Введение 4
Глава 1. Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов 8
1.1. Характеристика понятия «профессиональное выгорание» 8
1.2. Симптомы и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Особенности профессионального выгорания педагогов 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности 23
2.1. Понятие характера в психологии 23
2.2. Характеристика типологий характера 28
Вывод по 2 главе 33
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 35
3.1. Организация и методы исследования 35
3.2. Описание результатов исследования особенностей проявления
синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 36
3.3. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов 42
Вывод по 3 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 59
Профессиональное выгорание представляет защитный механизм психики человека, который при длительном психоэмоциональном напряжении оказывает действие на физическое и психологическое, самочувствие, а также на отношение работника к своей работе.
Синдром профессионального выгорания - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания принадлежит к явлению изменений качеств личности. Выгорание развивается, обычно у людей кто имеет отношение к общению, или вынужден из-за профессий долго и часто общаться с другими людьми.
Очень часто у педагогов профессиональное выгорание возникает с накоплением отрицательных эмоций и отсутствии возможности разрядки. Педагоги, отрицают саму возможность психологических проблем, связанных с профессией.
Таким образом, профессиональное выгорание у педагогов проявляется быстрой утомляемостью, нет желания работать, страх быть неуверенным в собственных силах, недопустимость малейшей ошибки, несовершенства в своей работе. Стремление делать работу постоянно безукоризненно приводит к снижению чувства собственного достоинства.
Профессиональному выгоранию очень часто способствует отсутствие сплоченности в коллективе педагогов, неспособность оказывать поддержку в трудную минуту. Недостаточное время для проведения урока при большом объеме материала.
Неэффективный стиль работы руководителя, образовательного учреждения при работе с педагогами, отсутствие поддержки и понимания. Очень часто риску синдрома профессионального выгорания подвержены педагоги, которые привыкли считать, что руководство и коллеги их недостаточно ценят как профессионалов, работающих достаточно длительное время в сфере образования.
Профессиональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выбранный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие (О.И. Бабич, 2014).
В научной литературе существует много примеров, что работа с людьми требует особой ответственности и эмоциональной нагрузки на психику человека и очень часто способствует развитию профессионального стресса.
Однако подверженность синдрому профессионального выгорания у педагогов различна и одним из факторов, определяющих это различие, на наш взгляд, является тип характера.
Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Объект исследования - синдром профессионального выгорания педагогов.
Предмет исследования - специфика проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что профессиональное выгорание педагогов с различным типом характера имеет специфические особенности в проявлении, которые определяются степенью выраженности уровней и отдельных симптомов данного синдрома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы профессионального выгорания.
2. Выявить тип характера у педагогов.
3. Определить специфику проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
4. Составить рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко)), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в деятельности психологической службы образовательного учреждения (при организации профилактических мер, проведении гармонизирующих мероприятий и консультативной практики, направленных на снижение симптомов
профессионального выгорания у педагогов).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Прохорова Е.А. Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера [Электронный ресурс] / Е.А. Прохорова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 432-435.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических - «Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов», «Характер как индивидуально-психологическая особенность личности» и практической - «Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера»), заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки-диаграммы и гистограммы).
Таким образом, профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию профессиональному выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.
Под характером понимают совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые формируются в деятельности и проявляются в поведении.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей:
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Таким образом, ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.
В практической части ВКР было проведено исследование по выявлению уровня профессионального выгорания у педагогов МБОУ Гимназия №11 с различным типом характера. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап - определение типа характера у педагогов;
2 этап - выявление степени выраженности симптомов профессионального выгорания у педагогов;
3 этап - рассмотрение специфики проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко).
По данным проведения методики определения типа характера было выявлено, что большинство педагогов, а именно 68% (16 педагогов), являются амбивертами, 18% (5 педагогов) являются интровертами и оставшиеся 14% (3 педагога) являются экстравертами.
Для изучения уровня профессионального выгорания нами была использована методика В.В. Бойко, по результатам которой был сделан вывод о том, что у педагогов (21%) - 5 чел., степень профессионального выгорания находится в фазе напряжения. У 7 педагогов (29%) степень профессионального выгорания характеризуется фазой резистенции, а у оставшихся 50% педагогов (12чел.) уровень профессионального выгорания уже находится в стадии истощения.
Сравнение фаз профессионального выгорания с типом характеров педагогов привело к следующим результатам: фаза истощения в большей степени наблюдается у педагогов с амбивертным типом характера (19%). У педагогов с типом характера интроверт наиболее присуща фаза напряжения профессионального выгорания (64,3%). Педагоги, обладающие экстравертным типом характера также подвержены в большинстве случаев профессиональному выгоранию в фазе напряжения (50%), в меньшей степени у них проявляется профессиональное выгорание в фазе истощения (12,5%). В наибольшей степени выраженности профессионального выгорания в фазе резистенции находятся педагоги-экстраверты (37,5%), в наименьшей - педагоги-интроверты (21,4%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональному выгоранию подвержены педагоги всех типов характера, единственное отличие проявляется только в степени выраженности у них той или иной фазы выгорания.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье педагогов с помощью представленных в работе рекомендаций по профилактике профессионального выгорания педагогов.