РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АРТ-ТЕХНОЛОГИЮ «МАКЕТИРОВАНИЕ»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста через арт-технологию «макетирование» 7
1.1. Сущность и содержание понятия «пространственное мышление» 7
1.2. Характеристика пространственного мышления учащихся младшего
школьного возраста 14
1.3. Основные способы и приемы развития пространственного
мышления в младшем школьном возрасте 20
1.4. Арт-технология «макетирование» как средство развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста 24
Выводы первой главы 30
Глава II. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста через арт-технологию «макетирование» 32
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего
эксперимента по выявлению актуального уровня пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста 32
2.2. Комплекс занятий в арт-технологии «макетирование» и методические рекомендации к ним, направленные на развитие пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста 40
Выводы второй главы 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56
Глава I. Теоретические основы развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста через арт-технологию «макетирование» 7
1.1. Сущность и содержание понятия «пространственное мышление» 7
1.2. Характеристика пространственного мышления учащихся младшего
школьного возраста 14
1.3. Основные способы и приемы развития пространственного
мышления в младшем школьном возрасте 20
1.4. Арт-технология «макетирование» как средство развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста 24
Выводы первой главы 30
Глава II. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста через арт-технологию «макетирование» 32
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего
эксперимента по выявлению актуального уровня пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста 32
2.2. Комплекс занятий в арт-технологии «макетирование» и методические рекомендации к ним, направленные на развитие пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста 40
Выводы второй главы 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 56
Современное образование и воспитание уделяет большое внимание гармоничному и полноценному развитию не только важнейших психических процессов, интеллектуальной, нравственной и духовной сфер, но и становлению личности ребенка. Большую роль в развитии личности ребенка играют пространственные представления, лежащие в основе пространственного мышления. Развитое пространственное мышление необходимо не только людям, связанным с построением чертежей, строительством и так далее. Мы живем в предметном мире и ежедневно сталкиваемся с необходимостью представлять вид и структуру объектов окружающего мира, их расположение. Поэтому развитый данный вид мышления необходим каждому человеку не только для правильной ориентации в пространстве, но и для успешного существования в обществе, успешного познания и активного преобразования действительности.
Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, учебной и трудовой деятельности (исследования А.Д. Ботвинникова, Л. Л. Гуровой, Е.И. Игнатьева, С.Н. Кабановой-Миллер, В.И. Киреенко, Т.В. Кудрявцева, Н.П. Линьковой, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной и другие) [35, с. 5].
Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова, об её актуальности пишется уже не одно десятилетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг. мало что изменилось в решении этой проблемы.
Исследования, проведенные И.С. Якиманской в 1954—1955 гг. и в 1974— 1975 гг., тестирование И.Я. Каплуновича в 1994—1995 учебных годах не обнаружили значимых изменений в развитии пространственного мышления у нынешних школьников и учащихся, обучавшихся двадцать и сорок лет назад. По данным исследований, дети с различными вариантами трудностей в обучении составляют не менее 20-30% детской популяции, а в начальной школе их число увеличивается до 40% обучающихся [3]. При этом недостаточная сформированность пространственных функций является одной из основных причин таких трудностей. И если обучающиеся с трудностями речевого характера в достаточной мере обеспечены возможностями получения психолого-педагогической помощи, то с учениками со слабо развитой способностью восприятия и переработки пространственной информации готовы работать лишь единицы специалистов.
Пространственное мышление выступает важной составляющей учебной успешности обучающихся. Оно участвует как в овладении основными учебными навыками на начальной ступени обучения, так и в формировании специальных способностей выпускников. Исследование, проведенное С.А. Коногорской в 2017 году, показало, что школьное обучение в целом способствует развитию пространственного мышления учащихся, однако не достаточно эффективно для достижения целей формирования пространственного мышления высокого уровня [13].
Интерес к теме «Арт-технология «макетирование» как средство развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста» вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Её актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка и период младшего школьного возраста является сенситивным для развития пространственного мышления. Сформированность пространственного мышления рассматривается как существенный показатель общего интеллектуального развития, проявления специальных способностей личности.
Цель: разработать комплекс занятий в арт-технологии «макетирование», направленную на развитие пространственного мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Объект: процесс развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
Предмет: работа в арт-технологии «макетирование» как средство развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: комплекс занятий в арт-технологии «макетирование» будет способствовать развитию пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста, если ее содержание будет представлено в виде последовательной системы заданий, в процессе выполнения которых учащиеся будут оперировать геометрическими образами, пространственными отношениями и представлениями с помощью построения макетов.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «пространственное мышление».
2. Определить характеристики пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
3. Определить основные способы и приемы развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть особенности техники и технологии макетирования, как способа развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
5. Составить, организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
6. Разработать комплекс занятий в арт-технологии «макетирование», направленный на развитие пространственного мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Красноярск.
Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, учебной и трудовой деятельности (исследования А.Д. Ботвинникова, Л. Л. Гуровой, Е.И. Игнатьева, С.Н. Кабановой-Миллер, В.И. Киреенко, Т.В. Кудрявцева, Н.П. Линьковой, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной и другие) [35, с. 5].
Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова, об её актуальности пишется уже не одно десятилетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг. мало что изменилось в решении этой проблемы.
Исследования, проведенные И.С. Якиманской в 1954—1955 гг. и в 1974— 1975 гг., тестирование И.Я. Каплуновича в 1994—1995 учебных годах не обнаружили значимых изменений в развитии пространственного мышления у нынешних школьников и учащихся, обучавшихся двадцать и сорок лет назад. По данным исследований, дети с различными вариантами трудностей в обучении составляют не менее 20-30% детской популяции, а в начальной школе их число увеличивается до 40% обучающихся [3]. При этом недостаточная сформированность пространственных функций является одной из основных причин таких трудностей. И если обучающиеся с трудностями речевого характера в достаточной мере обеспечены возможностями получения психолого-педагогической помощи, то с учениками со слабо развитой способностью восприятия и переработки пространственной информации готовы работать лишь единицы специалистов.
Пространственное мышление выступает важной составляющей учебной успешности обучающихся. Оно участвует как в овладении основными учебными навыками на начальной ступени обучения, так и в формировании специальных способностей выпускников. Исследование, проведенное С.А. Коногорской в 2017 году, показало, что школьное обучение в целом способствует развитию пространственного мышления учащихся, однако не достаточно эффективно для достижения целей формирования пространственного мышления высокого уровня [13].
Интерес к теме «Арт-технология «макетирование» как средство развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста» вызван её актуальностью и недостаточной разработанностью. Её актуальность обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребенка и период младшего школьного возраста является сенситивным для развития пространственного мышления. Сформированность пространственного мышления рассматривается как существенный показатель общего интеллектуального развития, проявления специальных способностей личности.
Цель: разработать комплекс занятий в арт-технологии «макетирование», направленную на развитие пространственного мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Объект: процесс развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
Предмет: работа в арт-технологии «макетирование» как средство развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: комплекс занятий в арт-технологии «макетирование» будет способствовать развитию пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста, если ее содержание будет представлено в виде последовательной системы заданий, в процессе выполнения которых учащиеся будут оперировать геометрическими образами, пространственными отношениями и представлениями с помощью построения макетов.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «пространственное мышление».
2. Определить характеристики пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
3. Определить основные способы и приемы развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть особенности техники и технологии макетирования, как способа развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
5. Составить, организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня развития пространственного мышления учащихся младшего школьного возраста.
6. Разработать комплекс занятий в арт-технологии «макетирование», направленный на развитие пространственного мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Красноярск.
Пространственное мышление — это специфический вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов, а также оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Выяснив, что пространственное мышление тесно связано с интеллектом человека, можно сделать вывод, что формирование у учащихся младшего школьного возраста пространственного мышления — одна из важнейших задач интеллектуального развития учащихся. Анализируя исследования, проведенные учеными, можно отметить, что роль пространственного мышления в жизнедеятельности каждого человека очень велика, ведь пространственное мышление влияет на формирование личности через такие психические процессы как внимание, восприятие, память, представление, воображение. Кроме того, пространственное мышление является одним из главных показателей развития интеллектуальных и творческих способностей, поэтому учителя должны обращать больше внимания на уровень развитости данного вида мышления. Существуют различные способы развития пространственного мышления, такие как: макетирование, рисование на уроке изобразительного искусства, восприятие архитектурного пространства. Также в начальной школе возможно развитие пространственного мышления на уроках математики и окружающего мира. Любой метод может быть эффективным, если его использовать правильно, используя индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая возрастные особенности, природные задатки, готовность к постижению нового учебного материала.
Во второй главе были выделены критерии развития пространственного мышления по И.С. Якиманской, а также описаны их уровни в таблице уровней критериев и подобраны к каждому критерию соответствующие методики. Для анализа результатов эксперимента мы разработали следующие критерии:
• Умение изменять пространственное положения образа
• Умение изменять структуру образа
• Умение одновременно изменять положение и структуру образа
На основе проведенного теоретического исследования была подобрана серия заданий, направленная на выявление актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся младшего школьного возраста. При проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает средний уровень развития пространственного мышления с тенденцией к понижению. Исходя из результатов, можно сделать вывод о целесообразности проведения учебных занятий по развитию данного вида мышления. В связи с этим нами был разработан комплекс уроков по формированию пространственного мышления посредством арт-технологии «макетирование».
Во второй главе были выделены критерии развития пространственного мышления по И.С. Якиманской, а также описаны их уровни в таблице уровней критериев и подобраны к каждому критерию соответствующие методики. Для анализа результатов эксперимента мы разработали следующие критерии:
• Умение изменять пространственное положения образа
• Умение изменять структуру образа
• Умение одновременно изменять положение и структуру образа
На основе проведенного теоретического исследования была подобрана серия заданий, направленная на выявление актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся младшего школьного возраста. При проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает средний уровень развития пространственного мышления с тенденцией к понижению. Исходя из результатов, можно сделать вывод о целесообразности проведения учебных занятий по развитию данного вида мышления. В связи с этим нами был разработан комплекс уроков по формированию пространственного мышления посредством арт-технологии «макетирование».



