавательного интереса.
Процесс обучения в школе предполагает систематическое воздействие на учащегося, на его чувства и мысли, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно в процессе обучения начинают зарождаться и развиваться познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
Проблема развития познавательного интереса является актуальной на современном этапе развития педагогики и психологии. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем личность творца, строителя нового общества, субъекта собственной жизни.
Характер стремления к учебе естественным образом отражается на формировании гармонически развитой личности, готовой к быстрой адаптации постоянно изменяющихся жизненных условий.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития познавательного интереса, для формирования позитивной мотивационной установки. Таким образом от качества развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте будет зависеть внутренняя движущая сила учения (которая проявляется в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях и готовностью к активному познанию) и как следствие этому - целостное развитие личности.
Развитие познавательного интереса в рамках традиционной системы образования является неэффективным, а в некоторых случаях, вовсе невозможным. Поэтому альтернативой традиционной системе образования на сегодняшний день выступают новые интерактивные технологии обучения, предполагающие стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников, такие как: учебные конференции, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, эвристические беседы и т.д.
Цель: проанализировать уровень познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста и составить серию занятий, направленную на его развитие.
Объект исследования - развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - образовательная проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в младшей школе как способ развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «познавательный интерес».
2. Изучить особенности познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
3. Изучить историю, культуру, быт коренных народов Севера.
4. Изучить историю проектной деятельности.
5. Исследовать образовательные возможности проектной деятельности.
6. Выявить критерии познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
7. Составить таблицу с уровнями критериев познавательного интереса.
8. Подобрать методики к выявлению уровня критериев познавательного интереса в освоении культуры коренных народов Севера.
9. Разработать образовательный проект «Ожившие мифы» для развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
10. Разработать методические рекомендации к образовательному проекту «Ожившие мифы».
Гипотеза исследования: проведение образовательной проектной деятельности будет способствовать развитию познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера в младшей школе при следующих педагогических условиях:
- обеспечении свободных форм творческой деятельности в ходе реализации проекта;
- обеспечении условий для активности и заинтересованности каждого ученика в творческой реализации проекта;
- использовании индивидуального подхода к каждому ученику при возникновении трудностей.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анкетирование.
База исследования: МАОУ КУГ №1 «Универс», Изостудия «Цветик- Семицветик».
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст - это важный этап становления личности, так как является сенситивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, развития навыков учебной деятельности, навыков самоорганизации и саморегуляции. Поэтому период начала школьной жизни требует особого внимания и усилий со стороны учителя.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности ребёнка, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Учебно-познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки.
Развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем. Кроме того, изучение какой-либо культуры, в частности, культуры коренных народов Севера способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства позволяет решить проблему развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста, так как, прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта. Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника (с которой он рождается, приходит в школу), а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок). Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ребёнку: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать и т.д.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня развития познавательного интереса в освоении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
Изначально, в ходе проведения констатирующего эксперимента в испытуемой группе было выявлено преобладание среднего уровня развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера с тенденцией к низкому. Однако, во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с культурой коренных народов Севера через осуществление проектной деятельности и достигли положительных результатов, а именно: знакомство с северной мифологией, переживание культуры коренных народов Севера и погружение в её пространство, присвоение отдельных культурных элементов, развитие креативности, самостоятельности и ответственности при решении возникших задач в осуществлении проекта, возникновение стремления дальнейшего изучения культуры коренных народов Севера.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования подтверждена.
1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе // Вопросы психологии. - 1984. - №5. - 23-29 с.
2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / М.:
Просвещение, 1991. - 356 с.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / М.: Просвещение, 1985. - 143 с.
4. Вавилова И.Н. Психологические механизмы познавательного интереса// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №11.-11-14 с.
5. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии - Ч.2. - М.: Педагогика, 1981. - 460 с.
6. Вергелес К.Н. Интерес и интересное как два модуса систем бытия человека // Перспектива. - 2009. - №2. - 34-37 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / М.: Педагогика, 2008.- 671 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т.2 / М.: Педагогика, 1984. - 458 с.
9. Гельвеций К.А. Соч.: В 2 т. - Т.1 / М.: Мысль, 1973. - 676 с.
10. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
11. Костяк Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст / М.: Издательский центр. «Академия», 2008. - 96 с.
12. Ириков С.А. Традиции народа забвению не подлежат // Красный Север. -
1994. - № 78 (дек.). - 7-21 с.
13. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / М.: Просвещение, 1972. - 253 с.
14. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
15. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник
и практикум для академического бакалавриата / М.: Издательство
«Юрайт», 2015. - 291 с.
16. Лыкова И.А., Проектирование образовательной области «Художественно эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО / М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. - 144 с.
17. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Пед. соч.: В 7 т. - Т. 5. / М.: Мол. гвардия, 1984. - 102 с.
18. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Волгоград: Издательство «Учитель», 1976. - 125 с.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / М.: Просвещение, 1990.-192 с.
20. Мокшина Н.Г. Критерии сформированности познавательной активности студентов Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. Библиотека ЕГПУ, 2006. [Интернет-ресурс] / URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx(дата доступа 12.01.16)
21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / М.: Знание, 1979. - 48 с.
22. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №5. - 9-11 c.
23. Новикова К.А. Эвенские сказки, предания и легенды / Магадан: Магаданское кн. из-во, 1987. - 157 с.
24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / М.: Тривола,
1995. - 206 с.
25. Пелеванова И.К. Познавательный интерес и его развитие // Вестник ОГУ. Оренбург. - 2001. - № 5. - 23-26 с.
26. Лукин Ю. Тут начало всех начал // Правда Севера. - 1989. - № 114 (сент.). - 46-52 с.
27. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. / Кострома. - 2001. - 235 с.
28. Рацапевич Е.С. Психолого-педагогический словарь / М.: Современное слово, 2001. - 928 с.
29. Тишков В. А. Народы и религии мира / М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 928 с.
30. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - Т.1. / М.: Большая рос. энцикл, 1993. - 373 с.
31. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / СПб: Питер, 2000. - 448 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
33. Фролов И. Т. Страны и народы: Науч.-попул. геогр.-этногр. Земля и человечество. Глобальные проблемы / М.: Мысль, 1985. - 429 с.
34. Наумов М. С. Байкал, Якутия, Камчатка (Край чудес) / М.: Вече, 2002. - 302 с.
35. Суляндзига Р. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: обзор современного положения / М.: Владос, 2003. - 142 с.
36. Миклухо-Маклая Н. Н. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера / М.: [Б.и], 1990. - 221 с.
37. Тураев В.А. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации / М: Мысль, 2005. - 464 с.
38. Традиции народов Севера [электронный ресурс]. - Электрон. текстовые
дан. - М.: [б.и.], 2000. - Режим доступа:http://www.dostoyanie-
pokoleniy.ru/parkland/tradition/,свободный.
39. Фридман Л.М О психологии младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2001. - № 02. - 24-27 с.
40. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
41. Чикачев А. Г. Русские в Арктике: полярный вариант культуры (историко-этнографические очерки) Т. 12 / Новосибирск: Наука, 2007. - 303 с.
42. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: дис. канд. пед. наук / МГПИ им. В.И. Ленина. - М. - 1987.
43. Шичалина Ю.А. История философии: Запад-Россия-Восток (книга
четвёртая. Философия XX в.) / М.: Издательство «Греко-латинский
кабинет», 1999. - 448 с.
44. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / М.: Педагогика, 1998. - 208 с.