Введение 8
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности 18
1.1. Понятие, сущность и классификация познавательных универсальных
учебных действий 18
1.2. Психолого-педагогические аспекты становления познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 23
1.3. Формирования познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся младших классов с задержкой психического развития во внеурочной деятельности 27
1.4 Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития...32 Выводы по I главе 37
Глава II Эмпирическое исследование по изучению сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с
задержкой психического развития во внеурочной деятельности 40
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 46
Выводы по II главе 50
Глава III Коррекционная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности 52
3.1 Теоретические основы формирования эксперимента 52
3.2 Разработка и реализация коррекционно-развивающей работы по
формированию познавательных универсальных учебных действий во
внеурочной деятельности 56
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 89
Выводы по III главе 92
Заключение 94
Библиография 97
Приложения 108
Актуальность исследования: с каждым годом увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья. В структуре социальной защиты Российской Федерации огромное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья - закона «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др. [89].
Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на образование детей в соответствии с их возрастными, типологическими, индивидуальными особенностями, особыми образовательными
потребностями [89].
По статистическим данным Министерства образования Красноярского края, право на доступное и качественное образование реализуется для более 33 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (около 5% от общей численности детского населения) в возрасте от 0 до 18 лет. Инклюзивное образование реализуется для 12 тысяч детей с ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ) (36% от общего числа детей с ОВЗ школьного возраста).
Среди детей с ОВЗ самую большую группу составляют дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР). По статистике 2021 года 6% детей выставлен диагноз ЗПР.
Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития (отставание от нормы) познавательной активности, интеллектуального развития, обучаемости и умственной работоспособности, эмоционально-волевой сферы, неполноценности социальных коммуникаций.
Федеральный государственный стандарт (далее ФГОС) предполагает, что при инклюзивной форме обучения ребенок с ЗПР получит к моменту завершения обучения образование, соответствующее уровню нормально развивающихся сверстников, находясь в той же среде и в те же календарные сроки. Для этого необходимым является создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся и формирования полноценной жизненной компетенции.
Обучение детей с задержкой психического развития в массовых классах общеобразовательных учреждений требует создания специальных условий, соответствующих их образовательным потребностям. Неправильно организованное психолого-педагогическое сопровождение
соответствующими специалистами, недостаточная подготовка специалистов, профессиональная и психологическая неготовность учителя к работе с такими обучающимися, отсутствие необходимых учебно-методических ресурсов не обеспечивает в полной мере право детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование.
Образовательный процесс, ориентированный на типичное развитие обучающихся, не удовлетворяет потребности детей с задержкой психического развития, затрудняет усвоение знаний и личностное развитие, создает условия для формирования у них негативного отношения к учебе.
Категория обучающихся с задержкой психического развития весьма разнообразна по своему составу и объединяет такие варианты задержки психического развития, при которых нет оснований считать их необратимыми. У детей с ЗПР отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное интеллектуальное развитие.
Современные ученые особое внимание уделяют психологическим проблемам диагностики и коррекции развития детей с ЗПР. Многие исследования доказывают возможность компенсации нарушений психического развития детей с ЗПР при условии специально организованной психолого-педагогической поддержки. В результате предоставления своевременной комплексной (медицинской, психологической и педагогической) помощи большую часть проблем можно преодолеть. Отклонения в психическом развитии детей становятся менее выраженными или дети достигают уровня развития нормотипичных детей.
...
Ситуация, которая сложилась в современном российском образовании характеризуется поисками новых подходов к повышению качества образования, под которым в том числе понимается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Для начального образования этот вопрос наиболее актуален, ведь в этот период школьной жизни, у ребенка начинают формироваться учебные навыки. От того, насколько будут хорошо сформированы универсальные учебные действия, зависит дальнейшая успешность обучения ребенка в школе. В первой главе мы рассмотрели понятия: Универсальные учебные действия представляют собой обобщенные действия, направленные на выполнение учебной задачи. Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные в зависимости от навыков, которые нам надо сформировать у обучающихся. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития осуществляется посредством использования современных образовательных технологий.
Познавательные универсальные учебные действия (далее УУД) - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД в соответствии с ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) являются видом универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы у обучающихся начальных классов. Познавательные УУД подразделяются на обще учебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы. Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с ЗПР основывается на возрастных особенностях, а именно развитии психических процессов (мышления, памяти, воображения). В младшем школьном возрасте обучение является ведущим видом деятельности, что также благоприятно сказывается на формировании у детей познавательных универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия могут формироваться в ходе учебной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с задержкой психического развития представляет собой образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной системы. Она направлена на проведение коррекционно-развивающих занятий и досуга детей.
Проанализировав теоретический материал по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что внеурочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую современного учебно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО решает те же задачи, что и учебная деятельность, но посредством вовлечения детей в различные формы деятельности во второй половине дня. Реализация ФГОС НОО требует использования для решения образовательных и воспитательных задач инновационных технологий. К ним относятся: ИКТ технологии, проектные технологии. Их применение позволяет решить задачу повышения эффективности внеурочной деятельности, сделать ее интересной для учащихся. Основой организации внеурочной деятельности в 1-4 классах являются рабочие программы. Они разрабатываются в каждой образовательной организации с учетом требований ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).
...
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2014. - 704 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред.
A. Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. - С. 6.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2015. - 416 с.
4. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - №4. - С.18-22.
5. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учеб. пособие для вузов / В. М. Астапов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 161 с.
6. Афанасьева, О. В. Психология. Педагогика / О. В. Афанасьева. - М., 1999. - 350 с.
7. Бабанский, Ю. К. Педагогика : [Учеб. пособие для пед. ин-тов /, Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин и др.]; Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
8. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие : 16+ / Н. В. Бабкина. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 143 с.
9. Бабкина, Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР / Н. В. Бабкина // Дефектология. - М.: 2016. - №5. - С. 3-9.
10. Белопольская, Н.Л. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская, Н.
B. Клейменова // Дефектология. - 2011. - №2. - С. 36-43.
11. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Н.Л. Белопольская - М.: УРАО, 2015. - С. 27.
12. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
13. Булатова, О.В. Особенности познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Булатова // Сибирский педагогический журнал, 2019. - №10. [Электронный ресурс] / О. В. Булатова.
• Режим доступа : https:// суЬег1епшка.ги/агй с1е/п/озоЬеппоз11-ро7пауа1е1подо- ш1егеза-и-ш1абзЬ1Ь-зЬко1шкоу-з-7абег7Ькоу-рз1Ы сheskоgо-razvitiya (дата обращения: 24.09.2021).
14. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова.
• М.: МГУ, 1990. - 134 с.
15. Власова, Т. А. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей / под ред. Т. А. Власовой и др. — М.: Просвещение, 1981.
... всего 105 источников