Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №155787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития самостоятельности в детском возрасте 13
1.3. Педагогические условия развития самостоятельности детей среднего
дошкольного возраста посредством работы с родителями 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика самостоятельности детей среднего дошкольного возраста 25
2.2. Реализация педагогических условий развития самостоятельности детей
среднего дошкольного возраста посредством работы с родителями 34
2.3. Результаты контрольного исследования 39
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


На современном этапе дошкольное образование стало первой ступенью в системе образования, выполняющей важную функцию подготовки детей к школьному обучению. Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), следует рассматривать как социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «...проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности» [46, п. 4.6], что повышает внимание педагогов к процессу формирования самостоятельности у дошкольников как одного из необходимых компонентов для дальнейшего успешного обучения в школе.
Необходимость развития самостоятельности у детей подчеркивали многие исследователи: А.В. Запорожец, А.Г. Ковалева, Ю.Н. Дмитриева, А.А. Люблинская, Я.А. Каменский и др., так как именно она способствует развитию личности ребенка в целом. Интересные результаты исследования возрастных особенностей самостоятельности приводят Т. Гуськова, Н. Ермак: самостоятельность - это качество, преломляемое поведение ребенка на разных этапах жизни: в 2-3 года выражено стремление к самостоятельности; к четырем годам происходит затухание этого стремления [10; 11]. Поэтому перед педагогами и родителями становится важная задача развития самостоятельности детей 4-5 лет.
При этом хотелось бы акцентировать внимание именно на роли родителей. Согласно ст. 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, родители детей имеют преимущественное право на их обучение и воспитание перед всеми другими лицами [47]. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а потому в числе прочих задач они должны решать задачу развития самостоятельности своих детей. А.В. Минина, впрочем, своими исследованиями доказала слабую сформированность, недостаточность педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей. Среди причин таковой она называет отсутствие в образовательных учреждениях системной работы по повышению компетентности родителей, редкое использование в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по повышению компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста [28; 29].
Противоречие между необходимостью развития самостоятельности детей 4-5 лет и недостаточной сформированностью педагогической компетентности родителей в ее воспитании позволит снять организация работы с родителями по развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Итак, цель исследования: теоретически обосновать и реализовать педагогические условия организации работы с родителями по развитию самостоятельности детей среднего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самостоятельность в психолого-педагогической науке
рассматривается, с одной стороны, как характеристика деятельности человека, с другой - как черта личности. В структуре самостоятельности выделяются особенные качества и свойства личности, составляющие ее сущность: способность к самоутверждению, самоконтроль, умение
регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять свое мнение вопреки внешнему давлению и пр.
Самостоятельность считается ценной характеристикой личности, а потому воспитывается родителями и педагогами. Особое значение для решения данной задачи имеет дошкольное детство, а важным условием - работа с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.
В результате теоретического анализа проблемы было высказано предположение о том, что развитию самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством работы с родителями будут способствовать следующие педагогические условия.
1. Обеспечение преемственности дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах развития самостоятельности детей, выражающейся в единстве педагогических требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей.
2. Педагогическая поддержка родителями детской самостоятельности.
Гипотеза была проверена в три этапа.
На констатирующем этапе была диагностирована самостоятельность средних дошкольников, сделаны выводы о преобладании низких и средних уровней сформированности самостоятельности детей среднего дошкольного возраста. Наименее развитыми оказались способности к переносу опыта в новые условия и к решению проблемных задач.
На формирующем этапе с родителями экспериментальной группы была реализована педагогическая работа по трем направлениям.
1. Педагогическое просвещение родителей по вопросам развития
самостоятельности детей: психолого-педагогические консультации «Что такое самостоятельность?», «Как воспитывать в ребенке
самостоятельность?», круглый стол «Должен ли ребенок 4-5 лет быть самостоятельным?», Родительская конференция (с участием педагога и психолога ДОО) «Как проявляется самостоятельность ребенка 4-5 лет?», деловая игра «Не загубить в ребенке самостоятельность».
2. Обеспечение преемственности дошкольной организации и семьи в вопросах развития самостоятельности детей: совместное обсуждение и определений круга действий ребенка, которые будут поощряться для самостоятельного выполнения.
3. Педагогическая поддержка родителями детской самостоятельности: детско-родительский конкурс на лучшую поделку, в ходе работы над которой родители, используя полученные знания, поощряли самостоятельность детей.
После проведенной работы был произведен контрольный замер самостоятельности детей среднего дошкольного возраста, который позволил говорить об ее эффективности: дети экспериментальной группы стали чаще сами выбирать партнеров для совместных игр и общения, находить себе занятие, стали более уверенно начинать деятельность и вступать в общение; при столкновении с проблемной ситуацией более активно пытаться решить проблему, не отказываться от достижения цели по причине неудачи, более способны к самостоятельному решению проблем при использовании знаний и имеющегося опыта. В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Проведенную работу следует считать результативной, а гипотезу - доказанной.



1. Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и
ответственность // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 52-58.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 408 с.
3. Бутусова Т.Ю. Играем вместе: воспитание самостоятельности: учебно-методическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 148 с.
4. Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственноволевых качеств. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 150 с.
5. Васильева А.Ч. К вопросу о развитии самостоятельности в старшем дошкольном возрасте // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов. 2019. С. 91-95.
6. Галкина И.А., Сизова Е.А. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи // Молодежь в науке: Новые аргументы: сборник научных работ. 2015. С. 121-123.
7. Гогицаева О.У. Роль взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в развитии самостоятельности дошкольников // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 10. С. 17-30.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн: Харвест, М.: АСТ, 2007. 800 с.
9. Гребенников Л.Р. Свобода и дисциплина // Монтессори в России. Новый взгляд: сб. науч.-практ. ст. / под ред. К. Е. Сумнительного. М.: Московский Центр Монтессори. 1998. № 4. С. 161-164.
10. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. 1988. № 8. С. 65-69.
11. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 60-64.
12. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. М., 1990. 160 с.
13. Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности. М.: МГУ, 2014. 657 с.
14. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. М.: Просвещение, 2008. 253 с.
15. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 2013. 127 с...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ