Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Работа №155747

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «пространственное мышление»,
«развитое пространственное мышление» 6
1.2. Особенности развития пространственного мышления младших
подростков 13
1.3. Формы и методы развития пространственного мышления младших
подростков 22
1.4. Кинетическая скульптура как средство развития пространственного
мышления 31
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ....41
2.1. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по
исследованию актуального уровня развития пространственного мышления у младших подростков 41
2.2. Тематический план серии занятий и методических рекомендаций, направленных на развитие пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.49
Выводы по главе II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68


Современный мир требует от человека мобильности. Поэтому значимость пространственного мышления возросла. Мы должны уметь анализировать поступающую информацию, мыслить абстрактными понятиями. Если у первобытного человека, пространственное мышление было способом ориентироваться в пространстве, то сейчас, благодаря ему человек совершенствуется интеллектуально и профессионально.
Умение ориентироваться в пространстве не только помогает найти выход из тупиковой ситуации, но еще и создает условия для активной умственной деятельности, в процессе которой человек может активизировать все свои ресурсы и справляться с той или иной задачей, стоящей перед ним.
Согласно мнению Ю. И. Кузнецовой в современных школах отсутствует единая система развития пространственного мышления.[29, с. 1].О взаимосвязи учебной успешности обучающихся и пространственным мышлением упоминала С. А. Коногорская. В своей диссертации она приводит данные отечественных специалистов (Т. В. Ахутина, З. И. Калмыкова, Н. М. Пылаева и др.), где говорится о том, что «несформированность пространственных функций является одной из главных причин учебных трудностей» [25, с. 4]. Одновременно она говорит о том, что в современной практике недостаточно развиты методы стимулирования успеваемости школьников, посредством развития пространственного мышления.
Данной проблемой начали интересоваться российские ученные в области педагогики и психологии с 60-80 гг. XX века. Проводили исследования по данной тематике такие ученые как Б.Г Ананьева, И.С Якиманская, В.С Столетнев, М.Н Шардаков, И. Я. Каплунович, О. А. Гончаров, Н.Е. Емельянова, П.И. Истомина, И. А. Красоткина, В. А. Понаморенко, М. М. Семаго. В своих работах они занимались описыванием структуры пространственного мышления. В области нейропсихологии пространственным восприятием, представлением, мышлением занимаются такие выдающиеся ученные, как Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, А.Р. Лурия. Я. А. Меерсон, Е.Д Хомская. Они выделяют главное в своей работе - причины и последствия нарушения пространственных функций.
Также пространственное мышление подростков, как правило, изучается на решение математических, графических задач (А. Г. Белоусова, Г. Д. Глейзер, В. А. Далингер, И. Я. Каплунович, М. А. Холодная, И. С. Якиманская и др.).
На основе изучения научного материала, можно сказать, что нет единого систематического исследования в области пространственного мышления. Исследования совершаются на основе одного вида деятельности, где условием эффективности является пространственное мышление. Например, решение математических, графических задач, ориентировка в пространстве. К сожалению, работы, где рассматривалось бы развитие пространственного мышления подростков посредством художественного материала, нам не встречалось, поэтому актуальность данной работы заключается в исследовании процесса развития пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.
Цель исследования: изучить проблему развития пространственного мышления, составить серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на развитие пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у младших подростков.
Предмет исследования: создание кинетической скульптуры как способ развития пространственного мышления младших подростков.
Гипотеза исследования: занятия по созданию кинетической скульптуры будут способствовать развитию пространственного мышления младших подростков, если:
- содержание занятий будет направлено на развитие умения переносить образы из двумерного пространства в трехмерное, умения вращать образ в аксонометрической проекции, способности измерять пространственное положение образа;
- занятия будут проходить систематически, с учетом накопления практического опыта.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственное мышление», «развитое пространственное мышление».
2. Выявить особенности развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
3. Изучить способы развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
4. Изучить кинетическую скульптуру как средство развитие
пространственного мышления.
5. Составить план экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
6. Разработать серию занятий и методические рекомендации к ним, направленных на формирование пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста, через создание кинетической скульптуры.
Методы исследования: общенаучные методы исследования (анализ научной литературы, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, метод математической статистики).
База опытно-практической работы: МАОУ «КУГ №1 Универс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 18 обучающихся в возрасте 11-13 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по пространственному мышлению, мы выявили, что проблема является актуальной. Так как хоть и научные исследования в этой области ведутся достаточно давно, за это время не сформировалось единого принципа развития. Это подробно можно прочитать в исследовании Якиманской И.С.
Развитие пространственного мышления является значимым для развития интеллектуального уровня личности в целом, ведь умение ориентироваться в пространстве не только помогает найти выход из тупиковой ситуации, но еще и создает условия для активной умственной деятельности, в процессе которой человек может активизировать все свои ресурсы и справляться с той или иной задачей, стоящей перед ним.
Пространственное мышление младших подростков зависит от ряда факторов. Но в целом к подростковому возрасту у человека уже должно сформироваться ориентация по сторонам света и внутренней точки отсчета. Мышление носит более усложненную структуру, но оно еще не сформировано окончательно. Образное мышление уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Ребенок стремится познать, находящаяся вокруг него, общество. Поэтому именно в этом возрасте важно не упустить развитие ребенка.
Одним из способов развития пространственного мышления является кинетическая скульптура. Это современный, новый вид, осмысления скульптуры. В ней интересно все: процесс, динамика, интерактивность, и, наконец - время, обогатившее трехмерное пространство четвертым измерением. Здесь уже пространственные отношения можно рассматривать в четырех измерениях, что не сказать это о других видах изобразительно искусства.
Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления младших подростков, которое показало, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни. Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на развитие пространственного мышления обучающихся младшего подросткового возраста.
При разработке плана занятий учитывались психолого-возрастные особенности развития обучающихся и создали серию занятий, способную заинтересовать ученика, развить теоретические и практические навыки.
В серии занятий основу составляют уроки практических работ, направленные на развитие пространственного мышления. Практические уроки направлены на групповую работу обучающихся, представляют наиболее эффективные и благоприятные возможности для углубления теоретических знаний, а также выработки пространственного мышления.
Перед практическими занятиями важно провести уроки-лекции, уроки- беседы, так как именно в них происходит комплексное формирование знаний обучающихся, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, эстетический. Серия занятий была спланирована так, чтобы обучающиеся узнавали новое, а также успевали выполнять намеченную часть практической работы.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным способом развития пространственного мышления младших подростков является создание кинетической скульптуры.



1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. Спб.: Питер, 2008. 320 с.
3. Бадеева А.В Кананчук Л.А. Педагогические условия развития
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития общество с ограниченной ответственностью «Центр Научного
Сотрудничества Интерактив Плюс». 2015. №4(7). С. 33- 35.
4. Бенданс Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. Спб.: Питер, 2009. 431 с.
5. Боброева Г.М. Метод вспомогательного параллелепипеда в развитии пространственного мышления // Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Т.Базылева «Классическая и современная геометрия» (г. Москва, 22-25 апреля 2019 г.). Ош, Кыргызстан: Ошский государственный университет, 2019. С 61¬62.
6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и обобщение. Самара.: Дом печати, 1999. 128 с.
7. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 63-71.
8. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Педагогика, 1968. 576с.
9. Галкин, Д.В. Эстетика кибернетического искусства 1950-1960-х гг.: алгоритмическая живопись и роботизированная скульптура // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 79-86.
10. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1961. 89 с.
11. Гончаров О.А., Емельянова Н.Е. Влияние спортивной деятельности на развитие восприятия перспективы // Вопросы психологии. 2007. №5. С. 76-89.
12. Далингер В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: учеб. пособие. Омск.: ОГПИ, 1992. 95 с.
13. Дубровина И.В., Данилов Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.
14. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Спб.: Питер, 2003. 366 с.
16. Ильиных А.В. Развитие пространственного мышления подростков на основе арттехнологии «макетирование» // Региональная научно-практическая конференция «современное начальное образование: проблемы и перспективы развития «в рамках XIX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых» молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 26-27 апреля 2018 г.). Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. С 28-39.
17. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 39 с.
18. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития
пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 60¬68.
19. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления // вопросы психологии. 1986. №2. С. 56-66.
20. Каплунович И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления // Вопросы психологии. 1987. №6. С. 115— 122.
21. Каплунович И.Я. О Структуре пространственного мышления при
решении математических задач // Вопросы психологии. 1978. № 3. С.
75-84.
22. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной
деятельности. М.: Изд-Во АПН РСФСР, 1959. 304 с.
23. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 288 с.
24. Коногорская С.А. Половозрастные особенности пространственного
мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: дис. д-ра психол. наук. М., 2015. 417с.
25. Коногорская С.А. Взаимосвязь сформированности пространственного мышления с успешностью овладения учебными навыками у младших школьников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образование детей в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования» (г. Чебоксары, 12 мая 2016г.). Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016. С.51-55.
26. Корашвили Н.Ш. Влияние особенностей зрительного восприятия на овладение графической деятельностью детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. психол. наук. М., 2009. 221 с.
27. Косенок С.М., Рассказов Ф.Д. Управление образовательными системами: учебно-методическое пособие. Сургут.: Издательский центр СурГУ, 2012. 53 с.
28. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1978. 144с.
29. Кузнецова Ю.И. Развитие компонентов пространственного мышления обучающихся на уроках геометрии//Вестник науки и образования. 2017. т.3. №3 (27). С. 95-98.
30. Лантери Э. Лепка. М.: Академия художеств в СССЗ, 1963. 336 с.
31. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Академия, 1994.
32. Липов, А.Н. Оптико-кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: Изд- во ИФ РАН, 2006. С. 144-161.
33. Мкртычев С.В. Объектно-структурный подход к моделированию
проблемноориентированных систем сбора и обработки учетно-аналитической информации // Известия томского политехнического университета. 2014. Т. 325. №5. С. 66-71.
34. Немов Р.С. Психология: в 3 Кн. М.: Владос, 1999. 640с.
35. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Том 1. М.: Теревинф, 2009. 288 с.
36. Ньокиктьен, Ч. Детская поведенческая неврология. М.: Теревинф, 2010. 336 с.
37. Осипов П.А. Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения// Психология и педагогика. 2013. №2. С. 157-160.
38. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Спб.: Питер, 1999. 228 с.
39. Панов В.И. Психолого-дидактическая система «одаренные дети:
выявление обучение - развитие» // Материалы российской конференции «Одаренные дети: теория и практика». (г. Москва, 28-30 марта 2001 г.) / под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 2001. С. 5¬25.
40. Постославский И.З. Тренировка образного мышления: тренажер.вправи:У 4-х вип. Одеса.: Маяк, 1997. 168 с.
41. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений: сборник научных статей / под ред. Б. Г. Ананьева И Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 200 с.
42. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Педагогика, 2009. 207 с.
43. Ройтман, И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000. 240 с.
44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Спб.: Речь, 2006. 384 с.
45. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005. 319 с.
46. Столетнев В.С. Оперирование пространственными образами при
решении задач // Новые исследования психологии. 1979. № 1. С. 41-45.
47. Стушная И.А. Произведения кинетического искусства: художественные особенности и основные функции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-5(86). С. 221-224.
48. Судакова О.Н. Урбанистическое искусство: территория социальных интересов или разговор о новой форме эстетики // Труды института бизнес-коммуникаций. 2017. Т. 1. С. 160-166.
49. Сукиасян А.А. Исследование различных направлений развития психологии и педагогики // сборник статей международной научно¬практической конференции «Исследование различных направлений развития психологии и педагогики» (Оренбург, 13 апреля 2017г.). Уфа: Аэтерна, 2017. С. 207-210.
50. Трещалов Н.А., Шамиров Ш.О. Метод развития пространственного мышления детей посредством технологии 3d // Научный альманах. 2016. № 12-3(26). С. 184-185
51. Федосеева А.М. Сравнительный анализ эффектов в психологическом развитии младших школьников в разных системах обучения, или что развивают развивающие системы обучения // Начальная школа плюс до и после. 2014. №2. С. 29-34.
52. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Академия, 1995. 425 с.
53. Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. М.: учпедгиз, 1955. 263 с.
54. Шемякин Ф.Н. Особенности пространственных представлений у
подростков и молодежи // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. №24. С. 933-936.
55. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. 1959. Т. 1. С. 140-142.
56. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
57. Волков Е. Скульптура, ее разновидности, жанры и материалы для
изготовления [Электронный ресурс] // Материаловед: федеральный сайт. URL: ййр://материаловед.рф/з1ай/зки1р1ига-ее-гагпоу14позй-7Йапгу-1-
materialy-dlyaizgotovleniya (дата обращения: 13. 12. 2016).
58. Карпов А.А. Общая Психология [Электронный Ресурс ] // Практическое
мышлении. URL: Https://Psyera.Ru/Prakticheskoe-Myshlenie-2094.Htm
(Дата Обращения11.09.2019).
59. Кинетические скульптуры Энтони Хоу [Электронный ресурс]. URL: http://tehne.com/event/arhivsyachina/kineticheskie-skulptury-entoni-hou (дата обращения: 17. 11. 2019)
60. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный Ресурс]. М.: ФЛИНТА, 2014. 144с // Н.Ф. Яковлева. URL: Https://Freedocs.Xyz/Pdf-462991914 (Дата Обращения 11.09.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ