ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА 8
1.1. Характеристика двигательной памяти подростков 8
1.2. Способы освоения современного танца подростками в
детско-юношеском центре 15
1.3. Особенности развития двигательной памяти на занятиях по
современному танцу 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
ПОДРОСТКОВ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА 32
2.1. Педагогические условия развития двигательной памяти подростков
как способ освоения современного танца 32
2.2. Методика развития двигательной памяти подростков при
освоении современного танца 41
2.3. Анализ апробации развития двигательной памяти подростков на
занятиях по современному танцу 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение 1. Образовательная программа «Современные танцы» 61
Приложение 2. Базовые движения современного танца 81
Приложение 3. Дипломы 84
Данная работа посвящена исследованию методики развития двигательной памяти в подростковом возрасте на занятиях по современному танцу. Двигательная память - это одна из основ жизнедеятельности человека и всякого познания.
Каждый возраст характеризуется соответствующими особенностями. Кардинальные изменения в процессе памяти происходят в подростковом возрасте. В этот период осуществляется переход от детства к взрослой жизни. В связи с этим изменяется способ восприятия и мышления, развиваются интеллектуальные способности, а также интенсивно изменяется мышечная система. Однако она отстаёт в развитии от костной, поэтому подростки выглядят непропорционально сложенными. Начальная стадия развития мышечной силы часто приводит к утомлению, слабости, спаду энергии и физической активности, резкому снижению результатов спортивных достижений и хореографической деятельности.
В связи с этим стоит обратить особое внимание на развитие моторики, т. е. координацию движений, выработку двигательных навыков и др. В процессе моторного развития нервные окончания и мышцы созревают в направлении сверху вниз и от центра к периферии. Это способствует тому, что подросток может лучше контролировать деятельность нижних частей тела и совершенствовать свои двигательные навыки. Поэтому именно в подростковом возрасте нужно развивать двигательную память. При малоподвижном образе жизни или недостаточных нагрузках двигательных функций моторное развитие замедляется. Костно-мышечная система подростка очень чувствительна и каждое новое умение представляет собой конструкцию, которая возникает при реорганизации имеющихся навыков в более сложные системы действий. Поначалу эти действия могут быть нерезультативными и некоординированными. Спустя определенное время, при систематических занятиях хореографией, такие конструкции реорганизуются, начинают регулироваться самосознанием подростка, и движения становятся плавными и скоординированными. Отличительными чертами современного танца, как одного из направлений хореографии для развития двигательной памяти подростков, являются заинтересованность, возможность самовыражения и гармоничное развитие тела ребёнка.
Данная методика поможет педагогам правильно распределять нагрузку, время и этапы занятия, делая их эффективнее и плодотворнее для развития подростков как физически, так и эмоционально.
Однако при этом возникают противоречия между:
• необходимостью формирования двигательной памяти для гармоничного развития человека и отсутствием её систематического развития в образовании;
• физиологическими потребностями в развитии двигательной функции и психологическими особенностями подросткового возраста и отсутствием в общем образовании условий для их реализации.
Проблема исследования: отсутствие современной методики развития двигательной памяти для подростков.
Из проблемы вытекает тема исследования: «Развитие двигательной памяти подростков как способ освоения современного танца».
Объект исследования - процесс развития двигательной памяти подростков.
Предмет исследования - разработка и применение методики для развития двигательной памяти подростков на занятиях современным танцем в системе дополнительного образования.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой процесс развития двигательной памяти подростков будет более успешным если:
• будут определены и выполнены необходимые педагогические условия;
• будут учтены возрастные и психологические особенности учеников;
• будет использоваться методика для развития двигательной памяти подростков.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость развития двигательной памяти подростков и его использования как средства освоения современного танца.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) дать определение памяти;
2) изучить свойства и виды памяти;
3) разработать оглавление и перечень понятий;
4) рассмотреть возрастные особенности подростков;
5) разработать методику развития двигательной памяти у подростков;
6) проанализировать методику развития двигательной памяти у подростков, её воздействие на повышение активности детей.
Методологической базой исследования являются: педагогические труды (А.С. Макаренко, Л.Ф. Спирин, С.М. Бондаренко, И.В. Вачков, И.П.Волков, и др); психологическая литература (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Емельянов, Т.В. Зайцева, А.Д. Андреева и др.) хореографическая литература (М.С. Боголюбская, В.И. Уральская, Л.С. Андруссенко).
Методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по воспитанию подростков, эстетическому воспитанию и специальной литературы по хореографическому искусству, моделирование педагогических условий;
• эмпирические - разработка и апробация методики, способствующей развитию и воспитанию подростков на уроках по современному танцу.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении условий применения методики на занятиях по современному танцу, уточнении этапов создания методики развития двигательной памяти.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанной методики не только в детско-юношеском центре, но также в школах искусств и спортивных школах.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеского центра «Юность» (г. Екатеринбург).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В подростковом возрасте память играет важную роль. В этом возрасте ребенку приходится значительно больше запоминать информации. Не все способны запоминать одинаковое количество материала. Память у всех различается: у кого-то преобладает образная, у других слуховая или зрительная и т.д.
Двигательная память многообразна. Это и запоминание усилий, амплитуд, быстроты движений, это и запоминание темпа, ритма движений, их последовательности. Запоминание разных характеристик движений у подростков происходит с разной успешностью, что следует учитывать при формировании двигательных навыков. Усложнение и значительное увеличение объёма материала приводит к качественной перестройке в организации запоминания и воспроизведения. Поэтому подростки начинают сознательно использовать приёмы для эффективного запоминания и воспроизведения полученной информации.
Итак, главной особенностью памяти в подростковом возрасте является освобождение от наглядных образов, а вербальная память, запоминание в понятиях, последовательности, приобретает связь с осмысливанием, анализом и систематизацией материала и выдвигается на первый план. На этом возрастном этапе возникает новое отношение, противоположное тому, которое можно установить для более ранней ступени в развитии памяти и мышления. Если до подросткового возраста процесс мышления человека, ребенка представлял собой «воспоминание» о какой-либо информации, то подросток, для того чтобы вспомнить необходимое, активно привлекает процессы мышления. Усложнение процессов памяти наряду с расширением и углублением содержания мышления оказывают существенное влияние на подростка: перед ним раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь человека.
В данном исследовании развитие детей строится на системе обучения при помощи хореографии в элегантной, грациозной и изящной манере современного танца.
Основными способами освоения современного танца подростками в детско-юношеском центре являются:
• групповые занятия (изучение тем, согласно образовательной программе, вместе с остальными воспитанниками, которые обучаются в группе);
• индивидуальные (отдельное объяснение материала одному
воспитаннику, постановка сольного номера);
• мастер-классы (посещение занятий-лекций более опытных танцоров).
Учитывая возрастные особенности подростков, даже во время групповых занятий необходимо находить к каждому ученику особый подход, объяснять материал доступно, чтобы он был понятен каждому.
Использование индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности, обеспечивает повышение эффективности обучения, удовлетворения и развития потребностей подростков в процессе обучения.
Одной из основных особенностей развития двигательной памяти на занятиях по современному танцу становится возможность подростка выражать свою индивидуальность и непосредственность через танец. В силу возраста подростки, как правило, зажаты и замкнуты в себе. И в таком случае современный танец помогает им раскрыть свой творческий потенциал, реализовать свои возможности и тем самым стать раскрепощённее и увереннее в себе.
Основные принципы развития двигательной памяти подростков при освоении современного танца: «от простого к сложному», «общение со зрителем, «погружение» в стиль и манеру исполнения и контактная импровизация.
Во время контактной импровизации в первую очередь подростки учатся взаимодействовать друг с другом, думать о партнёре и брать за него на себя ответственность, при этом они познают физические возможности своего тела и тела партнёра, что невозможно при ограниченных возможностях двигательной памяти.
Для успешного педагогического процесса следует создать необходимые педагогические условия, которые включают в себя следующие меры педагогического воздействия:
• убеждение;
• упражнение и приучение;
• обучение;
• метод стимулирования.
Чтобы педагогические условия были комфортными, преподавателю приходится прикладывать множество усилий: совмещать методы педагогического воздействия и предметно-пространственную среду, конструировать педагогическую систему, определять устойчивые связи образовательного процесса, контролировать рядоположность педагогических условий и др.
Рассмотрев определение и виды педагогических условий, нужно выделить условия, которые являются благоприятными и необходимыми для гармоничного и полноценного развития личности, влияют на её деятельность.
1. Хореографический зал, оснащённый зеркалами.
2. Наличие музыкальной аппаратуры.
3. Определённая форма одежды, для занятий современным танцем.
4. Образовательная программа.
5. Заинтересованность родителей в обучении.
В подростковом возрасте дети начинают активно проявлять самостоятельность, острый интерес ко всему окружающему, их активность приобретает определенную целенаправленность. Однако, поставив перед собой какую-нибудь задачу, подросток иногда быстро изменяет ей, увлекаясь другим делом. Поэтому одним из главных моментов в обучении является процесс мотивирования учащихся и совершение действий, которые пробудят в ребёнке интерес к изучаемой дисциплине.
Неотъемлемой частью процесса обучения является применяемая к детям методика. Необходимо определить её цели, задачи и пошаговую реализацию.
Выстраивать занятия современным танцем необходимо учитывая все особенности подростков. Чтобы методика была успешно реализована, необходимо использовать определённые методы в обучении и развитии подростков: тренинга, наглядности, постепенности, доступности и прочности.
Разработанная методика развития двигательной памяти при освоении современного танца представляет собой структуру занятия, которое включает в себя разминку, изучение базовых движений современного танца, изучение танцевальных комбинаций, контактную импровизацию.
Апробация осуществлялась на базе детско-юношеского центра «Юность» на занятиях с подростками без хореографической подготовки. За шесть месяцев упорной работы удалось добиться достаточно высоких результатов - созданный коллектив «Girls Ray» стал дипломантом III степени на городском конкурсе «Танец рисует время 2016».
Проанализировав апробацию следует сделать следующий вывод: методика способствует активному развитию двигательной памяти подростков, эмоциональному раскрепощению и должному физическому развитию, а участие в различных танцевальных конкурсах и фестивалях и завоевание призовых мест является подтверждением активной динамики развития двигательных навыков у подростков.
1. Аксенова, Н.А. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физических занятиях. Школьное воспитание. [Текст] / Н.А. Аксенова. - М. : Ликтон, 2000. - №6. - 137 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : КГУ, 1988. - 238 с.
3. Андрусенко, Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность). [Текст] / Л.С. Андрусенко // Искусство в школе. 2008. - №2. - 120 с.
4. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека. [Текст] /
A. Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 1985. - 390 с.
5. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. [Текст] / В.А. Беликов. - М. : Владос, 2004. - 357 с.
6. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. [Текст] / А.Я. Ваганова. Учебники для вузов. Специальная литература. - СПб. : Лань, 2000. - 192 с.
7. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. [Текст] / И.В. Вачков Учебное пособие. - М. : Литкон, 2000. - 224 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / Детство,
отрочество, юность. - М. : Академия, 2000. - 621 с.
9. Воронцов, И.М. Закономерности физического развития и методы его оценки. [Текст] / И.М. Воронцов. - СПб. : Питер,1986. - 311 с.
10. Выготский, Л.С. Общая психология. [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2000. - 1008 с.
11. Голубев, В.И. Индивидуальные особенности памяти. [Текст] /
B. И. Голубев. - М. : Педагогика, 1980. - 326 с.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] /
В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
13. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - Л. : ЛГУ, 1985. - 168 с.
14. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия». [Текст] / М.В. Зверева. Новые исследования в педагогических науках. - М. : Педагогика, 1987. - 149 с.
15. Зинченко, Т.П. Опосредственная и непосредственная память. Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, Т.П. Зинченко. - СПб. : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672с....55