Реферат 3
Введение 11
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки развития резильентности у подростков в процессе психологического консультирования 18
1.1 Подходы к пониманию проблемы резильентности в психологической науке 18
1.2 Особенности развития резильентности у подростков 36
1.3 Возможности группового психологического консультирования для
развития резильентности у подростков 49
Выводы по Главе 1 66
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по применению группового психологического консультирования как средства развития резильентности у подростков 68
2.1 Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 68
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 102
2.3 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 118
Выводы по Главе 2 125
Заключение 129
Список используемой литературы 132
Приложения
На современном этапе развития общества значительно возросла роль развития личности подростка в социальном аспекте.
Одной из значимых проблем современного общества является проблема поведенческих девиаций в подростковой среде. Неизменными в течение десятилетий остаются, а в отдельных случаях и нарастают, показатели подростковой преступности, суицидов, тяжких преступлений против личности. Фактически постоянной, меняя отдельные характеристики и поведенческие признаки, остается уровень подростковой алкоголизации наркомании.
В данном ключе одним из важных компонентов в развитии личности подростка является усиление его резильентности.
Во-первых, личность является субъектом сложных и противоречивых процессов современного общества. Во-вторых, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности самой личности. Это тем более важно, что человечеством взят курс на демократизацию и гуманизацию всех общественных отношений. В-третьих, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков в развитии цивилизации. В-четвертых, с бурным развитием средств массовой информации, появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности.
Таким образом, развитие резильентности подростка позволит нам сформировать необходимые личностные характеристики, ориентиры и навыки взрослеющего и формирующегося индивида.
Ответить на вопросы: почему некоторые дети не «сгибаются» под тяжестью проблем, которые у них возникают? Почему дети, рискующие столкнуться с определенными проблемами, избегают их? Могут ли некоторые «резильентные» дети научить нас тому, что могло бы нам помочь в профилактической и иной работе с другими, менее удачливыми детьми? Можем ли мы обнаружить у «трудных детей» сильные стороны, на которые они могли бы опереться, чтобы построить или изменить свою жизнь?
Эти вопросы приводят нас к необходимости взглянуть на ситуацию под иным углом зрения. Вместо того, чтобы изучать слабости и недостатки, а также способы их преодоления, мы начинаем с поиска сильных сторон личности и возможностей их использования. Вместо того, чтобы выявлять проблемы и выдавать их готовые решения, мы выявляем потребности и сильные стороны подростка. Мы пытаемся мобилизовать эти сильные стороны, чтобы помочь ему самому решать свои проблемы. Образно говоря: недостаточно наложить на рану стерильную повязку чтобы человек выздоровел. Именно здоровые ткани тела, окружающие рану, позволят ей по- настоящему затянуться. Следовательно, чтобы способствовать процессу выздоровления, нужно укреплять весь организм.
Само понятие «резильентности» было рассмотрено зарубежными авторами Ш. Бюлер, С. Ваништендалем, Э. Вернер, А. Мастен, Дж. Ричардсоном. В отечественной науке феномен «резильентности» изучался Ф.И. Валиевой, О.Н. Олейниковым, А.А. Муравьевой, К.М. Ушаковым и др.). Часть работ были посвящены изучению особенностей компонентов «резильентности» в старшем подростковом и юношеском возрастах (В.А Аверин, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунов, Э. Шпрангер, Д.Б. Эльконин и другие)
При этом проблема развития компонентов резильентности подростка как здорового, устойчивого и адаптивного субъекта в обществе и в жизни в целом обретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. На фоне достаточной теоретической проработанности вопроса исследователями, практическое применение этих знаний, в частности направленная на развитие или сопровождение формирования резильентности подростков разработано не в полной мере.
Цель исследования: составить и апробировать программу группового консультирования подростков с целью развития их резильентности.
Объект исследования: процесс развития резильентности у подростков.
Предмет исследования: групповое консультирование как средство развития резильентности у подростков.
Основная гипотеза исследования - служит предположение о том, что процесс развития резильентности у подростков будет результативным, если:
1) будет организовано групповое консультирование, базирующееся на ведущей деятельности подростков - общении;
2) групповые консультации будут направлены на формирования умения принимать себя и других людей, осознавать свои и чужие достоинства и недостатки; умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии; умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте;
3) в ходе консультаций будут применяться психогимнастические и коммуникативные игры, задания с использованием терапевтических метафор, задания на формирование у подростков эмоциональной грамотности, когнитивные, дискуссионные методы, методы предъявления и отыгрывания психологической информации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Выделить компоненты резильентности подростков, критерии и уровни ее проявления.
3. Составить диагностический комплекс для изучения сформированности компонентов резильентности у подростков.
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей резильентности подростков, проанализировать и описать актуальный уровень развития компонентов резильентности у подростков. Выявить основные взаимосвязи и затруднения.
5. Разработать и экспериментально апробировать программу группового психологического консультирования, направленную на развитие выявленных в ходе исследования значимых компонентов резильентности у подростков.
6. Проследить динамику в уровнях сформированности компонентов резильентности подростков до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ научной литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с проблемой резильентности.
2. Эмпирические - тестирование, эксперимент (групповое консультирование).
3. Статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе кабинета психолога г.Красноярска. В исследование принимали участие 42 подростка от 16 до 18 лет, обучающихся 9-11 классов школ г.Красноярска.
Апробация результатов исследования происходила в ходе организации и проведения групповых консультаций на базе кабинета психолога. Всего было проведено 6 групповых консультаций с подростками.
Представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях научных статей:
1. Петухова Л.А. Особенности жизнестойкости современных подростков // Материалы Межвузовского международного конгресса. Москва: Издательство Инфинити, 13 мая 2021. С. 69-73.
2. Петухова Л.А. Программа развития резильентности у подростков 16- 18 лет в процессе психологического консультирования // Материалы Межвузовского международного конгресса. Москва: Издательство Инфинити, 11 ноября 2021. С. 64-72.
Теоретико-методологические основания исследования:
- идеи зарубежных психологов в области изучения феномена резильентности: С. Акерман, Г.А. Бонанно, С. Ваништедаль, Э. Вернер, Д. Геллерштейн, С. Мадди, А. Мастен, У. Миллер, Дж. Ричардсон, М. Руттер, Н. Хендерсон, и др.
- идеи отечественных исследователей в области изучения феномена резильентности: Л.А. Александрова, Е.Б. Забелина, Е.К. Кузнецова, А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, К.М. Ушаков, Е.Г. Шубников.
- идеи зарубежных психологов в области изучения особенностей подросткового возраста: Дж. Марсиа, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Д. Элкинд, Р. Энрайт, Э. Эриксон.
- идеи отечественных исследователей в области изучения особенностей подросткового возраста: В.А Аверин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунов, Д.Б. Эльконин.
- идеи зарубежных психологов в области изучения группового консультирования: Дж. Кори, Р. Кочюнас, К. Роджерс, К. Рудестам, Б.Ф. Скиннер, У. Стоун, Б. Шертцер и др.
- идеи отечественных исследователей в области изучения группового консультирования: Е. Рачковская, Н.В. Клюева.
Теоретическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования в процессе психологического консультирования подростков по проблеме развития резильеньности.
Практическая значимость:
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе психологов образовательных учреждений, психологов консультативных центров в области развития резильентности подростков.
В процессе теоретической и опытно-экспериментальной работы получены следующие результаты:
1. Подтверждена актуальность проблемы развития резильентности у подростков 16-18 лет.
2. Анализ теоретических источников позволил определить содержание и структуру понятия резильентности, выделить основные компоненты, а также критерии и уровни развития.
3. По результатам констатирующего эксперимента выявлен общий уровень развития компонентов резильентности, корреляционный и факторный анализы позволили выявить центральные корреляционные взаимосвязи: не принятие себя, не принятие других, общая жизнестойкость, возраст и пол.
4. Разработана и апробирована программа группового психологического консультирования подростков, способствующая развитию компонентов резильентности.
Структура диссертации: описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы резильентности. Рассмотрены понятия: резильентность, жизнестойкость, теории разных авторов, признаки резильентности, факторы и причины снижения уровня резильентности подростков, специфика группового консультирования в условиях работы с подростками по проблеме резильентности. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению метода группового консультирования как средства развития резильентности у подростков. Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, а также результаты математической обработки данных и конспекты консультаций.
Таким образом, в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы положения гипотезы получили подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.
Неизменными в течение десятилетий остаются, а в отдельных случаях и нарастают, показатели подростковой преступности, суицидов, тяжких преступлений против личности. Фактически постоянной, меняя отдельные характеристики и поведенческие признаки, остается уровень подростковой алкоголизации и наркомании.
В современных условиях ускорен темп социальных изменений, утрачены идеологические, нравственные и ценностные ориентиры в воспитании подрастающего поколения, возросло количество факторов, влияющих на психологическое состояние подростков. При этом подростковый возраст является важнейшим этапом становления личности, он значим для осознания самого себя, выработки ценностных ориентаций и жизненных смыслов, формирования самостоятельности , активности в достижении целей, развития чувства ответственности. В том числе, это важный период для формирование внутренних опор, выстраивания и расширения внешних связей, формирования своего «Я» и поиска своего места в обществе.
Развитие резильентности подростка позволит нам сформировать необходимые личностные характеристики, ориентиры и навыки взрослеющего и формирующегося индивида.
В данной работе была описана специфика группового консультирования подростков как средство психологической помощи подросткам в развитие компонентов резильентности.
На первом этапе исследования на основе анализа научной литературы по проблеме исследования мы описали теоретические основы к подходу изучения резильентности, рассмотрели феномен резильентности с точки зрения разных подходов, в том числе, особенности развития резильентности в подростковом возрасте; описали особенности группового консультирования подростков. Нами был сформирован категориальный 129
аппарат исследования, описаны критерии исследования. Также был проведен подбор диагностических методов для изучения компонентов резильентности подростков.
На втором этапе мы описали методическую организацию исследования, провели констатирующий эксперимент, в ходе которого был выявлен актуальный уровень развития компонентов резильентности подростков, который является недостаточным, чтобы результативно решать задачи возрастного развития.
Исходя из анализа результатов констатирующего среза была разработана и реализована программа групповых консультаций по развитию резильентности у подростков на основе модели «Касита» С. Ваништендаля, включающая в себя различные психологические техники и упражнения, а также коллективные дискуссии.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе, показали, что предложенная группового консультирования подростков эффективна для развития компонентов резильентности. Положительное влияние данной программы было подтверждено статистической проверкой различия.
Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась, то есть процесс развития резильентности подростков эффективен при организации группового консультирования, которое базируется на общении как на ведущей деятельности подростков, направлено на формирования умения принимать себя и других людей, осознавать свои и чужие достоинства и недостатки; умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии; умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте; техники, включающие в себя психогимнастические и коммуникативные игры, задания с использованием терапевтических метафор, задания на формирование у подростков эмоциональной грамотности, когнитивные, дискуссионные методы, методы предъявления и отигрывания психологической информации, были эффективны для развития резильентности подростков.
Анализ работы позволяет определит её теоретическую и практическую значимость:
Теоретическое значение исследования состоит в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования как средства помощи подросткам в развитии резильентности.
Практическое значение исследования состоит в разработке программы групповых консультаций для работы с подростками, направленной на развитие резильентности. Результаты исследования могут быть использованы в групповом консультировании подростков, психологических тренингах. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе частных психологов, психологов консультативных центров.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков // Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. Изд.-во Михайлова В.А., 1998г. С.37.
2. Аракелов Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С.52-60.
3. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. - М.: Академия, 2001 - 240с.
4. Баженова О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия:
практикум /2-е изд. (эл.). - Москва: Генезис, 2016. - 289с.:режим
доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454203
5. Баженова О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия: практикум. Москва: Генезис, 2016, Объем: С.289 Дополнительная информация: 2-е изд.
6. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга// методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 80c.
7. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. // Питер, 2020. С.416.
8. Ваништендаль С. Резильентность на практике Касита - простой инструмент работы для решения сложной задачи. / Перевод Анна Герцик. Международное Католическое Бюро Ребенка Париж Женева, 2018 г. С.85. режим доступа:https://www.danilovcy.ru/rezilentnost-ili-opravdannye-nadejdy/
9. Валиева Ф.И. Резилиантность: подходы, модели, концепции // Вестник СанктПетербургского университета, 2014 (Сер. 12). № 2.
10. Величковский Б.В. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели "состояние - устойчивая черта" // Вестник Московского университета. Сер. 14.Психология. 2007. № 2. С.34 -46.
11. Волкова Т.Г. Практикум по психологии самосознания и саморегуляции: методические материалы к курсу. // Москва: Директ-Медиа,
2013, Объем: С.62
12. Выготский Л.С. Психология. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2018. С. 13.
13. Гостевская Е. Остановись и подумай: тренинг навыков информационно-психологической безопасности для старших подростков // Школьный психолог - Первое сентября. 2016. № 9/10. С.32-34.
14. Гусельцева М.С. Стиль саморегуляции поведения.// Опросник. (ССПМ) Позитивная социализация детей и подростков. 2019, Издательство: СмыслЛ, С.78.
15. Захаркин Д.Д. Медитативная техника как метод повышения психологической устойчивости здоровья экстремальных психологов// Психология обучения. 2017. № 7. С. 45-51
16. Иванов А.В. Оптимизм как эмоционально устойчивое в структуре активности личности в процессе современного воспитания// Almamater = Вестник высшей школы. 2015. № 5. С.42-50.
17. Казаков Ю.Н. Психолого-акмеологическое пространство
стрессоустойчивости госслужащих // Мир психологии. 2012. № 1. С.256 -267.
18. Карепова Т.Г. Следи за датчиком настроения: упражнения на формирование и укрепление психоэмоциональной устойчивости // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2010. № 8. С.48-50.
19. Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания // Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль :ЯрГУ, 2011. С.60.
20. Корягин В.Н. Исследование стресса в экзаменационной деятельности студентов // Психология обучения. 2014. № 12. С.77-85.
21. Кори Д. Теория и практика группового консультирования // пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Эксмо, 2003. С.6.
22. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. 2000. № 6. С.12¬
23.
23. Крыжановская Л.М Психология семьи: Проблемы психолого-педагогической реабилитации. // Московский психолого-социальный институт, 2005. С.200.
24. Лукьянова Н.А. Социологические основания траектории
поддержания психоэмоциональной устойчивости студентов в стрессовых ситуациях // Вестник Томского государственного университета 2019. № 440 (март). С.153-159.
25. Логинова И.О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С.18-28.
26. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика.
- М.: Аспект Пресс, 2009. - 255 с.
27. Липская Т.А. Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших школьников: монография // Москва: Флинта. 2015. Объем: 144 стр., Дополнительная информация: 2-е изд., стер.
28. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / С.Р. Мадди // Психологический журнал. 2017. № 6. С.87 - 101.
29. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 2015. № 4. С.43 - 45.
30. Мысова О.Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические подходы // Воспитание школьников. 2016. №6. С.56-60.
31. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. 2016. № 9. С.26-30.
32. Нартова-Бочавер С.К. Уровень алекситимии как индикатор психологической устойчивости студентов технических и гуманитарных вузов // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С.10-17.
33. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования СПб.: Издательство «Питер», 2000. С.464.
34. Нартова - Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности// Психологический журнал, т.18, №5, 1997
35. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика
тревожности (личностный аспект): автореферат диссертации доктора
психологических наук / А.М. Прихожан. Москва, 2016.- 205 с.
36. Психология подростка / под ред. А.А. Реан. Санкт-Петербург:
Прайм-Еврознак, 2017. 415 с.
37. Одинцова М.: Психология жизнестойкости. Учебное пособие // Издательство: Флинта. Наука 2015. 296 с.
38. Одинцова М.А. Психология стресса. Учебник и практикум для
вузов. // Научная школа: Московский государственный психолого¬
педагогический университет.299 с.
39. Одинцова М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов // Москва: Издательство Юрайт. 2019. С. 299 ЭБС Юрайтрежим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/433788
40. Осадчая Е. А. Особенности копинг-стратегий педагогов // Молодой
ученый.2018. №30. С 154-157. режим доступа:
https://moluch.ru/archive/216/52189/
41. Осницкий А.К. Определение характера социальной адаптации // Психология и школа. 2004. №1 С.43-56.
42. Петухова Л.А. Особенности жизнестойкости современных подростков // Материалы Межвузовского международного конгресса. Москва: Издательство Инфинити, 13 мая 2021. С. 69-73.
43. Петухова Л.А. Программа развития резильентности у подростков 16-18 лет в процессе психологического консультирования // Материалы Межвузовского международного конгресса. Москва: Издательство Инфинити, 11 ноября 2021. С. 64-72.
44. Полякова И. В. Эффективность обучения особенности взаимосвязи точности восприятия и нервно-психической устойчивости // Психология обучения. 2017. № 8. С.32-39.
45. Рассказова Е. И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методик coop // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С.82-118
46. Рассказова Е.И. Экзистенциональное и психологическое измерение жизнестойкости // Вопросы психологии. 2015. № 4. С.101-108.
47. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и ее диагностика //Психодиагностическая монография. Издательство: Смысл, 2016 г. С.159.
48. Сажин А. В. Нравственная устойчивость личности и методы ее психического исследования // Психология обучения. 2014. № 1. С. 138-148.
49. Сборник упражнений и психологических тестов: методические указания, Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. С.88
50. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева //Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. С.26-29.
51. Файфер Л. Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков. // ООО «Диалектика», 2020. С.272.
52. Фоминова А.Н. Технологические стратегии развития
жизнестойкости подростков / А.Н. Фоминова // Воспитательная работа в школе. 2015. № 1. С.65-75
53. Фоминова А.: Жизнестойкость личности. // Монография,
Издательство: Прометей, 2012 г. С.152.
54. Фопель К. На пороге взрослой жизни: психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность: практическое пособие // Генезис, 2018. С.174.
55. Холл Р.С. Психология подросткового и юношеского возраста / Р. С. Холл. Санкт-Петербург : Питер, 2015. С624.
56. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2011. № 1. Т.10. С. 6-19.
57. Чижова К. И. Эмоционально-волевая устойчивость как условие психологического здоровья педагога // Среднее профессиональное образование. 2015. № 6. С.57-60.
58. Чижова К. И. Эмоционально-волевая устойчивость как способ предупреждения педагогических конфликтов // Среднее профессиональное образование. 2015. № 3. С.49-53.
59. Шамардина М.В. Формирование жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями детей и подростков в образовании: учебно-методическое пособие // Алтайский гос. ун.-т, Алтайский гос. гуманитар.-пед. ун-т. - 2-е изд. - Бийск: АГГПУ, 2016. С. 190.
60. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.М.: ИПРАН; КСП+; Академический Проект, 1999г. С.448
61. Шубников Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных
компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения // Чувашский государственный педагогический университет, Б1Ьега1Аг1зтКизз1а2013г. №1. С.14-21режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-strukturnyh-.komponentov-zhiznesposobnosti-lichnosti-kak-osnovy-profilaktiki-zavisimogo/viewer
62. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и образование человека // Вестник Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2012, №1. С.8-19.
63. Шувалов А.В. Психологическое здоровье личности// Вестник ПСТГУ Педагогика. Психология. 2009№4.С.87-101.
64. Шиняев К. А. Психолого-педагогические факторы, влияющие на развитие психологической устойчивости личности старшеклассника // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2012. № 5. С.32-34.
65. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2017. С.208.
66. Якиманская И.С. Конгресс "Привязанность и травма: резилентность тела и ума" // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 169-171.
67. Richter L. «Empathic Care. Between Child Rights and Resilience», dans Margaret McCallin, Child Rights and Resilience, Bice, Geneve, 2005, p. 43 -50.
68. Titus C.S. Resiliene and Christian Virtues, these de doctorat a I’universite de Fribourg (Suisse), Fribourg, 2002.
69. Tomkiewicz S. «Du bon usage de la resilience» dans La resilienceResister et se construire, sous la direction de Michel Manciaux, Editions Medecine&Hygiene, Geneve, 2001, p. 229-237.
70. Vanistendael S. «La resilience: un espoirrealiste», dansPsychoscope, vol. 28 (2007), n°6, p. 12-15.
71. Vanistendael S. «Resilience and Spirituality», dans Barbara Monroe, David Oliviere, Resilience in Palliative Care, Oxford University Press, Oxford, 2007, p. 115-135. WERNER E., «Children of the Garden Island», dans Scientific American, avril 1989, p. 76-81.