Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера

Работа №15575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
938
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов 8
1.1. Характеристика понятия «профессиональное выгорание» 8
1.2. Симптомы и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Особенности профессионального выгорания педагогов 17
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Характер как индивидуально-психологическая особенность личности 23
2.1. Понятие характера в психологии 23
2.2. Характеристика типологий характера 28
Вывод по 2 главе 33
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 35
3.1. Организация и методы исследования 35
3.2. Описание результатов исследования особенностей проявления
синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера 36
3.3. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов 42
Вывод по 3 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 59


Профессиональное выгорание представляет защитный механизм психики человека, который при длительном психоэмоциональном напряжении оказывает действие на физическое и психологическое, самочувствие, а также на отношение работника к своей работе.
Синдром профессионального выгорания - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Синдром выгорания принадлежит к явлению изменений качеств личности. Выгорание развивается, обычно у людей кто имеет отношение к общению, или вынужден из-за профессий долго и часто общаться с другими людьми.
Очень часто у педагогов профессиональное выгорание возникает с накоплением отрицательных эмоций и отсутствии возможности разрядки. Педагоги, отрицают саму возможность психологических проблем, связанных с профессией.
Таким образом, профессиональное выгорание у педагогов проявляется быстрой утомляемостью, нет желания работать, страх быть неуверенным в собственных силах, недопустимость малейшей ошибки, несовершенства в своей работе. Стремление делать работу постоянно безукоризненно приводит к снижению чувства собственного достоинства.
Профессиональному выгоранию очень часто способствует отсутствие сплоченности в коллективе педагогов, неспособность оказывать поддержку в трудную минуту. Недостаточное время для проведения урока при большом объеме материала.
Неэффективный стиль работы руководителя, образовательного учреждения при работе с педагогами, отсутствие поддержки и понимания. Очень часто риску синдрома профессионального выгорания подвержены педагоги, которые привыкли считать, что руководство и коллеги их недостаточно ценят как профессионалов, работающих достаточно длительное время в сфере образования.
Профессиональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выбранный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие (О.И. Бабич, 2014).
В научной литературе существует много примеров, что работа с людьми требует особой ответственности и эмоциональной нагрузки на психику человека и очень часто способствует развитию профессионального стресса.
Однако подверженность синдрому профессионального выгорания у педагогов различна и одним из факторов, определяющих это различие, на наш взгляд, является тип характера.
Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Объект исследования - синдром профессионального выгорания педагогов.
Предмет исследования - специфика проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что профессиональное выгорание педагогов с различным типом характера имеет специфические особенности в проявлении, которые определяются степенью выраженности уровней и отдельных симптомов данного синдрома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы профессионального выгорания.
2. Выявить тип характера у педагогов.
3. Определить специфику проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
4. Составить рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко)), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в деятельности психологической службы образовательного учреждения (при организации профилактических мер, проведении гармонизирующих мероприятий и консультативной практики, направленных на снижение симптомов
профессионального выгорания у педагогов).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Прохорова Е.А. Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера [Электронный ресурс] / Е.А. Прохорова / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 432-435.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических - «Психологические аспекты рассмотрения проблемы профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагогов», «Характер как индивидуально-психологическая особенность личности» и практической - «Эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера»), заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки-диаграммы и гистограммы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека; включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены педагоги, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию профессиональному выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах.
Под характером понимают совокупность индивидуальных психических свойств личности, которые формируются в деятельности и проявляются в поведении.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей:
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Таким образом, ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.
В практической части ВКР было проведено исследование по выявлению уровня профессионального выгорания у педагогов МБОУ Гимназия №11 с различным типом характера. В исследовании приняли участие 24 педагога.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап - определение типа характера у педагогов;
2 этап - выявление степени выраженности симптомов профессионального выгорания у педагогов;
3 этап - рассмотрение специфики проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: методика определения типа характера (по К. Юнгу), методика диагностики профессионального выгорания (В.В. Бойко).
По данным проведения методики определения типа характера было выявлено, что большинство педагогов, а именно 68% (16 педагогов), являются амбивертами, 18% (5 педагогов) являются интровертами и оставшиеся 14% (3 педагога) являются экстравертами.
Для изучения уровня профессионального выгорания нами была использована методика В.В. Бойко, по результатам которой был сделан вывод о том, что у педагогов (21%) - 5 чел., степень профессионального выгорания находится в фазе напряжения. У 7 педагогов (29%) степень профессионального выгорания характеризуется фазой резистенции, а у оставшихся 50% педагогов (12чел.) уровень профессионального выгорания уже находится в стадии истощения.
Сравнение фаз профессионального выгорания с типом характеров педагогов привело к следующим результатам: фаза истощения в большей степени наблюдается у педагогов с амбивертным типом характера (19%). У педагогов с типом характера интроверт наиболее присуща фаза напряжения профессионального выгорания (64,3%). Педагоги, обладающие экстравертным типом характера также подвержены в большинстве случаев профессиональному выгоранию в фазе напряжения (50%), в меньшей степени у них проявляется профессиональное выгорание в фазе истощения (12,5%). В наибольшей степени выраженности профессионального выгорания в фазе резистенции находятся педагоги-экстраверты (37,5%), в наименьшей - педагоги-интроверты (21,4%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональному выгоранию подвержены педагоги всех типов характера, единственное отличие проявляется только в степени выраженности у них той или иной фазы выгорания.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье педагогов с помощью представленных в работе рекомендаций по профилактике профессионального выгорания педагогов.



1. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2014. - 116с.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб: Речь, 2014. - 272с.
3. Богословский, В.В. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.Г. Ковалёва, А.А. Степанова. - Москва: Просвещение, 2011. - 383с.
4. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности [Текст] / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панфенов. - М.: Норма, 2013. - 218 с.
5. Бойко, В.В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2011. - 474 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 381с.
7. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2015. - № 7. - С. 17-18.
8. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / С.А. Боровикова. - М.: Просвещение, 2014. - 151с.
9. Варламова, Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования [Текст] / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2014. - № 9. - С. 30-34.
10. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб..: Питер, 2013. - 317 с.
11. Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - Минск, «Народная света», 2011. - 450с.
12. Гордиенко, В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст]: монография / В.Н. Гордиенко. - Иркутск: ПРАЙС, 2013. - 382с.
13. Горянина, В.А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
14. Грабе, М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени [Текст] / М. Грабе. - СПб.: Речь, 2012. - 96 с.
15. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
16. Демьянчук, Р.В. Как не сгореть у учительского стола [Текст]: советы психолога / Р.В. Демьянчук / Под. ред. Л.М. Шипициной (серия «Психологическая наука - школе»). - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013. - 93с.
17. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность [Текст]: психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202c.
18. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 33с.
19. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - СПБ: ЛГУ, 2013. - 234с.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]: учебник / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2011. - 297 с.
21. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст]: учебное пособие / А.Б. Леонова. - Харьков, 2014. - 316с.
22. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. - 511с.
23. Лизинский, В.М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности [Текст]: учебник / В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 588c.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - М, 2013. - 582с.
25. Мальцева, Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя [Текст]: дис.канд.псих.наук. / Н.В. Мальцева. - Екатеринбург, 2011. - 225с.
26. Мерзлякова, Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников [Текст] / Д.Р. Мерзлякова // Начальная школа + До и После. - 2014. - №8. - С. 90-91.
27. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л.М. Митина. - М.: «Дело», 2011. - 216с.
28. Митина, Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика [Текст] / Л.М. Митина // Школа здоровья. 2013. - С. 55-59.
29. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст]: учебник / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М.: Флинта, 2011. - 571с.
30. Немов, Р.С. Общая психология. Психология личности [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
31. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2011. - №9. - С. 74-79.
32. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст]: монография / В.Е. Орел. - Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 330 с.
33. Осухова, Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе [Текст] / Н.Г. Осухова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. - 56 с.
34. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 10. - С. 81.
35. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов [Текст]: учебник / Под ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2011. - 533с.
36. Реан, А.А. Психология личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2013. - 288c.
37. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования [Текст]:
пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2011. - 496с.
38. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2012. - №3. - С. 85-95.
39. Рубинштейн, М.М. Проблема учителя [Текст] / М.М. Рубинштейн // Под
редакцией В.А. Сластёнина. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.
40. Рычкова, В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / В.В. Рычкова. - Чита: ЧИПКРО, 2015. - 75с.
41. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции,консультирование, тренинги [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.:Психотерапия, 2014. - 256 с.
42. Селье, Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст]: сборник текстов / Г. Селье. - М.: Наука, 2012. - 394 с.
43. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст] / Е.М. Семенова. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2015. - 224 с.
44. Трунов, Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.В. Трунов // Журнал практического психолога, 2011. - №8. - С. 84-89.
45. Филина, С.О. «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы [Текст] / С.О. Филина // Школьный психолог. - 2013. - №36. - С. 15-18.
46. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст]: учебное пособие / Т.В. Форманюк. - М.: Просвещение, 2011. - 356с.
47. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2011. - 192 с.
48. Юдина, Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании [Текст] / Е.Г. Юдина // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 5. - С. 66-73.
49. Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] / Ю.А. Юдчиц // Журнал практического психолога, 1998. - №7. - С. 7-11.
50. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя [Текст] / Н. Янковская // Народное образование. - 2015. - № 6. - С. 147-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ