ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ 10
1.1. Психолого-педагогические основы развития универсальных
учебных действий обучающихся 10-11 классов 10
1.2. Структура познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 10-11 классов 17
1.3. Дидактические условия развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Производная и ее приложения» 29
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕПРИЛОЖЕНИЯ» 43
2.1. Цели и содержание методики развития познавательных
универсальных учебных обучающихся 10-11 классов 43
2.2. Формы, методы и средства деятельности обучающихся 10-11
классов, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий 60
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 70
Выводы по главе 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Приложение А 96
Приложение Б 99
Приложение В 103
Актуальность исследования. Конец XX - начало Ж в. считается периодом перехода от индустриального (промышленного) к постиндустриальному (информационному) обществу, путем научно-технической революции второй половины XX в. Основной фактор производства сменяется с капитала на информацию, основным продуктом производства становятся не промышленные изделия, а услуги. Происходит резкое повышение количества творческой деятельности, автоматизация производства, компьютеризация общества, что означает широкое внедрение электронно-вычислительных машин (компьютеров) в различные сферы человеческой деятельности. Основой мировоззрения является информация, возрастает особая роль науки, которая становится главным двигателем прогресса, возникает культ индивидуальности личности и культ образования - образование через всю жизнь, производится гуманизация и гуманитаризация образования. Преобладающей сферой экономики становится производство информации, а главным фактором управления выступает знание. Общество, в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их деятельности и ответственности за нее. Требуется отказ от понимая образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе этого знания. Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры. Обществу нужен не только «обученный» человек, но и легко «обучаемый», способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Как говорил Всеволод Мейерхольд: «В школе нельзя всему научиться - нужно научиться учиться».
Исходя из запроса общества происходят глобальные изменения в образовательной парадигме. В постиндустриальном обществе обучающийся должен принимать ответственность за свое обучение на себя. Направленность учения сменяется с приобретения набора знаний, умений и навыков на овладение основами культуры и набором компетенций: учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и др. Теперь процесс обучения не заканчивается в молодости, как приобретение запаса знаний на всю жизнь, а продолжается в течение всей жизни. Подобные перемены по отношению к образованию привели к выбору перспективного пути - формированию у обучающихся универсальных умений, призванных на помощь в решении задач быстрого и качественного обучения. Изменяется деятельность педагогов и учеников, у педагога: от «учу предмету» - к «учу ребенка», у обучающегося: от «меня учат» - к «я учусь».
В связи с этим, наиважнейшим направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Главной задачей прогрессивной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Формирование универсальных учебных действий является условием становления динамической, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Авторами концепции УУД являются С. В. Молчанов, И.А. Володарская, А. Г. Асмолов и др. Они утверждают, что одной из основных задач, которую должен решить учитель, является создание таких условий обучения, которые раскроют возможности обучающихся в школе и которые подготовят их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [3].
Анализ диссертационных исследований показал интерес учёных к проблемам формирования универсальных учебных действий обучающихся на различных школьных предметах всех ступеней школьного образования. Вопросам формирования познавательных универсальных учебных действий посвящены работы Л.И. Боженковой, И.В. Петровой, Н.С. Подходовой, Е.Ф. Фефиловой А.В. Фирер, С.В. Чоповой, Л.В. Шкериной и др. Потенциал предметной области «математика» для формирования метапредметных умений обучающихся изучался в работах А.С. Константиновой, С.В. Галяна, А. Д. Саввиновой, О.В. Берсеневой, О.В. Тумашевой, Л.В. Шкериной, Н.А. Журавлевой, М.А. Кейв, Н. И. Ченяновой, И.В. Яломыст, и др.
На данный момент педагогика нацелена на разработку и экспериментальную проверку сообразных средств, методов, факторов и условий организации обучения, которые формируют и развивают универсальные действия учеников. Как отмечают многие исследователи, одной из ведущих задач обучения является именно формирование у обучающихся навыков выполнения логических операций, обучение их разным логическим приемам, формирование самостоятельного выбора наиболее эффективного способа решения задач и прививание знаний логики и формирования у обучающихся навыков и умений применения данных знаний в учебе и практике.
Не смотря на вышеупомянутое, на данный момент в педагогической теории не существует единого подхода к решению проблемы организации такого обучения, в связи с чем, необходимы совершенствования методик преподавания.
В процессе проведения анализа, удалось вывести следующие противоречия исследования:
- между потребностью общества в обучающихся владеющими развитыми познавательных УУД и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении;
- между достаточным уровнем изученности познавательных УУД с общих психолого-педагогических позиций и слабой проработанностью методических аспектов развития познавательных УУД на уроках математики.
Актуальность и выделенные противоречия побуждают появление проблемы данного исследования.
Проблема исследования состоит в разработке методики обучения математике, способствующей развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Производная и ее приложения».
Объект исследования: процесс обучения математике в 10-11 классах.
Предмет исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Производная и ее приложения».
Цель исследования: разработать методику развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Производная и ее приложения»
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике обучающихся 10-11 классов использовать методику, разработанную в соответствии с дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития познавательных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы выделить теоретические аспекты развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов в процессе обучения математике.
2. Выделить дидактические условия развития познавательных универсальных учебных действий в рамках образовательного процесса.
3. Разработать комплекс практических заданий, направленный на развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов при изучении темы «Производная и ее приложения»
4. Разработать методику развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 10-11 классов при изучении темы «Производная и ее приложения» и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение и выбор; наблюдение; эксперимент.
База и выборка исследования: МБОУ «Шушенская СОШ №2» с обучающимися 10 «А» и 10 «Б» классов
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса заданий и методики по их применению в процессе изучения темы «Производная и ее приложения» для обучающихся 10-11 классов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, списка использованных источников, рисунков, таблиц, приложений.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1. Бородина Е. В. Задачи по теме «Производная» как средство формирования логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10 классов // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 45-48.
2. Бородина Е. В. Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10 классов в процессе обучения математике // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 48-51.
3. Е.В. Бородина, С.А. Марина, В.В. Панина Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 8 класса при решении квадратных уравнений и неравенств // Наука молодых : сборник научных статей участников XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: 2018. - С. 268-272.
Современная система образования претерпевает серьезные изменения, однако проведенные исследования показали, что многие фундаментальные основы системы педагогики российская образовательная система унаследовала от советского периода. Образование сегодня - это синтез стандартов нового поколения и принципов системно-деятельностного подхода, получившего активное развитие в период ХХ века, не теряющего актуальности и сегодня.
Разработка современной методики должна быть основана на анализе психологии и педагогики, должна учитывать особенности возрастной психологии обучающихся. Становится во многом сложнее мотивировать обучающихся на эффективный процесс обучения. Тем не менее, развитие современных технологий открывает перед всеми участниками учебного процесса новые возможности для получения знаний.
Юношеский период в жизни обучающихся особенно важен для формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД). Построения учебного процесса должно происходить с учетом качественных и психологических изменений учащихся. Обучающиеся в этом возрасте начинают осознавать свое взросление, активнее задумываются о том, кем они станут в будущем, многие начинают выбирать будущую профессию. Развитие познавательных УУД в этот период становится залогом их будущей компетенции.
Изучение темы «Производная и ее приложения» играет значительную роль в формировании познавательных УУД у старших школьников. Разработка качественных методик позволяет повышать уровень образования и качество получаемых знаний у обучающихся. Для разработки методики, способствующей развитию познавательных УУД, был проведен анализ основных дидактических категорий, что дало возможность сформировать подходящие дидактические условия для проведения экспериментального занятия. В рамках системно-деятельностного подхода были выбраны соответствующие формы и методы обучения, отобраны подходящие задания для отработки навыков, умений и закреплений знаний, а также определены соответствующие средства обучения.
Экспериментальное занятие было построено с помощью разработанной методики, все задания были направлены на развитие определенных познавательных УУД обучающихся 10 класса.
Гипотеза о том, что если в процессе обучения математике обучающихся 10-11 классов использовать методику, разработанную в соответствии с дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития познавательных универсальных учебных действий, нашла свое подтверждение в ходе проведения экспериментального занятия. Познавательные УУД обучающихся развиваются в процессе их учебной деятельности, в частности, в процессе решения соответствующих заданий. Такой вывод означает, что мы можем говорить о том, что разработанная методика является эффективной.
Подводя итоги, мы можем отметить, что входе проведения исследований и практического эксперимента мы выполнили поставленные в выпускной квалификационной работе (ВКР) задачи и достигли поставленной цели.
1. Андреев В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов. Казань: Логос, 2012. 352 с.
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. 104 с.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал - 2011. - №1(5) - с.104-110.
4. Асмолов А. Г., Бурменкая Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с. : ил.
5. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2011. - 306 с.
6. Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление» // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - №2. - С. 133-138.
7. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
8. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / Бершадский М.Е., Гузеев В.В. - М. : Пед. поиск, 2003. - 256 с. : ил.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
10. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. - М.: Наука, 1959. - 347 с.
11. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 205 с.
12. Боженкова Л. И. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ // Наука и школа. - 2016. - №1. - С. 54-60.
13. Бородина Е. В. Задачи по теме «Производная» как средство формирования логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10 классов // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 45-48.
14. Бородина Е. В. Развитие логических познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10 классов в процессе обучения математике // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 27 апреля 2021 года / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. - С. 48-51.
15. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №3. - С. 29-35.
16. Ведерникова, Л.В., Поворознюк О.А., Бырдина О.Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников // Педагогическое образование и наука. 2014. №3. С. 52-55.
17. Волкова, С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002.
18. Воротникова А.И. Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016.
19. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012 №4. С.153-160.
20. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001. - 191 с.
21. Загвязиснкий В.И. Теория обучения : современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
24. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
25. Майер Е.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики: учеб. пособие. М.: Просвещение, 2018. 337 с.
26. Махотин Д.А. Методические основы формирования УУД // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2014 №4. С.4-8.
27. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10¬11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 399 с.: ил.
28. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10¬11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович и др.; под ред. А.Г. Мордковича. - 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 239 с.: ил.
29. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
30. Основные понятия методики // Студопедия URL:
https://studopedia.ru/7_151253_osnovnie-ponyatiya-metodiki.html (дата
обращения: 30.05.2022).
31. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2015. 724 с.
32. Пинчук И.А., Тимошенкова Н.И. Методические рекомендации изучения производной в старших математических классах // Проблемы современной науки и образования. - 2015.
33. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М. : Высшее образование, 2006. - 540с.
34. Психологические особенности поколения Z URL: http://mansa- uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html(дата обращения: 26.04.2022).
35. Развитие критического мышления в старшем школьном возрасте // URL:https://vuzlit.ru/425674/razvitie_kriticheskogo_myshleniya_starshem_shkoln om_vozraste (дата обращения: 26.04.2022).
36. Сабирова Э.Г. Методика обучения математике: Часть I / Э.Г. Сабирова. - Казань: Казан. ун-т, 2015 - 120 с.
37. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М. : Педагогика, 1989. 320 с.
38. Тумашева О.В. Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016.
39. Тумашева О. В., Берсенева О. В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10. С. 26-30.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования (10-11 кл.) / Утв. Приказом Минобранауки России от 17 мая 2012г. № 413) [Электронный ресурс]. URL:
Бйр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 07.04.2022).
41. Федеральные государственные образовательные стандарты // Национальная ассоциация развития образования и науки. Документы. URL: https://fgos.ru/(дата обращения 02.05.2022).
42. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 24.03.2022).
43. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Документы. URL: http:// www.consultant.ru/document/(дата обращения 18.04.2022).
44. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: 2003. - 47-51 с.
45. Фирер, А.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий // [Электронный ресурс], режим доступа:http://dlib.rsl
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]. М.: Просвещение, 2010.162 с.
47. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. Л. Н. Колычевой. М.: Просвещение, 2018. 78 с.
48. Хотченкова Е.А. Дидактические условия развития логического мыщления учащихся-подростков // Информационные материалы для студентов. 2012. №6. URL: https://superinf.ru/(дата обращения: 15.05.2022)
49. Чопова С.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Чопова. - М., 2013. - 168 с.
50. Шкерина Л. В., Кейв М. А., Берсенева О. В., Журавлева Н. А.
Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_35463368_21049172.pdf(дата обращения: 25.04.2022).
51. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учеб пособие. М.: Педагогика, 1971. 352 с.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2010. 384 с.