Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Развитие номинативного и глагольного словаря в онтогенезе 6
1.2 Особенности усвоения номинативного и глагольного словаря старшими
дошкольниками с нарушением слуха 11
1.3 Современные педагогические методы и приемы формирования
номинативного и глагольного словаря у дошкольников с нарушениями слуха 18
Выводы по главе 1 24
Глава II. Проектирование коррекционной работы по развитию номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушениями слуха 26
2.1 Организация предпроектного исследования по выявлению особенностей
номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушениями слуха 26
2.2 Описание и реализация проекта «Вселенная комиксов», направленного на
развитие номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушениями слуха 40
2.3 Результаты реализации проекта «Вселенная комиксов» 48
Выводы по главе 2 53
Заключение 52
Список использованных источников 58
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 72
Приложение Г 77
Приложение Д 82
Приложение Е 86
Приложение Ж 88
Приложение И 93
Приложение К
Открытым вопросом в области сурдопедагогики на сегодняшний день является изучение и развитие как номинативного, так и глагольного словаря у детей с нарушением слуха. Проблема коррекции отклонений, вызываемых дефектом слуха, требует квалифицированного решения от учителя- дефектолога. Для выявления коррекционно-образовательного пути ребенка с дефектом слуха выполняется диагностика степени нарушения слуха. Чем быстрее определится проблема со слухом, тем эффективнее будут коррекционно-педагогические воздействия на речевое и общее развитие ребенка.
По мере развития номинативного словаря у детей с нарушением слуха, отмечается недостаточное количество слов, обозначающих признаки предметов, ограниченный запас слов общего употребления, неточное применение лексических значений. Это же касается и глагольной составляющей, ребенок должен иметь в своем активном словаре достаточно глаголов, а также освоить глагольные конструкции. Всё это необходимо для того, чтобы ребенок овладевал грамматически и лексически правильной речью.
Нынешний мир меняется, у детей возрастает интерес к комиксам, мультфильмам на тематику супергероев, и каждый из них хоть раз мечтал стать или создать собственного персонажа из этой вселенной. Именно поэтому было приятно решение создать посредством ребенок-педагог новый дидактический материал для развития речи у детей с нарушениями слуха в виде совместного комикса, полностью разработанного проектной группой.
Изучением номинативного и глагольного словаря у дошкольников с нарушением слуха занимались такие авторы, как Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко, И.В. Андрусёва, Е.П. Антонова, Г.А. Баранова, Л.А. Ремизова, А.Ю. Бондарь, Л.М. Берман, Л.С. Выготский, Е.А. Ефремова, Л.Р. Лизунова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова, Л.А. Лошкарева, А.В. Останина, Э.З. Муртузаева и Б.П. Пузанов и многие другие.
У детей с нарушениями слуха возникают проблемы с распознаванием речи и произношением, недостаточно усвоены морфемные системы, не развита связная речь, слабо развито словообразование и гибкость. Это также снижает память и затрудняет запоминание. Исследователям известно, что в эту категорию попадают дети: несбалансированность активного и пассивного словарного запаса, недостаток словарного запаса, неправильная формулировка.
Развитие первичной лексики у детей дошкольного возраста с нарушением слуха является актуальным вопросом в теории и практике слабослышащего образования на сегодняшний день. Исходя из этого следует, что устранение данной проблемы возможно путём создания комиксов, благодаря которым у детей с нарушением слуха будет развиваться номинативный и глагольный словарь.
Объект проектной работы - номинативный и глагольный словарь старших дошкольников.
Предмет проектной работы - содержание коррекционной работы по развитию номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушениями слуха посредством создания комиксов.
Цель проектной работы - преодоление особенностей развития номинативного и глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством создания комиксов.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- изучить и теоретико-методические аспекты проблематики исследования;
- провести предпроектное исследование по выявлению усвоения номинативного и глагольного словаря старшими дошкольниками с нарушением слуха;
- осуществить проектирование коррекционной работы учителя- дефектолога по развитию номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушениями слуха;
- привести описание проекта «Вселенная комиксов» направленного на развитие номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушениями слуха;
- описать результаты реализации проекта «Вселенная комиксов».
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Библиографические: анализ сурдопедагогической литературы, педагогической, психологической, психолингвистической по заявленной теме исследования.
2. Проектирование коррекционно-педагогической деятельности.
Предпроектное исследование номинативного и глагольного словаря с использованием требований к освоению программы дошкольного обучения для слабослышащих детей.
Анализ и подведение итогов проведенных исследований. Проектирование дефектологической работы.
Базой для исследования в рамках выпускной квалификационной работы стал «Канский филиал краевого центра психолого-медико-социального сопровождения». В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с нарушением слуха.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе проектной работы была проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература в соответствии с темой исследования. Нами были рассмотрены номинативный и глагольный словарь в онтогенезе, их особенности в развитии, реализованы все этапы проектной работы, проанализированы полученные результаты.
В процессе анализа литературы по данной теме были рассмотрены понятия номинативного и глагольного словаря, этапы их развития, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха, а также рассмотрены современные педагогические методы и приёмы по формированию номинативного и глагольного словаря.
Изучено влияние деятельности детей по созданию комиксов на развитие номинативного и глагольного словаря, а также сопутствующее развитие сенсомоторики детей, психических функций (мышление, восприятие, память и воображение).
Недоразвитие номинативного и глагольного словаря у старших дошкольников с нарушением слуха встречается достаточно часто. При нарушении слуха у дошкольников средства речевого общения ограничены. Они используют один и тот же комплекс для обозначения предметов, действий, качеств, интонации и жестов, указывая на различие значений. У детей с нарушениями слуха возникают трудности в формировании коммуникативных навыков, а также мотивации к вербальному общению. Из - за их несовершенства, развитие общения не обеспечивается в полной мере, и как следствие возможны трудности в развитии вербального мышления и познавательной деятельности. Поэтому дошкольникам с нарушением слуха необходима систематическая сурдопедагогическая, дефектологическая помощь.
Анализы результатов исследования номинативного и глагольного словаря у детей с нарушением слуха с опорой на методику таких авторов, как Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина [47], показали, что у детей экспериментальной группы отмечаются характерные особенности развития данных словарей. Результаты исследования подтвердили нарушение развития номинативного и глагольного словаря, дети зачастую допускали ошибки в назывании конкретных существительных. Трудности возникли в связи с тем, что ребенок знает функции данных существительных, однако не знает, как называется предмет, так как не использует данные слова в обиходной лексике, в связи с чем, заменяют на другое, близкое по смыслу слово. Также появились трудности и с приставочными глаголами противоположного значения «включить» и «выключить». Дошкольники с низким уровнем развития глагольного словаря, в тематическом словаре «Город, улица» заменяли глагол на синонимичный. Стоит отметить, что дети справлялись с большинством заданий с помощью различных, дополнительных вопросов, а те слова, что назвать не удалось были исследованы на понимание.
На основе полученных результатов была определена необходимость в комплексном развитии номинативного и глагольного словаря в рамках коррекционной работы у старших дошкольников с нарушением слуха. В связи с этим был разработан проект «Вселенная комиксов». Цель данного проекта - развитие номинативного и глагольного словаря посредством создания комиксов.
Поставленная нами цель была выполнена после детальной разработки и внедрения проекта «Вселенная комиксов» в группу дошкольников с нарушением слуха. Данная цель достигалась постепенно. Номинативный и глагольный словарь детей развивался в процессе нашей с ними совместной работы по созданию комиксов. Непосредственная работа при зарисовке комиксов позволяла старшим дошкольникам быстрее усваивать пройденный материал по лексическим темам, так как определенная их речевая деятельность в процессе рисования велась одновременно с освоением нового материала, обсуждением этого материала, подкрепляя умственную деятельность физической, поэтому одновременно с развитием словаря велось развитие и мелкой моторики. В совокупности, все эти факторы продуктивно повлияли на развитие номинативного и глагольного словаря дошкольников.
Для того, чтобы разнообразить работу с комиксами мы использовали речевой материал в слуховых заданиях, включённый в различные виды речевой деятельности: подражание (задание послушай и повтори), чтение (послушай, прочитай предложение), называние картинок (назови картинки, дополни по картинке), ответ на вопрос (в аналогичном задании с применением наглядности и без неё) и самостоятельная речь (в диалоге, в заданиях составь предложение).
Таким образом достигаются цели контрольного испытания. Изучены этапы развития номинативной и глагольной лексики, проанализированы полученные данные. Апробированы модифицированные образовательные средства при нарушении слуха и выяснена эффективность системы составления словаря для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Поэтому, анализируя этап развития детей «до» и «после» применения комиксов, можно сказать, что задача исследования и разработанная методика применения комиксов эффективны.
1. Беляева О.Л., Богданова Т.С., Давыдова О.Г. Мультипликация как средство вовлечения родителей дошкольников с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями в процесс их речевого развития / КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - 117-120 с.
2. Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим нарушениями слуха и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: - М., 1991. - 178 с.
3. Берлибо Е.П. Дидактический материал по формированию лексикограмматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня. 1 год обучения I период - Волгоград: ИТД Корифей, 2010. - 93с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие/Бородич А.М. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями слуха - М.: АСТ: Астрель: Транзит книга, 2006. - 158 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - 62-76с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
9. Головчиц Л.А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста / СПб.: Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984. - С. 102-121.
10. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1991.
11. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации - новое явление в сурдопедагогике /Дефектология. 2014. № 1. С. 14-16.
12. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона:
Практикум: Пособие для сурдопедагогов, педагогов дополнительного
образования, воспитателей и родителей / Громова О.Е. - М.: Просвещение, 2004. - 157с.
13. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 с.
14. Сборник методических рекомендаций «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения», - СПб.: «Детство-Пресс», 2000
15. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с
16. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: учебное пособие / Н.С. Жукова. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 128 с.
17. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
18. Жукова Н. С. Формирование устной речи: учеб. -метод. пособие /Н. С. Жукова. - М.: Соц.-полит. Журн., 1994. - 55 с.
19. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений- 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 200 с.
20. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М., 1961;
21. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей М.: Академия, 2002. — 176 с.
22. Ибрагимова С.З., Ермолинская В.О. Организация помощи учащимся с нарушениями слуха в условиях общеобразовательной школы. - 2021.
23. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений - М.: Академия, 2006. - 320 с.
24. Карелина И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи. - Прага: 2017. - 122 с.
25. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики. Учебное пособие. М., Просвещение. 2008. 224 с.
26. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Каше Г.А. - М.: Просвещение, 1971. - 192 с.
27. Кольцова М.М. Ребенок учиться говорить. - 2-е изд., перераб. И доп. / М.М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 1979. - 192 с.
28. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
29. Королёва И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых Учебное пособие / Королева И.В.: Каро; СПб; 2009
30. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками / Косинова Е.М. - М.: Сфера, 2017. - 32 с.
31. Красильникова О.А. и др. Возможности использования интерактивных литературных ресурсов в условиях дефектологического образования //Science for Education Today. - 2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 155-171.
32. Кэттиш, Смирнов, Че: Дизайн персонажей. Концепт-арт для комиксов, видеоигр и анимации. - СПБ: издательство "Питер", 2022. - 272с.
33. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе/ Лаврентьева А. И. - М., 1995. - 104 с.
34. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
35. Лалаева Р.И. Серябрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224с.
36. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Левина Р.Е. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 31 с.
37. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях / Левина Р.Е. - М.: Наука, 1936. - 312 с.
38. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Левина Р.Е. // Дефектология. - 1975. - № 2. - С. 12-16.
39. Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности / Леонтьев А.Н. - М.: Мысль, 1975. - 193 с.
40. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Лепская А.Н.; Фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1997. - 55 с.
41. Лисицкая, Л.Г. Русский язык и культура речи: Компетентностный
подход / Лисицкая Л.Г. - Армавир: Армавирский государственный
педагогический университет, 2019. - 175с.
42. Лурия А.Р. Язык и сознание / Лурия А.Р.; под ред. Хомской Е.Д.; 2-е изд. - М.: Издательство МГУ, 7998. - 336 с.
43. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Носкова Л.П., Головчиц Л.А. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с. — (Коррекционная педагогика).
44. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.
45. Психология аномального развития ребенка //: Хрестоматия, том 2. - М., 2002 - 818с.
46. Рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода. СПб.: КАРО.
47. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
48. Речицкая Е. и др. (ред.). Сурдопедагогика. - Litres, 2021.
49. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / Селиверстов В.И. - М.:
ВЛАДОС, 1994. - 344 с.
50. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм / Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 55-58.
51. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособ. для восп. дет. Сада / Сохин Ф.А. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
52. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Спирова Л.Ф. - М.: Просвещение, 1976. - 112 с.
53. Туманова Т.В. Реализация идей Л.С. Выготского в сурдопедагогии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у детей Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 127-138.
54. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного: учеб. - метод. Пособие / Ушакова О.С. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
55. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / Цейтлин С.Н. - М.: Знак, 2009. - 592 с.
56. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Швачкин Н.Х. - М: Лабиринт, 2004. - 330 с.
57. Шустова С.А. Анализ путей развития сурдопедагогической науки в странах Европы и России //Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. - 2021.
- №. 1. - С. 19-19.
58. Щербакова А.М., Воспитание ребенка с нарушениями развития / Щербакова А.М. - М.: Педагогика, 2002. - 40с.
59. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984 г.
60. Шипицина Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. - СПб.: Речь,2009. -203с.
61. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Эльконин Д.Б. - М: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 116 с.