Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по преодолению смешанной дисграфии у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью

Работа №155768

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Логопедическая работа по преодолению смешанной дисграфии у обучающихся 3-4 классов с лёгкой умственной отсталостью» 8
1.1 Определение дисграфии и классификации дисграфии 8
1.2 Специфика проявлений на письме нарушений фонематических процессов
у обучающихся с легкой умственной отсталостью 16
1.3 Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений фонематической стороны речи 23
Выводы по главе I 31
Глава II. Описание проекта «Логопедическая работа по преодолению смешанной дисграфии у обучающихся 3-4 классов с лёгкой умственной
отсталостью» 33
2.1 Паспорт и план реализации проекта 33
2.2 Предпроектный и диагностический этапы 36
2.3 Описание продукта проекта (разработческий этап) 54
2.4 Этап апробации 64
2.5 Результативно-оценочный этап 70
Выводы по главе II 75
Заключение 78
Библиография 81


Актуальность. В настоящее время в общеобразовательные школы поступают дети, имеющие различные нарушения познавательной деятельности. Среди них большое количество обучающихся с легкой умственной отсталостью. Школьники данной нозологической группы испытывают затруднения в овладении навыком письма. Преодоление нарушений письма, наряду с затруднениями в овладении навыка чтения, не теряет своей актуальности. Это объясняется тем, что данные навыки являются базой для освоения образовательной программы всеми школьниками, в том числе обучающимися по Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В настоящее время существуют разные подходы к изучению нарушений письма, выделены классификации нарушений письма. Критерии для классификации дисграфии различные: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, недостаточная сформированность речевых механизмов письма.
Общеупотребительной принято считать классификацию нарушений письма, разработанную с позиции логопедического подхода (на основе нарушенных операций). В рамках данного подхода дисграфия рассматривается как речевое нарушение, то есть является нарушением функционирования речевой системы. К видам нарушений письма относятся артикуляторно-акустическая, аграмматическая, оптическая дисграфии, а также дисграфия, основанная на нарушениях языкового анализа, синтеза [11]. Авторы (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева и др.), занимающиеся изучением проблемы нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью, отмечают широкое распространение дисграфических ошибок, которые принято традиционно относить к ошибкам, связанным с нарушением навыка фонемного распознавания и ошибками языкового анализа и синтеза.
Однако существует ряд исследователей (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, А.Л. Сиротюк), которые говорят об обусловленности нарушений процесса письма недостаточной сформированностью нейропсихологических компонентов познавательной деятельности (нейропсихологический подход). С позиций данного подхода, письмо - это система, состоящая из многих компонентов. Деятельность этой системы опирается на работу разных отделов мозга. Каждый компонент имеет свою функциональную нагрузку. Недостаточная сформированность какого-либо компонента затрудняет формирование всей функции. Т.В. Ахутина говорит о следующих вариантах трудностей письма: по типу регуляторной дисграфии; дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры головного мозга; зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу [6].
Таким образом, выявлено отсутствие единства между подходами к преодолению дисграфии у обучающихся с легкой умственной отсталостью. С одной стороны, существующие системы работы по преодолению проявлений смешанной дисграфии у обучающихся направлены на развитие фонематических процессов, не в полной мере учитывают нейропсихологические механизмы нарушений. С другой стороны, в методиках работы, направленных на развитие неречевых механизмов, нечетко прослеживается последовательность коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи как базы для грамотного письма. Имеющиеся задания на основе нейропсихологического подхода не всегда доступны по степени сложности для обучающихся данной нозологической группы.
Проектная идея: выявлена недостаточность программного, методического и дидактического обеспечения логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии, проявляющейся в ошибках дифференциации фонем, языкового анализа и синтеза, у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью, учитывающего речевые и невербальные механизмы нарушений письма у школьников данной нозологической группы.
Объект проектной работы: письмо обучающихся 3-4 классов с лёгкой умственной отсталостью.
Предмет проектной работы: содержание логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии, проявляющейся в ошибках дифференциации фонем, языкового анализа и синтеза, у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью.
Цель проектной работы: разработать, апробировать и оценить результативность программного, методического и дидактического обеспечения, направленного на преодоление смешанной дисграфии, проявляющейся в ошибках дифференциации фонем, языкового анализа и синтеза, у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью.
Для достижения цели запланировано решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы выявить современное состояние проблемы нарушений письма у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
2. Изучить контингент обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью в образовательной организации, проанализировать организационно-педагогические условия, а также программное, дидактическое и методическое обеспечение, используемое учителями- логопедами для преодоления трудностей письма.
3. Определить специфику проявления фонематических нарушений, обуславливающих дисграфические ошибки у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью; уточнить невербальные механизмы дисграфических ошибок у школьников данной нозологической группы.
4. Разработать и апробировать программное, методическое и дидактическое обеспечение по преодолению смешанной дисграфии у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью с учетом нейропсихологического подхода: рабочую программу коррекционного курса «Логопедические занятия. Преодоление смешанной дисграфии и дислексии у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью»; рабочую тетрадь к данной программе; методические рекомендации к рабочей тетради.
5. Оценить результаты реализации проекта через определение динамики в преодолении смешанной дисграфии, которая проявляется в ошибках дифференциации фонем и языкового анализа и синтеза, у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью.
Методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме преодоления нарушений письма у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
2. Эмпирические: изучение медицинской и психологопедагогической документации на базе образовательной организации; опрос педагогов; наблюдение за обучающимися; изучение письменных работ обучающихся - участников проекта.
3. Интерпретационные методы исследования: количественный и качественный анализ результатов диагностического и контрольного этапов проекта.
Проектная работа включает в себя следующие этапы:
1. Предпроектный (февраль - июнь 2022): изучение организационно-педагогических условий, контингента детей - участников проекта на базе общеобразовательного учреждения; имеющегося программного, методического и дидактического обеспечения для преодоления дисграфии у обучающихся с легкой умственной отсталостью, используемого учителями-логопедами.
2. Диагностический (октябрь - ноябрь 2022): выявление особенностей проявления фонематических нарушений, которые обуславливают дисграфические ошибки у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью; уточнение неречевых механизмы дисграфических ошибок у школьников данной нозологической группы.
3. Разработческий (декабрь 2022 - январь 2023): проведение 22 логопедических занятий использованием разработанного программного и дидактического обеспечения на базе общеобразовательной школы Красноярского края.
4. Оценка результативности проекта (16 - 31 мая): оценка результатов реализации проекта через определение динамики в преодолении смешанной дисграфии у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью.
5. Обобщение и систематизация данных, полученных в процессе реализации проектной работы; формулирование выводов о проделанной работе в рамках проекта на тему «Логопедическая работа по преодолению смешанной дисграфии у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью» (сентябрь - ноябрь 2023).
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. Включает две схемы, две гистограммы, пять таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в общеобразовательные школы поступают дети, имеющие различные нарушения познавательной деятельности. Среди них большое количество обучающихся с легкой умственной отсталостью. Школьники данной нозологической группы испытывают затруднения в овладении навыком письма.
На основе анализа психолого-педагогической и логопедической литературы нами сделан вывод о том, что существуют разные подходы к пониманию механизмов нарушений письма. Общепринятым является подход, в рамках которого трудности в овладении письмом рассматриваются как речевое нарушение (логопедический подход). Л. С. Волкова, Р.И. Лалаева и др. отмечают широкое распространение дисграфических ошибок, которые принято традиционно относить к ошибкам, связанным с нарушением навыка дифференциации фонем и ошибками языкового анализа и синтеза. Однако существует ряд исследователей (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, А.Л. Сиротюк), которые указывают на обусловленность нарушений процесса письма несформированностью неречевых психических процессов (нейропсихологический подход).
На предпроектном этапе мы изучили контингент третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью, провели анализ организационно-педагогических условий и имеющегося программнометодического и дидактического обеспечения для преодоления дисграфии у обучающихся с легкой умственной отсталостью, используемого учителями- логопедами. Было выяснено, что в наличии у учителя-логопеда имеется комплекс методик и пособий, направленных на коррекцию дисграфии. Однако, эти пособия адресованы детям с нарушениями речи, не имеющим нарушения интеллекта, то есть работа по данным дидактическим материалам подразумевает постоянную адаптацию заданий к способностям и особенностям обучающихся данной нозологической группы. Также имеющиеся методики не учитывают нейропсихологические механизмы, лежащие в основе нарушений письма.
На диагностическом этапе для выявления особенностей проявления фонематических нарушений, обуславливающих дисграфические ошибки у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью, был проведен анализ письменных работ, выполненных как на уроках, так и при специально организованном обследовании. Для уточнения речевых механизмов нарушений письма школьники выполняли устноречевые пробы на дифференциацию фонем, языковой анализ и синтез. Было выявлено, что при близком уровне сформированности речевых предпосылок, степень выраженности нарушений письма разная. Данный вывод обусловил необходимость в уточнении неречевых механизмов дисграфических ошибок у школьников данной нозологической группы. Полученные результаты показали, что все обследуемые обучающиеся имеют смешанную дисграфию, проявляющуюся в ошибках фонемного распознавания и языкового анализа и синтеза. Выделены следующие механизмы нарушения письма: ведущая несформированность неречевых механизмов при относительной сформированности речевых предпосылок; недостаточная сформированность неречевых механизмов при относительной сформированности устноречевых предпосылок; грубая несформированность устноречевых предпосылок и неречевых механизмов познавательной деятельности. Следовательно, есть необходимость в организации логопедической работы, учитывающей выявленные механизмы нарушений.
На разработческом этапе составили программно-методическое и дидактическое обеспечение по преодолению смешанной дисграфии у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью с учетом нейропсихологического подхода: рабочую программу коррекционного курса «Логопедические занятия. Преодоление смешанной дисграфии и дислексии у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью»; рабочую тетрадь к данной программе; методические рекомендации к рабочей тетради.
На этапе апробации было проведено 22 логопедических занятия в подгрупповой и индивидуальной форме. В структуру занятий входили ритуалы приветствия, прощания, подвижные игры, наборы устных и письменных заданий в соответствии с тематическим планированием рабочей программы коррекционного курса, рефлексия.
На результативно-оценочном этапе школьники писали под диктовку текст, аналогичный тексту диагностического этапа. Полученные результаты показали снижение количества ошибок фонемного распознавания и языкового анализа в письменной работе школьников. Выявлена положительная динамика в развитии регулятивного, мотивационноэнергетического компонентов познавательной деятельности у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью.
Таким образом, цель и задачи проектной работы реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается применение разработанного нами программного, методического и дидактического обеспечения, направленного на преодоление фонематических нарушений при смешанной дисграфии у третьеклассников и четвероклассников с легкой умственной отсталостью, в течение календарного учебного года.



1. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. канд. пед. наук / О.И. Азова. - М., 2006. - 220 с.
2. Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А.К. Аксёнова,
3. В. Якубовская // Дефектология. - 1987. - №6. - С.32-43.
3. Антонова, Ю.Ю., Горбатовская, М.Д. Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи / Ю.Ю. Антонова, М.Д. Горбатовская // Евразийский союз ученых. - 2018. - Т. 49, № 4. - С. 37-39.
4. Ахутина, Т.В. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход / Т.В. Ахутина. - М.: В. Секачев, 2014. - 57 с.
5. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т.В. Ахутина. - СПб.: Изд-во С.- Петрб. ун-та, 2001. - 213 с.
6. Ахутина, Т.В., Иншакова, О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.
7. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
8. Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: дис. канд. пед. наук / Н.И. Буковцева. - Самара, 2001. - 202 с.
9. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 391 с.
10. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Г. Визель. -
М.: Астрель, 2005. - 127 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СЕЮ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
12. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
13. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М., 1959. - 264 с.
14. Додина, В.П., Прилепко, Ю.В. Механизмы проявления дисграфии на
основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников / В.П. Додина, Ю.В. Прилепко // Инновации в науке: вопросы теории и практики: Сборник статей Международной научно-практической
конференции. - Костанай, 2017. - С. 7-13.
15. Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании: Монография. Часть 1. Функционально-уровневый подход в психолого-педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. - Иркутск,
2002. - 40 с...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ