Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования пространственных представлений младших школьников в процессе изучения жанра «пейзаж» 6
1.1 Сущность понятий «формирование», «пространственные
представления 6
1.2 Особенности формирования пространственных представлений младших
школьников 13
1.3Теоретические и исторические аспекты искусства пейзажа и его возможности в формировании пространственных представлений 24
Выводы по главе 1 30
Глава II. Экспериментальная работа по формированию пространственных представлений у младших школьников в процессе изучения жанра «пейзаж» 31
2.1 Организация и содержание констатирующегоэксперимента,
направленного на выявление актуального уровня формирования пространственных представлений младших школьников 31
2.2 Разработка серии уроков и методических рекомендаций к ним, направленных на формирование пространственных представлений младших
школьников в процессе изучения жанра «пейзаж» 38
2.3 Методические рекомендации, направленные на повышение эффективности проведения занятий по формированию пространственных
представлений младших школьников в процессе изучения жанра
«пейзаж» 56
Вывод по главе II 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 64
Творческая работа 91
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных представлений в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его интеллектуальных и творческих способностей, повышение результативности и качества его деятельности (продуктивно - творческой, познавательной, трудовой). Наиболее важный этап формирования пространственных преставлений - младший школьный возраст.
Пространственные представления имеют существенное значение в развитии важных свойств личности, ее способностей к восприятию окружающей действительности, воображения. Этот процесс опирается на предметно-практическую деятельность, отражающую основные связи познания реального мира.
Изучением вопроса формирования пространственных представлений занимались А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, М. Фидлер, Е.И.
Актуальность исследований по проблеме формирования пространственных представлений у младших школьников имеет в своей основе несколько причин: первая — это снижение уровня пространственных представлений в младшем школьном возрасте; вторая — отсутствие комплексного подхода к развитию пространственных представлений, цель которого не только в формировании знаний пространственных свойств предметов и их отношений, но и в образовании качественного основания для расширения этих знаний в среднем школьном возрасте; и наконец, третья — только в данном возрасте есть возможность дать ребёнку максимальный старт для усвоения дальнейшей информации, связанной с пространством, что поможет не только в качественном усвоении школьной программы, но и заложит основы для активного развития личности в целом.
Поиск путей и средств формирования пространственных представлений младших школьников показывает значимость уроков изобразительного искусства для решения данной проблемы. Изобразительное искусство способствует формированию у учащихся умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем, позволяет формировать сложные ощущения к красоте, вызывающие стремление познавать искусство.
Уроки изобразительного искусства помогают развить творческое воображение, фантазию, интерес к окружающей действительности.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы и большая практическая значимость определили тему нашего исследования «Формирование пространственных представлений младших школьников в процессе изучения жанра «пейзаж».
Цель исследования: составить серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на формирования пространственных представлений младших школьников в процессе изучения жанра «пейзаж».
Выявить возможности формирования пространственных
представлений младших школьников в процессе изучения жанра «пейзаж».
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме формирования пространственных представлений у младших школьников.
2. Выявить сущность понятий «формирование» и
«пространственные представления».
3. Рассмотреть особенности формирования пространственных представлений младших школьников.
4. Изучить теоретические и исторические аспекты искусства пейзажа и его возможности в формировании пространственных представлений у младших школьников.
5. Разработать,Определить и сформулировать критерии и уровни сформированности пространственных представлений младших школьников.
6. Провести констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности пространственных представлений младших школьников.
7. Разработать цикл занятий по развитию пространственных представлений младших школьников посредством изучения жанра «пейзаж».
8. Разработать методические рекомендации по проведению данных занятий.
...
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме формирования пространственных представлений у младших школьников через пейзаж, мы можем сделать выводы, что проблема формирования пространственных представлений является актуальной. Младшие школьники имеют представление о пространстве в пейзаже, но это представление сформировано недостаточно и поверхностно.
Изобразительная деятельность является важным средством, способствующим полноценному формированию пространственных
представлений через пейзаж у младших школьников.
Современный школьник приобретает широкий кругозор благодаря сети Интернет. Большую часть времени он проводит за компьютером или телефоном, но не смотрит на окружающий мир, не видит прекрасного ,не уделяет внимание изобразительному искусству,не создает своими руками прекрасных вещей. На сегодняшний день очень важно воспитывать у современных младших школьников чувство прекрасного с помощью изобразительного искусства, обучать эстетическим оценкам цветовых качеств колорита ,знакомить с разными жанрами живописи.
Во второй главе нашей работы было представлено описание экспериментального исследования по формированию пространственных представлений у младших школьников через пейзаж. Создание живописных работ с помощью пространства в пейзаже было взято нами неспроста, поскольку произведения искусства и творческая деятельность могут научить школьника видеть красоту окружающего мира, эстетически воспитывать. Изучение представления о пространстве в пейзаже у младших школьников, показало, что актуальный уровень сформированности представления о
пространстве в пейзаже у большинства младших школьников средний, с тенденцией к низкому. Полученные данные являются основой для разработки серии занятий, направленных на формирование пространственных представлений через пейзаж. Поэтому, нами были разработаны серии уроков, которые представлены во второй главе.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют сделать вывод, что эффективным способом формирования пространственных представлений у младших школьников являются занятия направленные на изучение пейзажа и формирование с помощь него пространственных представлений на уроках изобразительного искусства.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. М., 1994.
2. Аксенова М. С. Искусство. М.: Астрель, 2010. 590 с.
3. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.,изд-во «Наука», 1964. 140 с.
4. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга . Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961 г. 200 с.
5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. М.: 1982. 148 с.
6. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. 250 с.
7. Безрукова В.С.Основыдуховнойкультуры.Энциклопедический
словарьпедагога. Екатеринбург. 2000.36 с.
8. Безрукова В.С. Основыдуховнойкультуры Энциклопедический словарьпедагога. Екатеринбург. 2000.67 с.
9. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты . М., «Советская
Россия», 1961.106 с.
10. Большой психологический словарь Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: изд-во «Олма-пресс», 2011.
11. Броклауза Ф.А и И.А Ефрона И.А [Электронный ресурс]:
энциклопедический словарь. М.,:1890. 307с.
12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. СПб.: Искусство, 2001. 480 с.
13. Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса М.:
Уч. Пед. из. 1954. 137 с.
14. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей, 1976. 241 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,2001. 405 с.
... всего 60 источников