Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5 класса на уроках математики

Работа №155755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 6
§1.1. Познавательные универсальные учебные действия как метапредметный образовательный результат 6
§1.2. Дидактические условия формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их
обучения математике 12
Выводы по первой главе: 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ,
НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
22
§2.1. Комплекс специальных заданий по математике для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся
5 класса 22
§2.2. Результаты педагогического эксперимента по формированию
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в
процессе их обучения математике 39
Выводы по второй главе 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Метапредметные результаты обучения - это совокупный результат освоения обучающимися образовательной программы, всех ее предметных областей, учебной и внеучебной деятельности. Каждая предметная область должна вносить свой вклад в достижение этого результата в зависимости от специфики ее потенциала и обеспечении предметной основы выполнения определенных универсальных учебных действий.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287) определили новые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы . Метапредметные результаты группируются по следующим видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Согласно ФГОС ООО необходимо разрабатывать программу формирования УУД . В связи с эти возникает ряд вопросов: как формировать познавательные УУД на уроках математики? Какие методы и приёмы обучения математике, способствуют формированию познавательных УУД?
В состав познавательных универсальных учебных действий включают общеучебные действия, логические действия и действия постановки и решения проблем . Трудно переоценить роль и значение способности и готовности школьников к выполнению этих действий как для обучения, так и для самообразования в течение всей жизни.
Поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий, остается одной из актуальных проблем математического образования, которая рассматривалась многими исследователями .
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования
познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Гипотеза: если в процессе обучения математике систематически применять специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в познавательную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию познавательных УУД обучающихся.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «познавательные универсальные учебные действия обучающихся»;
2. Описать дидактические условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике;
3. Разработать комплекс заданий по математике, направленный на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса;
4. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ методической и дидактической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - педагогический эксперимент, анализ результатов тестирования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе рассмотрена проблема формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО и внедрения в педагогическую практику комплекта заданий для оценки и формирования познавательных универсальных учебных действий.
Выявлено, что использование специального комплекта заданий на уроках математики в 5 классе, придает методике формирования универсальных учебных действий обучающихся значительные преимущества.
В ходе проведенного исследования:
1. Проанализирована специальная литература и имеющийся педагогический опыт по теме исследования;
2. Охарактеризовано понятие «познавательные универсальные учебные действия обучающихся», описана структурно-содержательная модель познавательных УУД обучающихся 5 класса;
3. Обоснован и выявлен дидактический потенциал специального
комплекта заданий в формировании познавательных УУД
обучающихся;
4. Разработан и апробирован на практике комплект заданий по математике, направленный на оценку и формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
На основании педагогического эксперимента подтверждено, что комплексное использование комплекта специальных заданий в процессе обучения математике способствует формированию познавательных УУД обучающихся 5 класса.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и обосновывают вывод о том что использование комплекта специальных заданий на уроках математики способствует развитию познавательной активности обучающихся: способности рассуждать, доказывать; искать пути решения проблемы; осуществлять соответствующие выводы; анализировать учебный текст; извлекать необходимую информацию из таблиц и диаграмм; осуществлять поиск недостающей информации для выполнения учебных заданий; составлять схему (модель) решения задачи.
Мы можем рекомендовать разработанный нами комплект заданий практикующим учителям математики в их педагогической деятельности.
Все задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина С.В. Молчанов // М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке
стандартов нового поколения // Педагогика. №4. 2009.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // М.: Просвещение, 2011. 159 с.
4. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся
общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд // М.: Мнемозина, 2013. 280 с.
5. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения: автореф. дисс. к.п.н. / Волкова С.В. Петрозаводск, 2002.
6. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова // М.: Прометей, 2013. 185 с.
7. Дрозина В.В. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман, Д.А. Дрозин // М.: URSS, 2015. 240 с.
8. Дрозина В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности: теория и практика. Монография // Челябинск: Факел, 1998. 174с.
9. Дрозина В.В. Механизм творчества решения нестандартных задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи: учебное пособие / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман // М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 255 с.
10. Дрозина В.В. Синоптический синтез - основополагающий компонент творчества: теория и практика: монография // Челябинск, ЧГПУ, 2003. 210 с.
11. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения: автореф. дисс. к.п.н. / Егорина В.С. Брянск, 2001.
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей // М.: Просвещение: Владос, 1995. 69 с.
13. Кабанова-Меллер Е.Н. О развитии логического мышления у школьников // М.: Советская педагогика. 1956. № 4. 38c.
14. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности // М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 376 с.
15. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение // М.: Знание, 1981. 96 с.
... всего 41 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ