ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ФЕСТИВАЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ И МУЛЬТИМЕДИА
1.1 Характеристика содержания понятия «фестиваль» 8
1.2 Анализ опыта проведения фестивалей электронной музыки имультимедиа
в России 14
1.3 Особенности электронного музыкального творчества учащихся в системе
дополнительного образования 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Этапы подготовки и проведения фестиваля электронного творчества
учащихся 28
2.2 Разработка критериев оценки творческих работ учащихся 35
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-исследовательской работы 38
ЗАКЛЮЧЕИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Приложение 1. Положение Третьего Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка в цифровом формате» 54
Приложение 2. Заявка на участие Таблица 1 58
Приложение 3. Спецификация фестивалей 59
Приложение 4. Итоги Третьего Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка в цифровом формате» 60
Приложение 5. Видеоролик «Музыка в цифровом формате» (выступления лауреатов) 67
На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном творчестве и педагогике появилось новое направление, обусловленное быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных рабочих станций. Возникла новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных электронных музыкальных инструментов, требующая от современного музыканта знаний и умений.
В музыкальном быту все большее распространение приобретает новый класс музыкальных инструментов, куда входят клавишные синтезаторы, семплеры, рабочие станции. Являясь одним из множества продуктов охватившей современный мир промышленной революции, эти электронные инструменты стремительно совершенствуются вместе с развитием компьютерных технологий. Это означает, что уже сегодня широкому кругу музыкантов становятся доступны музыкальные инструменты, которые отличаются значительными выразительными ресурсами. с их помощью достигается оркестровая насыщенность фактуры звучания, живость исполнительского интонирования [21; с.12].
При этом управление богатыми звуковыми возможностями оказывается проще и доступнее, чем игра на традиционных инструментах. Массу технических проблем берет на себя электроника и, чтобы ярко озвучить музыкальную композицию, совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и массой других узкопрофессиональных навыков, которые необходимы исполнителю на механических инструментах и вырабатываются ценой многолетних специальных упражнений.
Широкий простор для творчества и высокое качество звучания при относительно несложной технике управления цифровым
инструментарием делает его особенно привлекательным для музыканта- любителя. По тем же причинам данный инструментарий обусловливает появление музыкально-педагогической деятельности, благодаря которой реально достижимым становится решение важнейшей педагогической проблемы - приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс учащихся.
С каждым годом в России стремительно растет популярность фестивалей различной направленности среди разных возрастных категорий. в ряде крупных городов проводятся фестивали, разнообразные по своему содержанию: музыкальные, танцевальные, театральные, фестивали кино и др.
Музыкальные фестивали способствуют развитию творчества исполнителей, совершенствованию их профессионального мастерства, поддерживают молодые таланты и новаторство в музыкальной сфере. Одна из разновидностей таких мероприятий - фестивали электронной музыки, на которых участники демонстрируют синтез музыкального и электронного творчества.
Проведение таких фестивалей имеет особую значимость для детей, так как именно там у них есть возможность продемонстрировать свое творчество и получить оценку компетентного жюри. Однако, на практике существует противоречие между требованием профессионального подхода к проведению фестивалей электронной музыки и недостаточной разработанностью технологии проведения этой формы мероприятий в условиях высшего учебного заведения.
Указанное противоречие определило проблему исследования. Она заключается в научно-теоретическом и методическом
обосновании возможностей развития электронного музыкального творчества детей и юношества посредством фестиваля электронной музыки и мультимедиа в вузе.
Объект исследования: процесс организации фестиваля электронной музыки и мультимедиа на базе высшего учебного заведения.
Предмет исследования: возможности развития электронного музыкального творчества учащихся в рамках фестиваля электронной музыки и мультимедиа.
Цель исследования: разработать и апробировать технологию проведения фестиваля электронной музыки условиях вуза.
Задачи исследования:
1) дать характеристику содержания понятия «фестиваль»;
2) проанализировать опыт проведения фестивалей электронной музыки и мультимедиа в России;
3) выявить особенности электронного музыкального творчества учащихся в системе дополнительного образования;
4) рассмотреть этапы подготовки и проведения фестиваля
электронного творчества учащихся;
5) разработать критерии оценки творческих работ учащихся;
6) провести анализ результатов опытно-исследовательской работы.
Гипотеза исследования.
Фестиваль электронной музыки и мультимедиа станет эффективным средством развития электронного творчества среди учащихся детских школ искусств, если:
• будет охватывать все составляющие электронного музыкального творчества - композиторскую, исполнительскую, звукорежиссерскую, звуковой синтез, а также применение мультимедиатехнологий;
• будут разработаны критерии оценки творческих работ учащихся, отвечающие возрастным возможностям учащихся.
• Методологической основой исследования явились:
• теория периодизации возрастных этапов развития личности (А.С. Белкин, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Кле, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн);
• концептуальные подходы к музыкальному обучению и воспитанию (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр);
• исследования в области электронного музыкального творчества в системе художественного образования (Живайкин П., Красильников И.М., Коробейникова Е.Ю., Сиротин С).
• подходы к организации конкурсов электронного музыкального творчества для детей и юношества (Красильников И.М.).
Методы исследования:
• теоретические: анализ педагогической, психологической и научнометодической литературы по проблеме исследования; анализ документов по вопросам электронного музыкального творчества; анализ понятийного поля проблемы, специализированной литературы и обобщение педагогического опыта по теме исследования;
• эмпирические: наблюдение, оценка творческих работ участников, анализ результатов исследования.
База исследования. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», кафедра музыкальнокомпьютерных технологий, кино и телевидения.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности обоснования необходимости проведения фестиваля электронной музыки и мультимедиа с целью развития электронного творчества учащихся детских школ искусств.
Практическая значимость исследования обусловлена обоснованием возможностей проведения фестиваля электронной музыки и мультимедиа на базе высшего учебного заведения для широкого круга участников.
Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В ходе выполнения данного исследования была достигнута поставленная цель, а именно, была разработана теоретическая и методическая модели развития электронного музыкального творчества учащихся различных возрастных групп в рамках фестиваля электронной музыки и мультимедиа.
Так же были выполнены задачи исследования: дана характеристика содержания понятия «фестиваль»; проанализирован опыт проведения фестивалей электронной музыки и мультимедиа в России; выявлены особенности электронного музыкального творчества учащихся в системе дополнительного образования; рассмотрены этапы подготовки и проведения фестиваля электронного творчества учащихся; разработаны критерии оценки творческих работ учащихся; проведен анализ результатов опытноисследовательской работы.
Итак, особенностями электронного музыкального творчества учащихся в системе дополнительного образования являются новизна данного направления, его возрастающая популярность, а также потребность в обучающих материалах как для учеников, так и для самих педагогов. Так же необходим постоянный обмен опытом в сфере музыкального электронного творчества не только в рамках конкретного учебного заведения, но также в более крупных масштабах. Это возможно благодаря таким мероприятиям, как фестивали электронного творчества.
Проведенный анализ дает понимание специфики фестивалей, как актуального явления в мировой досуговой индустрии. Музыкальный фестиваль, как современный вид массового мероприятия, способен осуществлять синтез искусств в наибольших масштабах. Это обосновано тем, что данное событие является крупным, может длиться большое количество времени, включать в себя различные виды искусства для поддержания общей идеи и концепции.
В России проходит ряд крупных фестивалей электронной музыки. Они привлекают к участию жителей многих городов, различных возрастных категорий, как студентов высших учебных заведений, так и учащихся детских школ искусств. По форме могут быть как очные, так и заочные. Каждая из форм проведения имеет свои преимущества. Это и обмен опытом, и мобильность, и возможность участия жителей отдаленных регионов страны.
15 февраля 2016 года в заочной форме на кафедре музыкальнокомпьютерных технологий, кино и телевидения Российского государственного профессионально-педагогического университета прошел заочный фестиваль-конкурс «Музыка в цифровом формате». Этапы подготовки и проведения фестиваля были разработаны оргкомитетом. Были определены задачи конкурса, место проведения, номинации, разработаны критерии оценивания конкурсных работ, сроки проведения, а также назначен состав и полномочия жюри. Далее последовало подведение итогов фестиваля и награждение победителей и участников фестиваля. Данный фестиваль показал высокий профессиональный уровень участников, которые сумели ярко проявить творческую свободу и активность, умение творчески мыслить, решать практикоориентированные задачи
в области музыкально-компьютерных технологий
Итак, анализ и интерпретация результатов опытно-исследовательской работы показали, что общий уровень подготовки участников вырос в сравнении с предыдущими фестивалями. Наибольшее количество
участников оказалось в номинации «Оригинальная аранжировка для клавишного синтезатора». Интерес к участию в заочных фестивалях возрос территориально. Работы участников стали более содержательными, целостными, представляющими нестандартные композиционные решения. Участники фестиваля-конкурса «Музыка в цифровом формате»
показали высокий профессиональный уровень, ярко проявили творческую свободу и активность, умение творчески мыслить, решать
практикоориентированные задачи в области музыкально-компьютерных
технологий.
Таким образом, участие в заочном фестивале является важной стороной реализации их творческого потенциала. Заочный характер фестивалей электронного творчества ставит перед участниками задачу применения информационных технологий для создания творческих продуктов: целостных произведений, медиа-проектов, видеороликов и других материалов.
Подводя итоги фестиваля-конкурса «Музыка в цифровом формате» за последние пять лет можно констатировать, что подобные мероприятия способствуют эффективному выявлению творческих способностей конкурсантов. Возможность дистанционного участия снимает территориальные ограничения, создает необходимые условия для поддержки одаренных учащихся и студентов в области электронного музыкального творчества из Свердловской области, так и других регионов России.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 322 с.
2. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] /
Э.Б. Абдуллин. - М.: Музыка, 2006. - 312 с.
3. Алексеев А.Д.Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.
4. Артемьев Э. Заметки об электронной музыке [Текст] / Э. Артемьев. - М., 1972. - 67 с.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 376 с.
6. Бажов С. Школа игры на синтезаторе [Текст] / С. Бажов. - Санкт-Петербург: изд-во Композитор, 1998. - 80 с.
7. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 335 с.
8. Белкин А.С. Основы педагогических технологий [Текст] /
А.С. Белкин. - Екатеринбург, 1995.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. -. М.: «Академия», 2000. - 192 с.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с.
11. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Е.А. Бородина. - М., 1992. - 32 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
13. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. - 352 с.
14. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз 1997. - 94с.
15. Глазырина Е. Ю. Интерактивные технологии в современном музыкально-художественном образовании [Текст] / Е.Ю. Глазырина // Образование и наука. - 2013. - № 9 - С. 121-134....60