ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема потенциальной одаренности и ее проявления в дошкольном
возрасте 7
1.2. Методы выявления потенциальной одаренности детей дошкольного
возраста 11
1.3. Методы и формы развития потенциальной одаренности ребенка в
дошкольном возрасте 16
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Организация и методики исследования 25
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 28
2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 34
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: Люди, которые мыслят иначе, инновационны, энергичны, умеют решать проблемы и разрабатывать свежие, перспективные цели, более востребованы в современном российском обществе. Поэтому в образовательной системе все более выраженным становится направление развития не только интеллектуальных способностей детей, но и формирование их собственной творческой инициативности, познавательной активности с целью выявления потенциальной одаренности детей.
Современная наука и практика должны решать широкий круг вопросов, один из которых связан с воспитанием, обучением и развитием детей дошкольного возраста. Внимание ученых привлечено к теме развития и воспитания одаренных дошкольников в результате создания ФГОС ДО. Особенно полезными в этом направлении являются исследования по развитию одаренности и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Потенциальная одаренность связана с такими аспектами как познавательная активность, творческие способности ребенка, она отличается по своей природе от одаренности взрослого человека и к педагогическому воздействию.
Вопросами детской одаренности занимались О.Н. Бакаева, О.В. Барканова, А.К. Белоусова, Д.Б. Богоявленская, и др. Исследователи едины в том, что в работе с потенциально одаренными детьми важно создавать условия для проявления одаренности как формирующегося качества личности, что будет способствовать проявлению способностей и потенциала.
Проблема изучения познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста находит свое отражение в работах Я.А. Пономарева, Е.Е. Туник, Д.Б. Эльконина и др.
Вопросами подготовки детей к обучению в школе занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. Авторы отмечали, что для решения задачи готовности ребенка к школе нужно понимать, что педагогический процесс опирается на обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления познавательных и творческих способностей ребенка, его потенциальной одаренности.
Важность выявления аспектов потенциальной одаренности ребенка связана, с одной стороны, с высокими требованиями к детям, начинающим обучение в школе, а с другой - с тем, что успешность обучения ребенка определяется совокупностью компонентов готовности к школе, сформированных в дошкольном детстве. Необходимо создать психолого-педагогические условия для развития у детей познавательной активности и потенциальной одаренности, что важно для подготовки к дальнейшему обучению в школе, учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в освоении знаний об окружающем мире.
Целью исследования является развитие потенциальной одаренности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
- рассмотреть проблему потенциальной одаренности и ее проявления в дошкольном возрасте;
- исследовать процесс выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать развитие потенциальной одаренности ребенка в дошкольном возрасте;
- организовать экспериментальное исследование и подобрать методики исследования;
- проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента:
- провести анализ результатов контрольного этапа эксперимента Объект исследования: потенциальная одаренность.
Предмет исследования: развитие потенциальной одаренности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию потенциальной одаренности в дошкольном возрасте будет способствовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения об объективных закономерностях психического развития ребенка, раскрытые Л.С. Выготским в теории развития психики;
- подходы к изучению детской одаренности (О. Н. Бакаева, А. К. Белоусова, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес и др.),
- подходы к изучению познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста (Я. А. Пономарев, Е. Торренс, Е. Е. Туник, Д. Б. Эльконин и др.).
Методы научного исследования - анализ литературных источников по проблеме исследования, систематизация, обобщение педагогического опыта;
- эмпирические методы включают: анализ документации, тестирование и анкетирование
- методики: методика экспресс-диагностики интеллектуальных
способностей детей 6 - 7 лет (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной и Е.Н. Задориной; невербальный тест Э. П. Торренса; анкета для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка» (А.Н. Сизанов);
- методы обработки: процентный анализ.
База и выборка исследования: исследование проводили в МБДОУ Детский сад «ХХХХ» г. Красноярск, в старшей дошкольной группе. В исследовании участвовало 20 детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что коррекционная работа с использование разработанной психологической программы по развитию потенциальной одаренности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр может быть использована педагогами и психологами дошкольных образовательных организаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 37 источников.
В выпускной квалификационной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены аспекты потенциальной одаренности детей дошкольного возраста.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что изучение вопросов выявления и развития потенциальной одаренности детей дошкольного возраста, ее связи с познавательной активностью и творческими способностями ребенка является важной областью теоретического и практического исследования и требует дальнейшего изучения.
Необходимо уже в дошкольном возрасте уделять внимание формированию интеллектуальных и творческих способностей детей, поскольку именно данный период является наиболее благоприятным для формирования творческой самостоятельности, познавательной активности, инициативности, являющихся основой потенциальной одаренности детей.
В изучении проблемы потенциальной одаренности детей дошкольного возраста необходимо отметить важность принципа преемственности от работы дошкольной образовательной организации к начальной школе в передаче детям не только знаний, но и любви к творчеству, познанию. В условиях дошкольной образовательной организации важно также включать родителей в процесс развития потенциальной одаренности детей.
Для выявления и развития потенциальной одаренности детей дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование.
Цель экспериментального исследования заключается в выявлении потенциальной одаренности дошкольников и разработке и апробировании психологической программы по развитию потенциальной одаренности дошкольников с использованием дидактических игр.
Экспериментальное исследование проводили на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «ХХХ» г. Красноярск, в старшей дошкольной группе. В исследовании участвовало 20 детей, возраст участников исследования от 6 - 7 лет.
Были подобраны методики для диагностики потенциальной одаренности: методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной и Е.Н. Задориной, невербальный тест Э.П. Торренса, а также проведено анкетирование родителей с помощью анкеты для родителей «Определение уровня проявления способностей ребенка» А.Н. Сизанова.
В ходе проведенного исследования по выявлению особенностей потенциального одаренности детей старшего дошкольного возраста были получены результаты:
- у дошкольников доминирует уровень интеллектуального развития ниже среднего и выше среднего по 25% (по 5 детей). В меньшей степени представлен высокий уровень - 15% (3 ребенка), средний - 20% (4 ребенкай). Низкий уровень развития - 15% (3 ребенка);
- у дошкольников доминируют следующие уровни развития интеллектуальных способностей: средний уровень и выше среднего уровня по субтесту «Осведомленность» - по 45% (по 9 детей); низкий уровень по субтесту «Понимание количественных и качественных соотношении» - 25% (5 детей); уровень выше среднего по субтесту «Логическое мышление» - 35% (7 детей); низкий уровень по субтесту «Математические способности» - 30% (6 детей);
- уровни творческих способностей детей дошкольного возраста по тесту Э.П. Торренса следующие: низкий уровень творческих способностей преобладает у 15% (3 ребенка), ниже нормы у 15% (3 ребенка), несколько ниже нормы у 25% (5 детей). В свою очередь, нормативный уровень развития творческих способностей преобладает у 25% (5 детей), выше нормы у 10% (2 ребенка), высокий уровень, преобладает у 10% (2 ребенка);
- в группе исследуемых дошкольников, по проведенному анкетированию родителей, 25% (5 детей) способных детей, у которых можно развивать креативные, интеллектуальные способности, мотивировать их на дальнейшее развитие. 2 ребенка (10%) относятся в одаренным детям, и у 1 ребенка выявлена яркая одаренность. По дополнительным признакам был определен творческий потенциал, 25% (5 детей) его имеют. Неспособных детей 15% (3 ребенка) и 20% (4 ребенка) неодаренных детей, несмотря на то, что родители их отметили, по нашем мнению при правильно составленной коррекционно-развивающей программе, эти дети могут иметь творческий потенциал;
- потенциальную одаренность в исследуемой группе имеют 4 ребенка (20%), 1 ребенок (5%) имеет предпосылки к потенциальной одаренности. Проведенный анализ показал низкий уровень потенциальной одаренности в исследуемой выборке, а именно: низкий потенциал интеллектуальных способностей и креативности, способности к логическому мышлению, математическим способностям, не сформированный словарный запас, творческого воображения, что свидетельствует о серьезных недостатках этих показателей.
Для развития потенциальной одаренности, нами разработана психологическая программа по развитию потенциальной одаренности дошкольников с использованием дидактических игр. Программа нацелена на максимальное развитие потенциальной одаренности дошкольников, оказания адресной поддержки каждому ребенку, с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка, посредством дидактических игр. Программа состоит из 10 занятий, каждое в свою очередь включает 2-3 игры, в зависимости от сложности и продолжительности задания. Для реализации программы нами разработан тематический план работы и подобран комплекс дидактических игр.
После проведенной коррекционной работы с использование разработанной психологической программы, нами была проведена повторная диагностика.
Результаты показывают эффективность коррекционной работы с использование разработанной психологической программы по развитию потенциальной одаренности дошкольников посредством дидактических игр. на это указывают следующие результаты: высокий уровень интеллектуального развития на контрольном эксперименте показали 6 детей (30%), увеличившись в сравнении с констатирующим на 15% или 3 ребенка; уровни выше среднего и средний, остались прежними; уровень ниже среднего снизился на 10%, низкий уровень на 5 %. В целом 6 детей повысили свои уровни.
Низкий уровень творческих способностей на контрольной эксперименте, преобладает у 10% (было 15%), ниже нормы у 10% (было 15%), несколько ниже нормы у 10% (было 25%). В свою очередь, нормативный уровень развития творческих способностей преобладает у 50% (было 25%), выше нормы у 5% (было 10%) один ребенок повысил свой уровень до очень высокого, высокий уровень, преобладает у 15% (было 10%).
На данный момент потенциальную одаренность в исследуемой группе имеют 6 ребенка (30%), 2 ребенка (10%) имеет предпосылки к потенциальной одаренности. Следовательно можно утверждать, что разработанная психологическая программа по развитию потенциальной одаренности дошкольников посредством дидактических игр
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а именно предположение о том, что развитию потенциальной одаренности в дошкольном возрасте будет способствовать комплекс дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
1. Бабаева Т.И., Крулехт М.В. Михайлова З.А., Гогоберидзе А.Г. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема// Педагогика детства. 2013. №5. С. 7-10.
2. Барканова О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. 228 с.
3. Безрукова Н.П., Барканова О.В. Безруков А.А., Селезова Е.В., Тазьмина А.В. Выявление и развитие потенциально одаренных учащихся сельских школ: проблемы и подходы к их решению // Современные наукоемкие технологии, 2017. №10. С. 84-89.
4. Белоусова А.К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №3. С. 2-4.
5. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. Рабочая концепция одаренности. М.: 2003. 412 с.
6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., Жукова Е.С. К проблеме выявления одаренности у детей младшего возраста // Сборник материалов Ежегодной межд. научно-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №1. С. 78-79.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ- Медиа, 2014. 612 с.
8. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Академия, 2013. 170 с.
9. Волохина Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Ростов н/Д.: Феникс,
2014. 288 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо,
2015. 508 с.
11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2013. №3. C. 106-115.
12. Дорфман Л.Я., Ушаков Д.В. Психология творчества: от классического наследия к новым подходам // Современные исследования творчества Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2012. С. 5-17.
13. Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач: руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи. М.: Бином. 2014. 255 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Академия, 2013. 320 с.
15. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2015.32 с.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов и родителей. М.: Изд. «Гном и Д», 2013. 48 с.
17. Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка- дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного. М.: Владос, 2013. 368 с.
18. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М.: Академический проект: Трикста, 2004. 285 с.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 2016. 384 с.
20. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского ГПУ. 2013. №1. С. 88-92.
21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Владос, 2013. 736 с.
22. Панов В.И. Одаренные дети: теория и практика // Материалы рос. конф., Москва, Дополнительный выпуск. 2001. 208с.
23. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Речь, 2014. 192 с.
24. Полетаева И.В., Хмельницкая К.В., Воронкова С.А., Котенева Т.В. Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2017. № 37 (171). С. 122-124.
25. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: АСТ, 2013. 304 с.
26. Развитие одаренности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / Сост. И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева. Кемерово: Изд. КРИПК, 2012. 45 с.
27. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа, 2000. №1. С.94-100.
28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия. 1971. 334 с.
29. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса: диагностика креативности: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2013. 191 с.
30. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении детей. Минск. 2013.128 с.
31. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности. Магнитогорск. 2013. 55 с.
32. Ходеева С.Ф., Белоусова Е.Ю., Клевцова М.Н. Развитие одаренности детей дошкольного возраста посредством творческой игры // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 232-234.
33. Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей
старшего дошкольного возраста. М.: 2013. 113 с.
34. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.:
Академия. 2013. 560 с.
35. Яценко Л.В. Творчество // Новая философская энциклопедия, 2012. №6. С. 77-80.
36. Тихонов А.Г. Работа с одаренными детьми [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshvozrast.ru.
37. Тюленев, П.В. Как воспитать ребенка одаренным в эпоху новой исторической общности [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mirodarennosti.narod.ru.