Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРА «ПОРТРЕТ»

Работа №155752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования представлений о нравственных ценностях у младших школьников через комплексное изучение искусства портрета 7
1.1. Сущность и содержание понятий «нравственность», «ценности», «идеалы», «нравственные ценности» 7
1.2 Особенности формирования представлений о нравственных ценностях у младших школьников 13
1.3. Жанр «портрет» на занятиях художественно-эстетического цикла как способ формирования представлений о нравственных ценностях у учащихся
младшего школьного возраста 22
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по формированию представлений о нравственных ценностях у младших школьников через комплексное изучение искусства портрета 33
2.1 Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня сформированности представлений о нравственных ценностях у младших школьников 33
2.2. Серия занятий по комплексному изучению жанра «портрет» и методические рекомендации к ним, направленные на формирование
представлений о нравственных ценностях у младших школьников 39
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 69
Приложение А 69
Приложение Б 74
Приложение В 83

Вопрос формирования представлений о нравственных ценностях личности, совершенствования подрастающего поколения волновало общество во все времена, особенно в современное время, когда жестокость и насилие становятся неразрешимой проблемой. Такие недостатки в нравственном воспитании детей определены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников сражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием в активном участии в общественно-значимых делах.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [62].
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» разработана концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
Последняя редакция Закона «Об образовании», принятая в конце 2007г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно­общественная система воспитания.
В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам формирования представлений о нравственных ценностях подрастающего поколения. В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В начальной школе закладывается фундамент нравственных знаний и представлений. Важнейшими задачами нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное - с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. Всему этому можно научить ребенка на занятиях по изобразительному искусству. Наиболее эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его нравственных знаний и представлений является искусство портрета.
Комплексное изучение искусства портрета незаслуженно отодвинуто на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В нем содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного построения уроков, с применением элементов игры, дискуссии во много раз повышается качество образовательного процесса.
На важность проблемы формирования представлений о нравственных ценностях у младших школьников через комплексное изучение искусства портрета указывают исследования Л.В. Каршиновой, Н.И. Болдырева, И.А. Каировой, Н.А. Ермак, Ю.С. Сидоровой и др. Однако существует разногласие между недостаточной теоретической разработанностью методов формирования представлений о нравственных ценностях у младших школьников через комплексное изучение искусства портрета в художественной педагогике и востребованностью методических рекомендаций в практической деятельности педагогов в условиях начальной школы. Недостаточная разработанность данного вопроса определяет выбор темы нашего исследования: «Формирование представлений о нравственных ценностях через комплексное изучение жанра «портрет» у младших школьников».
Цель исследования - рассмотреть эффективность формирования представлений о нравственных ценностях через комплексное изучение жанра «портрет» у младших школьников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования представлений о нравственных ценностях у младших школьников через комплексное изучение искусства портрета в современной литературе отражена недостаточно полно. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данному вопросу и прийти к следующим выводам.
Раскрывая общие понятия «нравственность», «ценности» и «идеалы» можно отметить значимость изучения теоретических основ формирования представлений о нравственных ценностях в младшем школьном возрасте.
Нравственность - это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
Нравственность - это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок - нравственным или безнравственным. Нравственность выступает как норма, принцип, правило поведения человека, а также чувства, суждения, которые выражают нормативную регуляцию отношений людей друг с другом и общественному целому.
Ценность — значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Различают материальные, общественно-политические, духовные и общечеловеческие ценности (определенные нормы нравственности, прогресс, культурное наследие).
Нравственные ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убеждён и чем руководствуется в своих поступках. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Нравственный идеал - обобщенное представление о добре определенной эпохи, служащий образцом для подражания.
Для детей младшего школьного возраста формирование представлений о нравственных ценностях часто опережает знание норм нравственного поведения. Младшие школьники не всегда могут объяснить, почему надо вести себя так или иначе в той или иной обстановке, но нравственное чувство, которое развивается на основе предыдущего жизненного опыта, способно правильно подсказать ему, что является хорошим и дурным поступком. Поэтому при формировании представлений о нравственных ценностях у детей необходим учет их практического опыта нравственного поведения, создание условий для расширения и обогащения этого опыта.
Формирование представлений о нравственных ценностях у учащихся начальной школы является комплексным, двухсторонним процессом, которое заключается в воздействии педагога на учащихся и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Целостность нравственного сознания, воплощенное в стабильных нравственных ценностях, выступает важнейшим показателем соответствия между процессом нравственного воспитания и формированием на этой основе представлений о нравственных ценностях.
...


1. Аверкин, В. Н. Нравственность - это наше... что? Беседа с ректором НИРО В. Н. Аверкиным / Т. С. Данилова // Образование info. - 2013. - № 2. - С. 1-2.
2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2013. - 317 с.
3. Аленов М.И. История русского искусства. — М.: Трилистник, 2000. — 319 с.
4. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета. — М.: — Л., 1937.
5. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2011. - 496 с.
6. Андроникова В.Н. Об искусстве портрета. — М.: Искусство, 2002.
7. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: «Искусство», 1966. — 352 с.
8. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - СПб.: Питер, 2012. - 212 с.
9. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2012. - №4. - С.117-121.
10. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. 2005. №2. С. 67-68
11. Банщиков, В.М. Эмоции и воображение/ В.М. Банщиков. - Новосибирск: Наука, 2013. - 120 с.
12. Басин Е.Я. К определению жанра портрета. — В кн.: Советское искусствознание, вып. 20. — М., 1986.
13. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популяр. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
14. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.
15. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 2010. - 208 с.
16. Всеобщая история искусств. Том 1 - 6 // Ред. Р. Б. Климов — М.: Государственное издательство Искусство, 1956. — 920 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
18. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. — М. - 1928.
... всего 66 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ