Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Работа №155771

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

инвестиции

Объем работы68
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 8
1.1 Дефиниция термина «межпредметные связи» 8
1.2 Виды и функции межпредметных связей 10
1.3 Дефиниция термина «метапредметные умения» 14
1.4 Виды и функции метапредметных умений 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 30
2.1 Способ выделения межпредметных связей 31
2.2 Разработка содержания межпредметных уроков 33
2.3 Апробация разработанных межпредметных уроков в школьном
курсе иностранного языка 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57


Изучение иностранного языка в корне отличается от изучения других дисциплин, главным образом тем, что иностранный язык - это одновременно и цель, и средство обучения. Такое условие подразумевает высокую подготовленность обучающихся по другим дисциплинам школьной программы, так как на уроках иностранного языка затрагиваются темы, которые могут быть изучены только за его пределами и только на родном языке. География, музыка, история, природоведение (в начальных классах) - это неполный список предметов, смежных с иностранным языком и необходимых для успешного усвоения иностранного языка, а в особенности его лексики. Проблему подготовленности учеников по смежным дисциплинам может решить межпредметность, объединив несколько дисциплин в одну или внеся необходимые дополнения в данную дисциплину из других.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что сегодня педагогика ставит перед собой совершенно иную цель, чем несколько десятилетий назад: сегодня целью учителя являются не передача готовых знаний обучающимся, развитие умений и навыков, связанных с этими знаниями, а в большей степени обучение процессу познания, универсальному алгоритму действий, справедливому для любой дисциплины и обеспечивающему накопление знаний и развитие умений и навыков обучающихся. Другими словами, развитие метапредметных умений. Однако остается нерешенным вопрос, в какой именно форме следует проводить занятия по развитию метапредметных умений. В нашей работе рассматривается обучение метапредметным умениям не в форме отдельной дисциплины или элективного курса, а как часть межпредметного урока. В ходе работы мы опирались на исследования в данной области В.Н.
Максимовой, Г.Ф. Федорец, В.А. Далингера, Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, А.Г. Асмолова.
Новизна работы состоит в том, что, предлагая повысить качество обучения за счет интегративности, мы не подразумеваем внесения в существующую систему образования таких существенных изменений, как введение новых дисциплин и элективных курсов, увеличение количества часов для данной дисциплины или изменение существующих УМК, а предлагаем изменить подход учителя к подаче материала и к подготовке к уроку иностранного языка.
Проблемой нашего исследования является влияние межпредметных связей на развитие метапредметных умений.
Гипотеза исследования: межпредметные уроки способствуют
развитию метапредметных умений у обучающихся при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработка плана урока, соответствующего требованиям к межпредметному уроку по В.Н. Максимовой;
- использование различных средств наглядности;
- выделение и использование базовых компонентов методик, позволяющих реализовать идеи межпредметности и метапредметности.
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития метапредметных умений у обучающихся в рамках межпредметного урока иностранного языка в 5 классе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы выяснили, что теория межпредметности изучена на сегодняшний день недостаточно полно. Информация, имеющаяся по вопросу межпредметности, неоднозначна: нет стандартизированной дефиниции терминов «межпредметность» и «межпредметные связи», а полифункциональность межпредметных связей затруднила определение, какие именно функции несет межпредметность.
Теория метапредметности, как мы выяснили, тоже недостаточно изученная область педагогики. Сегодня понятия «метапредметные умения», «метапредметные результаты» и «универсальные учебные действия» уже фигурируют в Федеральном государственном образовательном стандарте, однако данные термины не имеют определенных дефиниций. На это указывают противоречия, встречающиеся в Федеральном государственном образовательном стандарте: в одном случае метапредметные результаты содержат в себе освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, в другом - универсальные учебные действия
подразделяются на метапредметные и личностные умения. Еще один аспект показался нам малоизученным: определение уровня развития
метапредметных умений у обучающихся. Наиболее популярный способ - метапредметные задания, однако теоретическая сторона данного вопроса не раскрыта: нет основных принципов разработки таких заданий.
И хотя межпредметность и метапредметность уже нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, современный учитель не имеет на сегодняшний день достаточного количества инструментов, с помощью которых он мог бы реализовывать межпредметные связи и развивать метапредметные умения.
В ходе работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа: серия межпредметных уроков и два комплекса контрольных метапредметных заданий. Опытно-экспериментальная работа проводился в группе обучающихся 5 «А» класса гимназии №6 г. Красноярска. Контрольной группой был 5 «Б» класс. Результаты опытно¬
экспериментальной работы показали, что проведенная серия межпредметных уроков положительно отразилась на логических и коммуникативных умениях обучающихся 5 «А» класса.
После проведенного исследования мы пришли к выводу, что межпредметные связи на уроке иностранного языка не только обогащают урок, делают его более интересным для обучающихся и познавательным, но и способствуют развитию метапредметных умений у обучающихся. Это происходит за счет нестандартности заданий межпредметного урока. У обучающихся нет готового шаблона выполнения предлагаемых им заданий, они вынуждены самостоятельно искать новые пути и способы решения. Это заставляет их обращаться не только к своему опыту учебной деятельности на уроке иностранного языка, но и задействовать опыт, полученный на уроках других дисциплин.
Межпредметные связи препятствуют разобщенности знаний, получаемых обучающимися. Они способствуют пониманию единства и непрерывности обучения, что в свою очередь способствует изменению отношения обучающихся к учебной деятельности: обучающиеся перестают разделять свои знания, умения и навыки по предметам, а стремятся к получению универсального опыта решения учебных задач, применимого к любой дисциплине. Другими словами, стремятся к развитию своих метапредметных умений.
Предложенный нами способ введения межпредметных связей в урок иностранного языка - без увеличения количества часов и с опорой на предусмотренный школьной программой УМК - не подразумевает 50
изменения школьной программы, а значит, он может быть реализован каждым учителем иностранного языка. Введение межпредметных связей поможет учителю в развитии метапредметных умений у обучающихся, что в свою очередь поможет ему соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Подводя итоги, можно сказать, что цель нашей работы - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития метапредметных умений у обучающихся в рамках межпредметного урока иностранного языка - была достигнута путем решения следующих задач:
- нами были проанализированы понятия межпредметных связей и метапредметных умений, их виды и функции;
- была разработана серия межпредметных уроков по немецкому языку;
- нами был разработан комплекс метапредметных заданий с целью замерить уровень владения обучающимися метапредметными умениями;
- была проведена серия межпредметных уроков по немецкому языку, а результаты проведения комплекса метапредметных заданий были зафиксированы до начала серии экспериментальных уроков и после их окончания;
- нами были проанализированы полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные и уровень влияния межпредметных связей на развитие метапредметных умений у обучающихся.
Выдвинутая нами гипотеза, что межпредметные уроки способствуют развитию метапредметных умений у обучающихся, частично нашла свое подтверждение в ходе нашего исследования. Однако масштабы нашей опытно-экспериментальной работы не позволяют нам с полной уверенностью утверждать верность данной гипотезы. Для получения более достоверных доказательств предложенную нами опытно-экспериментальную работу следует проводить с большим количеством обучающихся и рассчитывать серию межпредметных уроков на более долгий срок.
Материалы нашего исследования могут быть использованы при планировании уроков иностранного языка как преподавателями, так и студентами педагогических вузов, а разработанная нами серия межпредметных уроков может быть использована на уроках немецкого языка в 5 классе. Разработанный нами комплекс метапредметных заданий также может быть использован для определения уровня развития метапредметных умений у обучающихся 5 класса.



1. Антонов А.А., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии // Известия ПГПУ. 2011. № 25. С. 700-705.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Атмаева Е.В., Вершинина Е.В. Метапредметный подход к обучению в практике работы гимназии // Пермский педагогический журнал. 2012. №3. С. 6-11.
4. Ахметова М. Н. Интерпретация текста как метапредметная технология // Гуманитарный вектор. 2011. № 4. С. 21-24.
5. Баротов М.У. Роль межпредметных связей в обучении профессии /М. У. Баротов // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 4. С. 53-55.
6. Бессмельцева Е.С. Межпредметная интеграция в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку /Е.С. Бессмельцева //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 27. С. 106-109.
7. Босова Л.Л. Метапредметная направленность - одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ // Вестник ЯГУ. 2009. № 4. С. 48-53.
8. Брыксина О., Телегина И. ИКТ-техники для формирования метапредметных результатов // Директор школы. 2011. № 10. С. 57-62.
9. Васьковская Г.А. Метапредметные связи как условие формирования у старшеклассников системы знаний о человеке // Вектор науки ТГУ. 2012. №4. С. 38-41.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь: избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. - М., 1956.
11. Гатилова З.Н., Ревякина В. И. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №6. С. 23-26.
12. Горев П.М. Утёмов В.В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. 2014. № 4. С. 1-8.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. - М., 1996. 544 с.
14. Далингер В.А. Межпредметные связи математики и физики / В.А. Далингер. - Омск: Изд-во ОГПИ, 1991. - 95 с.
15. Даммер М.Д. Метапредметное содержание учебного предмета // Вестник ЮУрГУ. 2013. №11. С. 46-52...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ