Введение 9
Глава 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 14
1.1. Универсальные учебные действия как основа метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования 14
1.2. Дидактический потенциал математических дисциплин для развития
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов 27
1.3. Методическая модель развития познавательных универсальных учебных
действий обучающихся старших классов на уроках математики .. 37
Выводы первой главе 45
Глава 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 46
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики развития
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики 46
2.2. Технологический компонент методики развития познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 11 классов в процессе обучения математическим дисциплинам 56
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по
реализации модели развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся средней общеобразовательной школы 65
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Библиографический список 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее десятилетие в сфере образования происходят глубокие и активные преобразования. Обновлены стандарты. Основной их акцент на тесном взаимодействии и единстве в рамках учебной и воспитательной деятельности, которое направлено на достижение высокого качества образовательных результатов. Изменена и специфика работы учителя: ее структура, содержание, функции, подходы (к школьникам и родителям, являющимися заказчиками образовательных услуг, образовательному процессу и пр.), методы работы и иное. Что приводит к появлению новых ролей: учитель-наставник; учитель-консультант; учитель-модератор;
учитель-тьютер; учитель-методист и др. (Горохова Ю.В., 2016 г.).
Современное общество рассматривает образование как одну из важнейших ценностных ориентаций, способствующей успешной самореализации в социуме.
С введением ФГОС одной из актуальных задач является развитие познавательных универсальных учебных действий. Ее исследованием занимались многие ученые (Блауберг И.В., Боженкова Л,И., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Далингер В.А., Журавлева Н.А., Щукина Г.И., Эльконин Д.Б. и др.). Следует признать, что недостаточное количество методических разработок, связанных с развитием познавательных универсальных учебных действий обучающихся старших классов. Не создана единая методическая база, которая бы способствовала системному развитию познавательных универсальных учебных действий при изучении математики в старших классах, отсутствует целостный подход к данной проблеме.
До сих пор существуют проблемы активизации и поддержания интереса к учебному процессу. Без интереса невозможна познавательная активность старшеклассников, от которой зависит непосредственно уровень развития познавательных универсальных действий. Основными признаками проявления познавательной активности у старшеклассников являются: сосредоточенность, продолжительная концентрация внимания, на каком - либо объекте или явлении и др.
Немаловажное значение в развитии познавательной деятельности занимает, например, абстрактное мышление, возникает стремление понять не только сущность изучаемых предметов и явлений, а также и их причинно - следственные связи. Огромным потенциалом для развития абстрактного мышления обладает математика. Человек с развитым абстрактным мышлением способен абстрагироваться от деталей и видеть картину целиком. Характерная особенность мозга состоит в том, что позволяет выходить за рамки стереотипного, общепринятого, идти и достигать своей цели независимо от мнения социума, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели ценят подобные способности у своих сотрудников, а именно за нестандартное решение проблем, новые оригинальные идеи, проекты и др.
Активному развитию абстрактного мышления способствует решение, например, стереометрических задач, или задач с применением определенного интеграла и др. То есть задачи из курса математики за 11 класс.
Всё выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики».
Проблема исследования. Выявлены следующие противоречия между:
- запросом общества в учащихся, владеющими развитыми познавательными универсальными учебными действиями и слабой заинтересованностью учащихся в этом направлении.
- между достаточным дидактическим потенциалом курса математики за 11 классов для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся и недостаточной проработанностью методики развития познавательных УУД обучающихся 11 классов на уроках математики.
Актуальность и выделенные противоречия побуждают появление проблемы данного исследования, которая состоит в разработке результативной методики развития познавательных умений обучающихся 11 классов на уроках математики.
Основная идея исследования заключается в обогащении содержания математических дисциплин, изучаемых в средней общеобразовательной школе, комплексом специальных заданий, и их использовании как средств развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики. Актуальность обозначенной проблемы, её недостаточная теоретическая и методическая разработанность позволили определить тему диссертационного исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики».
Цель исследования теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики.
Объект. Процесс обучения математике учащихся 11 классов.
Предмет. Методика развития познавательных универсальных учебных действий учащихся 11 классов по математике.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики будет ли результативным, если:
-обосновать и описать структуру состава познавательных универсальных учебных действий;
-обосновать и выявить дидактический потенциал курса математических дисциплин по развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики;
-обосновать и разработать комплекс специальных задач по математике как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики;
-разработать и реализовать методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики, обеспечивающую требуемый уровень их освоения (базовый, повышенный, высокий).
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие познавательных универсальных учебных действий старших классов в аспекте курса «Математика», определить их структуру и содержание.
2. Обосновать и определить дидактический потенциал математических дисциплин для развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов.
3. Теоретически обосновать и разработать методическую модель развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся старших классов.
4. Разработать комплекс специальных заданий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов.
5. Разработать диагностический инструментарий выявления и оценивания уровня развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов
6. Разработать методику развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 11 классов на уроках математики и экспериментально проверить её результативность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование учащихся, анализ продуктов деятельности обучающихся и организация, проведение педагогического эксперимента.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
1. Вебер В.В. «Проблемные ситуации как средство развития
познавательного интереса к предмету математика в старших классах» //Проблемы и перспективы современного естественно-математического образования: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 9-10 апреля, 2021 г. - Соликамск. - С.21-26.
В данной статье: - изучены сущность и возможности применения проблемных ситуаций как средства развития познавательного интереса учащихся старших классов на уроках математики; - описан процесс (этапы) продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации. Определяет следующую последовательность действий: описание проблемной ситуации - определение проблемы - поиск способов ее решения
- определение наиболее эффективных путей решения проблемы - анализ результатов.
Выделены основные методические требования к обучению математике, направленной на формирование познавательного интереса старших школьников средствами проблемных ситуаций.
2. Вебер В.В. Статья «Развитие Информационные познавательных универсальных действий обучающихся 11 классов на уроках математики на основе смешанного обучения»// технологии в математике и математическом образовании: материалы XI Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 90-летию КГПУ им. В.П. Астафьева, 10 - 11 ноября 2022 г., г. Красноярск - С.60-65.
Данная статья посвящена реализации методики развития познавательных универсальных учебных действий учащихся посредством внедрения «перевернутого класса», одной из моделей смешанного обучения, при изучении математики в 11 классах.
Содержание первой главы состоит из анализа психолого-педагогической и других нормативных документов. Аналитический подход к понятию познавательных универсальных учебных действий. Определены их структура, компоненты, содержание и этапы развития.
Анализ исследования А.Г Асмолова и других ученых, подводит нас к выводу, что познавательные универсальные учебные действия - система познавательной деятельности, направленная на личностное саморазвитие.
Рассмотрены требования ФГОС третьего поколения среднего общего образования по развитию ПУУД.
В ходе обзора учебной, методической и дидактической литературы по математике за 11 класс, определена непосредственная связь интеллектуальных способностей (развитие логического, аналитического, абстрактного и других мышлений) и ПУУД учащихся. Выяснено, заданий на развитие познавательных УУД недостаточно, что приводит нас к пониманию о необходимости их увеличения.
Качественное развитие познавательных УУД зависит от современных и привычных средств и методов обучения, а также от форм обучения, которые должны постоянно чередоваться. Обозначено, для учащихся старших классов особый интерес вызывает решение практико-ориентированных исследовательских и проектных задач. Поскольку - это задачи, в которых созданы проблемные ситуации, которые способствуют пробуждению познавательного интереса, тем самым развивая познавательные учебные действия.
Содержание 2 главы формы, средства и методы, а именно технологический компонент, применяемый в процессе обучения. Более подробно рассматривается технология смешанного обучения на примере «перевернутого класса», «Ротации лабораторий», «Веб-квеста» - уроков с применением современных технологий. Представлены несколько примеров исследовательского и проектного типа заданий. Выбор конкретной технологии обучения основан на учете возрастных особенностей 11 классов.
Выяснено, в развитии познавательных компонентов учебной деятельности важно содержание заданий, направленное на развитие логических, общеучебных действий и действий постановки и решения проблем. Разработаны и представлены их образцы.
1. Алейникова, И. Работа да руки - в надежные в людях поруки
Инновации Журнал «Управление школой» №11/2005//
https://upr. 1 sept.ru/article.php?ID=200501102 (Дата обращения:
04.12.2022).
2. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.104-110.
3. Абдуллин, А.Г. Педагогические проблемы формирования познавательной установки личности : монография / А.Г. Абдуллин. Магнитогорск : МаГУ, 2001.-98 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития : Инновационный курс : учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. Казань : Изд-во КГУ, 1996.-567 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
6. Башмаков, М.И. Б336 Математика. 11 класс (базовый уровень): книга
для учителя: методическое пособие: среднее (полное) общее образование/М.И.Башмаков. — М. : Издательский центр «Академия», 2010 — 128сБим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61 URL: https://gufo.me/dict/pedagogy terms/Действие
7. Вебер, В.В. «Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса к предмету математика в старших классах» //Проблемы и перспективы современного естественно¬математического образования: материалы X Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием, 9-10 апреля, 2021 г. - Соликамск. - С.21-26.
8. Вебер, В.В. Статья «Развитие Информационные познавательных
универсальных действий обучающихся 11 классов на уроках математики на основе смешанного обучения// технологии в математике и математическом образовании: материалы XI
Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 90-летию КГПУ им. В.П. Астафьева, 10 - 11 ноября 2022 г., г. Красноярск - С.60-65.
9. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление.— М., 1987.—С. 18.
10. Википедия Свободная энциклопедия
URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Математика(Дата обращения: 26.03.21).
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под общ. ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Глебова, М. В. Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся / М. В. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3858/(дата обращения: 06.12.2022).
13. Горохова, Ю. В. Изменение роли учителя в современной школе / Ю. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32759/(Дата обращения: 04.12.2022).
14. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М. :ИНТОР, 1996.-544 с.
15. Действие_(психология) Свободная энциклопедия//Википедия//
Свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата
обращения: 26.03.2021).
16. Единое содержание общего образования/Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Математика» углубленный уровень(Проект)https ://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_sredne go_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_uglublennj_uroven.htm( 25.10.2022).
17. Иванов, Д. Компетенции и компетентностями подход в образовании: учебное издание https://www.studmed.ru/view/ivanov-d-kompetentnosti-i- kompetentnostnyy-podhod-v-sovremennom-obrazovanii_a0cda3d8e3f.html
18. Изучение основных понятий начал анализа на основе визуализации: учебное пособие / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.
19. Институт продуктивного обучения в Европе Institut fur Produktives Lernen in Europa// https://iple.de/(Дата обращения: 04.12.2022)
20. Кириллова, Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Образование, 1996.
21. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -М, 1975.-717 с.
22. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для уч-ся, студ., аспир., учителей и преп. М.: МарТ, 2005. 176 с.
23. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007г.
24. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв.распоряжениемПравительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) //multiurok.ru/files/kontseptsiia-razvitiia-matematicheskogo- obrazova-2.html.
25. Куракина, А.О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-6.- С. 1366-1370; URL: https://fundamental research.
ru/ru/article/view?id=35733 (Дата обращения: 04.12.2022).
26. Лемяскина, Т.А.//Статья на тему «Учебные действия как средства решения учебных задач».
27. Леонтьева, О. Решать за себя. И работать самостоятельно. Продуктивное образование в мире Газета «Первое сентября» №10/2006// https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200601012(Дата обращения: 03.12.2022).
28. Маскаева, А.М.Проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся при изучении раздела «Начала математического анализа» Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки) УДК 37.02 http://vestnik.yspu.org/
29. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
30. Методическое пособие к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под ред. В.В. Козлова и А.А. Никитина для 11 класса общеобразовательных организаций / авт. -сост. В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др. — М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. — 320 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
31. Микельсон, P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / P.M. Микельсон. М.: Учпедгиз, 1940. - С. 28.
32. Междисциплинарная учебная программа «Формирование
универсальных учебных действий»
URL: https: //varlamovo. ucoz.ru/FGOS OOO/2 -1-
mezhdisciplinarnaja programma formirovanie uud.pdf(Дата обращения: 24.03.2021).
33. Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с.
34. О моделях в педагогических исследованиях/
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00269844_0.html (Дата
обращения: 08.08.2022).
35. Основы продуктивного общения : метод, пособие / сост. Л.И. Савва. Магнитогорск : Изд-во Магнит, лицея РАН, 1998. - 40 с.
36. Педагогическая энциклопедия/Педагогический тезаурус. 2016 г. // https://didacts.ru/slovari/pedagogicheskii-tezaurus-2016-g.html
37. Подласый, И.П., Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
38. Пожарова, Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из
важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 62-64. — URL:
https://moluch.ru/archive/343/77263/(дата обращения: 08.08.2022).
39. Полелуева, М.И., Статья на тему: «Познавательные
УУД»//Международный педагогический портал URL:
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/statya-na-temu-poznavatelnye-uud/
40. Поэтапное формирование универсальных учебных действий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО: метод. пособие. / М.И. Морозова, В.В. Штерн, С.А. Киселева, О.А. Шелопухо, Н.В. Трипольникова, Е.А. Ермакова; под ред. М.И. Морозовой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 76 с. ISBN 978-5-8290-1871-9, С.А. Киселева, О.А. Шелопухо, Н.В. Трипольникова, Е.А. Ермакова; под ред. М.И. Морозовой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - 76 с. ISBN 978-5¬8290-1871-9
41. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017).
42. ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23137/1/5-8050-0168-3_2005.pdf
43. Психодидактика математического образования: проектирование
современных образовательных результатов в школе и вузе : материалы
VI Всероссийской научно-практической конференции (Томск, 23 марта 2017 г.). - Томск: Издательство Томского государственного
педагогического университета, 2017. - 160 с.
44. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002. - 85 с.
45. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности // Менеджер
образования: Портал информационной поддержки руководителей
образовательных учреждений. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.menobr.ru/materials/19/39201
46. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ
ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ//Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ// Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе URL: profil.mos.ru/images/docs/зачисленное 273_29.12.2012.pdf (Дата обращения - 24.03.2021)
47. Сергеева, А. Д. Параллель между образованием и воспитанием в современном обществе / А. Д. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1033-1036. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28289/(дата обращения: 08.08.2022).
48. Среднее общее образование/https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
49. Степанова, О. В. Развитие познавательных универсальных учебных
действий как педагогическая проблема / О. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 851-853. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25198/(дата обращения:
03.12.2022).
50. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
51. Универсальные учебные действия// Студопедия URL:
https://studopedia.ru/18 10706 universalnie-uchebnie-deystviya.html (Дата
обращения: 24.03.2021).
52. Усова, А.В., Боброва А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с.
53. УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ//Энциклопедический словарь по психологии и педагогики URL:https://pedagogical.academic.ru/841(Дата обращения - 24.03.2021).
54. Фридман, JI. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. - М. : Педагогика, 1977. - 208 с.
55. Фридман, Л. М. Методика обучения решению математических задач / Л. М. Фридман // Математика в школе. - 1991. - № 5. - С. 59-63.
56. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
57. Хуторской, А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое
понятие: содержание, структура и модели конструирования //
Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун- та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С.117-137.
58. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид; пер. с англ. М : Генезис, 1999. - 115 с.
59. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В.Хуторской. - М.: Высш.шк., 2007.-639с.: ил.
60. Стоуне, Э. Психодиагностика / Э. Стоуне. М.: Педагогика, 1984. -472 с.
61. Шамова, Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников / Т. И. Шамова. М.: НИИ школ МНРСФСР, 1975. - 148 с.
62. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений//Ейрз://’№№№.шепоЬг.ги/аг11с1е/65502-federalnyy-bazisnyy- uchebnyy-plan-dlya-obrazovatelnyh-uchrejdeniy
63. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпрокс, 1995. - 288 с.
64. Чопова С.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов: дисс. канд. пед. наук. - М., 2016. - 168 с.
65. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 201 с.
66. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под общ. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
67. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.dict. t-mm.ru/
68. Эсаулов, А. Ф. Психология решения задач / А. Ф. Эсаулов. - М. : Высшая школа, 1972. - 127 с.
69. Юцявичине, П.А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичине. Каунас, 1989. - 214 с.
70. Якиманская, И.С. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации: монография /под общ.ред С.С. Чернова.- Книга 2.- / И.С. Якиманская, Т.Н. Белкина, М.В. Громова, М.В. Гулакова, Д.В. Зайцев, Р.М. Магомедова, Р.Ш. Махмутова, Г.И. Харченко, С.С. Чернов.- Новосибирск, 2013.- 159с.
71. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис. . д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. - 403 с.
72. Яркулов, А.А. Познавательная компетентность школьников / А. А. Яркулов // Школьные технологии. 2004. - №2. - С. 43-84.