Художественный фильм «Завтра в 10:00» является короткометражным фильмом режиссёра-постановщика Максима Устюжанинова.
Фильм «Завтра в 10:00» изначально подразумевалось как социальная драма. Но в процессе написания сценария и подготовки к съёмкам было решено сделать трагикомедию. Время и место действия конкретно не обозначается, но из фильма становится понятно, что рассказанная история происходит в наши дни, в одном из крупных городов на Урале. Сюжет фильма - это история о четырёх студентах-медиках, распределённых на практику в один из лучших госпиталей города. А руководителем практики оказывается бывший военный жёсткий, бескомпромиссный человек, настоящий мастер своего дела. История построена на первый взгляд в форме банальной игры на выбывание. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле в фильме затрагиваются такие темы как извечный конфликт отцов и детей, столкновение менталитетов, сложности, возникающие у бывшего боевого офицера, вступившего в мирную жизнь, расхлябанность современной молодёжи, неумение идти на компромисс как со стороны старшего, поколения, так и со стороны молодых, то, что девушки оказываются более стойкими, в отличие от современных парней, которые всё чаще сдаются «без боя» и многое другое. Историю отличает тонкий психологизм: главный герой - бывший военный, участник двух локальных войн (подразумевается афганская и первая чеченская кампании), уволенный в запас из-за контузии, и на протяжении 2-х десятилетий так и не смирившийся с этим. В этом и происходит столкновение. В прибывших практикантах его раздражает очень многое: начиная от их внешнего вида, заканчивая происхождением одной из девушек (Сусанна по сценарию - абхазка); конкретно её он грубо оскорбляет при всех, после чего, уже выйдя из госпиталя она чуть не плача рассказывает подруге - Ксении историю своих родителей. Эта картина не несет никакой межнациональной розни, а говорит о том, что необходимо уважать к старших, но и о том, что старшие должны относиться снисходительнее к молодёжи.
В конечном итоге главный герой находит общий язык именно с Сусанной, и подразумевается, что в дальнейшем они сработаются. И зритель может задуматься на чьей он стороне: тех двух раздолбаев, которые просто не стали ходить на практику, не думая о последствиях, на стороне Сусанны, которая с достоинством вынесла все испытания, или на стороне Ксении, к которой в отличие от всех остальных, главврач не имел особых претензий, но которая в конце концов стала его постоянно провоцировать, что и закончилось скандалом, который будет иметь продолжение - т.к. Ксения решила идти жаловаться на главврача ректору - его бывшему сослуживцу.
Все исполнители главных ролей имели опыт работы в театре или на съёмках. Специфика сценария не требовала использовать актёров уже имеющих хотя бы минимальный опыт. Поскольку основная часть сюжета - противостояние. Поэтому в съемках часто используется операторская восьмёрка, крупные планы, для большей экспрессии используется съёмка в движении со стэдикама (например, когда взволнованные студентки идут к остановке и Сусанна говорит свой монолог).
Также активно используется тележка (проходка по коридорам, в кабинете - резкий наезд, когда главный герой разгневан).
Использовалась широкоугольная оптика и портретный объектив (в силу специфики сценария - много крупных и средних планов, действие в основном в 4-х стенах, требование дополнительной экспрессии не только в актёрской игре но и в операторской работе).
Места съёмок и ракурсы искали совместно с режиссёром. Таким образом, условия и процесс работы были плодотворны и ориентированы на результат.
Короткометражный художественный фильм «Завтра в 10:00» стал заключительным проектом в моем обучении. Дипломная работа снималась на протяжение 7 дней, непрерывно, с утра до вечера. За это время пришлось столкнуться с трудностями, такими как: поломка осветительных приборов, погодные условия, мена съемочных помещений.
Началась весь процесс с момента перестановки помещения под кабинет главного врача, после это мы с режиссером решили, что будет логично использовать два источника света (окно и кинофло) так как требовалось получить обычное кабинетное освещение. При съемки знакомства студентов с руководителем практики, как и планировалось, использовались рельсы.
Большинство планов на улице снимались крупным кадром и проблем со светом не возникало. В участках, где следовало подсветить, использовался отражатель. Несколько сцен снятых на улице пришлось отбраковать из-за недостаточной стабилизации изображения. Эти сцены мы пытались улучшить электронной стабилизацией в монтажной программе, но положительного эффекта, увы не получилось.
В сцене телефонного разговора с героем Стасом требовалось добиться эффекта освещения утра. Я это сделал при помощи контрового света (1000w) направленного через окно, дополнительного прибора напрвленного на актера, заполняющим светом послужил кинофло.
На пятый день день сьемок планировались съемки на рельсах прохода по коридорам и момент когда герои направляются в операционную, но их не удалось взять. Пришлось обходиться коляской и стэдикамом, полученные кадры вполне устроили меня и режиссера.
Не смотря на трудности, у нас получилось снять планируемый материал и работать с актерами как с одной командой.
1. Головня А. Мастерство кинооператора. [Текст] / Головня А. - М.: Искусство, 1995. - 226 с.
2. Дыко Л. Основы композиции в фотографии. [Текст] / Дыко Л. - М.: Искусство 1988. - 90 с.
3. Медынский С.Е.Синхронная съемка в документальном фильме. [Текст] / Медынский С.Е. - М.: ВГИК, 1985. - 64 с.
4. Медынский С.Е. Мастерство оператора-документалиста. Часть 12. [Текст] / Медынский С.Е. - М.: Издательство 625. 2008. - 304 с.
5. Блохнин С. М., Резников Ф. А. Быстро и легко. Цифровые видеокамеры, видеомонтаж и фабрика видеодисков дома: Ulead Mediastudio Pro 7. [Текст] / Блохнин С. М., Резников Ф. - Лучшие Книги, 2004. - 592 с.
6. Волынец М.М. Профессия: оператор [Текст] / М. М. Волынец. -2е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 184 с.
7. Соколова И. Б. Свет и цвет в телевидении. Основы телевизионной светотехники и колориметрии : учеб. пособ для вузов. [Текст] / Соколова И.
Б - М. : Гранд Медиа, 2005. - 232 с.
8. Джошуа П. Цифровое видео. Полезные советы и готовые инструменты по видеосъемке, монтажу и авторингу. [Текст] / Джошуа П. - М.: Горячая линия-Телеком, 2009. - 400 с.
9. Выготский Л.С. Психология подростка: хрестоматия [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 286 с.
10. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Другнова // Вопросы психологии №46, М. : Знание, 1972. - С. 38 - 42.