Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
читательских предпочтений современных подростков 7
1.1. Культура чтения как важнейший фактор
формирования читательских предпочтений 7
1.2. Феномен подросткового чтения 12
1.3. Специфика читательских предпочтений подростков
на современном этапе 21
Глава 2. Исследование читательских предпочтений подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования читательских предпочтений
современных подростков на основе изучения формуляров библиотеки МБОУ «Гимназия№1» 29
2.3. Результаты исследования читательских предпочтений
современных подростков на основе изучения формуляров библиотеки МБОУ «СОШ №18» 36
2.4 Сравнительный анализ исследования формуляров библиотек учебных заведений 42
2.5. Рекомендации по повышению интереса подростков к чтению и уровня их
читательской культуры 48
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что чтение детей на всех этапах развития педагогической мысли выступало в качестве базовой категории, характеризующей сущность процесса и результата образования. Именно с «умения читать» практически во все исторические эпохи начиналась характеристика образованности.
Современная социальная ситуация в России может быть охарактеризована как системный кризис читательской культуры. Как обозначено в Национальной программе поддержки и развития чтения, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением [30].
Читательские предпочтения подростка складываются под влиянием множества факторов, в том числе, они формируются и в образовательном процессе школы, где ребенок в возрасте от 11 до 16 лет проводит от 20 до 40 часов в неделю. Таким образом, несмотря на то, что школа не является единственным и определяющим фактором развития культуры чтения, ее роль в этом плане , без сомнения , достаточно велика . Исключительное положение школы в обществе дает ей возможность эффективного влияния на эту сферу развития личности ребенка. Однако отзывы педагогов и родителей свидетельствуют о том, что круг свободного чтения подростков достаточно узок, в нем существенно преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности подрастающего поколения. Сегодня серьезно уменьшается доля чтения в досуговой деятельности подростков, что является тревожной тенденцией для страны, в которой чтение всегда возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
Актуальность исследования обусловлена также и необходимостью оперативного педагогического отклика на современную ситуацию, связанную с уровнем читательского развития подростков, тем более, что сохраняется отрицательная динамика в показателях подростков по оценке навыков чтения. Данная проблема является одной из составляющих «системного кризиса читательской культуры». По мнению специалистов (психологов, педагогов, социологов), возрастающий дефицит знаний, нравственных ценностей, конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению. Есть опасения, что в настоящий момент страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Таким образом, прослеживается тенденция потери навыков чтения среди подростков и значительного изменения их читательских интересов, что и обусловливает необходимость проведения сравнительного исследования читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что читательские предпочтения подростков могут различаться в зависимости от педагогических условий их обучения. Так, представляется, что в учебных заведениях с повышенным уровнем образовательных требований (гимназия) читательские предпочтения подростков должны быть обширнее, чем в обычной школе. Кроме того, предполагается, что учащиеся гимназии ввиду специфики содержания образовательных программ читают больше, чем подростки, посещающие обычную школу.
Объект исследования: читательская культура современных подростков в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Предмет исследования: читательские предпочтения современных подростков, обучающихся в статусно различных образовательных организациях.
Цель исследования: изучение читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в системе различных педагогических условий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть культуру чтения как важнейший фактор формирования читательских предпочтений;
2) охарактеризовать специфику подросткового чтения и читательских предпочтений на современном этапе;
3) провести эмпирическое исследование читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в системе разных педагогических условий;
4) разработать рекомендации по повышению интереса подростков к чтению, повышению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
2) эмпирический (изучение формуляров библиотеки);
3) культурно-исторический;
4) метод количественной и качественной обработки данных;
5) сравнительно-сопоставительный.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: С.В. Акимовой «Читательские приоритеты современных подростков: взгляд библиотекаря», Г.К. Амановой «О культуре чтения в современном информационном обществе», Т.Г. Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования» [14], М.И. Гриневой «Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе» [16], Н.Е. Добрыниной «По ступеням культуры чтения» [20], М.С. Кагана «Чтение как феномен культуры» [22], Н.Н. Сметанниковой «Инновации в чтении и практике чтения» [35], В.П. Чудиновой «Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии» [45].
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе проведенного исследования результаты позволят оценить специфику читательских предпочтений подростков, что впоследствии сделает возможным их коррекцию.
Научная новизна работы и ее теоретическая ценность состоит в том, что в её рамках осуществлено комплексное исследование читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях, а также разработаны рекомендации по повышению интереса подростков к чтению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Структура исследования включает «Введение», основную часть, состоящую из двух глав, «Заключение», «Список использованной литературы» и приложения.
В процессе проведения данного исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, читательские предпочтения могут формироваться посредством воздействия многих факторов, однако наиболее весомым из них является культура чтения.
Составляющими культуры чтения являются: а) рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя; б) глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного; в) поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также - с целью чтения; г) выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.); д) читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сотворчества с другими людьми в обществе с учетом законов природы и общества.
Культура чтения подростка выступает как сложное интегративное свойство личности, являющееся, по сути, культурой познания, частью общей культуры личности, необходимой для успешного развития подростка и полноценного существования его в обществе. Культура чтения является единством читательского опыта, ценностного отношения к чтению (ценностного отношения к выбору читаемого), читательской компетентности (способности к самостоятельной переработке текста: скорость, глубина понимания, способность порождать ответный текст).
Во-вторых, сегодня в культуре чтения подростков происходят очень серьезные перемены. В среднем преобладающая часть подростков читает на досуге. При этом пятая часть опрошенных на чтение тратит до 30 минут в день. Треть подростков читает от получаса до часа. Около 42% читают более одного часа в день. Подростковое чтение на современном этапе развития общества представляет собой противоречивое явление, в котором пересеклись две противоположные тенденции. Первая из них заключается в увеличении интереса к чтению некоторой части подростков, имеющих интерес к получению знаний, широкий доступ к книгам, статьям и другой информации, достаточное количество свободного времени для этого. Вторая тенденция состоит в том, что другая часть подростков по причине существенного снижения интереса к получению знаний, отсутствия доступа к необходимой информации либо недостаточности времени для чтения, читает всё меньше и меньше. К сожалению, вторая тенденция в современной России преобладает. И здесь очень важно, чтобы школа всячески поддерживала первую тенденцию, способствуя развитию у подростков читательского интереса и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
В-третьих, в настоящее время происходят перемены в чтении подростков. Школьники максимально сокращают время на чтение. В целом репертуар чтения подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем - обязательная школьная классика, сказки - у младших, фэнтези у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные книги занимают вдвое меньше (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.
В-четвертых, проведенное исследование читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в двух разных учебных заведениях показало, что:
1) исследование читательских предпочтений по критерию отношения читаемых произведений к школьной программе указало, что в МБОУ «Гимназия № 1» и в МБОУ «СОШ №18» большинство произведений, читаемых подростками, имеют отношение к школьной программе;
2) проведенный сравнительный анализ показателей, касающихся подросткового чтения, позволил выявить как отличия, так и схожие тенденции. Отличия заключаются в том, что: а) подростки, обучающиеся в МБОУ «Гимназия № 1» читают больше, чем их сверстники из МБОУ «СОШ № 18»; б) если среди читательских предпочтений в МБОУ «Гимназия №1» преобладает классическая литература, а среди жанров произведений, не имеющих отношения к школьной программе, на первом месте находится фэнтези и фантастика, то в МБОУ «СОШ № 18» на первом месте находится учебная литература, на втором - классика, а среди жанров произведений, не имеющих отношения к школьной программе, на первом месте находятся книги о любви. Эти показатели говорят о том, что в гимназии подростки в библиотеку ходят не только за учебниками, но и за литературой «для души». А это еще раз подтверждает мысль о том, что в некоторых классах, с гуманитарным профилем, литературе отводится большое значение. г) если в круге чтения подростков из МБОУ «Гимназия № 1» преобладает развлекательная литература, немного уступает ей учебная и заметно отстает познавательная, то в МБОУ «СОШ № 18» преобладает учебная литература, на втором месте находится развлекательная и существенно отстает познавательная. Обращает на себя внимание значительный разрыв между количеством и долей читаемых познавательных произведений, которые в МБОУ «Гимназия № 1» значительно выше, чем в МБОУ «СОШ № 18». Это снова говорит об интересах школьников и, в целом, о потребности в этих видах литературы. При этом существуют и схожие тенденции: а) читатели подросткового возраста из обоих учебных заведений предпочитают книжный формат произведений, а периодика пользуется значительно меньшей популярностью; б) в круге подросткового чтения в обоих учебных заведениях с большим перевесом преобладает отечественная литература; в) девочки-подростки в обоих учебных заведениях читают больше, чем мальчики.
В-пятых, в рамках проведенного исследования разработаны рекомендации по повышению интереса подростков к чтению, повышению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила свое подтверждение.
Основные результаты исследования были представлены на 20 Международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания».
1. Акимова, С.В. Читательские приоритеты современных подростков: взгляд
библиотекаря [Текст] / С.В. Акимова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 224 - 226.
2. Аманова, Г.К. О культуре чтения в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.psu.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=2163&Itemi
d=228&lang=rus (28.03.2018)
3. Аскарова, В.Я. Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений / В.Я. Аскарова, Н.К. Сафонова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=270 (28.03.2018)
4. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга [Текст] / Л.И. Беленькая. - М.: ВЦХТ, 2005. - 144 с.
5. Белов, В.А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества [Текст] / В. А. Белов, В. В. Громова // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 31 - 37.
6. Белоколенко, М.В. Чтение национальный приоритет [Текст] / М.В. Белоколенко // Библиотеки Москвы юношеству. - 2001. - Вып. 39. - С. 5 -30.
7. Богданова, Н.А. Становление и развитие дидактических подходов к формированию познавательного интереса средствами учебной книги [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Н.А. Богданова. - Ростов-н/Д, 2014. - 171 с.
8. Бондаревский, В.Б. Познавательный интерес личности [Текст]/ В. Б. Бондаревский // Народное образование. - 1996. - № 1. - С. 26 - 28.
9. Брякова, И.Е. Проблема формирования «человека читающего» [Текст] / И.Е. Брякова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 234 - 236.
10. Вальдгард, С.Л. Очерки психологии чтения [Текст]/ С.Л. Вальдгард. - СПб.: Издательство РНБ, 2010. - 135 с.
11. Воронцов, А.В. Чтение как социальная проблема [Текст] / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 11. - С. 24 - 33.
12. Галактионова, Т.Г. Литературный проект «Хорошее время читать» [Текст] / Т.Г. Галактионова // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности / Ред.-сост. Т. Г. Браже, С. М. Бородин. - СПб., 2005. - С. 15 - 18.
13. Галактионова, Т.Г. Технологический инструментарий социально-педагогического взаимодействия в приобщении к чтению современных школьников / Т.Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 21 - 27.
14. Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования [Текст] / Т.Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - С. 177 - 190.
15. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 284 с.
16. Гринева, М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / М.И. Гринева. - СПб., 2015. - 291 с.
17. Гринева, М.И. Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков [Текст] / М.И. Гринева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - №9(29). - С. 16 - 32.
18. Гринюк, О.И. Парадоксы понимания термина «культура чтения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26465 (12.04.2018)
19. Груздева, И.В. Развитие читательского творчества в процессе руководства
чтением [Текст] / И.В. Груздева, С.В. Сурдуковская // Третий
Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.- сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 398 - 401.
20. Добрынина, Н.Е. По ступеням культуры чтения [Текст]/ Н.Е. Добрынина // Библиотековедение. - 2000. - №3. - С. 53 - 57.
21.Зубанова, Л.Б. Практики чтения в процессе социализации подростков [Текст] / Л.Б. Зубанова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 180 - 182.
22. Каган, М.С. Чтение как феномен культуры [Текст]/ М.С. Каган // Философия и культура: сборник к 60-летию В.А. Конева. - Самара: Самарский университет, 1997. - С. 126 - 143.
23. Кашкаров, А.П. Чтение в средней школе. Как вырастить читающего человека [Текст] / А.П. Кашкаров. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. - 112 с.
24. Культуру чтения - школьникам [Текст]: Методические материалы / Сост. Е.В. Горелова. - Нижневартовск: Учебно-методический центр, 2005. - 147 с.
25. Литранович, Ж.Т. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий [Текст]/ Ж.Т. Литранович, В.Д. Землянова// Педагогический альманах. - 2002. - № 1. - С. 96 - 108.
26. Маркова, Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому [Текст]/ Ю.П. Маркова, М.Д. Смородинская. - М.: Книга», 1984. - 65 с.
27. Мелентьева, Ю.П. Информационная грамотность, информационная культура и культура чтения: сопоставление терминов и понятий
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://libconfs.narod.ru/2005/s1/s1_p19.htm (12.04.2018)
28. Мелентьева, Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире [Текст] / Ю.П. Мелентьева. - М.: Наука, 2007. - 355 с.
29. Мелентьева, Ю.П. Эволюция понимания сущности чтения [Текст] / Ю.П. Мелентьева // Проблемы современного образования. - 2012. - № 1. - С. 68 - 72.
30. Национальная программа поддержки и развития чтения // Электронный источник. Режим доступа: http://www.library.ru/ (28.03.2018)
31. Плотников, С.Н. Читательская культура России (социологический очерк) [Текст] / С.Н. Плотников // Homo Legens (Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)). - 1999. - С. 17 - 63.
32. Русская литература XXI века в критике [Текст]: Хрестоматия / Сост. Н.В. Беляева. - Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г. - 277 с.
33. Селютина, Е.А. Накануне взрослой жизни: современная литература для подростков в свете проблем новейшей литературы [Текст] / Е.А. Селютина // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.- сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 182 - 186.
34. Серебряная, М.А. Взаимопроникновение художественного и научного взгляда на мир как вероятный фактор влияния на чтение креативной молодежи [Текст] / М.А. Серебряная // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 187 - 190.
35. Сметанникова, Н.Н. Инновации в чтении и практике чтения [Текст] / Н.Н. Сметанникова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - С. 16 - 21.
36. Сметанникова, Н.Н. Роль чтения в современном обществе: через чтение в мировое образовательное пространство [Текст]/ Н.Н. Сметанникова. - М.: Наука, 2001. - 180 с.
37. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире
(окончание) [Текст] / Н.Н. Сметанникова // Вестник Челябинской
государственной академии культуры и искусств. - 2010. - № 4 (24). - С. 12 - 15.
38. Смородинская, М.Д. О культуре чтения: Что нужно знать каждому [Текст] / М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М., Книга, 1984. - 88 с.
39. Стасюк, Л.В. Особенности чтения подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26653 (26.04.2018)
40. Степанова, Л. Детское чтение - возможность диалога с ребенком в современном пространстве [Текст] / Л. Степанова // Библиотечное дело. - 2003. - № 11. - С. 10 - 13.
41. Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.) [Текст]: материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 484 с.
42. Успешное чтение: теория и практика [Текст]: Методическое пособие для педагогов [Текст]: СПб.: ЛЕМА, 2009. - 168 с.
43. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст]/ Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 16 с.
44. Чудинова, В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии [Текст] / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. - М., 2004. - 70 с.
45. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» [Текст] // Чудинова, В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. - М., 2004. - С. 11 - 18.