Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о детстве младших школьников и их родителей

Работа №155847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования представлений о детстве младших школьников и их родителей 7
1.1. Представление как психолого-педагогический феномен: понятие и
структура 7
1.2. Детство как социокультурный феномен и предмет научного
исследования 12
1.3. Психологические особенности младших школьников и их родителей ... 19
1.4. Теоретическое обоснование программы оптимизации представлений о
детстве младших школьников и их родителей 28
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о детстве младших школьников и их родителей 37
2.1. Организация и методика исследования 37
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3 Содержание программы оптимизации представлений о детстве младших школьников и их родителей 56
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Актуальность исследования. Детство - один самых важных периодов в жизни человека. В этот период закладываются основы всей дальнейшей жизнедеятельности человека - формируются базовые черты личности, осваиваются все основные виды деятельности.
Мир детства, рассматриваемый как феномен, существующий в социуме автономно от мира взрослых, привлёк особое внимание ученых лишь в XX веке. Приоритетной областью исследования являлось психическое развитие ребёнка (труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.А. Венгера, Л.Ф. Обуховой, А.В. Толстых, Ф.Т. Михайлова, Н.Б. Шумаковой Э. Эриксона, Н. Хомского, Г. Крайга, Л. Хьелла, Д. Зиглера и др.). В их работах были исследованы проблемы становления личности ребёнка, основных периодов его психического развития, проанализированы исторические корни детства как особого, автономного этапа жизни человека. Тем не менее, представления о «мире детства» и о ребёнке сегодня оказываются явно недостаточными, раскрывающими лишь самые общие основы феномена детства. Одним из самых малоизученных вопросов является вопрос о субъективных представлениях человека о собственном детстве, складывающихся из его личного опыта. Если учесть, что события и впечатления, пережитые в детстве, являются самыми сильными и запоминающимися и во многом определяют отношение человека к жизни, самому себе и окружающим в будущем, представления о детстве следует признать актуальным и перспективным предметом научно¬исследовательской деятельности. Кроме того, исследование представлений о детстве имеет и прикладное значение в плане создания условий для проживания детьми этого периода своей жизни содержательно, со множеством разнообразных запоминающихся событий с положительной эмоциональной окраской, а для родителей младших школьников открываются возможности реализовать свою родительскую функцию так, чтобы впоследствии не возникало сомнений в том, что у детей было счастливое детство.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование полноты представлений о детстве младших школьников и их родителей, а также теоретико-методологическое обоснование и разработка программы оптимизации представлений младших школьников и их родителей о детстве.
В качестве объекта исследования выступают социальные представления младших школьников и их родителей.
Предметом исследования являются особенности представлений младших школьников и их родителей о детстве.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что представления младших школьников и их родителей имеют много общего, что проявляется в сходстве когнитивных и эмоционально-оценочных характеристик детства, но конкретное содержательное наполнение структурных компонентов этих представлений различается, с точки зрения проживания детьми и родителями своего детства в конкретную историческую эпоху.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Раскрыть сущность понятий «представление», «детство».
2) Проанализировать возрастные особенности младших школьников и их родителей.
3) Обосновать разработку программы оптимизации представлений младших школьников и их родителей о детстве на основе фундаментальных основ психолого-педагогической науки.
4) Организовать и провести эмпирическое исследование представлений младших школьников и их родителей о детстве.
5) Обсудить и проинтерпретировать полученные результаты исследования.
6) Разработать проект содержания программы оптимизации представлений младших школьников и их родителей о детстве.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опросные методы, проективные методы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы являлось теоретико-методологическое обоснование и разработка программы оптимизации представлений младших школьников и их родителей о детстве.
На основе анализа литературных источников было установлено, что понятие «представление» обозначает чувственно-наглядный, обобщённый образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, который является переходной ступенью в индивидуальном познании и результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами.
Детство представляет собой самобытное пространство человеческой культуры, которое включает в себя духовное бытие самих детей и взрослых, отличающееся особыми смыслами, идеями, отношениями.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребёнка, связанный с поступлением в школу, изменением его роли и приобретением социально значимого статуса. На фоне изменения социального статуса у ребенка происходит переоценка себя как личности и утрата детской непосредственности. Появляется способность к самооценке действий и поступков. Формируются моральные убеждения и моральное сознание школьника, появляется возможность регулировать своё поведение и контролировать эмоции. Увеличивается эмоциональная, физическая и интеллектуальная нагрузка, что влечёт за собой изменения психических функций организма и развитию всех психических процессов.
Возраст родителей младших школьников обычно варьирует от 30 до 45 лет, это - период взрослости, который отличается длительном сохранении пиковых значений физических сил. Когнитивное развитие в период взрослости отличается высокой познавательной активностью и ярко выраженной способностью к продуктивной интеллектуальной деятельности. На протяжении периода взрослости очень ярко проявляются такие
личностные качества, как ответственность и обязательность. Центральное место в структуре смысложизненных ориентаций взрослого человека занимают семья, работа и собственная личность.
Под оптимизацией представлений о детстве младших школьников и их родителей в настоящем исследовании понималось расширение семантических границ категории «детство», дальнейшее развитие и укрепление положительной установки относительно этого периода жизни человека, а также об обогащении деятельностной составляющей путём активизации общения родителей с детьми, совместного проведения досуга. В качестве основной формы организации процесса оптимизации представлений о детстве выступает форма клубного объединения. Наиболее продуктивными средствами оптимизации представлений о детстве являются литературные произведения и художественные фильмы соответствующей тематики, что обусловлено спецификой воздействия искусства на личность и общество.
В соответствии с теорией С. Московичи, для проведения эмпирического исследования были выделены три критерия диагностики представлений о детстве: информация (когнитивный компонент); установка (эмоционально-оценочный компонент) и поле представления (деятельностный или поведенческий компонент). Эмпирическое исследование представлений младших школьников и их родителей о детстве осуществлялось с применением методов ассоциативного эксперимента, опроса и проективного метода.
Данные, полученные в ходе ассоциативного эксперимента, свидетельствуют о том, что содержательные параметры информации, как компонента представлений младших школьников и их родителей о детстве, имеют значительное сходство. В представлениях младших школьников и их родителей о детстве важнейшее место отведено досугу, причем наибольшее значение имеет досуг, проведенный ребенком с родителями. В мыслях о детстве у детей и их родителей примерно одинаково представлена эмоциональная составляющая, и в обоих случаях заметно преобладают позитивные эмоции. Различия обнаружены в отношении переживания чувства свободы, которое гораздо больше свойственно родителям, нежели их детям.
В представлениях младших школьников и их родителей о детстве наиболее значимыми персонажами являются родители. Полученные результаты свидетельствуют о том, что роль и представленность в жизни детей родителей младшие школьники оценивают как более весомые, чем их родители оценивают участие собственных родителей в их жизни. Роль бабушек и дедушек, напротив, оказывается более заметной в детстве самих родителей, чем у сегодняшних детей. В представлениях самих детей и их родителей сравнительно мало представлена тема школы, школьной жизни, учебы.
Исследование компонента установки в представлениях младших школьников и их родителей о детстве, которое осуществлялось с использованием методики «Незавершённые предложения», показало, что подавляющее большинство эмоционально-оценочных высказываний и со стороны младших школьников, и со стороны их родителей, относится к категории положительных.
Поле представления у родителей младших школьников характеризуется гораздо более высокими показателями их вовлечённости во все виды деятельности на протяжении всего периода детства - и во время посещения ими детского сада, и во время обучения в начальной школе.
По результатам исследования разработана программа оптимизации представлений младших школьников и их родителей о детстве. В качестве формы организации работы была выбрана клубная форма. В качестве основных средств достижения поставленной цели нами были выбраны литературные произведения и художественные фильмы о детстве.
Таким образом, гипотеза подтверждена, все поставленные задачи решены в полном объёме, цель достигнута.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Алишев Б.С. Понятие «представление» в современной психологии // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс]. - URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-predstavlenie-v-sovremennoy-psihologii
3. Алишев Б.С. Предпочтение как функция психики // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. Т. 153. Кн. 5. С. 7-16.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания // Электронная
библиотека ГНЛБУ. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZelib.gnpbu.ru/textpageZdownloadZhtmlZ?book=ananyev psihologia-poznaniya 1960&bookhl
5. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. 288 с.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит-ра, 1975. 504 с.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
8. Вербицкий Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной
психологии // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnye-
predstavleniya-kak-predmet-sotsialnoy-psihologii
9. Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. 476 с.
11. Гостев А.А. Образная сфера человека. // Электронная библиотека
GUMER. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/rubin/
12. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Младший школьник: развитие
познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. 201 с.
13. Еремеева Е.В. Психолого-педагогические особенности младших
школьников и их учёт при организации учебно-исследовательской
деятельности с целью формирования метапредметных компетенций // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-
osobennosti-mladshih-shkolnikov-i-ih-uchet-pri-organizatsii-uchebno- issledovatelskoy-deyatelnosti-s-tselyu
14. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академический Проект, 2020. 406 с.
15. Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем
развитии детей // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-
hudozhestvennoy-literatury-vo-vsestoronnem-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta
...
57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ