Формирование пространственно-временных представлений у
третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня, имеющих
нарушения письма в процессе реализации проекта «Я и всё вокруг меня»
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Я и всё вокруг меня» 8
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы сформированности
пространственно-временных представлений у младших школьников с нарушением письма 8
1.2 Современное состояние проблемы сформированности пространственновременных представлений у младших школьников с нарушением письма 11
1.3 Предпроектное исследование 14
Выводы по первой граве 41
Глава 2. Описание проекта «формирование пространственно-временных представлений у обучающихся третьих классов, имеющих нарушения письма» 43
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 43
2.2. Описание продукта проекта 47
2.3 Апробация и оценка продукта проекта 55
Выводы по второй главе 72
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения 82
Актуальность исследования: объектом нашего исследования является младшее звено школьного образования. Образовательными ресурсами этого этапа обучения являются полноценные читательские, речевые, вычислительные умения и навыки, которые, в свою очередь, основываются на общих знаниях о реальном мире в его связях и зависимостях, развитии сенсорных умений, мышления, способности к творчеству.
Таким образом, мы можем полагать, что успешное овладение детьми с нарушением письма вербальными средствами обозначения пространства и времени зависят от уровня сформированности сенсорных систем и, как следствие, пространственно-временных представлений [8]. Это подкрепляет, выдвинутое нами утверждение о важности своевременной диагностики сформированности пространственно-временных представлений у младших школьников с нарушением письма. Проведенное обследование позволяет грамотно определить последующий курс коррекционной работы, предполагающей их становление, развитие и последующую нормализацию функционирования речевой деятельности младших школьников с разными формами дисграфии. На решение данной задачи направлен наш проект «Я и всё вокруг меня».
Также ввиду современной острой эпидемиологической обстановки серия занятий, направленная на формирование пространственно-временных представлений у детей с нарушением письма «Я и всё вокруг меня» (далее СЗ) будет полезна в использовании при удаленной работе. Задания и приложения могут быть легко адаптированы для такой формы работы, а также разосланы детям для выполнения самостоятельной работы или работы в онлайн режиме совместно с учителем-логопедом.
Из вышесказанного следует, что проблема выявления сформированное™ пространственно-временных представлений младших школьников с нарушением письма актуальна на сегодняшний день.
Проектная идея: разработать и апробировать серию занятий по формированию пространственно-временных представлений у обучающихся третьих классов с нарушением письма.
Задачи:
1. Диагностические:
• Изучение методов обследования, направленных на выявление сформированности пространственно-временных представлений у обучающихся третьих классов с нарушением письма;
• Разработка протокола обследования в соответствии с возрастными и специфическими особенностями группы детей одной нозологии;
• Проведение диагностики сформированности пространственно - временных представлений;
• Анализ результатов обследования.
2. Научно-методические:
• Анализ методической литературы по проблеме исследования;
• Теоретическое обоснование проекта «Я и все вокруг меня»;
• Разработка и оформление данного проекта.
3. Коррекционные:
• Формирование пространственных и временных представлений у обучающихся третьих классов с нарушением письма;
• Развитие понимания и применения предложно-падежных конструкций;
• Развитие понимания и осознанного употребления категорий времени.
...
В ходе работы над данным проектом нами были решены теоретические и практико-ориентированные задачи, которые реализовывались на всех этапах работы над проектом, а именно: на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.
Нами было выделено две группы приоритетных задач: научнометодические и диагностические
В процессе решения первой группы задач, научно-методической, нами было проведено исследование научной литературы по проблеме. При анализе научной литературы мы дали определения таким понятиям как «пространственные представления» и «временные представления», раскрыли уровни и проявления пространственных представлений, связь формирования письменной речи с нарушением пространственно-временных представлений, а также изучены методики диагностики и коррекции пространственных представлений у учащихся третьих классов, имеющих нарушения письма.
В теоретической части данной работы нами было обосновано положение о связи письменной речи и пространственно-временных представлений. Мы доказали, что развитие пространственных и временных представлений является одной из важных предпосылок овладения навыком письма. Исходя из этого, итогом первой главы стал вывод о том, что необходимо разработать план работы с категорией детей данной нозологической группы.
В ходе решения второй группы задач, диагностической, нами были изучены методики обследования сформированности временных и пространственных представлений разных авторов, на основе которых составлен собственный протокол обследования и проведена диагностика 10 учеников третьего класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), выполнен качественноколичественный анализ результатов обследования.
Результаты диагностики показали, что проблема несформированности пространственно-временных представлений у детей с нарушением письма актуальна, из чего следует, что детям необходима коррекционная работа с учителем логопедом. Исходя из этого в период предпроектного исследования, нами сделан вывод, что для дальнейшей реализации поставленных задач необходимо составить комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование временных и пространственных представлений у данной группы детей.
На основе полученных результатов диагностики нами был разработан курс по формированию пространственно-временных представлений в рамках реализации проекта «Я и всё вокруг меня», который включает в себя: план работы по формированию пространственно-временных представлений у обучающихся третьих классов, имеющих нарушения письма, рассчитанный на полгода еженедельных занятий и включающий в себя приложения с наглядным и/или раздаточным материалом, а также сборник практических упражнений по формированию пространственно-временных представлений у обучающихся третьих классов, имеющих нарушения письма в рамках реализации проекта «Я и всё вокруг меня» - Лэпбук.
В период внедрения продукта проекта мы провели цикл занятий, который способствовал реализации коррекционной группы задач. Апробация разработанного нами продукта показала, что подобранные задания и наглядный материал целесообразен поставленным задачам, но требует корректировку некоторых деталей с точки зрения эстетических показателей.
Наши собственные наблюдения показали, что поставленные задачи были реализованы не в полном объеме из-за ограниченного количества времени реализации проекта. Формирование пространственно-временных представлений требует более длительный срок. Но несмотря на это, нами отмечена положительная динамика развития по формируемым нами компонентам, таким образом можно сделать вывод, что дальнейшее использование курса по развитию пространственно-временных представлений в рамках проекта «Я и всё вокруг меня» будет приносить положительные результаты в виде полной сформированности пространственно-временных представлений у группы детей данной нозологической группы.
В конце периода апробации представителями муниципальной общеобразовательной школы Красноярска были представлены «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения», согласно которым разработанный нами проект получил положительные отзыв и оценку.
Данные контрольного среза позволяют сделать вывод о том, что разработанный нами продукт проекта может быть применен в работе с учащимися третьих классов с нарушением письма в рамках различных формах занятий, а именно: индивидуальных и подгрупповых. Исходя из этого, мы говорим о том, что цель проекта достигнута.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. /Особенности восприятия пространства у детей. - Москва: Просвещение, 1964. - 304 с.
2. Ахмедова Снежана. Развивающие игры. Игра с плакатом схемы человека URL: https://vk.com/club176624207
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПБ. Питер, 2008- 320 с.: ил.- (Серия «Детскому психологу»). ISBN 978-5-91180-958-4
4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 120 с.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
6. Т. В. Волосовец, М.Ф.Фомичева, Е.Н. Кутепова и др.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений; Под ред. Т. В. Волосовец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
7. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
8. Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. — М.В. Секачев, 2006. — 80 с.
9. Источник игр на пространственные представления (схема собственного тела) (дата обращения 07.04.21) https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya- pedagogika.
10. Качественный анализ результатов логопедического обследования. 29.12.2013 URL: https://studopedia.ru/1_53676_kachestvenniy-analiz-rezultatov- logopedicheskogo-obsledovaniya.html (дата обращения: 18.04.2021)
11. Кондратенко О.А. Развитие пространственных представлений у детей с
нарушениями речи: Методические рекомендации по формированию и развитию пространственного гнозиса и праксиса у детей с нарушениями речи в условиях школьного логопедического пункта // // Научный журнал
«Интерактивная наука» - 2004. [Электронный ресурс].
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие - СПб.МиМ, 1997. - 286 с.
13. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
14. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. - 136 с, ил.
15. Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие. М.: Парадигма, 2016. 216 с.
... всего 50 источников