Развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии»
Введение 7
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса подростков
к древнерусской культуре в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» 13
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 13
1.2. Особенности развития познавательного интереса подростков к
древнерусской культуре 27
1.3. Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до
правящей династии» как способ развития познавательного интереса
подростков к древнерусской культуре 33
Выводы по первой главе 45
Глава II Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса подростков в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» 47
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 47
2.2. Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» и методические рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 60
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 82
Выводы по II главе 91
Заключение 94
Список используемых источников 99
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день обучающиеся подросткового возраста практически не интересуются историей и культурой своего Отечества не только как учебной дисциплиной. В силу распространяющегося невежества подростки не в состоянии отличать историческую правду от фальсификаций конкретных фактов из истории и культуры своего народа и страны. Идеологическая неустойчивость, нигилизм, отсутствие нравственных и эстетических идеалов, - всё это искусственно созданная среда, благоприятная для «процветания» инфантилизма и пошлости.
Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели и ученые (В.П. Вахтеров, Б.В. Игнатьев, Г.И. Щукина, И.А. Лыкова, Н.Г Морозова, П.Ф. Каптерев, М.И. Демков, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег и др.) обращены к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к культуре своего Отечества. Обучающиеся подросткового возраста должны и имеют право знать духовную историю страны, в которой они живут.
Развитие познавательного интереса к Отечественной культуре в рамках традиционной системы образования является неэффективным, а в некоторых случаях, вовсе невозможным. Поэтому альтернативой традиционной системе образования на сегодняшний день выступают новые интерактивные технологии обучения, предполагающие стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников, такие как: учебные конференции, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, эвристические беседы [2,17].
Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что она способствует развитию познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, творческой и преобразовательной деятельности. При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст. В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, к событиям, к героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни.
Создание проекта - это всегда создание нечто нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть и элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими обучающимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент у него задействована и коммуникативная деятельность.
Представляя проект, обучающиеся пытаются заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, историческим событиям, а это уже преобразовательная деятельность.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проектная деятельность - это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень культурного образования и личностное развитие обучающихся.
Цель: составить, научно обосновать и апробировать образовательный проект, направленный на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Объект исследования - развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Предмет исследования - образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» на уроках мировой художественной культуры в старшей школе как способ развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и историко-теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития познавательного интереса у подростков.
3. Исследовать образовательные возможности проектной деятельности.
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
5. Разработать образовательный проект и методические рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
6. Организовать и провести контрольный эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса к древнерусской культуре.
Гипотеза исследования: Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» будет способствовать развитию познавательного интереса к древнерусской культуре в старшей школе, если:
1) обучающиеся будут погружаться в изучение культуры Древней Руси через интерпретацию идейного содержания памятников живописи и графики великих русских мастеров в процессе эристической беседы;
2) будет оформлен результат проекта с четко продуманной структурой в виде дизайна рукописной книги.
3) Результат проекта будет апробирован и оформлен на художественной выставке.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы с целью определения сущности и содержания основных категорий исследования);
2. Практические (анкетирование, опросный метод, метод беседы и наблюдения с целью организации и проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента);
3. Статистические (методы качественной и количественной обработки данных с целью обработки полученных данных в ходе проведения эксперимента).
База исследования: МАОУ Гимназия №13 «Академ». В качестве экспериментальной группы было выбрано два 10-ых класса, в составе 60 человек. Возраст детей 15-16 лет.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей применения образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных педагогов, художественных школ, а также педагогов частных центров дополнительного образования.
Структура и объем диссертации:
Объем - 129 страниц, включая 51 рисунок, 10 таблиц, 10 приложений. Количество использованных источников - 70.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре, проанализирована историко-теоретическая литература по древнерусской культуре X-XVII веков. Рассмотрено понятие «познавательный интерес» в педагогике и психологии, стадии развития познавательного интереса, особенности подросткового возраста, специфика образовательного проектирования. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста к древнерусской культуре и применение образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа его развития. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, этапы образовательного проекта, а также результаты качественной и количественной обработки данных.
Работа апробирована на конференциях:
1. Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно - практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых.
2. Научное сообщество студентов XXI столетия: LXXXII Международная студенческая научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.
3. VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития»
По теме диссертации имеются публикации:
1. Фильберт В.В. Развитие познавательного интереса в изучении культуры раннего средневековья учащихся подросткового возраста через проектную деятельность// Гуманитарный трактат, Кемерово 13 марта 2019 года / Никитин П.И. (отв.ред.) сб. статей. - Кемерово, 2019. - С. 27-30.
2. Лукьянова В.В. Руническая письменность как способ развития познавательного интереса в изучении культуры Раннего Средневековья обучающихся подросткового возраста через образовательный проект «Русские викинги-династия Рюриковичей» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования, Новосибирск 18 ноября 2019 года/ Дмитриева Н.В. (отв.ред.) сб. статей. - Новосибирск, 2019. - С. 42-45.
Результаты, полученные в ходе исследования, посвященного развитию познавательного интереса подростков к древнерусской культуре, позволяют сделать следующие выводы:
Познавательный интерес - это врождённая способность человека, характеризующаяся: избирательностью направленности психических
процессов человека на объекты и явления окружающего мира, стремлением личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение и избирательно направленным отношением к окружающему миру, наполненным активными помыслами, яркими эмоциями и волевыми устремлениями. Направленность познавательного интереса для человека выступает в качестве некоего ориентира жизненного пути. В свою очередь, развитие познавательного интереса в различный областях, позволяет выявить его направленность.
В результате анализа особенностей формирования познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста было выявлено, что успешное формирование у подростков интереса к учению можно осуществить только на основе индивидуального подхода к ним, для чего необходимо знать:
- индивидуально психические особенности воспитуемого; особенности качества, которое у него развивают;
- пути формирования этого качества, учитывая все виды воздействий на личность воспитуемого и непрерывность ее развития.
Развитие познавательного интереса к древнерусской культуре обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем.
Кроме того, изучение какой-либо культуры, в частности, древнерусской культуры способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Развитие познавательного интереса к древнерусской культуре у обучающихся подросткового возраста можно осуществлять при помощи использования метода проектной деятельности.
Прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта. Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника (с которой он рождается, приходит в школу), а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок).
Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ребёнку: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать.
Методическое обеспечение процесса развития познавательного интереса подростков включает совокупность педагогических средств - ведущих и дополнительных. Ведущие средства:
- эмоциональные педагогические ситуации стимулирования эмоционально-положительного стремления лучше узнать учебный предмет, ориентации на феноменальность явлений, взаимосвязь с окружающим миром (для мальчиков); привлечение к подготовке фрагментов уроков и организации внеклассных мероприятий, ориентации на применение и извлечение пользы из учебного предмета для жизни (для девочек);
- интеллектуальные педагогические ситуации развития способностей к анализу, выдвижению и апробации гипотез проектов (для мальчиков); выполнения заданий по образцу на основе интересных для них проблем, помощи «отстающим» одноклассникам (для девочек);
- регулятивные педагогические ситуации создания и реализации самостоятельных проектов по интересующим учебным предметам, использование дополнительных источников информации (литература, СМИ, Интернет), самоорганизации и самоконтроля познавательной деятельности (для мальчиков); креативного поиска (для девочек), направленные на формирование устойчивого познавательного интереса, обеспечивающего реализацию творческого потенциала познавательной деятельности.
Дополнительные средства: головоломки, кроссворды, наглядный и музыкальный материал, диспуты и тематические игры в процессе уроков, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности подростка, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Учебно - познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки.
Развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре у учащихся старшего школьного возраста обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем. Кроме того, изучение какой - либо культуры, в частности, древнерусской культуры способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Использование метода проектов на уроках мировой художественной культуры позволяет решить проблему развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры у обучающихся старшего школьного возраста, так как, прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта.
Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника, а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок).
Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ученику: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры у учащихся старшего школьного возраста.
По результатам исследования видно, что учащиеся группы Б имеют более низкие показатели уровня развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры, который выражается в отрывочных знаниях и представлениях о русской культуре и истории IX-XVII веков.
Многие обучающиеся не понимают важности и значимости этого периода для дальнейшего развития русской культуры. Следовательно, в группе Б было необходимым провести специально организованные уроки мировой художественной культуры, которые будут направлены на развитие познавательного интереса к древнерусской культуре с помощью проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии», эту группу мы обозначили как экспериментальную.
Учащиеся группы А имеют более высокие результаты, поэтому эту группу для нашего исследования мы обозначили как контрольную.
Во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с древнерусской культурой.
Приобщение обучающихся к древнерусской культуре осуществлялось посредством организации проектной деятельности на тему «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии». Разработка проекта предполагала: изучение учениками предложенных учителем художественных произведений, их анализ (выделение главных героев, сюжетной линии, выявление его значения и определение собственного отношения) и создание рукописной книги, в которой обучающиеся продемонстрировали наиболее интересные для них этапы древнерусской истории и культуры.
Перед проектной группой стояла задача самостоятельного поиска решения следующих проблем: построение будущей модели рукописной книги, поиск художественных техник, материалов, способов их смешения или изобретение собственных уникальных художественных техник.
Результаты контрольного эксперимента показали значительные качественные и количественные изменения в проявлениях познавательного интереса к древнерусской культуре у обучающихся экспериментальной группы. Об этом свидетельствовало обогащение практического опыта учеников в познавательной деятельности, вариативность применения способов изучения окружающей действительности, появление вопросов причинно-следственного и прогнозирующего характера, расширение познавательных сфер, готовность обучающихся инициировать познавательное общение.
В результате проведенных статистических исследований мы принимаем гипотезу как достоверную.
1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988 № 5. С. 71-77.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984. 104 с.
3. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. 1998 №7. С. 210-220.
4. Асов А.И. Великие тайны Руси. История, прародины, предки, святыни. М.: АСТ, 2014. 510с.
5. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия, 2008. 336с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. - 27с.
7. Афанасьев А.Н. Образцы литературной полемики прошлого столетия // Библиогр. Зап, 1859 №15. С. 474-476.
8. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в старшей школе. М.: Просвещение, 1991. 356с.
9. Баширин В.Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности учащихся // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 1979. 129с.
10. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М.: Ростов на Дону, 1966. 115с.
11. Беляев М.Ф. Психология интереса. М.: Просвещение, 1957.- 302с.
12. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. М.: Просвещение, 1968. 122с.
13. Богатырева Т.Л. Цикл занятий с подростками 15-16 лет. М.:
Педагогическое общество России, 2007. 144 с.
14. Вергелес К.Н. Интерес и интересное как два модуса систем бытия человека // Перспектива. 2009 №2. С. 34-37.
15. Вавилова И.Н. Психологические механизмы познавательного интереса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012 №11. С 11-14.
16. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логичексие схемы: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2013. 511c.
17. Выготский Л.С. В поисках новой психологии. СПБ.: ЛКИ, 1993. 304 с.
18. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1983. 94с
19. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1987. 400с.
20. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. Разоблачение «норманнского мифа». М.: Эксмо, 2011. 352с.
21. Грецов А.В. Тренинги развития с подростками. Творчество, общение, самопознание. М.: Питер, 2011. 416 c.
22. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Аспект- Пресс, 2005. 174 с.
23. Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1974. 648с.
24. Гуревич А.Я. Словарь Средневековой культуры. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 631с.
25. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. М.: Вопросы психологии, 2000. 124с.
26. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2010. 390с.
27. Дмитриева Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: Монография. М.: Феникс, 2016. 160 c.
28. Ильина Т.В. История Отечественного искусства. М.: Высшая школа, 2000. 292с.
29. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Академия, 2014. 48с.
30. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. М: Просвещение, 1986. 44с.
31. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. 2006 № 4. С. 115-122.
32. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростка. М.: Обнинск, 2010. 350с.
33. Кочерова Е. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК: по материалам московского конкурса творческих проектов «Культура XXI века: между прошлым и будущим» // Искусство в школе. 2003 № 6. С. 41-44.
34. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1989. 159 с.
35. Крутецкий В.А. Психология. Учебник. М.: Наука, 1972. 112с.
36. Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности подростков. М.: Генезис, 2007. 122с.
37. Каратеев М.Д. Русь и Орда: историческая эпопея. М.: АСТ, 2009. 960 с.
38. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. 144 с.
39. Ломоносов М.В. Древняя Российская история. М.: Фолио, 2009. 220 с.
40. Лукьянова В.В. Руническая письменность как способ развития познавательного интереса в изучении культуры Раннего Средневековья обучающихся подросткового возраста через образовательный проект «Русские викинги-династия Рюриковичей» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования, Новосибирск, 2019. - С. 42-45. URL:https://sibac.info/archive/meghdis/23(82).pdf
41. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Просвещение,1997. 112с.
42. Масленникова А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация //Директор школы, 2004 № 7. С. 50-56.
43. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2003. 48с.
44. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96с.
45. Мещеряков Б. Большой психологический словарь. М.: Просвещение, 2007. 541с.
46. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 160с.
47. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: АСТ, 2011. 464 с.
48. Пантелеевой Л.В. Древние города Подмосковья: эпоха домонгольской Руси. М.: Эксмо, 2011. 117с.
49. Поротников В.П. Князь Святослав. «Иду на Вы!». М.: Эксмо, 2009. 288с.
50. Рубинштейн М. М. Проблема учителя. М.: Академия, 2004. 176 с.
51. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. М.: Владос, 2010. 95с.
52. Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси. М.: Издательство МГУ, 2015. 240 с.
53. Саксон Грамматик. Деяния данов. М.: Русская панорама, 2014. 1224с.
54. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014. 217 с.
55. Северина О. А. История. 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. М.: Учитель, 2015. 160с.
56. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2014. 709с.
57. Сарабьянов В. Д. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007. 752 с.
58. Терновский Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. М.: Просвещение, 2011. 309 с.
59. Успенский Б. А. Борис и Глеб. Восприятие истории в Древней Руси. М.: Языки славянской культуры, 2013. 128 с.
60. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Просвещение, 2010. 102с.
61. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Психологическая диагностика, 1995. 44с.
62. Фильберт В.В. Развитие познавательного интереса в изучении культуры раннего средневековья учащихся подросткового возраста через проектную деятельность // Гуманитарный трактат, Кемерово, 2019. - С. 27-30. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37234752.pdf
63. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. М.: Просвещение, 2002. 95с.
64. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2006. 216 с.
65. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006. 382 с.
66. Якушева С.Л. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 2008. 256с.
67. Sarabyanov V. D. History of ancient Russian painting. M.: PSTGU, 2007. 752 pages.
68. Sakson Grammatik. Acts of thanes. Moscow: Russian panorama, 2014. 1224 pages.
69. Panteleeva L.V. Ancient cities of Moscow region: era of Domongol Rus. M.: Eksmo, 2011. 117 pages.
70. Vergeles K.N. Interest and interesting as two modus of human being systems// Perspective. 2009 №2. Page 34-37.