Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера
|
Введение 4
Глава 1. Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов 8
1.1. Характеристика понятия «профессиональное выгорание» 8
1.2. Симптомы и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Особенности профессионального выгорания педагогов 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности 23
2.1. Понятие характера в психологии 23
2.2. Характеристика типологий характера 28
Вывод по 2 главе 33
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 35
3.1. Организация и методы исследования 35
3.2. Описание результатов исследования особенностей проявления
синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 36
3.3. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов 42
Вывод по 3 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 59
Глава 1. Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов 8
1.1. Характеристика понятия «профессиональное выгорание» 8
1.2. Симптомы и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Особенности профессионального выгорания педагогов 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности 23
2.1. Понятие характера в психологии 23
2.2. Характеристика типологий характера 28
Вывод по 2 главе 33
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 35
3.1. Организация и методы исследования 35
3.2. Описание результатов исследования особенностей проявления
синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 36
3.3. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов 42
Вывод по 3 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 59
Профессиональное выгорание представляет защитный механизм психики человека, который при длительном психоэмоциональном напряжении оказывает действие на физическое и психологическое, самочувствие, а также на отношение работника к своей работе.
Синдром профессионального выгорания - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания принадлежит к явлению изменений качеств личности. Выгорание развивается, обычно у людей кто имеет отношение к общению, или вынужден из-за профессий долго и часто общаться с другими людьми.
Очень часто у педагогов профессиональное выгорание возникает с накоплением отрицательных эмоций и отсутствии возможности разрядки. Педагоги, отрицают саму возможность психологических проблем, связанных с профессией.
Таким образом, профессиональное выгорание у педагогов проявляется быстрой утомляемостью, нет желания работать, страх быть неуверенным в собственных силах, недопустимость малейшей ошибки, несовершенства в своей работе. Стремление делать работу постоянно безукоризненно приводит к снижению чувства собственного достоинства.
Профессиональному выгоранию очень часто способствует отсутствие сплоченности в коллективе педагогов, неспособность оказывать поддержку в трудную минуту. Недостаточное время для проведения урока при большом объеме материала.
Неэффективный стиль работы руководителя, образовательного учреждения при работе с педагогами, отсутствие поддержки и понимания. Очень часто риску синдрома профессионального выгорания подвержены педагоги, которые привыкли считать, что руководство и коллеги их недостаточно ценят как профессионалов, работающих достаточно длительное время в сфере образования.
Профессиональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выбранный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие (О.И. Бабич, 2014).
В научной литературе существует много примеров, что работа с людьми требует особой ответственности и эмоциональной нагрузки на психику человека и очень часто способствует развитию профессионального стресса.
Однако подверженность синдрому профессионального выгорания у педагогов различна и одним из факторов, определяющих это различие, на наш взгляд, является тип характера.
Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Объект исследования - синдром профессионального выгорания педагогов.
Предмет исследования - специфика проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что профессиональное выгорание педагогов с различным типом характера имеет специфические особенности в проявлении, которые определяются степенью выраженности уровней и отдельных симптомов данного синдрома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы профессионального выгорания.
2. Выявить тип характера у педагогов.
3. Определить специфику проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
4. Составить рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко)), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в деятельности психологической службы образовательного учреждения (при организации профилактических мер, проведении гармонизирующих мероприятий и консультативной практики, направленных на снижение симптомов
профессионального выгорания у педагогов).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Прохорова Е.А. Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера [Электронный ресурс] / Е.А. Прохорова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 432-435.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических - «Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов», «Характер как индивидуально-психологическая особенность личности» и практической - «Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера»), заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки-диаграммы и гистограммы).
Синдром профессионального выгорания - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания принадлежит к явлению изменений качеств личности. Выгорание развивается, обычно у людей кто имеет отношение к общению, или вынужден из-за профессий долго и часто общаться с другими людьми.
Очень часто у педагогов профессиональное выгорание возникает с накоплением отрицательных эмоций и отсутствии возможности разрядки. Педагоги, отрицают саму возможность психологических проблем, связанных с профессией.
Таким образом, профессиональное выгорание у педагогов проявляется быстрой утомляемостью, нет желания работать, страх быть неуверенным в собственных силах, недопустимость малейшей ошибки, несовершенства в своей работе. Стремление делать работу постоянно безукоризненно приводит к снижению чувства собственного достоинства.
Профессиональному выгоранию очень часто способствует отсутствие сплоченности в коллективе педагогов, неспособность оказывать поддержку в трудную минуту. Недостаточное время для проведения урока при большом объеме материала.
Неэффективный стиль работы руководителя, образовательного учреждения при работе с педагогами, отсутствие поддержки и понимания. Очень часто риску синдрома профессионального выгорания подвержены педагоги, которые привыкли считать, что руководство и коллеги их недостаточно ценят как профессионалов, работающих достаточно длительное время в сфере образования.
Профессиональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выбранный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие (О.И. Бабич, 2014).
В научной литературе существует много примеров, что работа с людьми требует особой ответственности и эмоциональной нагрузки на психику человека и очень часто способствует развитию профессионального стресса.
Однако подверженность синдрому профессионального выгорания у педагогов различна и одним из факторов, определяющих это различие, на наш взгляд, является тип характера.
Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Объект исследования - синдром профессионального выгорания педагогов.
Предмет исследования - специфика проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что профессиональное выгорание педагогов с различным типом характера имеет специфические особенности в проявлении, которые определяются степенью выраженности уровней и отдельных симптомов данного синдрома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы профессионального выгорания.
2. Выявить тип характера у педагогов.
3. Определить специфику проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
4. Составить рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко)), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в деятельности психологической службы образовательного учреждения (при организации профилактических мер, проведении гармонизирующих мероприятий и консультативной практики, направленных на снижение симптомов
профессионального выгорания у педагогов).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Прохорова Е.А. Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера [Электронный ресурс] / Е.А. Прохорова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 432-435.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических - «Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов», «Характер как индивидуально-психологическая особенность личности» и практической - «Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера»), заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки-диаграммы и гистограммы).
Таким образом, профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию профессиональному выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.
Под характером понимают совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые формируются в деятельности и проявляются в поведении.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей:
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Таким образом, ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.
В практической части ВКР было проведено исследование по выявлению уровня профессионального выгорания у педагогов МБОУ Гимназия №11 с различным типом характера. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап - определение типа характера у педагогов;
2 этап - выявление степени выраженности симптомов профессионального выгорания у педагогов;
3 этап - рассмотрение специфики проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко).
По данным проведения методики определения типа характера было выявлено, что большинство педагогов, а именно 68% (16 педагогов), являются амбивертами, 18% (5 педагогов) являются интровертами и оставшиеся 14% (3 педагога) являются экстравертами.
Для изучения уровня профессионального выгорания нами была использована методика В.В. Бойко, по результатам которой был сделан вывод о том, что у педагогов (21%) - 5 чел., степень профессионального выгорания находится в фазе напряжения. У 7 педагогов (29%) степень профессионального выгорания характеризуется фазой резистенции, а у оставшихся 50% педагогов (12чел.) уровень профессионального выгорания уже находится в стадии истощения.
Сравнение фаз профессионального выгорания с типом характеров педагогов привело к следующим результатам: фаза истощения в большей степени наблюдается у педагогов с амбивертным типом характера (19%). У педагогов с типом характера интроверт наиболее присуща фаза напряжения профессионального выгорания (64,3%). Педагоги, обладающие экстравертным типом характера также подвержены в большинстве случаев профессиональному выгоранию в фазе напряжения (50%), в меньшей степени у них проявляется профессиональное выгорание в фазе истощения (12,5%). В наибольшей степени выраженности профессионального выгорания в фазе резистенции находятся педагоги-экстраверты (37,5%), в наименьшей - педагоги-интроверты (21,4%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональному выгоранию подвержены педагоги всех типов характера, единственное отличие проявляется только в степени выраженности у них той или иной фазы выгорания.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье педагогов с помощью представленных в работе рекомендаций по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию профессиональному выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.
Под характером понимают совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые формируются в деятельности и проявляются в поведении.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей:
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Таким образом, ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.
В практической части ВКР было проведено исследование по выявлению уровня профессионального выгорания у педагогов МБОУ Гимназия №11 с различным типом характера. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап - определение типа характера у педагогов;
2 этап - выявление степени выраженности симптомов профессионального выгорания у педагогов;
3 этап - рассмотрение специфики проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко).
По данным проведения методики определения типа характера было выявлено, что большинство педагогов, а именно 68% (16 педагогов), являются амбивертами, 18% (5 педагогов) являются интровертами и оставшиеся 14% (3 педагога) являются экстравертами.
Для изучения уровня профессионального выгорания нами была использована методика В.В. Бойко, по результатам которой был сделан вывод о том, что у педагогов (21%) - 5 чел., степень профессионального выгорания находится в фазе напряжения. У 7 педагогов (29%) степень профессионального выгорания характеризуется фазой резистенции, а у оставшихся 50% педагогов (12чел.) уровень профессионального выгорания уже находится в стадии истощения.
Сравнение фаз профессионального выгорания с типом характеров педагогов привело к следующим результатам: фаза истощения в большей степени наблюдается у педагогов с амбивертным типом характера (19%). У педагогов с типом характера интроверт наиболее присуща фаза напряжения профессионального выгорания (64,3%). Педагоги, обладающие экстравертным типом характера также подвержены в большинстве случаев профессиональному выгоранию в фазе напряжения (50%), в меньшей степени у них проявляется профессиональное выгорание в фазе истощения (12,5%). В наибольшей степени выраженности профессионального выгорания в фазе резистенции находятся педагоги-экстраверты (37,5%), в наименьшей - педагоги-интроверты (21,4%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональному выгоранию подвержены педагоги всех типов характера, единственное отличие проявляется только в степени выраженности у них той или иной фазы выгорания.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье педагогов с помощью представленных в работе рекомендаций по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Связь агрессивности личности и профессионального выгорания сотрудников МЧС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



