Развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у младших школьников через проектную деятельность
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность 6
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 6
1.2. Особенности познавательного интереса у учащихся младшего школьного
возраста 21
1.3. Культура и быт коренных народов Севера 29
1.4. Проектная деятельность в педагогике. Образовательные возможности
проектной деятельности 59
Выводы по первой главе 76
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность 78
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста 78
2.2. Образовательный проект «Ожившие мифы» и методические
рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста 88
Выводы по второй главе 94
Заключение 96
Список литературы 98
Приложение 102
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность 6
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 6
1.2. Особенности познавательного интереса у учащихся младшего школьного
возраста 21
1.3. Культура и быт коренных народов Севера 29
1.4. Проектная деятельность в педагогике. Образовательные возможности
проектной деятельности 59
Выводы по первой главе 76
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность 78
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста 78
2.2. Образовательный проект «Ожившие мифы» и методические
рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста 88
Выводы по второй главе 94
Заключение 96
Список литературы 98
Приложение 102
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день темпы развития научных знаний нарастают всё больше и больше, вследствие чего школа становится не в состоянии дать человеку весь объём научных достижений. Поэтому главной задачей современного обучения является не только вооружение ученика стандартным набором знаний умений и навыков, но и расположение подрастающей личности к самостоятельному приобретению необходимых знаний, к стремлению самосовершенствования и саморазвития, к формированию устойчивых познавательных мотивов.
Одним из важнейших факторов формирования стремления к саморазвитию является развитие познавательного интереса.
Процесс обучения в школе предполагает систематическое воздействие на учащегося, на его чувства и мысли, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно в процессе обучения начинают зарождаться и развиваться познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
Проблема развития познавательного интереса является актуальной на современном этапе развития педагогики и психологии. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем личность творца, строителя нового общества, субъекта собственной жизни.
Характер стремления к учебе естественным образом отражается на формировании гармонически развитой личности, готовой к быстрой адаптации постоянно изменяющихся жизненных условий.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития познавательного интереса, для формирования позитивной мотивационной установки. Таким образом от качества развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте будет зависеть внутренняя движущая сила учения (которая проявляется в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях и готовностью к активному познанию) и как следствие этому - целостное развитие личности.
Развитие познавательного интереса в рамках традиционной системы образования является неэффективным, а в некоторых случаях, вовсе невозможным. Поэтому альтернативой традиционной системе образования на сегодняшний день выступают новые интерактивные технологии обучения, предполагающие стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников, такие как: учебные конференции, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, эвристические беседы и т.д.
Цель: проанализировать уровень познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста и составить серию занятий, направленную на его развитие.
Объект исследования - развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - образовательная проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в младшей школе как способ развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «познавательный интерес».
2. Изучить особенности познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
3. Изучить историю, культуру, быт коренных народов Севера.
4. Изучить историю проектной деятельности.
5. Исследовать образовательные возможности проектной деятельности.
6. Выявить критерии познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
7. Составить таблицу с уровнями критериев познавательного интереса.
8. Подобрать методики к выявлению уровня критериев познавательного интереса в освоении культуры коренных народов Севера.
9. Разработать образовательный проект «Ожившие мифы» для развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
10. Разработать методические рекомендации к образовательному проекту «Ожившие мифы».
Гипотеза исследования: проведение образовательной проектной деятельности будет способствовать развитию познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера в младшей школе при следующих педагогических условиях:
- обеспечении свободных форм творческой деятельности в ходе реализации проекта;
- обеспечении условий для активности и заинтересованности каждого ученика в творческой реализации проекта;
- использовании индивидуального подхода к каждому ученику при возникновении трудностей.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анкетирование.
База исследования: МАОУ КУГ №1 «Универс», Изостудия «Цветик- Семицветик».
Одним из важнейших факторов формирования стремления к саморазвитию является развитие познавательного интереса.
Процесс обучения в школе предполагает систематическое воздействие на учащегося, на его чувства и мысли, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно в процессе обучения начинают зарождаться и развиваться познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
Проблема развития познавательного интереса является актуальной на современном этапе развития педагогики и психологии. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем личность творца, строителя нового общества, субъекта собственной жизни.
Характер стремления к учебе естественным образом отражается на формировании гармонически развитой личности, готовой к быстрой адаптации постоянно изменяющихся жизненных условий.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития познавательного интереса, для формирования позитивной мотивационной установки. Таким образом от качества развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте будет зависеть внутренняя движущая сила учения (которая проявляется в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях и готовностью к активному познанию) и как следствие этому - целостное развитие личности.
Развитие познавательного интереса в рамках традиционной системы образования является неэффективным, а в некоторых случаях, вовсе невозможным. Поэтому альтернативой традиционной системе образования на сегодняшний день выступают новые интерактивные технологии обучения, предполагающие стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников, такие как: учебные конференции, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, эвристические беседы и т.д.
Цель: проанализировать уровень познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста и составить серию занятий, направленную на его развитие.
Объект исследования - развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - образовательная проектная деятельность на уроках изобразительного искусства в младшей школе как способ развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «познавательный интерес».
2. Изучить особенности познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
3. Изучить историю, культуру, быт коренных народов Севера.
4. Изучить историю проектной деятельности.
5. Исследовать образовательные возможности проектной деятельности.
6. Выявить критерии познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста.
7. Составить таблицу с уровнями критериев познавательного интереса.
8. Подобрать методики к выявлению уровня критериев познавательного интереса в освоении культуры коренных народов Севера.
9. Разработать образовательный проект «Ожившие мифы» для развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
10. Разработать методические рекомендации к образовательному проекту «Ожившие мифы».
Гипотеза исследования: проведение образовательной проектной деятельности будет способствовать развитию познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера в младшей школе при следующих педагогических условиях:
- обеспечении свободных форм творческой деятельности в ходе реализации проекта;
- обеспечении условий для активности и заинтересованности каждого ученика в творческой реализации проекта;
- использовании индивидуального подхода к каждому ученику при возникновении трудностей.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анкетирование.
База исследования: МАОУ КУГ №1 «Универс», Изостудия «Цветик- Семицветик».
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст - это важный этап становления личности, так как является сенситивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, развития навыков учебной деятельности, навыков самоорганизации и саморегуляции. Поэтому период начала школьной жизни требует особого внимания и усилий со стороны учителя.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности ребёнка, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Учебно-познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки.
Развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем. Кроме того, изучение какой-либо культуры, в частности, культуры коренных народов Севера способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства позволяет решить проблему развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста, так как, прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта. Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника (с которой он рождается, приходит в школу), а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок). Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ребёнку: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать и т.д.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня развития познавательного интереса в освоении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
Изначально, в ходе проведения констатирующего эксперимента в испытуемой группе было выявлено преобладание среднего уровня развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера с тенденцией к низкому. Однако, во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с культурой коренных народов Севера через осуществление проектной деятельности и достигли положительных результатов, а именно: знакомство с северной мифологией, переживание культуры коренных народов Севера и погружение в её пространство, присвоение отдельных культурных элементов, развитие креативности, самостоятельности и ответственности при решении возникших задач в осуществлении проекта, возникновение стремления дальнейшего изучения культуры коренных народов Севера.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования подтверждена.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности ребёнка, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Учебно-познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки.
Развитие познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем. Кроме того, изучение какой-либо культуры, в частности, культуры коренных народов Севера способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства позволяет решить проблему развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера у детей младшего школьного возраста, так как, прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта. Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника (с которой он рождается, приходит в школу), а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок). Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ребёнку: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать и т.д.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня развития познавательного интереса в освоении культуры коренных народов Севера у учащихся младшего школьного возраста.
Изначально, в ходе проведения констатирующего эксперимента в испытуемой группе было выявлено преобладание среднего уровня развития познавательного интереса в изучении культуры коренных народов Севера с тенденцией к низкому. Однако, во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с культурой коренных народов Севера через осуществление проектной деятельности и достигли положительных результатов, а именно: знакомство с северной мифологией, переживание культуры коренных народов Севера и погружение в её пространство, присвоение отдельных культурных элементов, развитие креативности, самостоятельности и ответственности при решении возникших задач в осуществлении проекта, возникновение стремления дальнейшего изучения культуры коренных народов Севера.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза исследования подтверждена.



