Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 6 класса в процессе обучения математике с использованием компьютерной среды GeoGebra
Реферат 2
Введение 6
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных УУД учащихся 6 класса при обучении математике с использованием компьютерной среды GeoGebra
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как
психолого-педагогический феномен 8
1.2. Дидактические возможности компьютерной среды GeoGebra в формировании познавательных УУД при обучении математике 22
1.3. Методическая модель формирования познавательных УУД
учащихся 6 класса при обучении математике с использованием компьютерной среды GeoGebra 38
Глава 2. Методика формирования познавательных УУД учащихся 6 класса при обучении математике в основной школе с использованием компьютерной среды GeoGebra
2.1. Лабораторный практикум в компьютерной среде GeoGebra как
организационно-педагогическое условие формирования
познавательных УУД учащихся 6 класса при обучении математике 45
2.2. Описание педагогического эксперимента 53
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения 63
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определили новые требования к метапредметным результатам обучения школьников. В состав этих требований включены универсальные учебные действия обучающихся (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные [ФГОС ООО, 2010]. Способность и готовность школьников к выполнению этих действий играет большую роль, как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.
Важное место в формировании умения учиться занимают познавательные универсальные учебные действия, которые включают: логические, общеучебные, знаково-символические учебные действия, а также действия, относящиеся к постановке и решению проблем [Дмитриева, 2014]. Выполнение таких действий формирует у обучающихся готовность к познавательной деятельности.
Поиск инновационных технологий и методов обучения, использование которых способствует формированию познавательных УУД при обучении предмету, является одной из приоритетных задач математического образования школьников.
Увеличивающийся с каждым годом спрос в образовании на использование современных информационных технологий (ИТ) обуславливает перспективы их использования с целью формирования УУД обучающихся.
Проблема данного исследования состоит в поиске ответа на вопрос: «Как использовать дидактический потенциал ИТ в формировании УУД обучающихся в процессе их обучения математике?».
Объект исследования: процесс обучения математике в 6 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования познавательных УУД обучающихся 6 класса в процессе их обучения математике на основе использования компьютерной среды GeoGebra.
Цель исследования: методика формирования УУД обучающихся при обучении математике в 6 классе с использованием компьютерной среды GeoGebra.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.
2) Описать структурно-содержательную модель познавательных УУД обучающихся 6 класса.
3) Обосновать и выявить дидактический потенциал компьютерной среды GeoGebra в формировании познавательных УУД обучающихся;
4) Создать методическую модель формирования познавательных УУД обучающихся 6 класса с использованием компьютерной среды GeoGebra при обучении математике;
5) Разработать методику формирования познавательных УУД при обучении математике в 6 классе с использованием компьютерной среды GeoGebra и экспериментально проверить ее результативность.
В работе рассмотрена проблема формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в рамках реализации ФГОС ООО и внедрения в педагогическую практику современных средств обучения на основе компьютерных технологий.
Выявлено, что использование компьютерных средств обучения придает методике формирования универсальных учебных действий обучающихся значительные преимущества. Во-первых, применение компьютерной среды GeoGebra может быть использовано и как средство наглядности, и как средство, стимулирующее познавательную и мыслительную деятельности учащихся. Во - вторых, использование компьютерной среды GeoGebra позволяет усилить мотивацию и интерес к изучению предмета математики. В-третьих, формируются познавательные УУД в ходе выполнения специальных заданий с использованием компьютерной среды GeoGebra.
В ходе проведенного исследования:
• Проанализирована специальная литература и имеющийся педагогический опыт по теме исследования;
• Описана структурно-содержательная модель познавательных УУД обучающихся 6 класса;
• Обоснован и выявлен дидактический потенциал компьютерной среды GeoGebra в формировании познавательных УУД обучающихся;
• Создать методическая модель формирования познавательных УУД обучающихся 6 класса с использованием компьютерной среды GeoGebra при обучении математике;
• Разработана и апробирована методика формирования познавательных УУД при обучении математике в 6 классе с использованием компьютерной среды GeoGebra и экспериментально апробирована ее результативность.
В опытно экспериментальной работе обосновано и подтверждено, что комплексное использование традиционных и новых технологий обучения математике способствует формированию УУД обучающихся.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и приводят к выводу, что использование компьютерных средств обучения на уроках математики способствует развитию познавательной активности обучающихся и способности рассуждать, доказывать, искать пути решения проблемы, осуществлять соответствующие выводы, то есть - думать.
В дальнейшем, мы планируем продолжать данное исследование, расширяя спектр используемых нами методов, технологий и форм обучения.
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: отдействия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М., 2008.
2. Асмолов А.Г., Бурменкая Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
3. Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 22.11.2017).
4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов СПб.: «Норинт», 2000.
5. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь СПб.: Издание автора, 1899. Репринтное издание: Москва, Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалова, 1991.
6. Виленкин Н.Я. Жохов В.И. Чесноков А.С. Математика. 6 класс.- М.: Мнемозина, 2012. ФГОС.
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.
8. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретикопрактическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Технопринт, 2000.
9. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов / Учительская газета № 36 07.09.2010 URL: http://www.ug.ru/archive/36681.
10. Дмитриева Ж. И. Роль нестандартных задач в формировании УУД // Молодой ученый. 2014. №4.
11. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Шарыгин И.Ф. и др. Математика, 6 класс. - М.: Просвещение. 2015г.
12. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика, 6 класс. - М.: Ювента.
2016г.
13. Дылгырова Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики // Ученые записки ЗабГУ. 2014. №5 (58).
14. Кейв М.А., Власова Н.В. Инновационные процессы в профильном образовании: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
15. Козлова В. В., Кондакова. А. М.. ФГОС программы. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. - М.: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения).
... всего 36 источников