Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАКЕТИРОВАНИЕ

Работа №155742

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2015
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста через макетирование 5
1.1 Содержание и сущность понятия «пространственное мышление» 5
1.2 Особенности развития пространственного мышления учащихся
среднего школьного возраста 10
1.3 Способы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста 17
Глава II. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста через макетирование 25
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста 25
2.2 Серия занятий и методические рекомендации к ним по развитию пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста посредствам макетирования 36
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения

Развитие полноценной гармонично-развитой личности ребенка является целью современного образования и воспитания, подразумевает развитие у детей психических процессов, интеллекта, а так же нравственной и духовной сферы. Важную роль в развитии личности играют пространственные представления, которые лежат в основе развития пространственного мышления. Поскольку наш мир является пространственно организованным, то очень часто в процессе своей деятельности мы сталкиваемся с необходимостью представить внешний вид, структуру объектов окружающего мира. Поэтому развитым пространственным мышлением должны обладать не только инженеры, архитекторы, дизайнеры и конструкторы, которым оно необходимо с профессиональной позиции, но и все люди. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды игровой, учебной и трудовой деятельности [55, с. 5].
Проблеме пространственного мышления в последнее время в психологии стало уделяться значительно больше внимания, чем было раньше. Ей посвящены работы И.Я. Каплуновича, С. Д. Смирнова, Б.Г. Ананьева , Е.Ф. Рыбалко, В. М. Гордона, И. С. Якиманской и др.
К сожалению, по утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая высшим учебным заведением.
Проблема развития пространственного мышления учащихся была актуальна всегда. Учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мышления, обеспечивающего анализ пространственных свойств.
В настоящее время актуальность этой проблемы только возросла. Из учебных планов общеобразовательных школ исчез предмет «черчение», спецификой которого было именно развитие пространственного мышления, а рисование преподается только в младших классах, когда понимание пространства еще не оформилось до конца. В результате чего развитие такого важного психического процесса как пространственное мышление остается в стороне.
Все это свидетельствует о том, что средняя общеобразовательная школа не создает достаточных условий для развития пространственного мышления, так как школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Это большая проблема, требующая внимания. Можно сказать, что в настоящее время процесс становления пространственного мышления изучен не полностью. Неизвестны в полной мере условия его полноценного формирования в школьном возрасте, на различных возрастных этапах.
Тема нашего исследования - развитие пространственного мышления детей среднего школьного возраста через макетирование.
Объект: процесс развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста.
Предмет: макетирование как способ развития пространственного мышления детей среднего школьного возраста.
Гипотеза: применение художественной технологии «макетирование» на уроках ИЗО в среднем школьном возрасте при определенных педагогических условиях будет направлено на развитие пространственного мышления учащихся.
Цель: выявить влияние художественной технологии «макетирование» на развитие пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста. Разработать цикл занятий и методические рекомендации к ним по развитию пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста посредством художественной технологии «макетирование».
Задачи:
1. Проанализировать содержание и сущность понятия «пространственное мышление».
2. Выявить особенности развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
3. Изучить способы развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
4. Составить план экспериментальной работы по анализу актуального уровня развития пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
5. Разработать цикл занятий, направленных на формирование пространственного мышления учащихся среднего школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детская художественная школа» г. Зеленогорск, Красноярского края.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пространственное мышление — это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Выяснив, что пространственное мышление тесно связано с интеллектом человека, мы можем сделать вывод, что формирование у школьников пространственного мышления — одна из важнейших задач интеллектуального развития учащихся.
Анализируя исследования, проведенные учеными, следует отметить, что роль пространственного мышления в жизнедеятельности каждого человека огромна. Пространственное мышление влияет на формирование личности через такие психические процессы как внимание, восприятие, память, представление, воображение. Оно необходимо в практической и теоретической ориентации каждому человеку. Пространственное мышление является одним из главных показателей развития интеллектуальных и творческих способностей, а способность оперирования пространственными образами лежат в основе всех достижений науки.
Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано, выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.
Чтобы ребенок в будущем мог свободно оперировать пространственными образами, справляться с повседневными задачами, с которыми не возможно справиться без моделирования, в уме или на чертеже, объектов, ситуаций и пр., владеть современной техникой, которая требует высокого уровня развития пространственного мышления, школа должна обращать большое внимание на уровень развитости пространственного мышления у детей.
Существуют различные способы развития пространственного мышления, такие как: макетирование, рисование на уроке ИЗО, восприятие архитектурного пространства. Наряду с этими методами в общеобразовательной школе имеются и другие дисциплины, которые способствуют развитию пространственного мышления, например черчения, геометрия, математика. Любой метод для развития пространственного мышления, из имеющихся в образовании, может быть эффективным, если его использовать правильно, учитывая возрастные особенности детей, их природные задатки, готовность к постижению нового учебного материала.
Во второй главе мы выявили критерии развития пространственного мышления по И.С. Якиманской, описали их уровни в таблице уровней критериев и подобрали к каждому критерию соответствующие методики.
Для анализа результатов эксперимента мы разработали следующие критерии:
17 Умение осуществлять переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно;
7 Умение изменять положения воображаемого объекта на плоскости и в пространстве по отношению к другим объектам или их элементам;
7 Умение изменять структуру объекта в зависимости от поставленной задачи.
На основе проведенного теоретического исследования нами была подобрана серия заданий, направленная на выявление актуального уровня развития пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста. Задания были подобраны с учетом возрастных особенностей.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выявлен актуальный уровень развития пространственного мышления у детей среднего школьного возраста ДХШ. Больше учащихся проявило средний и низкий уровни развития пространственного мышления.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости проведения учебных дисциплин и заданий по развитию уровня пространственного мышления у учащихся среднего школьного возраста.
школьного возраста была разработана серия заданий по формированию пространственного мышления посредством макетирования и составлены методические рекомендации для художников-педагогов.



1. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: "Просвещение", 1964. - 304 с.
2. Андрюшина Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности. Новосибирск, СГУПС, 2000. - 148 с.
3. Бродягин В. А. Формирование пространственно- образного мышления старших подростков средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждения : Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2005.
4. Вайткунене Л. Развитие пространственного мышления у школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1969. - 135 с.
5. Выготский Л.О. Развитие высших психических функций. — М., 1960.-500с.
6. Габова, М.А. Технология развития пространственного мышления графических умений у детей 6-7 лет: Практическое пособие.— М.: АРКТИ, 2008.- 136 с.
7. Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957, -№1. - С. 28-44.
8. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. — 104 с.
9. Грегори, Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия [Текст]: Р.Л.Грегори, А.Р. Лурия, и В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1970. с. 218.
10. Гусев В.А. Тхамафокова С.Т. Преобразование пространства. — М.: Просвещение, 1975.-95 с.
11. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта. Сообщение 1 // Вестник международной ассоциации развивающего обучения. Москва-Рига, 1997.-№3.-С. 107-112.
12. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972.-424 с.
13. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. — 1995,-№1.-С. 29-39.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. -С. 177-190.
15. Запорожец А.В. Особенности и развитие процесса восприятия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Илья-сова, В.Я. Ляудис,-М., 1981.-4.1 -293 с.
16. Зинченко, В.П. Исследование визуального мышления [Текст]: Вопросы психологии, 1973, №2. с. 56-73.
17. Ибрагимов Ф.Н. Проблема формирования пространственных представлений учащихся в начальных классах: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- Баку, 1982.- 19 с.
18. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208с.
19. Ительсон, Л. Б. Структура, уровни и операции образного мышления [Текст]: Л. Б. Ительсон. Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу (13—19 августа, г. Токио). М., 1972. с. 80-83.
20. Кабанова- Меллер Е.Н. Формирование приемов воображения в курсе черчения // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. АПН РСФСР: Труды научного семинара. Вып.1. / Под ред. Н.Ф. Четверухина-М.: Просвещение, 1964.-76 с.
21. Кадаяс Х.-М. X. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями: Автореф. канд. дис. - М, 2005г. - с. 37.
22. Каплунович, И.Я. Показатели пространственного мышления школьников [Текст]: И.Я. Каплунович. Вопросы психологии,1981. №5. стр. 93.
23. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. — 1999, — №1, — С. 6468.
24. Каплунович, И.Я. Развитие структуры пространственного мышления [Текст]: И.Я. Каплунович. Вопросы психологии, 1985, №7. с. 112.
25. Кондрушенко Е.М. Формирование пространственных представлений в связи с развитием логического мышления учащихся при изучении начал стереометрии: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1983. 16 с.
26. Колягин Ю.М., Копылова B.C., Шепетов А.С. Опыт применения задач как средства диагностики развития математического мышления учащихся // Изучение возможностей школьников в усвоении математики. М., 1977.-С. 66-76.
27. Корнеева Е.Н. Некоторые особенности оперирования представлениями плоскостных и объемных геометрических фигур: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1983. - 18 с.
28. Корнфельд С.Г. Проверка сформированности двухмерных пространственных представлений: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1986. 15 с.
29. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1985. 96 с.
30. Крутецкий В.А. Психология мышления. М.: Просвещение, 1980.¬352 с.
31. Лампшер И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений: Дисс. . канд. психол. наук ЛГПИ им. А.И. Герцена.- Л., 1958.-535с.
32. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дисс. . ст. д-ра пед. наук. М., 1994. - 230с.
33. Леонтьев А.Н. Мышление. /Философская энциклопедия. Т.З. -М., 1964.-С. 46.
34. Линькова, Н.П. К вопросу о развитии пространственного мышления [Текст]: Н.П. Линькова. Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1991. с. 123.
35. Литвиненко В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений. М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
36. Ломов Б.Ф. К вопросу о методике изучения пространственных представлений. // Проблемы восприятия пространства и времени / Под. ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, 1961. С. 89-92.
37. Люблинская , А. А. Мышление и умственные качества личности [Текст]: А.А. Люблинская. Общая психология. М., 1973.
38. Мацко, Н.Д. Формирование пространственных представлений у учащихся в процессе обучения [Текст]: Н.Д. Мацко. Киев, 2002. с. 48.
39. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. М., 1978.143 с.
40. Меньшикова, Л. В. Образные компоненты в мышлении [Текст]: Автореф. канд. дис. Л., 1974. с. 23.
41. Мещерякова. С.И. Дидактические основы обучения методу моделирования: Дисс. . д-ра пед. наук. Л., 1988. - 295 с.
42. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1969. - 659 с.
43. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. // Вопросы психологии. 1965. -№6, - С. 33-51.
44. Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представить перемещения предметов в пространстве. Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963. 154 с.
45. Раев А.И. Развивающее обучение и проблема управления умственной деятельностью учащихся // Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся. JL, 1973.-С. 130.
46. Развитие пространственного мышления учащихся при обучении различным учебным дисциплинам в школе: Метод. Пособие / Большакова Н.В. и др. В.Новгород: МОУ ПКС «Ин-т образоват. маркетинга и кадровых ресурсов», 2000. - 60 с.
47. Савенков А.И. Задачи для развития объемно-пространственного мышления школьников. // Начальная школа. 1998, - №7. - С. 59-63.
48. Семаго, Н., Семаго, М. Пространственные представления ребёнка [Текст]: Школьный психолог, №34, 2000.
49. Тихоненко А.В. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений. // Начальная школа. -2001,-№2.-С. 59-63.
50. Токарев А.Г. Инновационная методика освоения дисциплины «Архитектурное проектирование»: учебно- методическое пособие / А.Г. Токарев. — Ростов - н/Д: ИАрхИ ЮФУ, 2010.
51. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. / Под. ред. Н.Ф. Четверухина. Вып.1 М.: Просвещение, 1964. -154 с.
52. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. — СПб: «Издательство СОЮЗ», 2000. 144 с.
53. Четверухин Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с чтением чертежей. // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. / Под. ред. Н.Ф. Четверухина. -М.: Просвещение, 1964. 154 с.
54. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений. // Вопросы психологии. — 1968, №4. - С. 18-28.
55. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. — Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980.— 240с.
56. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления. // Вопросы психологии. 1985, - №5, - С. 5-16.
57. Потанин В.В. Развитие пространственного мышления учащихся.
[Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://lyceum.edu-kungur.ru/files/2012/03/%D0%9F%D0%BE
%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD.doc.
58. Середа Г.К. Справочник практикующего врача. [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://vmedicine.net/psikhologiya/35-psikhologiya-baza/1774-glava-6-pamyat-g-k- sereda.html ? showall=1&limitstart=
59. Сорокина М.Н. Особенности пространственного мышления и его роль в развитии личности школьников. [Электронный ресурс]: база данных со-держит информационные сведения.- Режим доступа: http://www.rusnauka.com/17 APSN 2013/Psihologia/8 140750.doc.htm
60. Федотова Н.В., Суленко И.А. О необходимости формирования пространственного мышления // Современные наукоемкие технологии — 2008. [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа:http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show article&article id=4972
61. Художественный совет (Artcouncil). 6 [52] 2006. Статья «Пространство и его осознание. Качественный подход к отображению пространства на плоскости». С.29-30
62. Электронный каталог Википендия [Электронный ресурс]: база данных содержит энциклопедические сведения.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/воля.
63. Электронный каталог НЭС РОССИИ [Электронный ресурс]: база данных содержит энциклопедические сведения.- Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/889/word/rech.
64. Электронный каталог Основы технологии — Макетирование [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим до-ступа:http://2programmer.ru/tehnolog1?start=3.
65. Электронный каталог ПСИХОЛОГОС [Электронный ресурс]: база данных содержит энциклопедические сведения.- Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/processy pamyati
66. Электронный каталог Modernpsyhology — Особенности пространственного мышления [Электронный ресурс]: база данных содержит ин-формационные сведения.- Режим доступа: http://www.modernpsyhology.ru/mods-899-
1 .html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ