РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАКЕТИРОВАНИЕ
|
Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста через макетирование 5
1.1 Содержание и сущность понятия «пространственное мышление» 5
1.2 Особенности развития пространственного мышления учащихся
среднего школьного возраста 10
1.3 Способы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста 17
Глава II. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста через макетирование 25
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста 25
2.2 Серия занятий и методические рекомендации к ним по развитию пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста посредствам макетирования 36
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста через макетирование 5
1.1 Содержание и сущность понятия «пространственное мышление» 5
1.2 Особенности развития пространственного мышления учащихся
среднего школьного возраста 10
1.3 Способы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста 17
Глава II. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста через макетирование 25
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста 25
2.2 Серия занятий и методические рекомендации к ним по развитию пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста посредствам макетирования 36
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения
Развитие полноценной гармонично-развитой личности ребенка является целью современного образования и воспитания, подразумевает развитие у детей психических процессов, интеллекта, а так же нравственной и духовной сферы. Важную роль в развитии личности играют пространственные представления, которые лежат в основе развития пространственного мышления. Поскольку наш мир является пространственно организованным, то очень часто в процессе своей деятельности мы сталкиваемся с необходимостью представить внешний вид, структуру объектов окружающего мира. Поэтому развитым пространственным мышлением должны обладать не только инженеры, архитекторы, дизайнеры и конструкторы, которым оно необходимо с профессиональной позиции, но и все люди. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, учебной и трудовой деятельности [55, с. 5].
Проблеме пространственного мышления в последнее время в психологии стало уделяться значительно больше внимания, чем было раньше. Ей посвящены работы И.Я. Каплуновича, С. Д. Смирнова, Б.Г. Ананьева , Е.Ф. Рыбалко, В. М. Гордона, И. С. Якиманской и др.
К сожалению, по утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая высшим учебным заведением.
Проблема развития пространственного мышления учащихся была актуальна всегда. Учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мышления, обеспечивающего анализ пространственных свойств.
В настоящее время актуальность этой проблемы только возросла. Из учебных планов общеобразовательных школ исчез предмет «черчение», спецификой которого было именно развитие пространственного мышления, а рисование преподается только в младших классах, когда понимание пространства еще не оформилось до конца. В результате чего развитие такого важного психического процесса как пространственное мышление остается в стороне.
Все это свидетельствует о том, что средняя общеобразовательная школа не создает достаточных условий для развития пространственного мышления, так как школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Это большая проблема, требующая внимания. Можно сказать, что в настоящее время процесс становления пространственного мышления изучен не полностью. Неизвестны в полной мере условия его полноценного формирования в школьном возрасте, на различных возрастных этапах.
Тема нашего исследования - развитие пространственного мышления детей среднего школьного возраста через макетирование.
Объект: процесс развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста.
Предмет: макетирование как способ развития пространственного мышления детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: применение художественной технологии «макетирование» на уроках ИЗО в среднем школьном возрасте при определенных педагогических условиях будет направлено на развитие пространственного мышления учащихся.
Цель: выявить влияние художественной технологии «макетирование» на развитие пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста. Разработать цикл занятий и методические рекомендации к ним по развитию пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста посредством художественной технологии «макетирование».
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственное мышление».
2. Выявить особенности развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
3. Изучить способы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
4. Составить план экспериментальной работы по анализу актуального уровня развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
5. Разработать цикл занятий, направленных на формирование пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детская художественная школа» г. Зеленогорск, Красноярского края.
Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, учебной и трудовой деятельности [55, с. 5].
Проблеме пространственного мышления в последнее время в психологии стало уделяться значительно больше внимания, чем было раньше. Ей посвящены работы И.Я. Каплуновича, С. Д. Смирнова, Б.Г. Ананьева , Е.Ф. Рыбалко, В. М. Гордона, И. С. Якиманской и др.
К сожалению, по утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая высшим учебным заведением.
Проблема развития пространственного мышления учащихся была актуальна всегда. Учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мышления, обеспечивающего анализ пространственных свойств.
В настоящее время актуальность этой проблемы только возросла. Из учебных планов общеобразовательных школ исчез предмет «черчение», спецификой которого было именно развитие пространственного мышления, а рисование преподается только в младших классах, когда понимание пространства еще не оформилось до конца. В результате чего развитие такого важного психического процесса как пространственное мышление остается в стороне.
Все это свидетельствует о том, что средняя общеобразовательная школа не создает достаточных условий для развития пространственного мышления, так как школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Это большая проблема, требующая внимания. Можно сказать, что в настоящее время процесс становления пространственного мышления изучен не полностью. Неизвестны в полной мере условия его полноценного формирования в школьном возрасте, на различных возрастных этапах.
Тема нашего исследования - развитие пространственного мышления детей среднего школьного возраста через макетирование.
Объект: процесс развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста.
Предмет: макетирование как способ развития пространственного мышления детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: применение художественной технологии «макетирование» на уроках ИЗО в среднем школьном возрасте при определенных педагогических условиях будет направлено на развитие пространственного мышления учащихся.
Цель: выявить влияние художественной технологии «макетирование» на развитие пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста. Разработать цикл занятий и методические рекомендации к ним по развитию пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста посредством художественной технологии «макетирование».
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственное мышление».
2. Выявить особенности развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
3. Изучить способы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
4. Составить план экспериментальной работы по анализу актуального уровня развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
5. Разработать цикл занятий, направленных на формирование пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детская художественная школа» г. Зеленогорск, Красноярского края.
Пространственное мышление — это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Выяснив, что пространственное мышление тесно связано с интеллектом человека, мы можем сделать вывод, что формирование у школьников пространственного мышления — одна из важнейших задач интеллектуального развития учащихся.
Анализируя исследования, проведенные учеными, следует отметить, что роль пространственного мышления в жизнедеятельности каждого человека огромна. Пространственное мышление влияет на формирование личности через такие психические процессы как внимание, восприятие, память, представление, воображение. Оно необходимо в практической и теоретической ориентации каждому человеку. Пространственное мышление является одним из главных показателей развития интеллектуальных и творческих способностей, а способность оперирования пространственными образами лежат в основе всех достижений науки.
Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано, выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.
Чтобы ребенок в будущем мог свободно оперировать пространственными образами, справляться с повседневными задачами, с которыми не возможно справиться без моделирования, в уме или на чертеже, объектов, ситуаций и пр., владеть современной техникой, которая требует высокого уровня развития пространственного мышления, школа должна обращать большое внимание на уровень развитости пространственного мышления у детей.
Существуют различные способы развития пространственного мышления, такие как: макетирование, рисование на уроке ИЗО, восприятие архитектурного пространства. Наряду с этими методами в общеобразовательной школе имеются и другие дисциплины, которые способствуют развитию пространственного мышления, например черчения, геометрия, математика. Любой метод для развития пространственного мышления, из имеющихся в образовании, может быть эффективным, если его использовать правильно, учитывая возрастные особенности детей, их природные задатки, готовность к постижению нового учебного материала.
Во второй главе мы выявили критерии развития пространственного мышления по И.С. Якиманской, описали их уровни в таблице уровней критериев и подобрали к каждому критерию соответствующие методики.
Для анализа результатов эксперимента мы разработали следующие критерии:
17 Умение осуществлять переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно;
7 Умение изменять положения воображаемого объекта на плоскости и в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам;
7 Умение изменять структуру объекта в зависимости от поставленной задачи.
На основе проведенного теоретического исследования нами была подобрана серия заданий, направленная на выявление актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста. Задания были подобраны с учетом возрастных особенностей.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выявлен актуальный уровень развития пространственного мышления у детей среднего школьного возраста ДХШ. Больше учащихся проявило средний и низкий уровни развития пространственного мышления.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости проведения учебных дисциплин и заданий по развитию уровня пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста.
школьного возраста была разработана серия заданий по формированию пространственного мышления посредством макетирования и составлены методические рекомендации для художников-педагогов.
Анализируя исследования, проведенные учеными, следует отметить, что роль пространственного мышления в жизнедеятельности каждого человека огромна. Пространственное мышление влияет на формирование личности через такие психические процессы как внимание, восприятие, память, представление, воображение. Оно необходимо в практической и теоретической ориентации каждому человеку. Пространственное мышление является одним из главных показателей развития интеллектуальных и творческих способностей, а способность оперирования пространственными образами лежат в основе всех достижений науки.
Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано, выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.
Чтобы ребенок в будущем мог свободно оперировать пространственными образами, справляться с повседневными задачами, с которыми не возможно справиться без моделирования, в уме или на чертеже, объектов, ситуаций и пр., владеть современной техникой, которая требует высокого уровня развития пространственного мышления, школа должна обращать большое внимание на уровень развитости пространственного мышления у детей.
Существуют различные способы развития пространственного мышления, такие как: макетирование, рисование на уроке ИЗО, восприятие архитектурного пространства. Наряду с этими методами в общеобразовательной школе имеются и другие дисциплины, которые способствуют развитию пространственного мышления, например черчения, геометрия, математика. Любой метод для развития пространственного мышления, из имеющихся в образовании, может быть эффективным, если его использовать правильно, учитывая возрастные особенности детей, их природные задатки, готовность к постижению нового учебного материала.
Во второй главе мы выявили критерии развития пространственного мышления по И.С. Якиманской, описали их уровни в таблице уровней критериев и подобрали к каждому критерию соответствующие методики.
Для анализа результатов эксперимента мы разработали следующие критерии:
17 Умение осуществлять переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно;
7 Умение изменять положения воображаемого объекта на плоскости и в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам;
7 Умение изменять структуру объекта в зависимости от поставленной задачи.
На основе проведенного теоретического исследования нами была подобрана серия заданий, направленная на выявление актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста. Задания были подобраны с учетом возрастных особенностей.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выявлен актуальный уровень развития пространственного мышления у детей среднего школьного возраста ДХШ. Больше учащихся проявило средний и низкий уровни развития пространственного мышления.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости проведения учебных дисциплин и заданий по развитию уровня пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста.
школьного возраста была разработана серия заданий по формированию пространственного мышления посредством макетирования и составлены методические рекомендации для художников-педагогов.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АРТ-ТЕХНОЛОГИЮ «МАКЕТИРОВАНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКОЙ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



