Развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии»
|
Введение 7
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса подростков
к древнерусской культуре в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» 13
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 13
1.2. Особенности развития познавательного интереса подростков к
древнерусской культуре 27
1.3. Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до
правящей династии» как способ развития познавательного интереса
подростков к древнерусской культуре 33
Выводы по первой главе 45
Глава II Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса подростков в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» 47
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 47
2.2. Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» и методические рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 60
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 82
Выводы по II главе 91
Заключение 94
Список используемых источников 99
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса подростков
к древнерусской культуре в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» 13
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательный интерес» 13
1.2. Особенности развития познавательного интереса подростков к
древнерусской культуре 27
1.3. Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до
правящей династии» как способ развития познавательного интереса
подростков к древнерусской культуре 33
Выводы по первой главе 45
Глава II Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса подростков в процессе реализации проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» 47
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента
по выявлению актуального уровня познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 47
2.2. Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» и методические рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 60
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса подростков к древнерусской культуре 82
Выводы по II главе 91
Заключение 94
Список используемых источников 99
Приложения
Актуальность исследования. На сегодняшний день обучающиеся подросткового возраста практически не интересуются историей и культурой своего Отечества не только как учебной дисциплиной. В силу распространяющегося невежества подростки не в состоянии отличать историческую правду от фальсификаций конкретных фактов из истории и культуры своего народа и страны. Идеологическая неустойчивость, нигилизм, отсутствие нравственных и эстетических идеалов, - всё это искусственно созданная среда, благоприятная для «процветания» инфантилизма и пошлости.
Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели и ученые (В.П. Вахтеров, Б.В. Игнатьев, Г.И. Щукина, И.А. Лыкова, Н.Г Морозова, П.Ф. Каптерев, М.И. Демков, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег и др.) обращены к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к культуре своего Отечества. Обучающиеся подросткового возраста должны и имеют право знать духовную историю страны, в которой они живут.
Развитие познавательного интереса к Отечественной культуре в рамках традиционной системы образования является неэффективным, а в некоторых случаях, вовсе невозможным. Поэтому альтернативой традиционной системе образования на сегодняшний день выступают новые интерактивные технологии обучения, предполагающие стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников, такие как: учебные конференции, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, эвристические беседы [2,17].
Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что она способствует развитию познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, творческой и преобразовательной деятельности. При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст. В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, к событиям, к героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни.
Создание проекта - это всегда создание нечто нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть и элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими обучающимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент у него задействована и коммуникативная деятельность.
Представляя проект, обучающиеся пытаются заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, историческим событиям, а это уже преобразовательная деятельность.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проектная деятельность - это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень культурного образования и личностное развитие обучающихся.
Цель: составить, научно обосновать и апробировать образовательный проект, направленный на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Объект исследования - развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Предмет исследования - образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» на уроках мировой художественной культуры в старшей школе как способ развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и историко-теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития познавательного интереса у подростков.
3. Исследовать образовательные возможности проектной деятельности.
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
5. Разработать образовательный проект и методические рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
6. Организовать и провести контрольный эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса к древнерусской культуре.
Гипотеза исследования: Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» будет способствовать развитию познавательного интереса к древнерусской культуре в старшей школе, если:
1) обучающиеся будут погружаться в изучение культуры Древней Руси через интерпретацию идейного содержания памятников живописи и графики великих русских мастеров в процессе эристической беседы;
2) будет оформлен результат проекта с четко продуманной структурой в виде дизайна рукописной книги.
3) Результат проекта будет апробирован и оформлен на художественной выставке.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы с целью определения сущности и содержания основных категорий исследования);
2. Практические (анкетирование, опросный метод, метод беседы и наблюдения с целью организации и проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента);
3. Статистические (методы качественной и количественной обработки данных с целью обработки полученных данных в ходе проведения эксперимента).
База исследования: МАОУ Гимназия №13 «Академ». В качестве экспериментальной группы было выбрано два 10-ых класса, в составе 60 человек. Возраст детей 15-16 лет.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей применения образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных педагогов, художественных школ, а также педагогов частных центров дополнительного образования.
Структура и объем диссертации:
Объем - 129 страниц, включая 51 рисунок, 10 таблиц, 10 приложений. Количество использованных источников - 70.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре, проанализирована историко-теоретическая литература по древнерусской культуре X-XVII веков. Рассмотрено понятие «познавательный интерес» в педагогике и психологии, стадии развития познавательного интереса, особенности подросткового возраста, специфика образовательного проектирования. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста к древнерусской культуре и применение образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа его развития. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, этапы образовательного проекта, а также результаты качественной и количественной обработки данных.
Работа апробирована на конференциях:
1. Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно - практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых.
2. Научное сообщество студентов XXI столетия: LXXXII Международная студенческая научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.
3. VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития»
По теме диссертации имеются публикации:
1. Фильберт В.В. Развитие познавательного интереса в изучении культуры раннего средневековья учащихся подросткового возраста через проектную деятельность// Гуманитарный трактат, Кемерово 13 марта 2019 года / Никитин П.И. (отв.ред.) сб. статей. - Кемерово, 2019. - С. 27-30.
2. Лукьянова В.В. Руническая письменность как способ развития познавательного интереса в изучении культуры Раннего Средневековья обучающихся подросткового возраста через образовательный проект «Русские викинги-династия Рюриковичей» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования, Новосибирск 18 ноября 2019 года/ Дмитриева Н.В. (отв.ред.) сб. статей. - Новосибирск, 2019. - С. 42-45.
Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели и ученые (В.П. Вахтеров, Б.В. Игнатьев, Г.И. Щукина, И.А. Лыкова, Н.Г Морозова, П.Ф. Каптерев, М.И. Демков, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег и др.) обращены к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения познавательного интереса к культуре своего Отечества. Обучающиеся подросткового возраста должны и имеют право знать духовную историю страны, в которой они живут.
Развитие познавательного интереса к Отечественной культуре в рамках традиционной системы образования является неэффективным, а в некоторых случаях, вовсе невозможным. Поэтому альтернативой традиционной системе образования на сегодняшний день выступают новые интерактивные технологии обучения, предполагающие стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников, такие как: учебные конференции, деловые игры, дискуссии, проектная деятельность, эвристические беседы [2,17].
Отличительная особенность проектной деятельности заключается в том, что она способствует развитию познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, творческой и преобразовательной деятельности. При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические документы, биографические сведения или текст. В результате этой работы у школьника формируется отношение к автору, к событиям, к героям, их поступкам, появляются собственные убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни.
Создание проекта - это всегда создание нечто нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть и элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими обучающимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент у него задействована и коммуникативная деятельность.
Представляя проект, обучающиеся пытаются заинтересовать слушателей своей темой и изменить их отношение к автору, художественному произведению, героям, историческим событиям, а это уже преобразовательная деятельность.
Таким образом, мы можем говорить о том, что проектная деятельность - это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень культурного образования и личностное развитие обучающихся.
Цель: составить, научно обосновать и апробировать образовательный проект, направленный на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Объект исследования - развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Предмет исследования - образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» на уроках мировой художественной культуры в старшей школе как способ развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и историко-теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития познавательного интереса у подростков.
3. Исследовать образовательные возможности проектной деятельности.
4. Организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
5. Разработать образовательный проект и методические рекомендации к нему, направленные на развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
6. Организовать и провести контрольный эксперимент, направленный на выявление актуального уровня познавательного интереса к древнерусской культуре.
Гипотеза исследования: Образовательный проект «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» будет способствовать развитию познавательного интереса к древнерусской культуре в старшей школе, если:
1) обучающиеся будут погружаться в изучение культуры Древней Руси через интерпретацию идейного содержания памятников живописи и графики великих русских мастеров в процессе эристической беседы;
2) будет оформлен результат проекта с четко продуманной структурой в виде дизайна рукописной книги.
3) Результат проекта будет апробирован и оформлен на художественной выставке.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы с целью определения сущности и содержания основных категорий исследования);
2. Практические (анкетирование, опросный метод, метод беседы и наблюдения с целью организации и проведения констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента);
3. Статистические (методы качественной и количественной обработки данных с целью обработки полученных данных в ходе проведения эксперимента).
База исследования: МАОУ Гимназия №13 «Академ». В качестве экспериментальной группы было выбрано два 10-ых класса, в составе 60 человек. Возраст детей 15-16 лет.
Научная новизна исследования:
Элемент новизны состоит в обосновании возможностей применения образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей применения образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе школьных педагогов, художественных школ, а также педагогов частных центров дополнительного образования.
Структура и объем диссертации:
Объем - 129 страниц, включая 51 рисунок, 10 таблиц, 10 приложений. Количество использованных источников - 70.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы развития познавательного интереса подростков к древнерусской культуре, проанализирована историко-теоретическая литература по древнерусской культуре X-XVII веков. Рассмотрено понятие «познавательный интерес» в педагогике и психологии, стадии развития познавательного интереса, особенности подросткового возраста, специфика образовательного проектирования. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста к древнерусской культуре и применение образовательного проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии» как способа его развития. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, этапы образовательного проекта, а также результаты качественной и количественной обработки данных.
Работа апробирована на конференциях:
1. Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно - практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых.
2. Научное сообщество студентов XXI столетия: LXXXII Международная студенческая научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.
3. VIII Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития»
По теме диссертации имеются публикации:
1. Фильберт В.В. Развитие познавательного интереса в изучении культуры раннего средневековья учащихся подросткового возраста через проектную деятельность// Гуманитарный трактат, Кемерово 13 марта 2019 года / Никитин П.И. (отв.ред.) сб. статей. - Кемерово, 2019. - С. 27-30.
2. Лукьянова В.В. Руническая письменность как способ развития познавательного интереса в изучении культуры Раннего Средневековья обучающихся подросткового возраста через образовательный проект «Русские викинги-династия Рюриковичей» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования, Новосибирск 18 ноября 2019 года/ Дмитриева Н.В. (отв.ред.) сб. статей. - Новосибирск, 2019. - С. 42-45.
Результаты, полученные в ходе исследования, посвященного развитию познавательного интереса подростков к древнерусской культуре, позволяют сделать следующие выводы:
Познавательный интерес - это врождённая способность человека, характеризующаяся: избирательностью направленности психических
процессов человека на объекты и явления окружающего мира, стремлением личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение и избирательно направленным отношением к окружающему миру, наполненным активными помыслами, яркими эмоциями и волевыми устремлениями. Направленность познавательного интереса для человека выступает в качестве некоего ориентира жизненного пути. В свою очередь, развитие познавательного интереса в различный областях, позволяет выявить его направленность.
В результате анализа особенностей формирования познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста было выявлено, что успешное формирование у подростков интереса к учению можно осуществить только на основе индивидуального подхода к ним, для чего необходимо знать:
- индивидуально психические особенности воспитуемого; особенности качества, которое у него развивают;
- пути формирования этого качества, учитывая все виды воздействий на личность воспитуемого и непрерывность ее развития.
Развитие познавательного интереса к древнерусской культуре обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем.
Кроме того, изучение какой-либо культуры, в частности, древнерусской культуры способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Развитие познавательного интереса к древнерусской культуре у обучающихся подросткового возраста можно осуществлять при помощи использования метода проектной деятельности.
Прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта. Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника (с которой он рождается, приходит в школу), а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок).
Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ребёнку: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать.
Методическое обеспечение процесса развития познавательного интереса подростков включает совокупность педагогических средств - ведущих и дополнительных. Ведущие средства:
- эмоциональные педагогические ситуации стимулирования эмоционально-положительного стремления лучше узнать учебный предмет, ориентации на феноменальность явлений, взаимосвязь с окружающим миром (для мальчиков); привлечение к подготовке фрагментов уроков и организации внеклассных мероприятий, ориентации на применение и извлечение пользы из учебного предмета для жизни (для девочек);
- интеллектуальные педагогические ситуации развития способностей к анализу, выдвижению и апробации гипотез проектов (для мальчиков); выполнения заданий по образцу на основе интересных для них проблем, помощи «отстающим» одноклассникам (для девочек);
- регулятивные педагогические ситуации создания и реализации самостоятельных проектов по интересующим учебным предметам, использование дополнительных источников информации (литература, СМИ, Интернет), самоорганизации и самоконтроля познавательной деятельности (для мальчиков); креативного поиска (для девочек), направленные на формирование устойчивого познавательного интереса, обеспечивающего реализацию творческого потенциала познавательной деятельности.
Дополнительные средства: головоломки, кроссворды, наглядный и музыкальный материал, диспуты и тематические игры в процессе уроков, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности подростка, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Учебно - познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки.
Развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре у учащихся старшего школьного возраста обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем. Кроме того, изучение какой - либо культуры, в частности, древнерусской культуры способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Использование метода проектов на уроках мировой художественной культуры позволяет решить проблему развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры у обучающихся старшего школьного возраста, так как, прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта.
Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника, а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок).
Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ученику: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры у учащихся старшего школьного возраста.
По результатам исследования видно, что учащиеся группы Б имеют более низкие показатели уровня развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры, который выражается в отрывочных знаниях и представлениях о русской культуре и истории IX-XVII веков.
Многие обучающиеся не понимают важности и значимости этого периода для дальнейшего развития русской культуры. Следовательно, в группе Б было необходимым провести специально организованные уроки мировой художественной культуры, которые будут направлены на развитие познавательного интереса к древнерусской культуре с помощью проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии», эту группу мы обозначили как экспериментальную.
Учащиеся группы А имеют более высокие результаты, поэтому эту группу для нашего исследования мы обозначили как контрольную.
Во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с древнерусской культурой.
Приобщение обучающихся к древнерусской культуре осуществлялось посредством организации проектной деятельности на тему «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии». Разработка проекта предполагала: изучение учениками предложенных учителем художественных произведений, их анализ (выделение главных героев, сюжетной линии, выявление его значения и определение собственного отношения) и создание рукописной книги, в которой обучающиеся продемонстрировали наиболее интересные для них этапы древнерусской истории и культуры.
Перед проектной группой стояла задача самостоятельного поиска решения следующих проблем: построение будущей модели рукописной книги, поиск художественных техник, материалов, способов их смешения или изобретение собственных уникальных художественных техник.
Результаты контрольного эксперимента показали значительные качественные и количественные изменения в проявлениях познавательного интереса к древнерусской культуре у обучающихся экспериментальной группы. Об этом свидетельствовало обогащение практического опыта учеников в познавательной деятельности, вариативность применения способов изучения окружающей действительности, появление вопросов причинно-следственного и прогнозирующего характера, расширение познавательных сфер, готовность обучающихся инициировать познавательное общение.
В результате проведенных статистических исследований мы принимаем гипотезу как достоверную.
Познавательный интерес - это врождённая способность человека, характеризующаяся: избирательностью направленности психических
процессов человека на объекты и явления окружающего мира, стремлением личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение и избирательно направленным отношением к окружающему миру, наполненным активными помыслами, яркими эмоциями и волевыми устремлениями. Направленность познавательного интереса для человека выступает в качестве некоего ориентира жизненного пути. В свою очередь, развитие познавательного интереса в различный областях, позволяет выявить его направленность.
В результате анализа особенностей формирования познавательного интереса у обучающихся подросткового возраста было выявлено, что успешное формирование у подростков интереса к учению можно осуществить только на основе индивидуального подхода к ним, для чего необходимо знать:
- индивидуально психические особенности воспитуемого; особенности качества, которое у него развивают;
- пути формирования этого качества, учитывая все виды воздействий на личность воспитуемого и непрерывность ее развития.
Развитие познавательного интереса к древнерусской культуре обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем.
Кроме того, изучение какой-либо культуры, в частности, древнерусской культуры способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Развитие познавательного интереса к древнерусской культуре у обучающихся подросткового возраста можно осуществлять при помощи использования метода проектной деятельности.
Прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта. Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника (с которой он рождается, приходит в школу), а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок).
Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ребёнку: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать.
Методическое обеспечение процесса развития познавательного интереса подростков включает совокупность педагогических средств - ведущих и дополнительных. Ведущие средства:
- эмоциональные педагогические ситуации стимулирования эмоционально-положительного стремления лучше узнать учебный предмет, ориентации на феноменальность явлений, взаимосвязь с окружающим миром (для мальчиков); привлечение к подготовке фрагментов уроков и организации внеклассных мероприятий, ориентации на применение и извлечение пользы из учебного предмета для жизни (для девочек);
- интеллектуальные педагогические ситуации развития способностей к анализу, выдвижению и апробации гипотез проектов (для мальчиков); выполнения заданий по образцу на основе интересных для них проблем, помощи «отстающим» одноклассникам (для девочек);
- регулятивные педагогические ситуации создания и реализации самостоятельных проектов по интересующим учебным предметам, использование дополнительных источников информации (литература, СМИ, Интернет), самоорганизации и самоконтроля познавательной деятельности (для мальчиков); креативного поиска (для девочек), направленные на формирование устойчивого познавательного интереса, обеспечивающего реализацию творческого потенциала познавательной деятельности.
Дополнительные средства: головоломки, кроссворды, наглядный и музыкальный материал, диспуты и тематические игры в процессе уроков, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия.
От наличия познавательного интереса зависит дальнейшее развитие личности подростка, вот почему так важно осуществлять его формирование и развитие. Познавательный интерес один из значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на создание атмосферы обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Учебно - познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки.
Развитие познавательного интереса подростков к древнерусской культуре у учащихся старшего школьного возраста обеспечивает их приобщение к культурному наследию бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом и настоящем. Кроме того, изучение какой - либо культуры, в частности, древнерусской культуры способствует накоплению жизненного опыта личности, формированию и наполнению её самосознания, духовного богатства, формированию личности - носителя культуры.
Использование метода проектов на уроках мировой художественной культуры позволяет решить проблему развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры у обучающихся старшего школьного возраста, так как, прежде всего, метод проектной деятельности предполагает активную, заинтересованную позицию ученика в осуществлении собственного исследования, исключая тем самым какое-либо внешнее давление в изучении данного объекта.
Метод проектов не позволяет затушить естественную познавательную активность школьника, а наоборот, способствует её развитию. Помимо этого, при использовании проектной деятельности в образовательном процессе, не возникает опасности формирования внешних мотивов учения (избегание неприятностей, получение хороших отметок).
Таким образом, можно подчеркнуть, что метод проектной деятельности исходит из важнейших характерных черт, свойственных каждому ученику: исследовательская и поисковая активность, стремление познания мира, любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и формирование уровня развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры у учащихся старшего школьного возраста.
По результатам исследования видно, что учащиеся группы Б имеют более низкие показатели уровня развития познавательного интереса в изучении древнерусской культуры, который выражается в отрывочных знаниях и представлениях о русской культуре и истории IX-XVII веков.
Многие обучающиеся не понимают важности и значимости этого периода для дальнейшего развития русской культуры. Следовательно, в группе Б было необходимым провести специально организованные уроки мировой художественной культуры, которые будут направлены на развитие познавательного интереса к древнерусской культуре с помощью проекта «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии», эту группу мы обозначили как экспериментальную.
Учащиеся группы А имеют более высокие результаты, поэтому эту группу для нашего исследования мы обозначили как контрольную.
Во время проведения формирующего эксперимента, учащиеся были погружены в пространство диалога с древнерусской культурой.
Приобщение обучающихся к древнерусской культуре осуществлялось посредством организации проектной деятельности на тему «Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии». Разработка проекта предполагала: изучение учениками предложенных учителем художественных произведений, их анализ (выделение главных героев, сюжетной линии, выявление его значения и определение собственного отношения) и создание рукописной книги, в которой обучающиеся продемонстрировали наиболее интересные для них этапы древнерусской истории и культуры.
Перед проектной группой стояла задача самостоятельного поиска решения следующих проблем: построение будущей модели рукописной книги, поиск художественных техник, материалов, способов их смешения или изобретение собственных уникальных художественных техник.
Результаты контрольного эксперимента показали значительные качественные и количественные изменения в проявлениях познавательного интереса к древнерусской культуре у обучающихся экспериментальной группы. Об этом свидетельствовало обогащение практического опыта учеников в познавательной деятельности, вариативность применения способов изучения окружающей действительности, появление вопросов причинно-следственного и прогнозирующего характера, расширение познавательных сфер, готовность обучающихся инициировать познавательное общение.
В результате проведенных статистических исследований мы принимаем гипотезу как достоверную.



