РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА В РАМКАХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных УУД учащихся 9 класса 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития УУД учащихся 6
1.2 Структура познавательных УУД учащихся 9 класса 12
1.3 Дидактические условия развития познавательных УУД учащихся 9
класса в рамках внеучебной деятельности по математике 18
Глава 2. Методика развития познавательных УУД учащихся 9 класса в рамках внеучебной деятельности по теме «Задания с модулем» 26
2.1. Цели и содержание внеучебной деятельности по математике,
направленной на развития познавательных УУД учащихся 9 класса 26
2.2. Формы, методы и средства внеучебной деятельности по математике,
направленной на развитие познавательных УУД учащихся 9 класса 35
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных УУД учащихся 9 класса 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития УУД учащихся 6
1.2 Структура познавательных УУД учащихся 9 класса 12
1.3 Дидактические условия развития познавательных УУД учащихся 9
класса в рамках внеучебной деятельности по математике 18
Глава 2. Методика развития познавательных УУД учащихся 9 класса в рамках внеучебной деятельности по теме «Задания с модулем» 26
2.1. Цели и содержание внеучебной деятельности по математике,
направленной на развития познавательных УУД учащихся 9 класса 26
2.2. Формы, методы и средства внеучебной деятельности по математике,
направленной на развитие познавательных УУД учащихся 9 класса 35
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в общественной жизни на мировом и российском уровне, оказывают серьезное влияние на всю систему образования. Приоритетным направлением образования XXI века является целостное развитие личности на основе освоения способов деятельности через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного процесса, создают возможность самостоятельного успешного присвоения новых знаний, умений и компетентностей.
В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения, наряду с формированием умений, предусматривает в процессе овладения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД), которое позволяет обеспечить школьникам умение учиться, способность к сознательному самосовершенствованию и саморазвитию [ФГОС ООО].
Анализ результатов проведенной нашей диагностики показывает, что на практике ПУУД развиты в недостаточной степени.
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеучебную деятельность (ВД). Под ВД в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [ФГОС ООО].
Исследования, посвященные различным аспектам проблемы развития ПУУД в рамках ВД освещены в работах Э.Г. Байдалиновой, С.Ч. Батышева, В.А. Полякова, А.Г. Асмолов и С.Н. Чистяковой, Н.Н. Шамрай и др.
Анализ проведенных в последние годы исследования по вопросам развития ПУУД показывает, что, несмотря на наличие теоретических исследования и практического опыта, методик для развития ПУУД в рамках ВД недостаточно.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
□ между потребностью общества в обучающихся владеющими развитыми ПУУД и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении.
□ между достаточным уровнем изученности ПУУД с общих психолого-педагогических позиций и слабой проработанностью методических аспектов развития ПУУД на уроках математики.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики внеучебной деятельности по математике, обучающихся 9 класса, способствующей развитию ПУУД.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования «Развитие познавательных УУД учащихся 9 класса в рамках внеучебной деятельности по математике».
Цель исследования: разработать методику организации ВД по математике, способствующей развитию ПУУД.
Объект исследования: процесс организации ВД по математике обучающихся 9 классов.
Предмет исследования: развития ПУУД обучающихся 9 класса в процессе организации ВД по математике.
Гипотеза: если в процессе организации ВД по математике использовать специальную методику, разработанную в соответствии с выделенными дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития ПУУД.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. выявить психолого-педагогические основы развития ПУУД обучающихся в процессе ВД по математике;
2. выделить дидактические условия развития ПУУД обучающихся в процессе ВД по математике;
3. разработать методику организации ВД по математике, способствующую развитию ПУУД обучающихся и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Внедрение материалов исследования осуществлялась в процессе организации ВД обучающихся МБОУ Гимназия № 7 (г. Красноярск).
Докладывалась: материалы XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Об элективном курсе построения графиков функций с модулем для 9 класса», Красноярск, 2016;XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «О заданиях для элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулем»», Красноярск, 2017;VI Международная научно-практическая конференция - «Об элективном курсе «Графический способ решения уравнений и неравенств с модулем» для 9 класса», Соликамск, 2017; XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на элективном курсе «Модуль»», Красноярск, 2018.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения, наряду с формированием умений, предусматривает в процессе овладения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД), которое позволяет обеспечить школьникам умение учиться, способность к сознательному самосовершенствованию и саморазвитию [ФГОС ООО].
Анализ результатов проведенной нашей диагностики показывает, что на практике ПУУД развиты в недостаточной степени.
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеучебную деятельность (ВД). Под ВД в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [ФГОС ООО].
Исследования, посвященные различным аспектам проблемы развития ПУУД в рамках ВД освещены в работах Э.Г. Байдалиновой, С.Ч. Батышева, В.А. Полякова, А.Г. Асмолов и С.Н. Чистяковой, Н.Н. Шамрай и др.
Анализ проведенных в последние годы исследования по вопросам развития ПУУД показывает, что, несмотря на наличие теоретических исследования и практического опыта, методик для развития ПУУД в рамках ВД недостаточно.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
□ между потребностью общества в обучающихся владеющими развитыми ПУУД и недостаточной подготовленностью обучающихся в этом направлении.
□ между достаточным уровнем изученности ПУУД с общих психолого-педагогических позиций и слабой проработанностью методических аспектов развития ПУУД на уроках математики.
Проблема данного исследования вытекает из выделенных противоречий и состоит в разработке методики внеучебной деятельности по математике, обучающихся 9 класса, способствующей развитию ПУУД.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования «Развитие познавательных УУД учащихся 9 класса в рамках внеучебной деятельности по математике».
Цель исследования: разработать методику организации ВД по математике, способствующей развитию ПУУД.
Объект исследования: процесс организации ВД по математике обучающихся 9 классов.
Предмет исследования: развития ПУУД обучающихся 9 класса в процессе организации ВД по математике.
Гипотеза: если в процессе организации ВД по математике использовать специальную методику, разработанную в соответствии с выделенными дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития ПУУД.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. выявить психолого-педагогические основы развития ПУУД обучающихся в процессе ВД по математике;
2. выделить дидактические условия развития ПУУД обучающихся в процессе ВД по математике;
3. разработать методику организации ВД по математике, способствующую развитию ПУУД обучающихся и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Внедрение материалов исследования осуществлялась в процессе организации ВД обучающихся МБОУ Гимназия № 7 (г. Красноярск).
Докладывалась: материалы XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Об элективном курсе построения графиков функций с модулем для 9 класса», Красноярск, 2016;XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «О заданиях для элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулем»», Красноярск, 2017;VI Международная научно-практическая конференция - «Об элективном курсе «Графический способ решения уравнений и неравенств с модулем» для 9 класса», Соликамск, 2017; XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на элективном курсе «Модуль»», Красноярск, 2018.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
В исследовании рассмотрено, что отображает ФГОС и какие образовательные результаты им устанавливаются, а также какие требования предъявляются к результатам изучения учебного предмета «Математика». Какие выделяются метапредметные результаты и что должны они отражать, а также какие действия в себя включает ПУУД, рассматривая их связь через определения со стороны психологии и педагогики.
На основе рассмотренных действий, включенных в ПУУД, которые обеспечивают функцию организации деятельности как деятельности самообразования, их видов, форм и т.д. составлена структура ПУУД.
В конце первой главы были рассмотрены различные определения дидактических условий, определение внеучебной деятельности, а также её роль, цели, задачи, формы.
Во второй главе были выделены цели и виды ВД, определение деятельности, особенности в составление заданий.
Далее давалось определение метода, были описаны различные классификации методов. Подробнее рассматривался метод проектов. А также приведены примеры их организации, описаны формы и средства для организации ВД.
Для того, чтобы проверить эффективность ВД в процессе экспериментальной работы при внедрении метода проектов по теме «Модуль» в 9 классах, необходимым было описать этапы проведения эксперимента, в которые входила вступительная диагностика, состоящая из качества оценки решения задач и методической рекомендации. Далее сделать вывод по результатам диагностики и организовать метод проектов и в заключении сравнить уровень развития ПУУД в экспериментальной и контрольной группах.
Полученные данные позволяют утверждать, что ВД с использованием методов проектов повышает уровень сформированности ПУУД обучающихся 9 классов Гимназии №7 (г. Красноярск). По нашим наблюдениям это обусловлено тем, что учитель активно и в системе использует задания, направленные на формирование универсальных действий, разработанную методику для развития ПУУД.
На основе рассмотренных действий, включенных в ПУУД, которые обеспечивают функцию организации деятельности как деятельности самообразования, их видов, форм и т.д. составлена структура ПУУД.
В конце первой главы были рассмотрены различные определения дидактических условий, определение внеучебной деятельности, а также её роль, цели, задачи, формы.
Во второй главе были выделены цели и виды ВД, определение деятельности, особенности в составление заданий.
Далее давалось определение метода, были описаны различные классификации методов. Подробнее рассматривался метод проектов. А также приведены примеры их организации, описаны формы и средства для организации ВД.
Для того, чтобы проверить эффективность ВД в процессе экспериментальной работы при внедрении метода проектов по теме «Модуль» в 9 классах, необходимым было описать этапы проведения эксперимента, в которые входила вступительная диагностика, состоящая из качества оценки решения задач и методической рекомендации. Далее сделать вывод по результатам диагностики и организовать метод проектов и в заключении сравнить уровень развития ПУУД в экспериментальной и контрольной группах.
Полученные данные позволяют утверждать, что ВД с использованием методов проектов повышает уровень сформированности ПУУД обучающихся 9 классов Гимназии №7 (г. Красноярск). По нашим наблюдениям это обусловлено тем, что учитель активно и в системе использует задания, направленные на формирование универсальных действий, разработанную методику для развития ПУУД.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА В РАМКАХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА В РАМКАХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Внеклассные мероприятия как элемент среды для формирования познавательного интереса второклассников МАОУ СШ №55 г.Красноярска при решении занимательных задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся
5 класса на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - КРУЖОК КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Методическая система организации математического досуга школьников
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников младших классов.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



