Введение 3
Глава I. Теоретическое и эмпирическое обоснование проекта «Развитие осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 7
1.1 Формирование осязательного восприятия в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы формирования осязательного
восприятия у слабовидящих обучающихся 10
1.3 Описание предпроектного исследования «Развитие осязательного восприятия у
слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 16
Выводы по главе I 27
Глава II. Описание проекта «Развитие осязательного восприятия у
слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 29
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 29
2.2. Описание продукта проекта 34
2.3 Апробация и оценка продукта 44
Выводы по главе II 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 61
Приложение Д 64
Приложение Е 68
Приложение Ж
Актуальность исследования. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [40].
В Федеральном Законе № 273 предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Согласно части 3 статьи 79 Федерального Закона № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных учебников и пособий, дидактических материалов без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ [40].
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями фиксируется в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Исследование осязательного восприятия школьников первого класса с нарушением зрения имеет важное значение для организации коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования. Это связано с тем, что у большинства младших школьников со сниженными зрительными функциями имеются особенности в психофизическом развитии.
Наблюдаются значительные трудности восприятия окружающих его предметов, в установлении смысловых связей между объектами, изображенными на картинках [32].
Однако, многие авторы Л.А. Дружинина В.З. Денискина, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева и многие другие отечественные исследователи отмечают недостаточно развитые способы компенсации слабовидения, в частности целенаправленное использование осязания как сохранного анализатора [9; 10; 27; 32; 33].
Стоит отметить, что сегодня число россиян с нарушенным зрением постоянно увеличивается, и значительную часть из них составляют младшие школьники. По статистике министерства здравоохранения за последние 10 лет частота школьников со зрительными патологиями значительно выросла из-за повышенного напряжения формирующегося глазного аппарата возрасте от 7 до 15 лет.
Нельзя считать исчерпанными проблемы развития осязательного восприятия у младших школьников, актуальными остаются вопросы в подборе эффективных средств развития не только зрительного восприятия, но и осязательного. Необходимо разрабатывать тактильные издания для правильного представления ребенком окружающей действительности. Тактильные объёмные изображения будут не только стимулировать мелкую моторику ребенка, но и играть важную роль в процессе коррекции, формируя специальные знания, умения и навыки для адекватного отражения окружающего мира [42].
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны развитие осязательного восприятия у слабовидящих младших школьников является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку значимо влияет на уровень обучения и социализации, с другой стороны наблюдается дефицит возрастосообразных и комплексных пособий, направленных на решение данной проблемы.
Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей осязательного восприятии слабовидящих первоклассников и разработке на их основе методических рекомендаций, направленных на развитие осязательного восприятия.
Методологическая основа:
Над необходимостью решения этих задач в коррекционной работе со слабовидящими обучающимися первого класса, указывают Л.А. Дружинина Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева.
Объект исследования: осязательное восприятие слабовидящих обучающихся первого класса.
Предмет исследования: развитие осязательного восприятия у слабовидящих обучающихся первого класса посредством тактильной книги.
Цель исследования - разработка и внедрение методических рекомендаций по развитию осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников.
3. Изучить особенности использования в процессе коррекционной работы. тактильных книг издательства «Иллюстрированные книги для слепых детей».
4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие осязательного восприятия слабовидящих первоклассников посредством тактильных книг.
5. Апробировать методическое пособие с целью определения его эффективности.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический проект.
Проектная идея. Мы предполагаем, что у обучающихся 1-гокласса с нарушением зрения уровень осязательного восприятия снижен. Развить осязание возможно посредством занятий с тактильными книгами издательства «Иллюстрированные книги для слепых детей». Необходимо разработать методические рекомендации по работе с тактильными книгами, которые будут отражать определенные этапы работы с тактильной книгой, формировать алгоритм восприятия рельефных изображений, что в целом будет способствовать развитию осязательного восприятия слабовидящих первоклассников.
Проектная значимость. Собранный теоретический материал и полученные данные в ходе проведенного исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами, психологами и студентами при изучении вопросов развития осязательного восприятия у слабовидящих обучающихся первого класса.
Методические рекомендации по развитию осязательного восприятия посредством тактильной книги могут быть использованы в практической деятельности педагогами, работающими со слабовидящими школьниками первого класса. Рекомендации будут способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.
База исследования. Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 1» г. Красноярска». В исследовании приняло участие 10 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен 55 страницах. Список литературы содержит 52 источника.
В ходе исследовательской работы нами были решены поставленные задачи.
Первая поставленная задача заключалась в изучении и анализе теоретической и методической литературы по проблеме развития осязательного восприятия у детей с нарушением зрения. Многочисленные исследования доказывают, что осязание играет важную роль в усилении компенсаторных процессов при слабовидении, а для его развития необходима целенаправленная коррекционная работа.
Ссылаясь на данный вывод, мы подтвердили актуальность данного проекта «Развитие осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги».
Вторая поставленная нами задача была в проведении предпроектного исследования с целью выявления особенностей сформированности осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников. В ходе работы было выявлено, что большинство обучающихся первого класса с нарушением зрения имею средний уровень осязательного восприятия. Это говорит о том, что осязание нуждается в дальнейшем развитии, для улучшения социализации и жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения.
При решении третей задачи по изучению особенностей использования тактильных книг фонда «Иллюстрированные книжки» в коррекционной работе мы пришли к выводу, что не все издания соответствуют тифлопедагогическим требованиям, иллюстрации могут задавать некие трудности при обследовании слабовидящим ребенком. Следовательно, для эффективного использования тактильных книг необходимо сформировать у обучающихся определенный алгоритм работы с такой книгой.
Анкетирование среди педагогов, психологов и дефектологов показало, что педагоги используют книги фонда в коррекционной работе. Многие педагоги отметили, что не все книги соответствуют тифлопедагогическим требованиям. Педагоги используют тактильные книги в основном для развития речи, а не с целью развития осязательного восприятия, мелкой моторики и сенсорных способностей.
Предпроектное исследование позволило подтвердить актуальность реализации проекта с целью разработки методических рекомендаций по восприятию иллюстрации комплекса книг «Русские народные сказки». В методических рекомендации отразили алгоритмизацию действий по обследованию иллюстраций. Так же в ходе внедрения проекта был разработан и проведен комплекс занятий. Апробация показала, что что дети заинтересованы в работе с книгой. После проведенных занятий у детей улучшалось осязательное восприятие, они с легкостью описывали контурные изображения и материал предметов.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены акт внедрения и положительный отзыв курирующего специалиста. Продукт проекта (методические рекомендации) имеет практическую значимость для педагогов и может быть использован в рамках занятий по развитию зрительного восприятия, развития мелкой моторики, как с детьми младшего школьного возраста, так и дошкольного.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Ананьев Б.Г. Осязание в процессах познания и труда / Б.Г. Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 2000. - 263 с.
2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. - 454 с.
3. Васяев В.С. Значение тактильной книги в формировании адекватного представления об окружающем мире незрячего ребенка / В.С. Васяев // Создание и использование тактильных рукодельных книг для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции,2005. - С. 7.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии; под ред.: Ю.Б. Гиппенрейтер. - 3-е изд., перераб, и доп. - Москва.: АСТ: Астрель, 2009. - 687 с.
6. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
7. Григорьева Л.П. Влияние факторов депривации на перцептивно - когнитивное развитие детей //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2014.
- №. 16. - С. 3045.
8. Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Некрасова Т.И. Тактильная наглядность
как средство обучения английскому языку слабовидящих детей //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического
университета, - 2017. - №. 5. - С. 46-52.
9. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-методич. пособие //Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та.,2017. - 254 с.
10. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушениями зрения и вторичных отклонений в развитии / В. З. Денискина. - Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2010. - 17 с.
11. Денискина В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания /В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно¬методическое пособие/ под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1990. - С. 25-45.
12. Днепровская А. Мир на кончиках пальцев - тактильная книга: проекты для детей с глубоким нарушением зрения/ А. Днепровская // Обруч. - 2010. - №: 6. - C. 38-41.
13. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
14. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М: Дошкольник, 2013. - № 3. - С. 26-32.
15. Кислицкая С.С., Мязитова Э.К. Русский язык в полилингварной среде. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. // Роль и место иллюстративной наглядности в начальной школе. - Махачкала: ДГПУ, 2019. - С. 138-143.
16. Кожанова, Н.С. Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения / Н.С. Кожанова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2012. №1. - С. 204-205.
17. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей педагогики / А.А. Крогиус. - М.: Изд. авт., 2006. - 231 с.
18. Кузнецов Ю.Ф. Приемы работы с иллюстративным материалом учебника истории для специальной школы VIII вида / Ю. Ф. Кузнецов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: методический и практический журнал. - 2011. - № 5. - С. 11-19.
19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии/ А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
20. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. - 271 с.
21. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
22. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Никитина А.В., Никулина И.Н. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации/ под. ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 600 с.
23. Никулина Г.В. Потемкина А.В. Оптимизация образовательных возможностей слабовидящих учащихся в условиях инклюзивного образования за счет специальной адаптации текстового материала/ Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сборник статей/ под общ. ред. Никулиной Г.В. - СПб., Издательство «Граница», 2015.- 96с.
24. Орехова Т.А. Развитие осязательного восприятия и тактильной
чувствительности: использование новых технологий/ Т.А. Орехова//
Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал, - 2013.
- № 1. - С. 84-91.
25. Осипова Л.Б. Книга как средство воспитания и обучения слепых и слабовидящих дошкольников: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова.
- Челябинск: Челяб. обл. спец. б-ка для слабовидящих и слепых, 2016. - 74 с.
26. Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения / Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2010. - 263 с.
27. Осипова Л.Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» - коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия): учебно-методическое пособие/ Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 123 с.
28. Петрович О.Г. Создание тактильной книги как метод формирования готовности педагога к работе в инклюзивном образовательном пространстве / О.Г. Петрович // Актуальные вопросы регионального образования. Социальное партнерство. - Саратов: ГАУ ДПО "СОИРО", 2014. - №15. - 18-22 с.
29. Петрович О.Г. Социализация как необходимый элемент инклюзивной образовательной среды / О.Г. Петрович // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конференции. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. - 166-173 с.
30. Петровский А.В. Общая психология: учебник/ под ред.
А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006. - 479 с.
31. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. / Л.И. Плаксина. - М.: РАОИКП, 2017. - 276 с.
32. Плаксина Л.И. Роль рукодельной книги в развитии слепых детей раннего и дошкольного возраста. Инновации в специальном (коррекционном) образовании: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. Н.П. Рябининой, Л.А. Дружининой. - Челябинск: Цицеро, 2011. С.45-49.
33. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология, 2001. - № 2. - С. 84-88.
34. Потемкина А.В. Рельефные книги для слепых: история и современность / А.В. Потемкина // Теория и практика общественного развития, 2014. - №4. - С. 124.
35. Потемкина А.В. Восприятие иллюстративной наглядности слабовидящими младшими школьниками: в сборнике Духовно-нравственные ориентиры специального образования: Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010, - 383 с.
36. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 180 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник /
С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
38. Русинова С.В., Кабушко А.Ю. Сравнительный анализ особенностей зрительного и осязательного восприятия у детей с нарушением зрен ия, обучающихся в условиях специального и инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования, 2019. - №.63-1. - С. 280-283.
39. Рекомендации по оформлению пособий (иллюстративных и печатных)
для детей с нарушением зрения. - Текст: электронный:
https://togirro.ru/assets/files/2018/OVZ/trebovaniya k naglyadnosti.pdf/ (дата
обращения: 12.02.2022).
40. Российская Федерация. Законы. Об образовании Российской Федерации:
Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - Текст: электронный: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 12.02.2022).
41. Сватковская Т.И. Тактильные книги в системе информационного обеспечения незрячих / Т.И. Сватковская // Библиотека. №1, 2011. С. 43-45.
42. Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого. Осязание как чувство, соответствующее зрению// Избранные философские и психологические произведения. - М.: Госполитиздат, 2007. - С. 551-556.
43. Сперанская В.И. Воображение, осязание, речь: чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения / В.И. Сперанская. - Текст: электронный // Информационный портал «Особый взгляд» (дата обращения: 08.02.2022).
44. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства /Л.И. Солнцева. - М.:
Полиграф сервис, 2000. - 126 с.
45. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей: 3-е издание. - М: Логос, 2003. - 160 с.
46. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста/ Л. И. Солнцева. - М: Педагогика, 1980. - 192 с.
47. Талимонова Л. А. Описание российского стандарта тактильных книг для маленьких слепых детей / Л.А. Талимонова.: электронный // Прикоснись и увидишь. - URL:https://taktil.tosbs.ru/index.php/aboutb/45-standart(дата обращения: 12.02.2022).
48. Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III - IV видов: учебно-методическое пособие Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 317 с.
49. Тупоногов Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект / Б.К. Тупоногов // Дефектология. - 2000. - № 5. - С. 58-63.
50. Шмыгалева Ю.В. Использование авторских наглядных пособий в преподавании коррекционного курса «социально-бытовая ориентировка» обучающимся с нарушением зрения различных возрастных групп //Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ/Сборник, 2020. - С. 17.
51. Юрлина О.Ф., Касаткина С.Н. Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения// Педагогика: традиции и инновации:
материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) -
Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 33-35.
52. Юрлина О.Ф. Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. - Москва: Буки-Веди, 2016. - С. 36-39.