Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством реализации
проекта «Приключения Звукоешки»
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта 7
1.1. Особенности развития фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с общим нарушением речи 12
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 23
Вывод по 1 главе 27
ГЛАВА 2. Описание проекта «Приключения звукоешки» 28
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 28
2.2. Предпроектный этап 31
2.3. Диагностический этап проекта 35
2.4. Разработческий этап проекта 41
2.5. Этап апробации 47
2.6. Результативно-оценочный этап проекта 49
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 71
Актуальность исследования. В зарубежной и отечественной логопедии можно встретить подробное описание вопросов, связанных с развитием и коррекцией фонематических процессов детей дошкольного возраста. В сфере исследований данной проблемы рассматривается влияние нарушений фонематического восприятия на формирование нормативного произношения звуков. К сожалению, прямой статистики о количестве детей с подобными проблемами в дошкольном возрасте пока нет, однако мировые данные показывают, что около 20% всех детей сталкиваются с какими-либо нарушениями в развитии речи. Согласно информации Министерства просвещения Российской Федерации, 63% детей дошкольного возраста имеют проблемы с произношением, включая нарушения фонематического восприятия.
Практическая потребность в изучении этого факта заключается в том, что нарушение фонематического восприятия детей влияет на формирование их нормативного звукопроизношения, а также лексико-грамматической стороны речи, что непосредственно отражается на обучении чтению и письму, причем независимо от того, какой рассматривается дефект у детей - первичный, либо вторичный.
Так как достаточно большая доля детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посещают логопедические группы, то поиск способов формирования фонематических процессов у таких детей является одной из главных логопедических задач. Важность изучения этого вопроса вызвана актуальностью осваиваемых в этот период возрастных задач перед следующей ступенью развития - перед школьным обучением. В этом возрасте возможные нарушения фонематического восприятия могут значительно осложнить обучение грамоте детей и их подготовку к школе.
Изучением этой проблемы у детей дошкольного возраста занимались известные исследователи, такие как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская [13;16;18;21]. Эти исследователи единогласно отмечали необходимость целенаправленной работы, направленной на предупреждение и исправление нарушений фонематического восприятия детей еще на этапе подготовки к школе.
В многочисленных международных документах различных уровней, отражается важность работы по предотвращению и исправлению нарушений фонематического восприятия у детей. Это подчеркивается как в международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребёнка и другие), так и в соглашениях и декларациях на уровне мировых конференций и форумов.
На государственном уровне в нашей стране вопрос работы, по предупреждению и исправлению нарушений фонематического восприятия детей регулируется законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, определяющим право детей, на качественное образование без дискриминации для коррекции и компенсации нарушений развития и социальной адаптации.
Таким образом, рассмотренная актуальность проблемы позволила сформулировать ее предмет, объект, цель и задачи.
Проблема исследования связана с изучением специфики фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить и определить состояние сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сформировать фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет происходить эффективнее при условии применения проекта «Приключения Звукоешки».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития фонематического восприятия в онтогенезе.
2. Изучить научно-методическую литературу по проблеме особенностей фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Проанализировать существующие подходы к проблеме диагностики и развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Разработать методическое обеспечение логопедической работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Апробировать и оценить эффективность разработанного проекта по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Диагностические: методика диагностики состояния фонематического слуха Е.А. Стребелевой и А.В. Мамаевой.
Экспериментальные: упражнения, игры.
В качестве методологической основы исследования использовались работы ученых: Р.Е. Левина, Т.Б. Филичевой, Л.С. Выготского,
A.A. Леонтьева, и других исследователей, в которых описываются данные о психофизиологии формирования звукопроизношения в норме и патологии, рассматривается системный и комплексный подходы к анализу речевых нарушений, анализируется единая связь речевого, психического и моторного развития ребенка. [4;15;16;21].
База и выборка исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 98» (период 06.02.2023 г. - 07.06.2023 г. и 13.03.2023 г. - 26.03.2023 г.). В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в возрасте 5 - 6 лет.
Структура работы - работа состоит из введения, теоретической и проектной части, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
В ходе исследования мы выяснили, что у детей в возрасте 5-6 лет должно быть сформировано тонкое фонематическое восприятие, они способны различать близкие по звучанию фонемы родного языка, а также выполнять действия синтеза и анализа звуков. Однако у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдаются нарушения в формировании произносительной системы родного языка, а также долгосрочные изменения в их личностной сфере, такие как раздражительность, застенчивость и агрессивность. Причиной искаженного произношения звуков часто является несформированность или нарушение артикуляционной моторики.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие отличается проблемами развития анализаторов, нарушением звукопроизношения и фонематического восприятия фонем родного языка. У детей с общим недоразвитием речи III уровня могут быть не сформированы элементы звуковой стороны речи - такие как звукопроизношение, восприятие фонем, ритмико-слоговая структура слова. Несформированность фонематического восприятия детей 5-6 лет выражается в нарушении речевых навыков и умений:
- дифференциации фонем языка в своей и чужой речи;
- звукового анализа и синтеза;
- анализа звукового состава речи.
Несформированность фонематического восприятия возможна при правильном произнесении звуков. Нормальное звукопроизношение может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов
В ходе исследования особенностей формирования фонематического восприятия у дошкольников в детском саду было замечено, что из 10 детей с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 5-6 лет, некоторые имеют низкий уровень сформированности фонематического восприятия, в то время
как у других он является средним (с некоторыми искажениями звуков и слов).
На основе выявленных категорий детей, были предложены интересные задания для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые реализуются в рамках проекта «Приключения Звукоешки». Проект предусматривает 18 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю в течение 4 месяцев. Основными участниками этого проекта являются дети 5-6 лет с недоразвитием речи, педагоги - воспитатели и логопед. Для того чтобы максимально снизить негативное влияние нарушений фонематического слуха и восприятия, работа проводится в игровой форме, основанной на определенных этапах по развитию фонематического восприятия.
По итогам реализации программы, количество детей с низким уровнем формирования фонематического восприятия снизилось, в то время как количество детей со средним уровнем этого восприятия, но с некоторыми искажениями, увеличилось.
Следовательно, предложенная программа оказалась эффективна.
1. Л.И. Аббасова Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры / Л.И. Аббасова, Н.Л. Эстрина // International scientific review. 2019. №LXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u- doshkolnikov-posredstvom-didakticheskoy-igry (дата обращения: 01.07.2023).
2. О.В. Аржанова, Е.Ю. Медведева Нарушения фонематических
процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи/ О.В. Аржанова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-fonematicheskih-protsessov-u- doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 01.07.2023).
3. Л.С. Выготский// Избранные психологические исследования/
Л.С. Выготский - М.: 2019 - 224 с.
4. Л.С. Выготский. Мышление и речь / Л.С. Выготский - Санкт- Петербург: Питер, 2020. - 431 с.
5. А.Н. Гвоздев, От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений - 3-е изд., испр. - М.: Ленанд, 2019. - 322 с
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
7. Г.Г. Голубева, Диагностика и коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: метод. пособие / Г.Г. Голубева. - СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 62 с. ISBN 978-5-91143-782-4
8. Н.И. Дьякова. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
9. И.Н. Доля, Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха / И.Н. Доля // Концепт. 2019. №V3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya- korrektsionnoy-raboty-po-formirovaniyu-u-doshkolnikov-s-patologiey- rechi-fonematicheskogo-sluha (дата обращения: 14.12.2023).
10. Л.Н. Ефименкова. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: 2019. - 112 с.
11. Н.С. Жукова. Преодоление общего недоразвития речи у детей: кн. Для логопедов: учеб. Пособие/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -Екатеринбург: Литур, 2021- 316 с.
12. Е.В. Жулина. Значение фонематического восприятия для
формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста / Е.В. Жулина, Ю.А. Коновалова // Известия Балтийской
государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические науки. - 2022. - № 2(60). - С. 128-132
13. Е.В. Жулина. Комплексная коррекция фонематического восприятия у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи/ Е.В. Жулина, М.В. Архипова, Ю.А. Коновалова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-korrektsiya- fonematicheskogo-vospriyatiya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim- nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 01.07.2023).
14. Л.Е. Журова, К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста/Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2011. - 320 с.
15. Т.М. Зырянова. Особенности развития фонематических процессов у
детей с нарушениями интеллекта /Т.М. Зырянова, А.С. Галимова // Вестник науки. 2022. №7 (52). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-fonematicheskih- protsessov-u-detey-s-narusheniem-intellekta (дата обращения: 01.07.2023)...42