Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5 класса на уроках математики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 6
§1.1. Познавательные универсальные учебные действия как метапредметный образовательный результат 6
§1.2. Дидактические условия формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их
обучения математике 12
Выводы по первой главе: 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ,
НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
22
§2.1. Комплекс специальных заданий по математике для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся
5 класса 22
§2.2. Результаты педагогического эксперимента по формированию
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в
процессе их обучения математике 39
Выводы по второй главе 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 6
§1.1. Познавательные универсальные учебные действия как метапредметный образовательный результат 6
§1.2. Дидактические условия формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их
обучения математике 12
Выводы по первой главе: 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ,
НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
22
§2.1. Комплекс специальных заданий по математике для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся
5 класса 22
§2.2. Результаты педагогического эксперимента по формированию
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в
процессе их обучения математике 39
Выводы по второй главе 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Метапредметные результаты обучения - это совокупный результат освоения обучающимися образовательной программы, всех ее предметных областей, учебной и внеучебной деятельности. Каждая предметная область должна вносить свой вклад в достижение этого результата в зависимости от специфики ее потенциала и обеспечении предметной основы выполнения определенных универсальных учебных действий.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287) определили новые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы . Метапредметные результаты группируются по следующим видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Согласно ФГОС ООО необходимо разрабатывать программу формирования УУД . В связи с эти возникает ряд вопросов: как формировать познавательные УУД на уроках математики? Какие методы и приёмы обучения математике, способствуют формированию познавательных УУД?
В состав познавательных универсальных учебных действий включают общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем . Трудно переоценить роль и значение способности и готовности школьников к выполнению этих действий как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.
Поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий, остается одной из актуальных проблем математического образования, которая рассматривалась многими исследователями .
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Гипотеза: если в процессе обучения математике систематически применять специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию познавательных УУД обучающихся.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «познавательные универсальные учебные действия обучающихся»;
2. Описать дидактические условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике;
3. Разработать комплекс заданий по математике, направленный на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса;
4. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ методической и дидактической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - педагогический эксперимент, анализ результатов тестирования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287) определили новые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы . Метапредметные результаты группируются по следующим видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Согласно ФГОС ООО необходимо разрабатывать программу формирования УУД . В связи с эти возникает ряд вопросов: как формировать познавательные УУД на уроках математики? Какие методы и приёмы обучения математике, способствуют формированию познавательных УУД?
В состав познавательных универсальных учебных действий включают общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем . Трудно переоценить роль и значение способности и готовности школьников к выполнению этих действий как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.
Поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий, остается одной из актуальных проблем математического образования, которая рассматривалась многими исследователями .
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Гипотеза: если в процессе обучения математике систематически применять специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию познавательных УУД обучающихся.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «познавательные универсальные учебные действия обучающихся»;
2. Описать дидактические условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике;
3. Разработать комплекс заданий по математике, направленный на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса;
4. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ методической и дидактической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - педагогический эксперимент, анализ результатов тестирования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
В работе рассмотрена проблема формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО и внедрения в педагогическую практику комплекта заданий для оценки и формирования познавательных универсальных учебных действий.
Выявлено, что использование специального комплекта заданий на уроках математики в 5 классе, придает методике формирования универсальных учебных действий обучающихся значительные преимущества.
В ходе проведенного исследования:
1. Проанализирована специальная литература и имеющийся педагогический опыт по теме исследования;
2. Охарактеризовано понятие «познавательные универсальные учебные действия обучающихся», описана структурно-содержательная модель познавательных УУД обучающихся 5 класса;
3. Обоснован и выявлен дидактический потенциал специального
комплекта заданий в формировании познавательных УУД
обучающихся;
4. Разработан и апробирован на практике комплект заданий по математике, направленный на оценку и формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
На основании педагогического эксперимента подтверждено, что комплексное использование комплекта специальных заданий в процессе обучения математике способствует формированию познавательных УУД обучающихся 5 класса.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и обосновывают вывод о том что использование комплекта специальных заданий на уроках математики способствует развитию познавательной активности обучающихся: способности рассуждать, доказывать; искать пути решения проблемы; осуществлять соответствующие выводы; анализировать учебный текст; извлекать необходимую информацию из таблиц и диаграмм; осуществлять поиск недостающей информации для выполнения учебных заданий; составлять схему (модель) решения задачи.
Мы можем рекомендовать разработанный нами комплект заданий практикующим учителям математики в их педагогической деятельности.
Все задачи исследования решены, цель достигнута.
Выявлено, что использование специального комплекта заданий на уроках математики в 5 классе, придает методике формирования универсальных учебных действий обучающихся значительные преимущества.
В ходе проведенного исследования:
1. Проанализирована специальная литература и имеющийся педагогический опыт по теме исследования;
2. Охарактеризовано понятие «познавательные универсальные учебные действия обучающихся», описана структурно-содержательная модель познавательных УУД обучающихся 5 класса;
3. Обоснован и выявлен дидактический потенциал специального
комплекта заданий в формировании познавательных УУД
обучающихся;
4. Разработан и апробирован на практике комплект заданий по математике, направленный на оценку и формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
На основании педагогического эксперимента подтверждено, что комплексное использование комплекта специальных заданий в процессе обучения математике способствует формированию познавательных УУД обучающихся 5 класса.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и обосновывают вывод о том что использование комплекта специальных заданий на уроках математики способствует развитию познавательной активности обучающихся: способности рассуждать, доказывать; искать пути решения проблемы; осуществлять соответствующие выводы; анализировать учебный текст; извлекать необходимую информацию из таблиц и диаграмм; осуществлять поиск недостающей информации для выполнения учебных заданий; составлять схему (модель) решения задачи.
Мы можем рекомендовать разработанный нами комплект заданий практикующим учителям математики в их педагогической деятельности.
Все задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ БЕЗ ЧИСЛОВЫХ ДАННЫХ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных универсальных учебных действии во внеурочной деятельности по математике в основной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения решению задач на доказательство
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022





