Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования смысловой сферы личности 8
1.1. Исследование смысла в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Профессиональное самоопределение личности 27
1.3. Влияние смысловых образований на профессиональное
самоопределение личности 41
Выводы по Главе 1 49
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения смысловых образований и профессионального самоопределения личности 51
2.1. Организация и методы исследования 51
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 57
Выводы по Главе II 74
Заключение 76
Библиографический список 79
Приложения 85
«Все работы хороши!» - гласит строчка знаменитого стихотворения В.В. Маяковского. А так ли это на самом деле? Известно, что далеко не каждая работа может удовлетворять человека. И даже люди творческих профессий, вызывающих уважение, восхищение, а иногда и зависть окружающих, не всегда довольны своей работой. И в итоге, работа, вместо того, чтобы доставлять человеку радость самореализации и чувство удовлетворения, иногда приводит человека к серьезным переживаниям и ощущению неудачности всей их жизни.
Перед человеком на определенном жизненном этапе встает ряд вопросов: какую выбрать профессию, кем и зачем ему вообще нужно работать, какие критерии вообще должны лежать в основе выбора профессии.
В настоящий момент, особенности российского рынка труда заключаются в том, что наличие высшего образования является необходимым условием для получения практически любой работы. Это, в свою очередь, порождает закономерную тенденцию: молодые люди идут учиться не по «интересу и способностям», а туда, куда «легче поступить». Наблюдается сдвиг целей на получение диплома о высшем образовании. Итогом развития профессионального самоопределения личности студента является либо приверженность к профессии, либо непринятие получаемой профессии и осознание того, что данная сфера труда неинтересна.
На данном этапе развития общества в эпоху «культа потребления», ценность самого труда всё больше уходит на задний план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно среди молодежи заметна такая смена ценностей. Для них работа часто рассматривается как средство получения финансовых возможностей [26].
Часто бывает и так, что получив специальность, молодые люди не идут работать в профессию, а иногда даже и переучиваются. Это обуславливается тем, что, прежде чем идти учится, человек делает выбор. Мы выбираем учебные заведения и профессии по разным причинам: по нашим возможностям, интересам, престижности профессии или вуза и т.д. Одними из наиболее значимых факторов социального выбора профессии относят влияние семьи, сверстников и школы.
Для того чтобы не ошибиться в профессиональном выборе важно, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. Иначе в самосознании человека умножается отрицательный жизненный опыт и формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - попытки ухода от проблем, их игнорирование и т.д.
Несмотря на то, что проблема профессионального самоопределения достаточно широко изучена и во многих учебных заведениях проводятся профориентационные мероприятия, на сегодняшний день существует проблема текучести кадров в организациях разной направленности. После завершения своего обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях часть молодых специалистов не идет работать по профессии или немного поработав, уходят из профессии. Существует также проблема отсутствия в профессиональной подготовке работников готовности в развитии себя как профессионала и специалиста высокого класса.
Связь между смысловыми структурами индивида и его профессиональными предпочтениями еще недостаточно хорошо изучена в плане своих конкретных проявлений и особенностей. Несмотря на важность изучения проблемы, многие вопросы остаются не изучены. Этим обусловлена актуальность выбранной нами темы. Наша работа посвящена данной проблематике. Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования.
Целью нашей работы является изучение соотношения смысловых образований и профессионального самоопределения на разных его этапах...
Целью нашего исследования было изучение соотношения смысловых образований и профессионального самоопределения на разных его этапах. В соответствии с поставленной целью мы определили задачи исследования.
Для решения данных задач нами был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме смысла. В ходе анализа научной литературы мы показали основные подходы к изучению смысловой сферы личности. На основе научных работ ряда авторов занимающихся изучением смысла и смысловой сферы личности, мы определили для себя понятие смысла как сложную и многогранную смысловую реальность, принимающую различные формы и проявляющуюся в различных психологических эффектах. Личностный смысл мы рассматриваем как отношение к элементам действительности, представленных в структурах сознания. Это отношение в различных ситуациях может осуществляться на различных уровнях и стадиях жизнедеятельности. Смысл, по нашему мнению, отражает системное свойство личности.
Решая задачу выявления факторов профессионального самоопределения личности, мы так же проанализировали научную литературу посвященную данному вопросу. В ходе анализа научной литературы, мы пришли к выводу, что профессиональное самоопределение - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение личности - это процесс, который продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.
Важнейшим критерием профессионального становления личности мы выделили способность личности находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь.
Опираясь на научные труды ряда авторов, мы пришли к выводу, что профессиональное самоопределение напрямую связано с системой ценностных ориентаций человека, с потребностью формирования смысловой системы. Формирование ценностно-смысловых ориентаций мы можем выделить как важнейший аспект профессионального самоопределения личности.
Для проверки выдвинули нами гипотезы, мы провели эмпирическое исследование, направленное на изучение соотношения смысловых образований и профессионального самоопределения.
В ходе исследования мы подобрали методики, позволяющие изучить смысловые ориентации и место профессии во временной перспективе.
Выделение групп респондентов, решающих различные типы задач профессионального самоопределения и сопоставление их результатов, позволило выделить соотношение смысловых образований и профессионального самоопределения.
В результате исследования были выявлены различия смысложизненных ориентаций у групп респондентов на разных этапах профессионального самоопределения. В своей работе мы выделили особенности жизненных планов, смысложизненных ориентаций и тенденций профессионального развития у респондентов на разных этапах профессионального самоопределения, что позволило нам увидеть соотношение между профессиональным самоопределением и смысловыми образованиями. Таким образом, наша гипотеза была доказана.
В совей работе мы так же выявили проблемы профессионального самоопределения у групп на разных его этапах и представили рекомендации рекомендаций преподавателям, обучающих студентов, и организациям, принимающим в свой штат молодых специалистов и стажеров.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты исследования могут быть внедрены в организациях с целью профессионального отбора, составления программы адаптации новых сотрудников и стажирующихся студентов, выявления людей, которые потеряли интерес к своей профессиональной деятельности, разработки программ и мероприятий, направленных на придание новых смыслов профессиональной деятельности.
Так же мы можем наметить перспективы дальнейшего исследования по данной теме: изучение особенностей смысложизненных ориентаций людей, ушедших из профессии; студентов не идущих работать по профессии; разработка, проверка эффективности и адаптация программ направленных на профилактику потери интереса к профессии, программ психологического сопровождения студентов на всех этапах обучения, молодых специалистов, новых сотрудников на период адаптации в организации; программ психологического сопровождения сотрудников организаций, направленных на придание новых смыслов профессиональной деятельности.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Адлер А. Наука жить. - К.: Port-Royal, 1997. - 287с.
3. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 2000. - 251с.
4. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: Когито-центр, 2002. - 220 с.
5. Адлер А. Смысл жизни. // Философские науки. - 1998. - № 1. - С. 15-26.
6. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности. // Вопросы психологии. - 1983. - №3. - С. 118-125.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 367 с.
8. Берман С.И. О смысле жизни человека (некоторые теоретические аспекты). // Вопросы социального развития личности. - Казань, 1974. - С. 89-113.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.:, Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 23-34.
11. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих
специалистов помогающих профессий. - Волгоград.: ВолГМУ, 2010. - 264 с.
12. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
13. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник МГУ. - Сер.14. - Психология. 1981. - №2. - С. 46-56.
14. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
смысложизненных ориентаций студентов. // Система ценностей
современного общества. - 2012. - № 25. - С. 167-173...70