Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями» 7
1.1. Понятие «ориентировка на плоскости» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы формирования
ориентировки на плоскости у детей с бисенсорными нарушениями 11
1.3. Предпроектное исследование 16
Выводы по главе I 29
Глава II. Описание проекта «развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями»31
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта
2.2. Описание продукта проекта
2.3. Апробация и оценка продукта40
Выводы по главе II 42
Заключение 44
Список используемых источников 4б
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г 64
Актуальность. Организация учебного процесса проводится в соответствии с положениями Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Учебные программы начальных классов разработаны на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 утвержден ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ). На его основе разрабатываются адаптированные образовательные программы (далее - АООП), где учитываются индивидуальные возможности и способности обучающихся, обеспечивая тем самым возможность успешной коррекции имеющихся нарушений.
В начальной школе учащиеся осваивают такие виды деятельности как чтение и письмо. Эти виды деятельности трудны для учащихся с нарушением зрения и слуха. В силу тяжести дефекта у детей значительно сужен запас пространственных представлений, не накоплены основные понятия о пространстве и ориентировке в нем. Обучающимся с бисенсорными нарушениями трудно определить местоположение нужного предмета на парте, ориентироваться в тетради и учебнике. Эти трудности являются препятствием к освоению программы НОО (начального общего образования). Поэтому образовательный процесс для учащихся с бисенсорными нарушениями строится на основе АООП. Работа по развитию ориентировки основана на содержании курса Пространственная ориентировка, в частности на реализации программы раздела «Развитие навыков ориентировки в микропространстве».
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены следующие противоречия между:
• достаточным количеством определений понятия «ориентировка в микропространстве» и отсутствием точного определения «ориентировка на плоскости»;
• трудностями ориентировки на плоскости у обучающихся младших классов с бисенсорными нарушениями и ее значением для успешного освоения учебной программы;
• наличием пособия по развитию навыка ориентировки для отдельных нозологий и недостаточным количеством пособий для младших школьников с бисенсорными нарушениями.
На основе данных противоречий определена проблема исследования: разработать рабочую тетрадь по развитию навыка ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями, которая будет комплексно решать возникающие у учащихся проблемы при освоении нового учебного материала.
Объект исследования: ориентировка на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Предмет исследования: особенности развития ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Проектная идея: у младших школьников с бисенсорными нарушениями имеются особенности ориентировки на плоскости, связанные с имеющимися сенсорными нарушениями. Разработка рабочей тетради «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями» будет эффективна в коррекционно - развивающей работе, если она будет носить комплексный характер и учитывать трудности данной категории детей.
Цель исследования: разработка и внедрение рабочей тетради по развитию навыка ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Охарактеризовать особенности ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
3. Провести диагностическое исследование навыков ориентировки младших школьников с бисенсорными нарушениями.
4. Разработать рабочую тетрадь по развитию ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
5. Апробировать рабочую тетрадь в образовательном учреждении.
Поставленные задачи будут реализованы благодаря теоретическому анализу литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы; анализу наиболее распространённых методик исследования навыка пространственной ориентировки; анализу проведенного исследования.
Методологическая и теоретическая основа исследования: положения А.А. Любимова об обучении ориентировке в пространстве инвалидов по зрению; пособие А.Я. Акшониной и Г.В. Васиной «Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития».
Методы исследования: теоретический (обзор и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по выбранной теме); практический (составление протокола обследования, подбор наглядного и диагностического материала, проведение констатирующего эксперимента).
Теоретическая значимость: результаты проведенного диагностического исследования позволили уточнить особенности сформированности у младших школьников навыка ориентировки на плоскости.
Практическая значимость: разработанная рабочая тетрадь способствует развитию навыка ориентировки на плоскости и позволяет учителям-дефектологам более эффективно решать коррекционные задачи.
Организация исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап - анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования.
2. Второй этап - разработка проекта «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями»
3. Третий этап - проведение предпроектного исследования и анализ его результатов.
4. Четвертый этап - разработка и создание рабочей тетради «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями».
5. Пятый этап - внедрение рабочей тетради в коррекционный процесс. Оформление выводов и приложений.
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 10».
В исследовании приняли участие 4 учащихся 1 -2 классов с нарушением зрения и слуха.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (34 источника), 6 таблиц, 14 рисунков и 4 приложений.
По итогам проделанной работы могу сделать следующие выводы. Ориентировка в пространстве требует формирования навыков адекватного восприятия пространства, содержащее умение ориентироваться как в большом, так и в малом пространстве. С самого раннего детства ребенок учится ориентироваться в окружающем его мире, но не всегда это бывает успешно в силу различных нарушений. В данной работе рассмотрены особенности навыка ориентировки на плоскости у учащихся младших классов с бисенсорными нарушениями, в частности с нарушениями зрения и слуха. Эти нарушения негативно сказываются на развитии ребенка. Из-за недостаточно сформированной или утраченной функции ребенок не может полноценно вступить на путь развития. Поэтому оно задержано. Учащимся с бисенсорными нарушениями требуется больше времени на формирование того или иного учебного навыка. Для успешной адаптации в учебном заведении и рабочем месте необходима правильная и своевременная коррекционная работа. В данном случае, работа по развитию навыка ориентировки на плоскости. Процесс становления навыка ориентирования довольно сложный и долгий. Без специального обучения успешность сводится к минимуму. Основной задачей такого обучения является накопление новых понятий и знаний о предметах ближайшего окружения в их пространственных отношениях. Коррекционная работа по развитию ориентировки включает в себя формирование умений дифференцировать и выделять пространственные отношения между объектами, правильное речевое оформление при комментировании и описании этих отношений, обогащение опыта по выполнению задач, основанных на различных пространственных операциях. В теоретической части настоящей работы было доказано, что развитие пространственных представлений и накопление практического опыта способствует коррекции нарушений ориентировки в пространстве. Дефектологическая работа с учащимися, имеющими недостатки в пространственной ориентировке, в силу степени тяжести дефекта, требует использования принципов комплексности и системности в сочетании с принципом индивидуального подхода. Благодаря взаимодействию с учителями-дефектологами образовательной организации и учёту накопленных знаний ведущих отечественных методологов, получилось подобрать универсальные типы упражнений и заданий, способствующих коррекции и формированию пространственных представлений и отношений.
Для более точного и наглядного изучения данной темы нами было проведено исследование особенностей ориентировки на плоскости у младших школьников с нарушениями зрения и слуха. В ходе диагностического обследования был решен ряд теоретических и практических задач. В ходе диагностического обследования были выявлены уровни сформированности навыка ориентировки. Это позволило подобрать задания и упражнения на развитие навыка ориентировки на плоскости и систематизировать их в единую рабочую тетрадь. Разработанная рабочая тетрадь «Развитие ориентировки на плоскости у младших школьников с бисенсорными нарушениями» включена в коррекционный процесс в ходе прохождения педагогической практики. Практическое применение рабочей тетради позволило убедиться в эффективности его внедрения в образовательную и коррекционную деятельность.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи реализованы в полной мере. Разработанная рабочая тетрадь успешно прошла апробацию в образовательном учреждении и может быть использована на индивидуальных занятиях по ориентировке. Данный проект предполагает и дальнейшее развитие путем пополнения тетради новыми заданиями и упражнениями. Полученный опыт и результаты внедрения продукта проекта в дальнейшем могут быть использованы для разработки новых методических пособий и рекомендаций.
1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. — М.: «Логос», 2008.
2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 2011. — 304 с..
3. Бедарева А. С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 255-257. — URL:https://moluch.ru/archive/284/64066/(дата обращения: 01.11.2021 г.).
4. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М: «Советский спорт», 2004.
5. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста / М. В. Вовчик-Блакитная. — М.: Просвещение, 1973. — 125 с.
6. Галкина, О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О. И. Галкина. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 89 с.
7. Глебов В.А. Ориентировка незрячих в пространстве: Сб. ст. / Всерос. о- во слепых; [Сост. В. А. Глебов]. — М.: ВОС, 1985. — 52 с.; 21 см.
8. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. и др. Развитие восприятия у ребёнка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2007.
9. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. — Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. — 62 с.
10. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Л.А.Дружинина и др.; науч. ред. Л.А.Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
12. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006.
15. Любимов, А.А. Ретроспективный анализ содержания
обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению / А.А. Любимов // Дефектология. — 2012. — № 3. — с. 37-44
16. Любимов, А.А. Ретроспективный анализ терминов, описывающих типы
и виды пространства для коррекционного курса
«Пространственная ориентировка» / А.А. Любимов, В.З. Денискина // Дефектология. — 2013. — № 2. — с. 16-22.
17. Моргачева И.Н. Ребёнок в пространстве [Текст] / И.Н. Моргачева — СПб.: Детство-Пресс., 2009 г. — 103 с.
18. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. —Ленинград: [б. и.], 1964.
19. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Назаровой Н.М. — М., 2000.
20. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. — М.: ВОС, 1982.
21. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. — М., «Школьная пресса», 2004. — 133 с.
22. Плаксина Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со
зрением: Коррекционно-воспитательная работа в образовательном
учреждении «Начальная школа-детский сад» для детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: Город, 1998.
23. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: — М.: «Линка-Пресс», 2009.
24. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // URL:https://base.garant.ru/70862366/(дата обращения 12.03.2022 г.).
25. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования // URL:https://base.garant.ru/197127/(дата обращения: 12.03.2022 г.).
26. Проглядова Г.А., Денискина В.З. Формирование базиса для овладения
шрифтом Брайля: учебно-методическое пособие/ Г.А. Проглядова,
В.З. Денискина. — Москва: МПГУ, 2018. —116 с.
27. Рыбалко, Е. Ф. Формирование пространства у детей / Е. Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1970. — 304 с.
28. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста Практическое пособие / Н. Я. Семаго. — М., Айрс-пресс, 2007. — 112 с.
29. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 2000.
30. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 12.03.2022 г.).
31. Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста. — М., 2003.
32. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М., 1999.
33. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. — М., 2003. — 248 с.
34. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1980.