РАЗВИТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАКТИЛЬНОЙ КНИГИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое и эмпирическое обоснование проекта «Развитие осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 7
1.1 Формирование осязательного восприятия в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы формирования осязательного
восприятия у слабовидящих обучающихся 10
1.3 Описание предпроектного исследования «Развитие осязательного восприятия у
слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 16
Выводы по главе I 27
Глава II. Описание проекта «Развитие осязательного восприятия у
слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 29
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 29
2.2. Описание продукта проекта 34
2.3 Апробация и оценка продукта 44
Выводы по главе II 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 61
Приложение Д 64
Приложение Е 68
Приложение Ж
Глава I. Теоретическое и эмпирическое обоснование проекта «Развитие осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 7
1.1 Формирование осязательного восприятия в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогические основы проблемы формирования осязательного
восприятия у слабовидящих обучающихся 10
1.3 Описание предпроектного исследования «Развитие осязательного восприятия у
слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 16
Выводы по главе I 27
Глава II. Описание проекта «Развитие осязательного восприятия у
слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги» 29
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 29
2.2. Описание продукта проекта 34
2.3 Апробация и оценка продукта 44
Выводы по главе II 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 61
Приложение Д 64
Приложение Е 68
Приложение Ж
Актуальность исследования. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [40].
В Федеральном Законе № 273 предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Согласно части 3 статьи 79 Федерального Закона № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных учебников и пособий, дидактических материалов без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ [40].
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями фиксируется в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Исследование осязательного восприятия школьников первого класса с нарушением зрения имеет важное значение для организации коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования. Это связано с тем, что у большинства младших школьников со сниженными зрительными функциями имеются особенности в психофизическом развитии.
Наблюдаются значительные трудности восприятия окружающих его предметов, в установлении смысловых связей между объектами, изображенными на картинках [32].
Однако, многие авторы Л.А. Дружинина В.З. Денискина, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева и многие другие отечественные исследователи отмечают недостаточно развитые способы компенсации слабовидения, в частности целенаправленное использование осязания как сохранного анализатора [9; 10; 27; 32; 33].
Стоит отметить, что сегодня число россиян с нарушенным зрением постоянно увеличивается, и значительную часть из них составляют младшие школьники. По статистике министерства здравоохранения за последние 10 лет частота школьников со зрительными патологиями значительно выросла из-за повышенного напряжения формирующегося глазного аппарата возрасте от 7 до 15 лет.
Нельзя считать исчерпанными проблемы развития осязательного восприятия у младших школьников, актуальными остаются вопросы в подборе эффективных средств развития не только зрительного восприятия, но и осязательного. Необходимо разрабатывать тактильные издания для правильного представления ребенком окружающей действительности. Тактильные объёмные изображения будут не только стимулировать мелкую моторику ребенка, но и играть важную роль в процессе коррекции, формируя специальные знания, умения и навыки для адекватного отражения окружающего мира [42].
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны развитие осязательного восприятия у слабовидящих младших школьников является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку значимо влияет на уровень обучения и социализации, с другой стороны наблюдается дефицит возрастосообразных и комплексных пособий, направленных на решение данной проблемы.
Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей осязательного восприятии слабовидящих первоклассников и разработке на их основе методических рекомендаций, направленных на развитие осязательного восприятия.
Методологическая основа:
Над необходимостью решения этих задач в коррекционной работе со слабовидящими обучающимися первого класса, указывают Л.А. Дружинина Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева.
Объект исследования: осязательное восприятие слабовидящих обучающихся первого класса.
Предмет исследования: развитие осязательного восприятия у слабовидящих обучающихся первого класса посредством тактильной книги.
Цель исследования - разработка и внедрение методических рекомендаций по развитию осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников.
3. Изучить особенности использования в процессе коррекционной работы. тактильных книг издательства «Иллюстрированные книги для слепых детей».
4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие осязательного восприятия слабовидящих первоклассников посредством тактильных книг.
5. Апробировать методическое пособие с целью определения его эффективности.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический проект.
Проектная идея. Мы предполагаем, что у обучающихся 1-гокласса с нарушением зрения уровень осязательного восприятия снижен. Развить осязание возможно посредством занятий с тактильными книгами издательства «Иллюстрированные книги для слепых детей». Необходимо разработать методические рекомендации по работе с тактильными книгами, которые будут отражать определенные этапы работы с тактильной книгой, формировать алгоритм восприятия рельефных изображений, что в целом будет способствовать развитию осязательного восприятия слабовидящих первоклассников.
Проектная значимость. Собранный теоретический материал и полученные данные в ходе проведенного исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами, психологами и студентами при изучении вопросов развития осязательного восприятия у слабовидящих обучающихся первого класса.
Методические рекомендации по развитию осязательного восприятия посредством тактильной книги могут быть использованы в практической деятельности педагогами, работающими со слабовидящими школьниками первого класса. Рекомендации будут способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.
База исследования. Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 1» г. Красноярска». В исследовании приняло участие 10 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен 55 страницах. Список литературы содержит 52 источника.
В Федеральном Законе № 273 предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Согласно части 3 статьи 79 Федерального Закона № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных учебников и пособий, дидактических материалов без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ [40].
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями фиксируется в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Исследование осязательного восприятия школьников первого класса с нарушением зрения имеет важное значение для организации коррекционно-развивающей работы на ступени начального общего образования. Это связано с тем, что у большинства младших школьников со сниженными зрительными функциями имеются особенности в психофизическом развитии.
Наблюдаются значительные трудности восприятия окружающих его предметов, в установлении смысловых связей между объектами, изображенными на картинках [32].
Однако, многие авторы Л.А. Дружинина В.З. Денискина, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева и многие другие отечественные исследователи отмечают недостаточно развитые способы компенсации слабовидения, в частности целенаправленное использование осязания как сохранного анализатора [9; 10; 27; 32; 33].
Стоит отметить, что сегодня число россиян с нарушенным зрением постоянно увеличивается, и значительную часть из них составляют младшие школьники. По статистике министерства здравоохранения за последние 10 лет частота школьников со зрительными патологиями значительно выросла из-за повышенного напряжения формирующегося глазного аппарата возрасте от 7 до 15 лет.
Нельзя считать исчерпанными проблемы развития осязательного восприятия у младших школьников, актуальными остаются вопросы в подборе эффективных средств развития не только зрительного восприятия, но и осязательного. Необходимо разрабатывать тактильные издания для правильного представления ребенком окружающей действительности. Тактильные объёмные изображения будут не только стимулировать мелкую моторику ребенка, но и играть важную роль в процессе коррекции, формируя специальные знания, умения и навыки для адекватного отражения окружающего мира [42].
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны развитие осязательного восприятия у слабовидящих младших школьников является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку значимо влияет на уровень обучения и социализации, с другой стороны наблюдается дефицит возрастосообразных и комплексных пособий, направленных на решение данной проблемы.
Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей осязательного восприятии слабовидящих первоклассников и разработке на их основе методических рекомендаций, направленных на развитие осязательного восприятия.
Методологическая основа:
Над необходимостью решения этих задач в коррекционной работе со слабовидящими обучающимися первого класса, указывают Л.А. Дружинина Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.Б. Осипова, Л.И. Солнцева.
Объект исследования: осязательное восприятие слабовидящих обучающихся первого класса.
Предмет исследования: развитие осязательного восприятия у слабовидящих обучающихся первого класса посредством тактильной книги.
Цель исследования - разработка и внедрение методических рекомендаций по развитию осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников.
3. Изучить особенности использования в процессе коррекционной работы. тактильных книг издательства «Иллюстрированные книги для слепых детей».
4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие осязательного восприятия слабовидящих первоклассников посредством тактильных книг.
5. Апробировать методическое пособие с целью определения его эффективности.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический проект.
Проектная идея. Мы предполагаем, что у обучающихся 1-гокласса с нарушением зрения уровень осязательного восприятия снижен. Развить осязание возможно посредством занятий с тактильными книгами издательства «Иллюстрированные книги для слепых детей». Необходимо разработать методические рекомендации по работе с тактильными книгами, которые будут отражать определенные этапы работы с тактильной книгой, формировать алгоритм восприятия рельефных изображений, что в целом будет способствовать развитию осязательного восприятия слабовидящих первоклассников.
Проектная значимость. Собранный теоретический материал и полученные данные в ходе проведенного исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами, психологами и студентами при изучении вопросов развития осязательного восприятия у слабовидящих обучающихся первого класса.
Методические рекомендации по развитию осязательного восприятия посредством тактильной книги могут быть использованы в практической деятельности педагогами, работающими со слабовидящими школьниками первого класса. Рекомендации будут способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.
База исследования. Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 1» г. Красноярска». В исследовании приняло участие 10 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура и объем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен 55 страницах. Список литературы содержит 52 источника.
В ходе исследовательской работы нами были решены поставленные задачи.
Первая поставленная задача заключалась в изучении и анализе теоретической и методической литературы по проблеме развития осязательного восприятия у детей с нарушением зрения. Многочисленные исследования доказывают, что осязание играет важную роль в усилении компенсаторных процессов при слабовидении, а для его развития необходима целенаправленная коррекционная работа.
Ссылаясь на данный вывод, мы подтвердили актуальность данного проекта «Развитие осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги».
Вторая поставленная нами задача была в проведении предпроектного исследования с целью выявления особенностей сформированности осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников. В ходе работы было выявлено, что большинство обучающихся первого класса с нарушением зрения имею средний уровень осязательного восприятия. Это говорит о том, что осязание нуждается в дальнейшем развитии, для улучшения социализации и жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения.
При решении третей задачи по изучению особенностей использования тактильных книг фонда «Иллюстрированные книжки» в коррекционной работе мы пришли к выводу, что не все издания соответствуют тифлопедагогическим требованиям, иллюстрации могут задавать некие трудности при обследовании слабовидящим ребенком. Следовательно, для эффективного использования тактильных книг необходимо сформировать у обучающихся определенный алгоритм работы с такой книгой.
Анкетирование среди педагогов, психологов и дефектологов показало, что педагоги используют книги фонда в коррекционной работе. Многие педагоги отметили, что не все книги соответствуют тифлопедагогическим требованиям. Педагоги используют тактильные книги в основном для развития речи, а не с целью развития осязательного восприятия, мелкой моторики и сенсорных способностей.
Предпроектное исследование позволило подтвердить актуальность реализации проекта с целью разработки методических рекомендаций по восприятию иллюстрации комплекса книг «Русские народные сказки». В методических рекомендации отразили алгоритмизацию действий по обследованию иллюстраций. Так же в ходе внедрения проекта был разработан и проведен комплекс занятий. Апробация показала, что что дети заинтересованы в работе с книгой. После проведенных занятий у детей улучшалось осязательное восприятие, они с легкостью описывали контурные изображения и материал предметов.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены акт внедрения и положительный отзыв курирующего специалиста. Продукт проекта (методические рекомендации) имеет практическую значимость для педагогов и может быть использован в рамках занятий по развитию зрительного восприятия, развития мелкой моторики, как с детьми младшего школьного возраста, так и дошкольного.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Первая поставленная задача заключалась в изучении и анализе теоретической и методической литературы по проблеме развития осязательного восприятия у детей с нарушением зрения. Многочисленные исследования доказывают, что осязание играет важную роль в усилении компенсаторных процессов при слабовидении, а для его развития необходима целенаправленная коррекционная работа.
Ссылаясь на данный вывод, мы подтвердили актуальность данного проекта «Развитие осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников посредством тактильной книги».
Вторая поставленная нами задача была в проведении предпроектного исследования с целью выявления особенностей сформированности осязательного восприятия у слабовидящих первоклассников. В ходе работы было выявлено, что большинство обучающихся первого класса с нарушением зрения имею средний уровень осязательного восприятия. Это говорит о том, что осязание нуждается в дальнейшем развитии, для улучшения социализации и жизнедеятельности ребёнка с нарушением зрения.
При решении третей задачи по изучению особенностей использования тактильных книг фонда «Иллюстрированные книжки» в коррекционной работе мы пришли к выводу, что не все издания соответствуют тифлопедагогическим требованиям, иллюстрации могут задавать некие трудности при обследовании слабовидящим ребенком. Следовательно, для эффективного использования тактильных книг необходимо сформировать у обучающихся определенный алгоритм работы с такой книгой.
Анкетирование среди педагогов, психологов и дефектологов показало, что педагоги используют книги фонда в коррекционной работе. Многие педагоги отметили, что не все книги соответствуют тифлопедагогическим требованиям. Педагоги используют тактильные книги в основном для развития речи, а не с целью развития осязательного восприятия, мелкой моторики и сенсорных способностей.
Предпроектное исследование позволило подтвердить актуальность реализации проекта с целью разработки методических рекомендаций по восприятию иллюстрации комплекса книг «Русские народные сказки». В методических рекомендации отразили алгоритмизацию действий по обследованию иллюстраций. Так же в ходе внедрения проекта был разработан и проведен комплекс занятий. Апробация показала, что что дети заинтересованы в работе с книгой. После проведенных занятий у детей улучшалось осязательное восприятие, они с легкостью описывали контурные изображения и материал предметов.
По завершении периода апробации представителями образовательной организации были представлены акт внедрения и положительный отзыв курирующего специалиста. Продукт проекта (методические рекомендации) имеет практическую значимость для педагогов и может быть использован в рамках занятий по развитию зрительного восприятия, развития мелкой моторики, как с детьми младшего школьного возраста, так и дошкольного.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



