Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА В РАМКАХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа №155740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития регулятивных УУД обучающихся 11 класса 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития универсальных учебных действий обучающихся 7
1.2 Структура регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса 16
1.3. Дидактические условия развития регулятивных УУД учащихся 11
класса в рамках внеучебной деятельности по математике 24
Глава 2. Методика развития регулятивных УУД обучающихся 11 класса в рамках внеучебной деятельности по теме «Логарифмы» 34
2.1. Цели и содержание внеучебной деятельности по математике, направленной на развития регулятивных УУД обучающихся 11 класса 34
2.2 Формы, методы и средства внеучебной деятельности по математике, направленной на развития регулятивных УУД обучающихся 11 класса 41
2.3. Описание педагогического эксперимента и его результатов 49
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложения 66

Актуальность исследования. На сегодняшний день, современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) нового поколения, наряду с усвоением знаний и формированием умений, предусматривает в процессе овладения обучающимися универсальных учебных действий (УУД).
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение обучающимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
ФГОС выделяет три основных вида УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные, каждый из которых имеет свою неповторимую структуру. В рамках данного исследования был рассмотрен блок регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), которые лежат в основе формирования умения самоорганизации учебной деятельности.
Согласно А.Г. Асмолову, решающим условием организации, развивающей РУУД выступает совместная учебная деятельность учителя и учеников, которая обеспечивает перестройку всех компонентов структуры индивидуальной познавательной деятельности за счет создания общности смыслов, целей, способов достижения результата и формирования саморегуляции индивидуальной деятельности с помощью изменения форм сотрудничества между всеми участниками процесса учения. [Асмолов А.Г. 2008, с. 151]
В соответствие с ФГОС СОО, в современных условиях основная образовательная программа должна реализовываться посредством как урочной, так и внеучебной деятельности (ВД). Под ВД следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. [ФГОС, 2012]
В первую очередь - ВД направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику ВД, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных и метапредметных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес ВД гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Как известно, ФГОС нового поколения был внедрён в школу сравнительно недавно. Проведя анализ, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день практически отсутствуют методические разработки для реализации ВД у старшеклассников.
Проведенный анализ позволил нам констатировать наличие противоречий:
- между достаточным уровнем изученности развития РУУД с общих психолого-педагогических позиций и слабой проработанностью методических аспектов развития РУУД по математике;
- между имеющимися потенциальными возможностями ВД по математике в развитии РУУД и отсутствием эффективных методик, позволяющих реализовать эти возможности.
противоречий и состоит в разработке методики развития РУУД обучающихся 11-з классов в рамках ВД по математике.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужили основанием выбора темы исследования «Развитие регулятивных УУД учащихся 11 класса в рамках внеучебной деятельности по математике».
Цель исследования: разработать методику развития РУУД обучающихся 11-х классов в рамках ВД по математике.
Объект исследования: процесс организации ВД по математике обучающихся 11-х классов.
Предмет исследования: развитие РУУД обучающихся 11-х классов в рамках ВД по математике.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: если в рамках ВД по математике использовать специальную методику, разработанную в соответствие с дидактическими условиями, то это будет способствовать повышению уровня развития РУУД.
Проблема, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основы развития РУУД обучающихся 11-х классов в рамках ВД;
2. Выделить дидактические условия развития РУУД в рамках ВД по математике;
3. Разработать методику развития РУУД обучающихся 11-х классов в рамках ВД по математике и проверить её эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Апробация результатов исследования. Внедрение материалов исследования осуществлялась в процессе организации ВД обучающихся СОШ №97 (г. Красноярск). Докладывалась: VI Международная научно-практическая конференция - «Программа элективного курса по теме «Логарифм» для учащихся 11 классов», Соликамск, 2017; XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «О некоторых задания для элективного курса «Логарифмы», Красноярск, 2017. XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых - «Формирование регулятивных универсальных учебных действий старшеклассников во внеучебной деятельности по математике», Красноярск, 2018.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и четырёх приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет исследования, сформулирована гипотеза, цель и задачи исследования.
В исследовании рассматриваются образовательные результаты и требования, предъявляемые к результатам, которые устанавливаются ФГОС, более конкретно рассматриваются метапредметные результаты. Даётся определение УУД, подробно рассматривается блок регулятивных УУД, их структура.
На основе рассмотренных действий, включенных в РУУД, которые обеспечивают функцию организации деятельности как деятельности самообразования, их видов, форм и т.д. составлена структура РУУД.
В конце первой главы рассматривается понятие «дидактические условия». Выделяются дидактические условия, способствующие развитию РУУД. Даётся определение игровых технологий, её характеристик и принципов. Рассматривается определение метода проектов и его классификация, этапы работы и формы.
Во второй главе было описано определение внеучебной деятельности, рассматриваются цель и задачи ВД. Приводятся примерное содержание заданий в рамках ВД.
После рассмотрения понятия ВД, были описаны формы, методы и средства ВД, а также отобраны именно те формы, методы и средства, способствующие формированию РУУД обучающихся 11-х классов в рамках ВД.
Для того чтобы проверить эффективность ВД в процессе экспериментальной работы при внедрении метода проектов по теме «Логарифмы» в 11-х классах, необходимым было описать этапы проведения эксперимента, в которые входила входная диагностическая работа, состоящая из качества оценки решения задач и методической рекомендации. Далее был сделан вывод по результатам диагностики, которая показала 61
первоначальный уровень развития РУУД. Были реализованы такие педагогические технологии, как игровая технология и метод проектов. В заключение, была проведена итоговая диагностическая работа, с целью сравнения уровня развития РУУД в экспериментальном и контрольном классах.
Полученные данные позволяют утверждать, что такая форма ВД, как элективный курс с использованием методов проектов игровых технологий повышает уровень сформированности РУУД обучающихся 11-х классов СОШ №97 (г. Красноярск). По нашим наблюдениям это обусловлено тем, что учитель активно и в системе использует задания, направленные на формирование универсальных действий, разработанную методику для развития РУУД.


1. Асмолов А.Г., Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: "Просвещение"2008. - 151 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М. Просвещение, 2010. - 170с.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 18-22.
4. Берсенева О.В., Тумашева О.В., Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 141с.
5. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: дис. ... канд. пед. наук. Ростов на Дону., 2005.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. — М.: Кн. дом «Университет», 2000. — 336 с.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985.с 23 - 31
8. Горкин, А.П. Российская педагогическая энциклопедия / А.П. Горкин. — М: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 с. В 2 тт.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.
10. Егорина В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения. - Автореф. дисс. к.п.н. - Брянск, 2001.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Ло- гос, 2005. - 384 с.
12. Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти: ИЦ МАБиБД, 2000. - 184 с.
13. Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии: Материалы конференции. Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 1997. - 136 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
15. Колесникова И.А., Теоретические основы процесса обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1989. - 316 с.
16. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации. 24.12.2013. № 2506-р, URL: ййр://минобрнауки.рф/3894
17. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функция и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. 31. С. 92-96.
18. Пустовалова Е.В., Шалдохина Н.В. Формирование умения целеполагания на уроках математики // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 95-98.
19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных тех- нологий: учебно-методическое пособие: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий. Т. 2. 2006. - 815 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 253 17.12.2010, № 1897; URL: ййр://минобрнауки.рф/ документы/938.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). 17.05.2012. №413 URL: ййр://минобрнауки.рф/ документы/2365.
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
23. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1999. - 522 с.
24. Хотченкова Е.А., Развитие логического мышления школьников средствами учебного предмета «Математика». - Автореф. дисс. к.п.н. - Ставрополь, 2006.
25.Чебыкин А. Я., Эмоцинально - волевая регуляция учебной деятельности: Дис. ...д-ра психол. Наук. М., 1991.
26. Шахмейстер А.Х., Логарифмы. - 3-е издание, исправленное и дополненное - М.: Издательство МЦНМО, 2011. - 280с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ