РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «пространственное мышление»,
«развитое пространственное мышление» 6
1.2. Особенности развития пространственного мышления младших
подростков 13
1.3. Формы и методы развития пространственного мышления младших
подростков 22
1.4. Кинетическая скульптура как средство развития пространственного
мышления 31
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ....41
2.1. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по
исследованию актуального уровня развития пространственного мышления у младших подростков 41
2.2. Тематический план серии занятий и методических рекомендаций, направленных на развитие пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.49
Выводы по главе II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «пространственное мышление»,
«развитое пространственное мышление» 6
1.2. Особенности развития пространственного мышления младших
подростков 13
1.3. Формы и методы развития пространственного мышления младших
подростков 22
1.4. Кинетическая скульптура как средство развития пространственного
мышления 31
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ....41
2.1. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по
исследованию актуального уровня развития пространственного мышления у младших подростков 41
2.2. Тематический план серии занятий и методических рекомендаций, направленных на развитие пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.49
Выводы по главе II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Современный мир требует от человека мобильности. Поэтому значимость пространственного мышления возросла. Мы должны уметь анализировать поступающую информацию, мыслить абстрактными понятиями. Если у первобытного человека, пространственное мышление было способом ориентироваться в пространстве, то сейчас, благодаря ему человек совершенствуется интеллектуально и профессионально.
Умение ориентироваться в пространстве не только помогает найти выход из тупиковой ситуации, но еще и создает условия для активной умственной деятельности, в процессе которой человек может активизировать все свои ресурсы и справляться с той или иной задачей, стоящей перед ним.
Согласно мнению Ю. И. Кузнецовой в современных школах отсутствует единая система развития пространственного мышления.[29, с. 1].О взаимосвязи учебной успешности обучающихся и пространственным мышлением упоминала С. А. Коногорская. В своей диссертации она приводит данные отечественных специалистов (Т. В. Ахутина, З. И. Калмыкова, Н. М. Пылаева и др.), где говорится о том, что «несформированность пространственных функций является одной из главных причин учебных трудностей» [25, с. 4]. Одновременно она говорит о том, что в современной практике недостаточно развиты методы стимулирования успеваемости школьников, посредством развития пространственного мышления.
Данной проблемой начали интересоваться российские ученные в области педагогики и психологии с 60-80 гг. XX века. Проводили исследования по данной тематике такие ученые как Б.Г Ананьева, И.С Якиманская, В.С Столетнев, М.Н Шардаков, И. Я. Каплунович, О. А. Гончаров, Н.Е. Емельянова, П.И. Истомина, И. А. Красоткина, В. А. Понаморенко, М. М. Семаго. В своих работах они занимались описыванием структуры пространственного мышления. В области нейропсихологии пространственным восприятием, представлением, мышлением занимаются такие выдающиеся ученные, как Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, А.Р. Лурия. Я. А. Меерсон, Е.Д Хомская. Они выделяют главное в своей работе - причины и последствия нарушения пространственных функций.
Также пространственное мышление подростков, как правило, изучается на решение математических, графических задач (А. Г. Белоусова, Г. Д. Глейзер, В. А. Далингер, И. Я. Каплунович, М. А. Холодная, И. С. Якиманская и др.).
На основе изучения научного материала, можно сказать, что нет единого систематического исследования в области пространственного мышления. Исследования совершаются на основе одного вида деятельности, где условием эффективности является пространственное мышление. Например, решение математических, графических задач, ориентировка в пространстве. К сожалению, работы, где рассматривалось бы развитие пространственного мышления подростков посредством художественного материала, нам не встречалось, поэтому актуальность данной работы заключается в исследовании процесса развития пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.
Цель исследования: изучить проблему развития пространственного мышления, составить серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на развитие пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у младших подростков.
Предмет исследования: создание кинетической скульптуры как способ развития пространственного мышления младших подростков.
Гипотеза исследования: занятия по созданию кинетической скульптуры будут способствовать развитию пространственного мышления младших подростков, если:
- содержание занятий будет направлено на развитие умения переносить образы из двумерного пространства в трехмерное, умения вращать образ в аксонометрической проекции, способности измерять пространственное положение образа;
- занятия будут проходить систематически, с учетом накопления практического опыта.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственное мышление», «развитое пространственное мышление».
2. Выявить особенности развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
3. Изучить способы развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
4. Изучить кинетическую скульптуру как средство развитие
пространственного мышления.
5. Составить план экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
6. Разработать серию занятий и методические рекомендации к ним, направленных на формирование пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста, через создание кинетической скульптуры.
Методы исследования: общенаучные методы исследования (анализ научной литературы, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, метод математической статистики).
База опытно-практической работы: МАОУ «КУГ №1 Универс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 18 обучающихся в возрасте 11-13 лет.
Умение ориентироваться в пространстве не только помогает найти выход из тупиковой ситуации, но еще и создает условия для активной умственной деятельности, в процессе которой человек может активизировать все свои ресурсы и справляться с той или иной задачей, стоящей перед ним.
Согласно мнению Ю. И. Кузнецовой в современных школах отсутствует единая система развития пространственного мышления.[29, с. 1].О взаимосвязи учебной успешности обучающихся и пространственным мышлением упоминала С. А. Коногорская. В своей диссертации она приводит данные отечественных специалистов (Т. В. Ахутина, З. И. Калмыкова, Н. М. Пылаева и др.), где говорится о том, что «несформированность пространственных функций является одной из главных причин учебных трудностей» [25, с. 4]. Одновременно она говорит о том, что в современной практике недостаточно развиты методы стимулирования успеваемости школьников, посредством развития пространственного мышления.
Данной проблемой начали интересоваться российские ученные в области педагогики и психологии с 60-80 гг. XX века. Проводили исследования по данной тематике такие ученые как Б.Г Ананьева, И.С Якиманская, В.С Столетнев, М.Н Шардаков, И. Я. Каплунович, О. А. Гончаров, Н.Е. Емельянова, П.И. Истомина, И. А. Красоткина, В. А. Понаморенко, М. М. Семаго. В своих работах они занимались описыванием структуры пространственного мышления. В области нейропсихологии пространственным восприятием, представлением, мышлением занимаются такие выдающиеся ученные, как Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, А.Р. Лурия. Я. А. Меерсон, Е.Д Хомская. Они выделяют главное в своей работе - причины и последствия нарушения пространственных функций.
Также пространственное мышление подростков, как правило, изучается на решение математических, графических задач (А. Г. Белоусова, Г. Д. Глейзер, В. А. Далингер, И. Я. Каплунович, М. А. Холодная, И. С. Якиманская и др.).
На основе изучения научного материала, можно сказать, что нет единого систематического исследования в области пространственного мышления. Исследования совершаются на основе одного вида деятельности, где условием эффективности является пространственное мышление. Например, решение математических, графических задач, ориентировка в пространстве. К сожалению, работы, где рассматривалось бы развитие пространственного мышления подростков посредством художественного материала, нам не встречалось, поэтому актуальность данной работы заключается в исследовании процесса развития пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.
Цель исследования: изучить проблему развития пространственного мышления, составить серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на развитие пространственного мышления младших подростков посредством создания кинетической скульптуры.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у младших подростков.
Предмет исследования: создание кинетической скульптуры как способ развития пространственного мышления младших подростков.
Гипотеза исследования: занятия по созданию кинетической скульптуры будут способствовать развитию пространственного мышления младших подростков, если:
- содержание занятий будет направлено на развитие умения переносить образы из двумерного пространства в трехмерное, умения вращать образ в аксонометрической проекции, способности измерять пространственное положение образа;
- занятия будут проходить систематически, с учетом накопления практического опыта.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственное мышление», «развитое пространственное мышление».
2. Выявить особенности развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
3. Изучить способы развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
4. Изучить кинетическую скульптуру как средство развитие
пространственного мышления.
5. Составить план экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста.
6. Разработать серию занятий и методические рекомендации к ним, направленных на формирование пространственного мышления учащихся младшего подросткового возраста, через создание кинетической скульптуры.
Методы исследования: общенаучные методы исследования (анализ научной литературы, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, метод математической статистики).
База опытно-практической работы: МАОУ «КУГ №1 Универс» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 18 обучающихся в возрасте 11-13 лет.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по пространственному мышлению, мы выявили, что проблема является актуальной. Так как хоть и научные исследования в этой области ведутся достаточно давно, за это время не сформировалось единого принципа развития. Это подробно можно прочитать в исследовании Якиманской И.С.
Развитие пространственного мышления является значимым для развития интеллектуального уровня личности в целом, ведь умение ориентироваться в пространстве не только помогает найти выход из тупиковой ситуации, но еще и создает условия для активной умственной деятельности, в процессе которой человек может активизировать все свои ресурсы и справляться с той или иной задачей, стоящей перед ним.
Пространственное мышление младших подростков зависит от ряда факторов. Но в целом к подростковому возрасту у человека уже должно сформироваться ориентация по сторонам света и внутренней точки отсчета. Мышление носит более усложненную структуру, но оно еще не сформировано окончательно. Образное мышление уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Ребенок стремится познать, находящаяся вокруг него, общество. Поэтому именно в этом возрасте важно не упустить развитие ребенка.
Одним из способов развития пространственного мышления является кинетическая скульптура. Это современный, новый вид, осмысления скульптуры. В ней интересно все: процесс, динамика, интерактивность, и, наконец - время, обогатившее трехмерное пространство четвертым измерением. Здесь уже пространственные отношения можно рассматривать в четырех измерениях, что не сказать это о других видах изобразительно искусства.
Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления младших подростков, которое показало, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни. Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на развитие пространственного мышления обучающихся младшего подросткового возраста.
При разработке плана занятий учитывались психолого-возрастные особенности развития обучающихся и создали серию занятий, способную заинтересовать ученика, развить теоретические и практические навыки.
В серии занятий основу составляют уроки практических работ, направленные на развитие пространственного мышления. Практические уроки направлены на групповую работу обучающихся, представляют наиболее эффективные и благоприятные возможности для углубления теоретических знаний, а также выработки пространственного мышления.
Перед практическими занятиями важно провести уроки-лекции, уроки- беседы, так как именно в них происходит комплексное формирование знаний обучающихся, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, эстетический. Серия занятий была спланирована так, чтобы обучающиеся узнавали новое, а также успевали выполнять намеченную часть практической работы.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным способом развития пространственного мышления младших подростков является создание кинетической скульптуры.
Развитие пространственного мышления является значимым для развития интеллектуального уровня личности в целом, ведь умение ориентироваться в пространстве не только помогает найти выход из тупиковой ситуации, но еще и создает условия для активной умственной деятельности, в процессе которой человек может активизировать все свои ресурсы и справляться с той или иной задачей, стоящей перед ним.
Пространственное мышление младших подростков зависит от ряда факторов. Но в целом к подростковому возрасту у человека уже должно сформироваться ориентация по сторонам света и внутренней точки отсчета. Мышление носит более усложненную структуру, но оно еще не сформировано окончательно. Образное мышление уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Ребенок стремится познать, находящаяся вокруг него, общество. Поэтому именно в этом возрасте важно не упустить развитие ребенка.
Одним из способов развития пространственного мышления является кинетическая скульптура. Это современный, новый вид, осмысления скульптуры. В ней интересно все: процесс, динамика, интерактивность, и, наконец - время, обогатившее трехмерное пространство четвертым измерением. Здесь уже пространственные отношения можно рассматривать в четырех измерениях, что не сказать это о других видах изобразительно искусства.
Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления младших подростков, которое показало, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни. Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на развитие пространственного мышления обучающихся младшего подросткового возраста.
При разработке плана занятий учитывались психолого-возрастные особенности развития обучающихся и создали серию занятий, способную заинтересовать ученика, развить теоретические и практические навыки.
В серии занятий основу составляют уроки практических работ, направленные на развитие пространственного мышления. Практические уроки направлены на групповую работу обучающихся, представляют наиболее эффективные и благоприятные возможности для углубления теоретических знаний, а также выработки пространственного мышления.
Перед практическими занятиями важно провести уроки-лекции, уроки- беседы, так как именно в них происходит комплексное формирование знаний обучающихся, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, эстетический. Серия занятий была спланирована так, чтобы обучающиеся узнавали новое, а также успевали выполнять намеченную часть практической работы.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным способом развития пространственного мышления младших подростков является создание кинетической скульптуры.



