ВВЕДЕНИЕ 9
Глава 1. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 15
1.1. Универсальные учебные действия как основа метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
16
1.2. Дидактический потенциал математических дисциплин для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов .. 30
1.3. Методическая модель формирования познавательных универсальных
учебных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики 36
Выводы первой главе 45
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 47
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 -6 классов на уроках математики 47
2.2. Технологический компонент методики формирования познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математическим дисциплинам 61
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования познавательных универсальных учебных действий,
обучающихся основной общеобразовательной школы 69
Выводы по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
Библиографический список 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Во всем мире, в том числе и в России, происходят глобальные социально-экономические изменения, которые требуют перемен и от человека. Перемены связаны с расширением кругозора человека, развитием его творческих способностей, овладением новыми технологиями, и, что самое главное, с умением самостоятельно принимать решения и быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям общественной жизни.
Эти изменения не проходят стороной и систему образования. В 2009 году для улучшения качества образования были разработаны стандарты нового поколения — федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
Основным отличием ФГОС основного общего образования является то, что основное внимание направлено на развитие не только предметных, но и метапредметных результатов. Теперь на первое место ставится целостное развитие личности ребенка, а не только информация, которая обязательна для изучения. Развитие личности происходит на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют учащимся самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности.
Авторы концепции УУД (С. В. Молчанов, И.А. Володарская, А. Г. Асмолов и др.) утверждают, что главной задачей для учителя является создание особых условий обучения, которые будут раскрывать возможности детей уже в школе, которые будут готовить обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время в России происходит переход от индустриального к информационному обществу. А в таком обществе должен быть высокий инновационный потенциал.
В таких условиях главной задачей образования является личностное, общекультурное и познавательное развитие ребенка. То есть ребенка нужно научить учиться.
Степень разработанности проблемы. Анализируя диссертационные исследования, видно, что ученые испытывают большой интерес к проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на всех ступенях школьного образования по разным предметным областям.
Анализ диссертационных исследований показал интерес учёных к проблемам формирования универсальных учебных действий обучающихся на различных школьных предметах всех ступеней школьного образования. Вопросам формирования познавательных универсальных учебных действий посвящены работы Л.И. Боженковой, И.В. Петровой, Н.С. Подходовой, Е.Ф. Фефиловой А.В. Фирер, С.В. Чоповой, Л.В. Шкериной и др. Методику формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов рассматривают Е.С. Квитко, И.Н. Трояновская. Несмотря на активный интерес ученых, в настоящее время нет детально изученных конкретных способов организации деятельности обучающихся школы, которые могли бы позволить качественное достижение познавательных результатов в процессе освоения предметного содержания курса математики. Познавательные умения и предметные действия выступают фундаментом для формирования умений применять
математические знания и в других предметных областях.
В «Стратегии развития образования до 2030 года» отмечается, что функции системы образования акцентируются на развитие базовых способностей: коммуникации, рефлексии, самостоятельной деятельности по пониманию и принятию ситуации, постановки цели, нахождению средств и доведению замысла до реализации, что опять же характеризуется активной деятельностью обучающихся.
...
Обобщив результаты теоретического анализа литературы по исследованию формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики, приходим к выводу, что проделанная работа является актуальной в настоящее время. позволяет сделать вывод об актуальности проделанной работы. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Опираясь на исследования А.Г. Асмолова, Н.П. Лошкаревой, С.В. Чоповой и др. пришли к выводу, что познавательные универсальные учебные действия, которые входят в состав метапредметных - это система путей познания, дающая возможность учащимся, которые «учатся учиться», интеллектуально развиваться. А также владеть навыками познавательной рефлексии; применять полученные знания на практике; осознавать совершаемые действия; ставить перед собой новые познавательные задачи и искать средства их достижения для решения проблем в реальных жизненных ситуациях (с целью получения практико-ориентированного результата); оценивать свои результаты; устанавливать границы своих знаний и незнаний.
Проанализировав дидактический потенциал курса математики 5-6 классов, мы уверенно можем утверждать, что задания, направленные на формирование познавательных УУД представлены в небольшом количестве. Это может говорить о необходимости увеличения количества заданий, реализацию которых можно дополнить современными средами и методами обучения.
Успешное развитие познавательных УУД и повышения интереса к обучению математики обучающихся целиком и полностью зависят от современных и традиционных средств и методов обучения, а также от форм обучения, которые должны систематически чередоваться. Для возрастного периода 11-12 лет особый интерес вызывает решение учебных задач в игровой форме. Для повышения интереса к учебному предмету математика лучше использовать задачи, направленные на жизненный, личный опыт учеников.
Анализ дидактических принципов, позволил определить принципы, которые целесообразно использовать для формирования познавательных УУД на уроках математики (последовательности, сознательности, непрерывности и целесообразности). Выбор принципов совершен на основе выбора дидактических условий обучения и требований к ним. Все это позволило нам разработать структурную модель формирования познавательных универсальных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики. Внедрение модели в образовательный процесс позволит добиться метапредметных результатов освоения ООП.
Для уточнения теоретических положений о формировании познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики с целью практического применения разработана структурная модель формирования познавательных УУД обучающихся. Она представляет собой теоретическое видение процесса в последовательной реализации блоков: цель обучения, структурно-содержательная модель познавательных УУД, дидактические условия их формирования, которые включают в себя отобранные методы и формы. Выбор форм и методов позволил «сузить» круг дидактических принципов до наиболее целесообразных в использовании для формирования познавательных умений. Это такие принципы как принцип последовательности, сознательности, непрерывности и целесообразности.
...
1. Алексеева Т. Содержательная характеристика дидактических условий
формирования познавательных универсальных учебных действий
постановки и решения проблемы и пути их реализации в образовательной деятельности начальной школы // SOCIETY.
INTEGRATION. EDUCATION Proceedings of the International Scientific Conference. Volume II, May 25th -26th, 2018. - С. 17-29 .
2. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 4. - 43 с.
3. Ананишнев, В. М. Моделирование в сфере образования / В. М. Ана- нишнев [Электронный ресурс] // Системная психология и социология.
- 2010. № 2. Режим доступа:
http://systempsychology.ru/journal/2010_1_2/36- ananishnev-vm-
modelirovanie-v-sfere-obrazovaniya.htm (дата обращения: 15.01.2014).
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Барсенева, Н. В. Дидактический потенциал в исследовании профессиональных компетенций студентов [Текст] / Н. В. Барсенева// Сборники конференций НИЦ Социосфера-2016. - Прага, 2016 - №.58. С.17-19.,с.17
6. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
7. Беспалько, В. П. Проектирование педагогических систем / В. П. Беспалько // Проектирование в образовании : проблемы, поиски, реше - ния : сб. науч. тр. / ИЛИ РАО. - М., 1994. - С. 28-31.
8. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре / Л.И. Боженкова. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 243 с.
9. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 205 с.
10. Варламова Т.П. Формирование логической компетентности у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Красноярск - 2006. - 22 с.
11. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002. - 176 с.
12. Воровщиков, С. Г. Внутришкольное управление развитием учеб - но- познавательной компетентности старшеклассников : дис. ... д -ра пед. наук/ С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 2012. - 504 с. 58
14. Гельфман, Э.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики / Э.Г. Гельфман, А.Г. Подстригич // Вестник Томского государственного университета . - 2012. - № 8. - С. 160-166.
15. Глоссарий ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-
starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html (Дата обращения: 17.11.2020).
... всего 62 источника