Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ НА ПЛОСКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №155850

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями» 7
1.1. Понятие «ориентировка на плоскости» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы формирования
ориентировки на плоскости у детей с бисенсорными нарушениями 11
1.3. Предпроектное исследование 16
Выводы по главе I 29
Глава II. Описание проекта «развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями»31
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта
2.2. Описание продукта проекта
2.3. Апробация и оценка продукта40
Выводы по главе II 42
Заключение 44
Список используемых источников 4б
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г 64

Актуальность. Организация учебного процесса проводится в соответствии с положениями Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Учебные программы начальных классов разработаны на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 утвержден ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ). На его основе разрабатываются адаптированные образовательные программы (далее - АООП), где учитываются индивидуальные возможности и способности обучающихся, обеспечивая тем самым возможность успешной коррекции имеющихся нарушений.
В начальной школе учащиеся осваивают такие виды деятельности как чтение и письмо. Эти виды деятельности трудны для учащихся с нарушением зрения и слуха. В силу тяжести дефекта у детей значительно сужен запас пространственных представлений, не накоплены основные понятия о пространстве и ориентировке в нем. Обучающимся с бисенсорными нарушениями трудно определить местоположение нужного предмета на парте, ориентироваться в тетради и учебнике. Эти трудности являются препятствием к освоению программы НОО (начального общего образования). Поэтому образовательный процесс для учащихся с бисенсорными нарушениями строится на основе АООП. Работа по развитию ориентировки основана на содержании курса Пространственная ориентировка, в частности на реализации программы раздела «Развитие навыков ориентировки в микропространстве».
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены следующие противоречия между:
• достаточным количеством определений понятия «ориентировка в микропространстве» и отсутствием точного определения «ориентировка на плоскости»;
• трудностями ориентировки на плоскости у обучающихся младших классов с бисенсорными нарушениями и ее значением для успешного освоения учебной программы;
• наличием пособия по развитию навыка ориентировки для отдельных нозологий и недостаточным количеством пособий для младших школьников с бисенсорными нарушениями.
На основе данных противоречий определена проблема исследования: разработать рабочую тетрадь по развитию навыка ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями, которая будет комплексно решать возникающие у учащихся проблемы при освоении нового учебного материала.
Объект исследования: ориентировка на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Предмет исследования: особенности развития ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Проектная идея: у младших школьников с бисенсорными нарушениями имеются особенности ориентировки на плоскости, связанные с имеющимися сенсорными нарушениями. Разработка рабочей тетради «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями» будет эффективна в коррекционно - развивающей работе, если она будет носить комплексный характер и учитывать трудности данной категории детей.
Цель исследования: разработка и внедрение рабочей тетради по развитию навыка ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Охарактеризовать особенности ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
3. Провести диагностическое исследование навыков ориентировки младших школьников с бисенсорными нарушениями.
4. Разработать рабочую тетрадь по развитию ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
5. Апробировать рабочую тетрадь в образовательном учреждении.
Поставленные задачи будут реализованы благодаря теоретическому анализу литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы; анализу наиболее распространённых методик исследования навыка пространственной ориентировки; анализу проведенного исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования: положения А.А. Любимова об обучении ориентировке в пространстве инвалидов по зрению; пособие А.Я. Акшониной и Г.В. Васиной «Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития».
Методы исследования: теоретический (обзор и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по выбранной теме); практический (составление протокола обследования, подбор наглядного и диагностического материала, проведение констатирующего эксперимента).
Теоретическая значимость: результаты проведенного диагностического исследования позволили уточнить особенности сформированности у младших школьников навыка ориентировки на плоскости.
Практическая значимость: разработанная рабочая тетрадь способствует развитию навыка ориентировки на плоскости и позволяет учителям-дефектологам более эффективно решать коррекционные задачи.
Организация исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап - анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
2. Второй этап - разработка проекта «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями»
3. Третий этап - проведение предпроектного исследования и анализ его результатов.
4. Четвертый этап - разработка и создание рабочей тетради «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями».
5. Пятый этап - внедрение рабочей тетради в коррекционный процесс. Оформление выводов и приложений.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 10».
В исследовании приняли участие 4 учащихся 1 -2 классов с нарушением зрения и слуха.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (34 источника), 6 таблиц, 14 рисунков и 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проделанной работы могу сделать следующие выводы. Ориентировка в пространстве требует формирования навыков адекватного восприятия пространства, содержащее умение ориентироваться как в большом, так и в малом пространстве. С самого раннего детства ребенок учится ориентироваться в окружающем его мире, но не всегда это бывает успешно в силу различных нарушений. В данной работе рассмотрены особенности навыка ориентировки на плоскости у учащихся младших классов с бисенсорными нарушениями, в частности с нарушениями зрения и слуха. Эти нарушения негативно сказываются на развитии ребенка. Из-за недостаточно сформированной или утраченной функции ребенок не может полноценно вступить на путь развития. Поэтому оно задержано. Учащимся с бисенсорными нарушениями требуется больше времени на формирование того или иного учебного навыка. Для успешной адаптации в учебном заведении и рабочем месте необходима правильная и своевременная коррекционная работа. В данном случае, работа по развитию навыка ориентировки на плоскости. Процесс становления навыка ориентирования довольно сложный и долгий. Без специального обучения успешность сводится к минимуму. Основной задачей такого обучения является накопление новых понятий и знаний о предметах ближайшего окружения в их пространственных отношениях. Коррекционная работа по развитию ориентировки включает в себя формирование умений дифференцировать и выделять пространственные отношения между объектами, правильное речевое оформление при комментировании и описании этих отношений, обогащение опыта по выполнению задач, основанных на различных пространственных операциях. В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие пространственных представлений и накопление практического опыта способствует коррекции нарушений ориентировки в пространстве. Дефектологическая работа с учащимися, имеющими недостатки в пространственной ориентировке, в силу степени тяжести дефекта, требует использования принципов комплексности и системности в сочетании с принципом индивидуального подхода. Благодаря взаимодействию с учителями-дефектологами образовательной организации и учёту накопленных знаний ведущих отечественных методологов, получилось подобрать универсальные типы упражнений и заданий, способствующих коррекции и формированию пространственных представлений и отношений.
Для более точного и наглядного изучения данной темы нами было проведено исследование особенностей ориентировки на плоскости у младших школьников с нарушениями зрения и слуха. В ходе диагностического обследования был решен ряд теоретических и практических задач. В ходе диагностического обследования были выявлены уровни сформированности навыка ориентировки. Это позволило подобрать задания и упражнения на развитие навыка ориентировки на плоскости и систематизировать их в единую рабочую тетрадь. Разработанная рабочая тетрадь «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями» включена в коррекционный процесс в ходе прохождения педагогической практики. Практическое применение рабочей тетради позволило убедиться в эффективности его внедрения в образовательную и коррекционную деятельность.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи реализованы в полной мере. Разработанная рабочая тетрадь успешно прошла апробацию в образовательном учреждении и может быть использована на индивидуальных занятиях по ориентировке. Данный проект предполагает и дальнейшее развитие путем пополнения тетради новыми заданиями и упражнениями. Полученный опыт и результаты внедрения продукта проекта в дальнейшем могут быть использованы для разработки новых методических пособий и рекомендаций.



1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. — М.: «Логос», 2008.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 2011. — 304 с..
3. Бедарева А. С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 255-257. — URL:https://moluch.ru/archive/284/64066/(дата обращения: 01.11.2021 г.).
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М: «Советский спорт», 2004.
5. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста / М. В. Вовчик-Блакитная. — М.: Просвещение, 1973. — 125 с.
6. Галкина, О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О. И. Галкина. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 89 с.
7. Глебов В.А. Ориентировка незрячих в пространстве: Сб. ст. / Всерос. о- во слепых; [Сост. В. А. Глебов]. — М.: ВОС, 1985. — 52 с.; 21 см.
8. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребёнка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2007.
9. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. — Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. — 62 с.
10. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А.Дружинина и др.; науч. ред. Л.А.Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
12. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006.
15. Любимов, А.А. Ретроспективный анализ содержания
обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А.А. Любимов // Дефектология. — 2012. — № 3. — с. 37-44
16. Любимов, А.А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы
и виды пространства для коррекционного курса
«Пространственная ориентировка» / А.А. Любимов, В.З. Денискина // Дефектология. — 2013. — № 2. — с. 16-22.
17. Моргачева И.Н. Ребёнок в пространстве [Текст] / И.Н. Моргачева — СПб.: Детство-Пресс., 2009 г. — 103 с.
18. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. —Ленинград: [б. и.], 1964.
19. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Назаровой Н.М. — М., 2000.
20. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. — М.: ВОС, 1982.
21. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. — М., «Школьная пресса», 2004. — 133 с.
22. Плаксина Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со
зрением: Коррекционно-воспитательная работа в образовательном
учреждении «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: Город, 1998.
23. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: — М.: «Линка-Пресс», 2009.
24. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // URL:https://base.garant.ru/70862366/(дата обращения 12.03.2022 г.).
25. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования // URL:https://base.garant.ru/197127/(дата обращения: 12.03.2022 г.).
26. Проглядова Г.А., Денискина В.З. Формирование базиса для овладения
шрифтом Брайля: учебно-методическое пособие/ Г.А. Проглядова,
В.З. Денискина. — Москва: МПГУ, 2018. —116 с.
27. Рыбалко, Е. Ф. Формирование пространства у детей / Е. Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1970. — 304 с.
28. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста Практическое пособие / Н. Я. Семаго. — М., Айрс-пресс, 2007. — 112 с.
29. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 2000.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 12.03.2022 г.).
31. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста. — М., 2003.
32. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М., 1999.
33. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. — М., 2003. — 248 с.
34. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ