ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Характеристика электронных тестовых технологий как средства
контроля знаний 9
1.2. Организация контроля знаний у подростков 20
1.3. Способы применения электронных тестовых технологий как средства
контроля знаний подростков на занятиях по музыкальной литературе 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 39
2.1. Содержание электронного теста как средства контроля знаний у
подростков на занятиях по музыкальной литературе 39
2.2. Технология создания электронного теста по музыкальной литературе .. 46
2.3. Анализ апробации электронного теста как средство контроля знаний у
подростков на занятиях по музыкальной литературе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение 1. -Электронный тест по музыкальной литературе (электронный вариант) 67
Приложение 2. _Анкета для обучающихся (печатный вариант) 68
Особенностью современного этапа развития педагогики является присутствие преподавателя в электронных образовательных средах в связи, с чем особое значение приобретают технические средства, позволяющие принимать, обрабатывать, хранить и передавать необходимую для образовательно-развивающих целей информацию. В педагогический дискурс преподаватель должен вводит инновационные обучающие системы для сопровождения классического занятия, семинара, способствующие повышению эффективности обучения.
Подготовка комплекса методического обеспечения при организации учебного процесса - обязательное условие для эффективного формирования общекультурных знаний, умений и навыков в процессе изучения дисциплины «Музыкальная литература» в дополнительном образовании. Такой комплекс может включать программу, учебно-методические пособия, банк заданий и тестов, пакет тренажерных программ и дидактических материалов для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или модуля, используемые в дополнительном образовании.
Сегодня учебный процесс с использованием мультимедийных средств строится в основном в двух направлениях: 1) увеличение роли
информационно-коммуникационных технологий в процессе аудиторных занятий, обеспечивающих улучшение качества подготовки учащихся; 2) опора дистанционных, смешанных занятий в целом на электронный ресурс, рассматриваемый уже не как дополнительный, а как основной, базовый (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Основная задача этой организации заключается в создании не только технической базы, но психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления педагога и обучающегося.
Таким образом, актуальность исследования не вызывает сомнений. В учебном процессе иформационно-коммуникативные технологии используются для управления образовательным процессом, обучения, контроля и проверки знаний, полученных учащимися.
Сегодня повсеместно внедряется система принципов и методов проверки уровня знаний промежуточной и итоговой аттестации в форме централизованного тестирования. Данная система основана
на использовании тестовых технологий и вызвана потребностью в получении объективной оценки уровня и качества образования обучающихся, а также качества деятельности образовательных учреждений.
Полученные сведения служат не только базой для анализа результатов обучения, внедрения и совершенствования применения новых образовательных технологий, профессиональных форм, методов обучения, но и средством проектирования педагогической деятельности с определенным контингентом обучающихся. Контроль уровня знаний и качества образования обучающихся является неотъемлемым компонентом учебного процесса.
Тестирование в образовательной деятельности даёт возможность применять новые адаптивные алгоритмы тестового контроля, использовать мультимедийные возможности компьютеров для выполнения тестовых заданий, сократить объем бумажной работы, ускорить процесс подсчета результатов, а также снизить затраты на организацию и проведение контроля итоговых знаний обучающихся. Компьютерные системы контроля знаний приобретают всё большую актуальность, что объясняется их объективностью, доступностью и экономической эффективностью.
Анализ литературы по проблеме исследования выявил противоречия между:
• необходимостью применения электронных тестовых технологий в деятельности обучающихся на занятиях по музыкальной литературе и отсутствием таковых, либо их частичной разработкой;
• способностью подростков, учеников детской школы искусств, использовать электронные тестовые технологии и неразработанностью тестов по музыкальной литературе в дополнительном образовании.
Противоречия выявляют проблему исследования: создание электронных тестовых технологий для контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе.
Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Электронные тестовые технологии как средство контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе».
Цель - теоретическое обоснование, разработка и внедрение электронных тестовых технологий как средства контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе в детской музыкальной школе.
Объект - процесс контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе.
Предмет - тестовые задания демонстрирующие уровень подготовки по музыкальной литературе.
Гипотеза исследования: эффективное применение электронных тестовых технологий как средство контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе будет возможно, если будут соблюдены следующие условия:
• созданный продукт будет соответствовать возрастным особенностям обучающихся музыкальной литературе;
• материал в созданном продукте будет выстроен по принципу «от простого к сложному»;
• будут выявлены и соблюдены этапы создания электронных тестовых технологий с использованием электронных программ.
Задачи работы:
• дать характеристику электронных тестовых технологий как средства контроля знаний;
• рассмотреть способы применения электронных тестовых технологий как средства контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе;
• раскрыть содержание электронного теста как средства контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе;
• разработать электронный тест по музыкальной литературе с последующим внедрением технологии как средства контроля знаний у подростков на занятиях по музыкальной литературе.
Методологической основой исследования являются: психологопедагогические труды по вопросам методики преподавания учебной дисциплины (Л.В. Буркова, М.Н. Токарская); исследования в области музыкального образования воспитания (Б. Березовский, В.А. Васина- Гроссман, П.С. Волкова, Е.Л. Даттель, Л.М. Кадцын, Л.П. Казанцева, Р. Роллан, М.Н. Токарская); теория применения информационных и педагогических технологий в образовании (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.В Хован); труды по теории и практике создания тестов для системы образования (В.С. Аванесов, А.Г. Дерябина, Н.Е. Дерябина,
Л.А. Кожевникова, А.Н. Майоров, Е.А. Михайлычев, Н.Н. Самылкина, Е.А. Турикова, М.Б. Челышкова, У.А. Яковлева); возрастная
и педагогическая психология (Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская, И.В. Дубровина).
Методы исследования:
• теоретические - метод анализа психолого-педагогической, научнометодологической и специализированной литературы по теме исследования;
• эмпирические - обработка и интерпретация результатов исследования; анализ практического опыта применения электронной тестовой технологии; разработка электронного теста; анкетный опрос участников тестирования; методы статистической обработки; качественный и количественный анализ; табличные интерпретации полученных данных.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении условий применения тестовых технологий на занятиях по музыкальной литературе; обосновании необходимости реализации данного продукта.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанного в выпускной квалификационной работе комплекса электронных тестов не только в конкретном учебном заведении, но также в других учебных заведениях дополнительного образования, где изучается предмет «Музыкальная литература». Это могут быть детские школы искусств, детские музыкальные школы, музыкальные колледжи и творческие центры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МАУК ДО ЕДШИ №4 «АртСозвездие» (Екатеринбург).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
По результатам нашей работы, можно сказать, что вопрос о специфике и характере образования в информационном обществе чрезвычайно актуален. Компьютерные технологии обеспечивают доступность и разнообразие информации, актуализируют самообразование, ускоряют процесс оценивания в образовательной деятельности.
Вместе с тем новая технология образования для жизни в информационном обществе ориентирует учащегося на новый смешанный стиль обучения, требующий более широкой интерпретации за счет включения в него традиционного аудиторного образования с преподавателем и самообразовательной деятельности, обретающей более осознанные, рационально организационные формы. Оптимальным является смешанное обучение, включающее традиционные методы, формы и технология elearning, дающая возможность обучения в любых условиях в течение всей жизни. Опыт отечественных и зарубежных педагогов показывает, что технология смешанного обучения позволяет качественно изменить процесс образования. И тот и другой вид обучения обладает рядом достоинств и недостатков. Наибольший эффект достигается лишь в сочетании традиционного очного и дистанционного обучения.
Сегодня педагогу дополнительного образования важно не только научиться пользоваться Интернетом, необходимо перейти на преподавание теоретических дисциплин с помощью информационных технологий и Интернета.
Электронный тест как средство контроля имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами контроля: одновременно оцениваются знания большого количества опрашиваемых, результаты тестирования устанавливаются быстро, оценка является достаточно объективной, результаты используются для диагностики материала на предмет посильного освоения. Тесты в учебном процессе можно применять не только как оценочное средство, но и тренировочные задания.
Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, фронтальный опрос, устный опрос у доски), но и творить, изобретать, внедрять новые оценочные средства. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
На сегодняшний день можно сказать, что электронные тестовые технологии очень важны в современном мире, так как помогают оперативно и достаточно объективно определить уровень знаний обучающегося. Однако в ходе исследования выяснилось, что данные технологии почти не используются в дополнительном образовании, к примеру, в музыкальной школе. Предмет «Музыкальная литература» является теоретическим, содержащим много исторической информации, терминов, понятий, культурных фактов и важных дат. Следовательно, разработка электронных тестовых технологий для данного предмета необходима и это определяет актуальность темы исследования.
Анализируя содержание дисциплины «Музыкальная литература», подбирая вопросы и ответы, которые будут составлять содержание электронного теста, необходимо учитывать основные составляющие технологии по созданию теста, а именно: задания должны реально осуществлять контроль знаний, должна присутствовать структура «от простого к сложному», предложена определённая система оценки, учтены характеристики теста (валидность, надёжность, однозначность, стандартизированность).
Соблюдение технических требований и технологических стандартов позволяет достаточно качественно разработать электронные тестовые технологии для их последующей апробации.
Существует ряд современных устройств и специальных компьютерных программ для создания подобных тестов. Для того, чтобы достичь оптимальной функциональности и качества электронных тестов, нами были учтены необходимые дидактические требования к содержанию тестовых заданий. Проработаны оценочные средства в бально-рейтинговой системе обучающихся. Проведен анкетный опрос участников исследования, продемонстрировавший большой интерес и высокую репродуктивность. Апробация тестирования показала хорошую подготовку к проведению электронного контроля знаний учащихся, неформальный подход к изучению материала по музыкальной литературе, живой интерес к предмету через компьютерные технологии.
Обучение в музыкальной школе направлено на развитие образованности личности обучающегося, его музыкально-исторического уровня, формирующего межкультурную картину мира, поскольку музыка не имеет границ.
В ходе настоящей работы были решены поставленные задачи, достигнута цель исследовательской работы, гипотеза исследования получила теоретическое и практическое подтверждение.
1. АванесовВ.С. Теория и методика педагогических измерений [Текст] / В.С. Аванесов - Подготовлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. - 98 с.
2. АванесовВ.С. Форма тестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов - М.: Центр тестирования, 2005. - 152 с.
3. Артищева Е.К. Роль и место тестов коррекции знаний в системе методов педагогической диагностики [Текст] / Е.К. Артищева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2009.- №11 - С. 67-74.
4. Аскарова М. Учёт возрастных особенностей подростков в педагогическом взаимодействии [Текст] / М. Аскарова // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014. - С. 28-30.
5. Бабенко Е.В., Романовская Н.В. К проблеме контроля и самоконтроля знаний учащихся старших классов дши средствами компьютерных технологий на уроках сольфеджио [Текст] / Е.В. Бабенко, Н.В. Романовская // Многоуровневая система художественного образования: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов юбилейной Южнороссийской конференции. - Краснодар: КГИК, 2010. - С. 193-197.
6. Березовский Б. В классе музыкальной литературы [Текст] / Б. Березовский // Музыка детям.- 1976. - №3. - С. 71-86.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
8. Бойко Г., Зотов Н., Полуэктов М. Классификация и особенности создания электронных тестов [Текст] / Г. Бойко, Н. Зотов, М. Полуэктов // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 127-129.
9. Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах [Текст] / В.А. Васина-Гроссман - М.: Современник, 1999. - 286 с.
10. ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский - М.:АПН РСФСР, 1956. - 439 с.
11. Волкова П.С., Казанцева Л.П. Уроки музыки - уроки творчества [Текст] / П.С. Волкова, Л.П. Казанцева // Проблемы детского музыкального воспитания, - 1994. - №131. - С. 31-47.
12. Далингер В.А. Педагогический тест как инструмент обновления системы оценки и контроля качества образования [Текст] / В.А. Далингер // Фундаментальные исследования. - 2007. - №9- С. 64-65.
13. Даттель Е.Л. Музыкальное путешествие: книга для юношества о музыке и музыкантах [Текст] / Е.Л. Даттель -М.: Просвещение, 1970. - 408 с.
14. Дахин А.Н. Педагогика для математиков [Текст]: учебное пособие для студентов НГПУ / А.Н. Дахин - Новосиб.: НИПКиПРО, 2006. - 147 с.
15. Дерябина Н.Е., Дерябина А.Г. Классификация структур тестовых заданий закрытой формы [Текст] / Н.Е. Дерябина, А.Г. Дерябина // Наука и школа. - 2008. - № 1. - С. 56-58...60