Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА В РАМКАХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа №155748

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных УУД учащихся 9 класса 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития УУД учащихся 6
1.2 Структура познавательных УУД учащихся 9 класса 12
1.3 Дидактические условия развития познавательных УУД учащихся 9
класса в рамках внеучебной деятельности по математике 18
Глава 2. Методика развития познавательных УУД учащихся 9 класса в рамках внеучебной деятельности по теме «Задания с модулем» 26
2.1. Цели и содержание внеучебной деятельности по математике,
направленной на развития познавательных УУД учащихся 9 класса 26
2.2. Формы, методы и средства внеучебной деятельности по математике,
направленной на развитие познавательных УУД учащихся 9 класса 35
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 47
Заключение 55
Библиографический список 57

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне, оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса, создают возможность самостоятельного успешного присвоения новых знаний, умений и компетентностей.
В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения, наряду с формированием умений, предусматривает в процессе овладения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД), которое позволяет обеспечить школьникам умение учиться, способность к сознательному самосовершенствованию и саморазвитию [ФГОС ООО].
Анализ результатов проведенной нашей диагностики показывает, что на практике ПУУД развиты в недостаточной степени.
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеучебную деятельность (ВД). Под ВД в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [ФГОС ООО].
Исследования, посвященные различным аспектам проблемы развития ПУУД в рамках ВД освещены в работах Э.Г. Байдалиновой, С.Ч. Батышева, В.А. Полякова, А.Г. Асмолов и С.Н. Чистяковой, Н.Н. Шамрай и др.
Анализ проведенных в последние годы исследования по вопросам развития ПУУД показывает, что, несмотря на наличие теоретических исследования и практического опыта, методик для развития ПУУД в рамках ВД недостаточно.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
□ между потребностью общества в обучающихся владеющими развитыми ПУУД и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении.
□ между достаточным уровнем изученности ПУУД с общих психолого-педагогических позиций и слабой проработанностью методических аспектов развития ПУУД на уроках математики.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики внеучебной деятельности по математике, обучающихся 9 класса, способствующей развитию ПУУД.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования «Развитие познавательных УУД учащихся 9 класса в рамках внеучебной деятельности по математике».
Цель исследования: разработать методику организации ВД по математике, способствующей развитию ПУУД.
Объект исследования: процесс организации ВД по математике обучающихся 9 классов.
Предмет исследования: развития ПУУД обучающихся 9 класса в процессе организации ВД по математике.
Гипотеза: если в процессе организации ВД по математике использовать специальную методику, разработанную в соответствии с выделенными дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития ПУУД.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. выявить психолого-педагогические основы развития ПУУД обучающихся в процессе ВД по математике;
2. выделить дидактические условия развития ПУУД обучающихся в процессе ВД по математике;
3. разработать методику организации ВД по математике, способствующую развитию ПУУД обучающихся и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Внедрение материалов исследования осуществлялась в процессе организации ВД обучающихся МБОУ Гимназия № 7 (г. Красноярск).
Докладывалась: материалы XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Об элективном курсе построения графиков функций с модулем для 9 класса», Красноярск, 2016;XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «О заданиях для элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулем»», Красноярск, 2017;VI Международная научно-практическая конференция - «Об элективном курсе «Графический способ решения уравнений и неравенств с модулем» для 9 класса», Соликамск, 2017; XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на элективном курсе «Модуль»», Красноярск, 2018.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании рассмотрено, что отображает ФГОС и какие образовательные результаты им устанавливаются, а также какие требования предъявляются к результатам изучения учебного предмета «Математика». Какие выделяются метапредметные результаты и что должны они отражать, а также какие действия в себя включает ПУУД, рассматривая их связь через определения со стороны психологии и педагогики.
На основе рассмотренных действий, включенных в ПУУД, которые обеспечивают функцию организации деятельности как деятельности самообразования, их видов, форм и т.д. составлена структура ПУУД.
В конце первой главы были рассмотрены различные определения дидактических условий, определение внеучебной деятельности, а также её роль, цели, задачи, формы.
Во второй главе были выделены цели и виды ВД, определение деятельности, особенности в составление заданий.
Далее давалось определение метода, были описаны различные классификации методов. Подробнее рассматривался метод проектов. А также приведены примеры их организации, описаны формы и средства для организации ВД.
Для того, чтобы проверить эффективность ВД в процессе экспериментальной работы при внедрении метода проектов по теме «Модуль» в 9 классах, необходимым было описать этапы проведения эксперимента, в которые входила вступительная диагностика, состоящая из качества оценки решения задач и методической рекомендации. Далее сделать вывод по результатам диагностики и организовать метод проектов и в заключении сравнить уровень развития ПУУД в экспериментальной и контрольной группах.
Полученные данные позволяют утверждать, что ВД с использованием методов проектов повышает уровень сформированности ПУУД обучающихся 9 классов Гимназии №7 (г. Красноярск). По нашим наблюдениям это обусловлено тем, что учитель активно и в системе использует задания, направленные на формирование универсальных действий, разработанную методику для развития ПУУД.



1. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 4. - 43 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре / Л.И. Боженкова. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 243 с.
5. Боженкова, Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии / Л.И. Боженкова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 205 с.
6. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Петрозаводск, 2002. - 176 с.
7. Воровщиков, С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве оккама» / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 5. - С. 29¬37.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2010. - 671 с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 2012. - 504 с.
10. Гельфман, Э.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики / Э.Г. Гельфман, А.Г. Подстригич // Вестник Томского государственного университета . - 2012. - № 8. - С. 160-166.
11. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
13. Давыдов, В.В., Ломпшер, И., Маркова, А.К. Формирование учебной деятельности школьника / В.В. Давыдов. - М., 1982.
14. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001. - 191 с.
15. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование». Педагогические науки. - 2014. - № 4-6. - С. 16-26.
16. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Теоретические основы / О.Б. Епишева. - Тобольск, 1998. - 158 с.
17. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
18. Иванова, О.А. Межпредметные понятия и формирование универсальных учебных действий при изучении математики / О.А. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 161. - С. 215-219.
19. Иванова, О.А. Обучение функциональной линии на уроках математики в 7- 11 классах на основе метаметодического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О.А. Иванова. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с.
20. Ительсон, Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия / Л.Б. Ительсон // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1964-1980 гг. - М.: Изд- во Моск. Ун-та, 1981.
21. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия // [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru(дата обращения: 18.05.2018)
22. Кондаков, И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. - М., 2000.
23. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
24. Куприянова, М.А. Составление математических задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики основной школы / М.А. Куприянова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 207- 211.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с.
26. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II / Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I / Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
28. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
29. Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А.Ю. Либеров // Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 23-27.
30. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатики // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 3-6.
31. Новикова, Л.Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математике как условие формирования универсальных учебных действий / Л.Ю. Новикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10. - С. 141-144.
32. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
33. Пурышева, Н.С. и др. О метапредметности, методологии и других универсалиях / Н.С. Пурышева, Н.В. Ромашкина, О.А. Крысанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 1. - С. 11-17.
34. Пустовит, Е.А. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы при решении алгебраических задач с модулем :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.А. Пустовит. - Чита, 2015. - 196 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 720 с.
36. Соколов В.Ю. Особенности программы формирования универсальных учебных действий в пространстве совместной деятельности(основная школа) // Научно-педагогическое обозрение. - 2015. - № 4. - Режим доступа. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- programmy-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-prostranstve- sovmestnoy-deyatelnosti-osnovnaya-shkola(дата обращения 23.04.2018)
37. Соловьева, М.С. Построение системы задач для формирования универсальных учебных действий в процессе изучения информатики и математики / М.С. Соловьева // Вопросы современной науки и практики. - 2012. - № 4-42. - С. 136-143.
38. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: т. 1. / В.А. Сухомлинский. - Киев: Педагогика, 1979.
39. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.А. Теплоухова. -2012.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/йосишеп1д/543 (дата обращения 16.12.17).
41. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
43. Яковлева, Е.В. Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование универсальных учебных действий / Е.В. Яковлева, Т.Г. Макусева // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 12. - С. 383-388.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ