Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 8
1.2. Диалогическая речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня: сущность, структура и уровни сформированности 14
1.3. Логопедическая мастерская в формировании связной диалогической речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 20
Выводы по главе 1 27
Глава II. Апробация логопедической мастерской, нацеленной на формирование связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 29
2.2. Предпроектное исследование уровня сформированности связной диалогической речи
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.3 Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа исследования
50
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа проектного
исследования. Оценка результативности логопедической мастерской 59
5. Методические рекомендации педагогам и родителям по формированию связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня 70
Выводы по главе 2 73
Заключение 75
Список используемых источников 80
Приложения 88
Приложение А 88
Приложение Б 102
Приложение В 103
Приложение Г 104
Приложение Д 106
Приложение Е 111
Приложение Ж 112
Приложение З 113
Приложение И 114
Актуальность исследования обусловлена наиболее часто встречающимся речевым нарушением в дошкольном возрасте - общим недоразвитием речи. Дети дошкольного возраста не имеют возможности по разнообразным причинам этиологического, психолого-педагогического характера в нормативные сроки овладеть звуковой составляющей языка, однако при этом имеют сохранный слух и когнитивную сферу. Согласно статистическим данным дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи составляют одну из многочисленных групп - 4. Как показывают источники многочисленную группу составляют дошкольники, испытывающие трудности в развитии связной диалогической речи [29, с. 27].
Трудности овладения навыками связной диалогической речи у рассматриваемого контингента старших дошкольников обусловлены, прежде всего, недоразвитием основных компонентов языковой системы и как следствие наличием отклонений вторичного характера в виде функционирования высших психических процессов, таких как внимание, мышление, память, восприятие и другие [11, с. 56-58].
Нарушения диалогической речи в дошкольном возрасте существенно влияют на последующее обучение детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) в школе, так как у них недостаточный словарный запас, трудности грамматического оформления предложений и как следствие сложности построения диалогической речи, связного высказывания, логической передачи информации устной, а затем и письменной речи. В связи с вышесказанным изучаемая проблема остается одной из актуальных на сегодняшний день.
Согласно нормативно-правовой документации, а именно Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 января 2012 г. № 273
- ФЗ ст. 64 касательно образовательных программ дошкольного образования нацелена на всестороннее развитие дошкольников при этом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на основе индивидуализации образованиях [71] .
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, наполнение программ должно быть нацелено на обеспечение полноценного развития личности, мотивацию дошкольников в разных видах их деятельности, в том числе речевую деятельность. Речевое развитие, как структурная единица подразумевает владение диалогической речью, как средством общения, направлено на обогащение словаря детей, развитие монологической и диалогической речи, состояние которой оценивается в рамках диагностического обследования ребенка дошкольного возраста [70, с. 139].
По нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденному
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, длительность непрерывного занятия с детьми старшего дошкольного возраста должно составлять не более 25 минут в первую половину дня [58].
Многие ученые считают, что дети с общим недоразвитием речи (далее
- ОНР) III уровня существенно отстают по уровню сформированности
диалогической речи от нормально развивающихся дошкольников, не имеющих нарушений речи, у них могут наблюдаться сложности планирования высказываний развернутого характера, а также их языкового оформления [6; 7; 9; 14; 22; и др].
Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) характеризуются такими особенностями как узкий лексический запас, трудности понимания и использования в речи грамматических категорий, предложно-падежных конструкций, нарушения звукопроизношения и другое, что отличает этих детей от детей с нормативным речевым развитием.
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между необходимостью формирования связной диалогичной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и недостаточной разработанностью логопедических средств по формированию умений, входящих в структуру диалогической речи. Выявленное противоречие актуализировало проблему проектного исследования, заключающуюся в поиске логопедических средств по формированию умений, входящих в структуру диалогичной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель проектной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать в образовательном процессе дошкольной образовательной организации комплекс логопедических игровых упражнений по формированию связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях реализации проекта «Логопедическая мастерская»...
В процессе предпроектного исследования уровня сформированности связной диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях дошкольной образовательной организации была проведена логопедическая работа. В экспериментальную группу вошли 10 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации поставленной цели предпроектного исследования за основу были взяты методики, предложенные В.П. Глуховым, О.В.Дыбиной,
В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко, Р.И Лалаевой, Ж.В. Поздняковой, А.В Чулковой,Т.А. Фотековой адаптированные к группам дошкольников с ОНР III уровня. Мы разделили задания по разделам, содержание которых включало задания: раздел 1. исследование умения отвечать на поставленные вопросы; раздел 2. исследование умения составлять и задавать вопросы собеседнику; раздел 3. исследование умения вести диалог. Основными критериями в процессе оценивания являлись: правильность,
содержательность, самостоятельность, логическая последовательность изложения, лексико-грамматическое оформление высказывания, полнота изложения смысла, соответствие смысла предложенной наглядности.
Анализируя результаты выполнения первого раздела заданий, определили, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня при выявлении уровня сформированности умения отвечать на поставленные вопросы, 10% находятся на высоком уровне, 40% находятся на среднем уровне, 40% на уровне ниже среднего и 10% на низком уровне.
Анализ результатов выполнения второго раздела заданий определил, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня при выявлении уровня сформированности умения задавать вопросы: 10% находятся на высоком уровне, 30 % детей оказались на среднем уровне, 50 % дошкольников оказались на уровне ниже среднего, 10 % на низком уровне. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточно сформированном словарном запасе у старших дошкольников с ОНР III уровня. В их диалогической речи преобладали существительные и глаголы, построенные предложения носили простой и нераспространенный характер. В ответах могли отсутствовать значимые фрагменты рассказа, а также отмечались смысловые пропуски слов в предложениях.
Анализируя результаты выполнения третьего раздела заданий, определили, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня при выявлении уровня сформированности умения вести диалог, тяжело вступают в беседу, тяжело контактируют друг с другом, не проявляют инициативу в процессе общения особенно с незнакомым собеседником, и не проявляют стремление без помощи логопеда продолжить диалог. Полученные данные позволили определить, что 40% находятся на среднем уровне, 50% детей находятся на уровне ниже среднего, а 10 % дошкольников на низком уровне сформированности диалогической речи в беседе со сверстником, с использованием элементов диалога.
Полученные в процессе проведения предпроектного исследования данные позволили определить проблемные зоны в области сформированности связной диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и разработать проект по формированию связной диалогической речи дошкольников с ОНР III уровня «Логопедическая мастерская». Данный проект представлял собой комплекс игровых упражнений и игр с активным включением наглядных средств обучения. Реализация проекта включала следующие логопедические направления деятельности: формирование связной диалогической речи в форме умения отвечать на поставленные вопросы; формирование связной диалогической речи в форме умения составлять и задавать вопросы собеседнику; формирование связной диалогической речи в форме умения вести диалог.
В процессе реализации вышеуказанных направлений в логопедической работе по формированию связной диалогической речи старших
дошкольников с ОНР III уровня использовались разнообразные средства наглядности в виде карточек, картинок, игрового оборудования (мяч, куклы, сюжетные игрушки), что вызывало активный интерес со стороны детей. Дошкольники с интересом включались в игровую занимательную ситуацию, пользовались игровым оборудованием, использовали муляжи фруктов, овощей, пользовались карточками с изображением разных предметов и т.д...
1. Аблитарова А.Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / П.Р. Аблитарова, Э. Ваниева // Журнал: опросы дошкольной педагогики. 2016. № 2. С. 8 - 9
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Академия, 2002.
- 270 с. URL: https://iknigi.net/avtor-alla-arushanova/73926-rech-i-rechevoe-
obschenie-detey-formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-3-7-let- metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-alla-arushanova.html (дата обращения: 15.11.2021)].
4. Башмаков М.И., Горяев М.А., Лебедева Л.И. Педагогические мастерские в продуктивном обучении (теоретический аспект) // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5.С. 208-211.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17823463 (дата обращения 10.09.2021).].
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 201 255 с.
6. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004. № 1. С. 34 - 40.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец // М.: В. Секачев 2007. 224 с., с. 72.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2010. 158 с.
10. Ворошина Л.В. Хрестоматия к курсу теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошина. - Пермь, 2001. 563 с.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. С. 244 - 268 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. Соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 2003. - Т.2. - 340 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский / Учебник для вузов. Специальная литература. - СПб: Лань, 2003. 656 с.
14. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. 232 с.
15. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. 2005. С. 13 - 24...78