Изучение читательских предпочтений современных подростков (на основе анализа содержания формуляров библиотеки МБОУ «Гимназия № 1»и МБОУ «СОШ № 18»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
читательских предпочтений современных подростков 7
1.1. Культура чтения как важнейший фактор
формирования читательских предпочтений 7
1.2. Феномен подросткового чтения 12
1.3. Специфика читательских предпочтений подростков
на современном этапе 21
Глава 2. Исследование читательских предпочтений подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования читательских предпочтений
современных подростков на основе изучения формуляров библиотеки МБОУ «Гимназия№1» 29
2.3. Результаты исследования читательских предпочтений
современных подростков на основе изучения формуляров библиотеки МБОУ «СОШ №18» 36
2.4 Сравнительный анализ исследования формуляров библиотек учебных заведений 42
2.5. Рекомендации по повышению интереса подростков к чтению и уровня их
читательской культуры 48
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
читательских предпочтений современных подростков 7
1.1. Культура чтения как важнейший фактор
формирования читательских предпочтений 7
1.2. Феномен подросткового чтения 12
1.3. Специфика читательских предпочтений подростков
на современном этапе 21
Глава 2. Исследование читательских предпочтений подростков 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования читательских предпочтений
современных подростков на основе изучения формуляров библиотеки МБОУ «Гимназия№1» 29
2.3. Результаты исследования читательских предпочтений
современных подростков на основе изучения формуляров библиотеки МБОУ «СОШ №18» 36
2.4 Сравнительный анализ исследования формуляров библиотек учебных заведений 42
2.5. Рекомендации по повышению интереса подростков к чтению и уровня их
читательской культуры 48
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что чтение детей на всех этапах развития педагогической мысли выступало в качестве базовой категории, характеризующей сущность процесса и результата образования. Именно с «умения читать» практически во все исторические эпохи начиналась характеристика образованности.
Современная социальная ситуация в России может быть охарактеризована как системный кризис читательской культуры. Как обозначено в Национальной программе поддержки и развития чтения, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением [30].
Читательские предпочтения подростка складываются под влиянием множества факторов, в том числе, они формируются и в образовательном процессе школы, где ребенок в возрасте от 11 до 16 лет проводит от 20 до 40 часов в неделю. Таким образом, несмотря на то, что школа не является единственным и определяющим фактором развития культуры чтения, ее роль в этом плане , без сомнения , достаточно велика . Исключительное положение школы в обществе дает ей возможность эффективного влияния на эту сферу развития личности ребенка. Однако отзывы педагогов и родителей свидетельствуют о том, что круг свободного чтения подростков достаточно узок, в нем существенно преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности подрастающего поколения. Сегодня серьезно уменьшается доля чтения в досуговой деятельности подростков, что является тревожной тенденцией для страны, в которой чтение всегда возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
Актуальность исследования обусловлена также и необходимостью оперативного педагогического отклика на современную ситуацию, связанную с уровнем читательского развития подростков, тем более, что сохраняется отрицательная динамика в показателях подростков по оценке навыков чтения. Данная проблема является одной из составляющих «системного кризиса читательской культуры». По мнению специалистов (психологов, педагогов, социологов), возрастающий дефицит знаний, нравственных ценностей, конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению. Есть опасения, что в настоящий момент страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Таким образом, прослеживается тенденция потери навыков чтения среди подростков и значительного изменения их читательских интересов, что и обусловливает необходимость проведения сравнительного исследования читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что читательские предпочтения подростков могут различаться в зависимости от педагогических условий их обучения. Так, представляется, что в учебных заведениях с повышенным уровнем образовательных требований (гимназия) читательские предпочтения подростков должны быть обширнее, чем в обычной школе. Кроме того, предполагается, что учащиеся гимназии ввиду специфики содержания образовательных программ читают больше, чем подростки, посещающие обычную школу.
Объект исследования: читательская культура современных подростков в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Предмет исследования: читательские предпочтения современных подростков, обучающихся в статусно различных образовательных организациях.
Цель исследования: изучение читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в системе различных педагогических условий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть культуру чтения как важнейший фактор формирования читательских предпочтений;
2) охарактеризовать специфику подросткового чтения и читательских предпочтений на современном этапе;
3) провести эмпирическое исследование читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в системе разных педагогических условий;
4) разработать рекомендации по повышению интереса подростков к чтению, повышению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
2) эмпирический (изучение формуляров библиотеки);
3) культурно-исторический;
4) метод количественной и качественной обработки данных;
5) сравнительно-сопоставительный.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: С.В. Акимовой «Читательские приоритеты современных подростков: взгляд библиотекаря», Г.К. Амановой «О культуре чтения в современном информационном обществе», Т.Г. Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования» [14], М.И. Гриневой «Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе» [16], Н.Е. Добрыниной «По ступеням культуры чтения» [20], М.С. Кагана «Чтение как феномен культуры» [22], Н.Н. Сметанниковой «Инновации в чтении и практике чтения» [35], В.П. Чудиновой «Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии» [45].
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе проведенного исследования результаты позволят оценить специфику читательских предпочтений подростков, что впоследствии сделает возможным их коррекцию.
Научная новизна работы и ее теоретическая ценность состоит в том, что в её рамках осуществлено комплексное исследование читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях, а также разработаны рекомендации по повышению интереса подростков к чтению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Структура исследования включает «Введение», основную часть, состоящую из двух глав, «Заключение», «Список использованной литературы» и приложения.
Современная социальная ситуация в России может быть охарактеризована как системный кризис читательской культуры. Как обозначено в Национальной программе поддержки и развития чтения, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением [30].
Читательские предпочтения подростка складываются под влиянием множества факторов, в том числе, они формируются и в образовательном процессе школы, где ребенок в возрасте от 11 до 16 лет проводит от 20 до 40 часов в неделю. Таким образом, несмотря на то, что школа не является единственным и определяющим фактором развития культуры чтения, ее роль в этом плане , без сомнения , достаточно велика . Исключительное положение школы в обществе дает ей возможность эффективного влияния на эту сферу развития личности ребенка. Однако отзывы педагогов и родителей свидетельствуют о том, что круг свободного чтения подростков достаточно узок, в нем существенно преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности подрастающего поколения. Сегодня серьезно уменьшается доля чтения в досуговой деятельности подростков, что является тревожной тенденцией для страны, в которой чтение всегда возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
Актуальность исследования обусловлена также и необходимостью оперативного педагогического отклика на современную ситуацию, связанную с уровнем читательского развития подростков, тем более, что сохраняется отрицательная динамика в показателях подростков по оценке навыков чтения. Данная проблема является одной из составляющих «системного кризиса читательской культуры». По мнению специалистов (психологов, педагогов, социологов), возрастающий дефицит знаний, нравственных ценностей, конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению. Есть опасения, что в настоящий момент страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Таким образом, прослеживается тенденция потери навыков чтения среди подростков и значительного изменения их читательских интересов, что и обусловливает необходимость проведения сравнительного исследования читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что читательские предпочтения подростков могут различаться в зависимости от педагогических условий их обучения. Так, представляется, что в учебных заведениях с повышенным уровнем образовательных требований (гимназия) читательские предпочтения подростков должны быть обширнее, чем в обычной школе. Кроме того, предполагается, что учащиеся гимназии ввиду специфики содержания образовательных программ читают больше, чем подростки, посещающие обычную школу.
Объект исследования: читательская культура современных подростков в сравнительно-сопоставительном аспекте.
Предмет исследования: читательские предпочтения современных подростков, обучающихся в статусно различных образовательных организациях.
Цель исследования: изучение читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в системе различных педагогических условий.
Задачи исследования:
1) рассмотреть культуру чтения как важнейший фактор формирования читательских предпочтений;
2) охарактеризовать специфику подросткового чтения и читательских предпочтений на современном этапе;
3) провести эмпирическое исследование читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в системе разных педагогических условий;
4) разработать рекомендации по повышению интереса подростков к чтению, повышению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Методы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);
2) эмпирический (изучение формуляров библиотеки);
3) культурно-исторический;
4) метод количественной и качественной обработки данных;
5) сравнительно-сопоставительный.
Теоретическая база исследования
В процессе проведения данного исследования в качестве основных источников были использованы работы следующих авторов: С.В. Акимовой «Читательские приоритеты современных подростков: взгляд библиотекаря», Г.К. Амановой «О культуре чтения в современном информационном обществе», Т.Г. Галактионовой «Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования» [14], М.И. Гриневой «Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе» [16], Н.Е. Добрыниной «По ступеням культуры чтения» [20], М.С. Кагана «Чтение как феномен культуры» [22], Н.Н. Сметанниковой «Инновации в чтении и практике чтения» [35], В.П. Чудиновой «Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии» [45].
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в процессе проведенного исследования результаты позволят оценить специфику читательских предпочтений подростков, что впоследствии сделает возможным их коррекцию.
Научная новизна работы и ее теоретическая ценность состоит в том, что в её рамках осуществлено комплексное исследование читательских интересов подростков, обучающихся в разных педагогических условиях, а также разработаны рекомендации по повышению интереса подростков к чтению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Структура исследования включает «Введение», основную часть, состоящую из двух глав, «Заключение», «Список использованной литературы» и приложения.
В процессе проведения данного исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, читательские предпочтения могут формироваться посредством воздействия многих факторов, однако наиболее весомым из них является культура чтения.
Составляющими культуры чтения являются: а) рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя; б) глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного; в) поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также - с целью чтения; г) выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.); д) читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сотворчества с другими людьми в обществе с учетом законов природы и общества.
Культура чтения подростка выступает как сложное интегративное свойство личности, являющееся, по сути, культурой познания, частью общей культуры личности, необходимой для успешного развития подростка и полноценного существования его в обществе. Культура чтения является единством читательского опыта, ценностного отношения к чтению (ценностного отношения к выбору читаемого), читательской компетентности (способности к самостоятельной переработке текста: скорость, глубина понимания, способность порождать ответный текст).
Во-вторых, сегодня в культуре чтения подростков происходят очень серьезные перемены. В среднем преобладающая часть подростков читает на досуге. При этом пятая часть опрошенных на чтение тратит до 30 минут в день. Треть подростков читает от получаса до часа. Около 42% читают более одного часа в день. Подростковое чтение на современном этапе развития общества представляет собой противоречивое явление, в котором пересеклись две противоположные тенденции. Первая из них заключается в увеличении интереса к чтению некоторой части подростков, имеющих интерес к получению знаний, широкий доступ к книгам, статьям и другой информации, достаточное количество свободного времени для этого. Вторая тенденция состоит в том, что другая часть подростков по причине существенного снижения интереса к получению знаний, отсутствия доступа к необходимой информации либо недостаточности времени для чтения, читает всё меньше и меньше. К сожалению, вторая тенденция в современной России преобладает. И здесь очень важно, чтобы школа всячески поддерживала первую тенденцию, способствуя развитию у подростков читательского интереса и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
В-третьих, в настоящее время происходят перемены в чтении подростков. Школьники максимально сокращают время на чтение. В целом репертуар чтения подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем - обязательная школьная классика, сказки - у младших, фэнтези у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные книги занимают вдвое меньше (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.
В-четвертых, проведенное исследование читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в двух разных учебных заведениях показало, что:
1) исследование читательских предпочтений по критерию отношения читаемых произведений к школьной программе указало, что в МБОУ «Гимназия № 1» и в МБОУ «СОШ №18» большинство произведений, читаемых подростками, имеют отношение к школьной программе;
2) проведенный сравнительный анализ показателей, касающихся подросткового чтения, позволил выявить как отличия, так и схожие тенденции. Отличия заключаются в том, что: а) подростки, обучающиеся в МБОУ «Гимназия № 1» читают больше, чем их сверстники из МБОУ «СОШ № 18»; б) если среди читательских предпочтений в МБОУ «Гимназия №1» преобладает классическая литература, а среди жанров произведений, не имеющих отношения к школьной программе, на первом месте находится фэнтези и фантастика, то в МБОУ «СОШ № 18» на первом месте находится учебная литература, на втором - классика, а среди жанров произведений, не имеющих отношения к школьной программе, на первом месте находятся книги о любви. Эти показатели говорят о том, что в гимназии подростки в библиотеку ходят не только за учебниками, но и за литературой «для души». А это еще раз подтверждает мысль о том, что в некоторых классах, с гуманитарным профилем, литературе отводится большое значение. г) если в круге чтения подростков из МБОУ «Гимназия № 1» преобладает развлекательная литература, немного уступает ей учебная и заметно отстает познавательная, то в МБОУ «СОШ № 18» преобладает учебная литература, на втором месте находится развлекательная и существенно отстает познавательная. Обращает на себя внимание значительный разрыв между количеством и долей читаемых познавательных произведений, которые в МБОУ «Гимназия № 1» значительно выше, чем в МБОУ «СОШ № 18». Это снова говорит об интересах школьников и, в целом, о потребности в этих видах литературы. При этом существуют и схожие тенденции: а) читатели подросткового возраста из обоих учебных заведений предпочитают книжный формат произведений, а периодика пользуется значительно меньшей популярностью; б) в круге подросткового чтения в обоих учебных заведениях с большим перевесом преобладает отечественная литература; в) девочки-подростки в обоих учебных заведениях читают больше, чем мальчики.
В-пятых, в рамках проведенного исследования разработаны рекомендации по повышению интереса подростков к чтению, повышению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила свое подтверждение.
Основные результаты исследования были представлены на 20 Международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания».
Во-первых, читательские предпочтения могут формироваться посредством воздействия многих факторов, однако наиболее весомым из них является культура чтения.
Составляющими культуры чтения являются: а) рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя; б) глубокое, точное, отчетливое и полное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного; в) поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных поисковых систем в Интернете и др.) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя, а также - с целью чтения; г) выбор способов (устного, письменного) и языковых средств сохранения прочитанного на родном или неродном языках (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат и т.д.); д) читательская культура реализуется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сотворчества с другими людьми в обществе с учетом законов природы и общества.
Культура чтения подростка выступает как сложное интегративное свойство личности, являющееся, по сути, культурой познания, частью общей культуры личности, необходимой для успешного развития подростка и полноценного существования его в обществе. Культура чтения является единством читательского опыта, ценностного отношения к чтению (ценностного отношения к выбору читаемого), читательской компетентности (способности к самостоятельной переработке текста: скорость, глубина понимания, способность порождать ответный текст).
Во-вторых, сегодня в культуре чтения подростков происходят очень серьезные перемены. В среднем преобладающая часть подростков читает на досуге. При этом пятая часть опрошенных на чтение тратит до 30 минут в день. Треть подростков читает от получаса до часа. Около 42% читают более одного часа в день. Подростковое чтение на современном этапе развития общества представляет собой противоречивое явление, в котором пересеклись две противоположные тенденции. Первая из них заключается в увеличении интереса к чтению некоторой части подростков, имеющих интерес к получению знаний, широкий доступ к книгам, статьям и другой информации, достаточное количество свободного времени для этого. Вторая тенденция состоит в том, что другая часть подростков по причине существенного снижения интереса к получению знаний, отсутствия доступа к необходимой информации либо недостаточности времени для чтения, читает всё меньше и меньше. К сожалению, вторая тенденция в современной России преобладает. И здесь очень важно, чтобы школа всячески поддерживала первую тенденцию, способствуя развитию у подростков читательского интереса и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
В-третьих, в настоящее время происходят перемены в чтении подростков. Школьники максимально сокращают время на чтение. В целом репертуар чтения подростков довольно разнообразен: на первом месте в нем - обязательная школьная классика, сказки - у младших, фэнтези у более старших, с интересом читаются приключения и «ужастики», детективы (особенно для детей и подростков), книги о природе и животных. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные книги занимают вдвое меньше (21%). Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов.
В-четвертых, проведенное исследование читательских предпочтений современных подростков, обучающихся в двух разных учебных заведениях показало, что:
1) исследование читательских предпочтений по критерию отношения читаемых произведений к школьной программе указало, что в МБОУ «Гимназия № 1» и в МБОУ «СОШ №18» большинство произведений, читаемых подростками, имеют отношение к школьной программе;
2) проведенный сравнительный анализ показателей, касающихся подросткового чтения, позволил выявить как отличия, так и схожие тенденции. Отличия заключаются в том, что: а) подростки, обучающиеся в МБОУ «Гимназия № 1» читают больше, чем их сверстники из МБОУ «СОШ № 18»; б) если среди читательских предпочтений в МБОУ «Гимназия №1» преобладает классическая литература, а среди жанров произведений, не имеющих отношения к школьной программе, на первом месте находится фэнтези и фантастика, то в МБОУ «СОШ № 18» на первом месте находится учебная литература, на втором - классика, а среди жанров произведений, не имеющих отношения к школьной программе, на первом месте находятся книги о любви. Эти показатели говорят о том, что в гимназии подростки в библиотеку ходят не только за учебниками, но и за литературой «для души». А это еще раз подтверждает мысль о том, что в некоторых классах, с гуманитарным профилем, литературе отводится большое значение. г) если в круге чтения подростков из МБОУ «Гимназия № 1» преобладает развлекательная литература, немного уступает ей учебная и заметно отстает познавательная, то в МБОУ «СОШ № 18» преобладает учебная литература, на втором месте находится развлекательная и существенно отстает познавательная. Обращает на себя внимание значительный разрыв между количеством и долей читаемых познавательных произведений, которые в МБОУ «Гимназия № 1» значительно выше, чем в МБОУ «СОШ № 18». Это снова говорит об интересах школьников и, в целом, о потребности в этих видах литературы. При этом существуют и схожие тенденции: а) читатели подросткового возраста из обоих учебных заведений предпочитают книжный формат произведений, а периодика пользуется значительно меньшей популярностью; б) в круге подросткового чтения в обоих учебных заведениях с большим перевесом преобладает отечественная литература; в) девочки-подростки в обоих учебных заведениях читают больше, чем мальчики.
В-пятых, в рамках проведенного исследования разработаны рекомендации по повышению интереса подростков к чтению, повышению их читательской культуры и формированию у них адекватных читательских предпочтений.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила свое подтверждение.
Основные результаты исследования были представлены на 20 Международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания».



