Развитие представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи 9
1.1. Основные подходы к изучению русской традиционной культуры и ее
содержание 9
1.2. Особенности развития представлений обучающихся младшего
подросткового возраста о традиционной русской культуре 18
1.3. Изучение региональных видов декоративной росписи как средство развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся
младшего подросткового возраста 30
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи 42
2.1. Организация эмпирического исследования сформированности
представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста 42
2.2. Результаты исследования сформированности представлений о
традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста 49
2.3. Программа по изучению региональных видов декоративной росписи в процессе развития представлений о традиционной русской культуре у
обучающихся младшего подросткового возраста 54
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список литературы 72
Приложения 78
Описание творческой работы 127
Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи 9
1.1. Основные подходы к изучению русской традиционной культуры и ее
содержание 9
1.2. Особенности развития представлений обучающихся младшего
подросткового возраста о традиционной русской культуре 18
1.3. Изучение региональных видов декоративной росписи как средство развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся
младшего подросткового возраста 30
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи 42
2.1. Организация эмпирического исследования сформированности
представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста 42
2.2. Результаты исследования сформированности представлений о
традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста 49
2.3. Программа по изучению региональных видов декоративной росписи в процессе развития представлений о традиционной русской культуре у
обучающихся младшего подросткового возраста 54
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список литературы 72
Приложения 78
Описание творческой работы 127
Актуальность темы изучения обусловлена тем, что коренные конфигурации в жизни страны, связанные с реформацией русского общества, в значимой степени усилили общественные трудности народонаселения, и это в первую очередность, отразилось на самой уязвимой его доли - детях.
Классические стандарты поведения, нормативы и ценностные ориентации, которые присутствовали ранее, были разрушены. В предоставленной ситуации создание человеческих ценностей, морали и высоконравственных устоев происходит подсознательно. Инновационное растущее поколение располагаться в «высоконравственном вакууме». Это затрудняет отбор ценностей, которые нужно изготовить собственными внутренними ориентирами.
В современном обществе есть люди различных национальностей. Потому с малого возраста необходимо сформировывать национальное самосознание и толерантные отношения у детей. И так как базу культуры населения земли составляет национальная культура, то приобщая детей к истории, обычаям и традициям различных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных и нравственных. Очень важно обучить детей строить взаимоотношения с окружающими на базе совместной работы и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды и обычаи, таковыми, какие они есть [23].
Толерантность не передается по наследству. Это умение существовать в мире разных людей и мыслей, способность располагать права и свободы, при этом, никак не нарушая прав и свобод остальных людей. Из поколения в поколение их необходимо взращивать и сформировывать у них соответствующие свойства личности, и чем раньше это случится, тем большую устойчивость они получат [23].
В формировании религиозно-нравственных установок современного ученика особую роль играет школа, которая считается вторым по степени значительности институтом социализации. А первый институт социализации - это семья. Потому перед школой стоит задача отбора содержания, способов и средств изучения и обучения учащихся, которые помогали бы восполнению недостатка религиозно-нравственных ориентиров в целом и способствовали бы формированию собственной культуры подростков, которая неотделима от общенациональной культуры российского народа.
В Федеральном государственном образовательном стандарте рассказывается о том, какие требования будут предъявляться к образовательной программе. Нужно сформировать подготовленность к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию общественной среды развития обучающихся в системе образования; функциональную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом личных возрастных, эмоциональных и физических особенностей обучающихся [25].
Этот стандарт ориентирован на развитие личных черт выпускника, который любит собственный край и родное Отечество, который понимает свой родной язык, почитает свой народ, его культуру и духовные традиции, понимает и воспринимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального русского народа, населения земли. Очень активно и заинтересованно познается мир, осознает важность труда, науки и творчества. Возникает уважение к остальным людям, и умение вести правильно построенный диалог, добиться взаимопонимания и помогать для достижения общих результатов. Довольно осмысленно выполняют правила здорового и экологически подходящего образа жизни, не опасного для человека и находящейся вокруг его среды, разбирающийся в мире специальностей, понимающий смысл профессиональной деятельности для человека в интересах стабильного становления общества и природы [25].
Народная роспись считается частью народного декоративно¬прикладного искусства. Однако, еще, ее можно разглядывать как самостоятельное средство эстетического становления личности ребенка. Практически в любом регионе РФ находится своя неповторимая роспись, которая владеет собственными отличительными чертами и смыслом. В каждой можно отметить конкретную ценность, к которой нужно приобщать подрастающее поколение [30].
Проблема построения процесса образования на базе культурного наследия и многолетних обычаев российского народа в настоящее время обусловлена рвением общества к самосохранению, потому на неё постоянно были устремлены взоры почти всех исследователей: Ю.В. Бромлея, А.О. Гаврилова, С.В. Лурье, С.А. Токарева и др.
Научные базы и ценность применения народного творчества в образовательной деятельности открываются в исследованиях: А. Г. Корчагиной-Мокеевой, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, И.А. Ильина и др.
Особый интерес вызывают научные использованные материалы, в которых рассматриваются различные нюансы включения народной культуры в образовательный процесс (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.).
Необходимо отметить, что большая часть теоретических и прикладных исследований, которые приурочены к применению культурного наследия российского народа в обучении и воспитании детей, открывает данные вопросы употребительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель данного исследования: выявить актуальный уровень развития представлений о традиционной русской культуре у младшего подростка, составить серию занятий, направленных на развитие представлений о традиционной русской культуре у младших подростков, разработать методические рекомендации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
1. Изучить подходы интерпретации русской традиционной культуры и уточнить содержание данного понятия.
2. Охарактеризовать особенности развития представлений
подростков о традиционной русской культуре.
3. Изучить региональные виды декоративной росписи.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование актуального уровня о развитости представлений о традиционной русской культуре подростков.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Разработать программу по развитию представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи.
Объект исследования: процесс развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: изучение региональных видов декоративной росписи как средство развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: изучение региональных видов декоративной росписи на уроках по изобразительному искусству будет способствовать развитию представлений о традиционной русской культуре у младших подростков при следующих педагогических условиях:
- доступного изложения теоретической информации о видах декоративной росписи в контексте изучения народных традиций и обычаев, демонстрации обучающимся наглядного материала, поэтапно разъясняющего и закрепляющего данную информацию;
- применения анализа традиционной русской культуры на основе декоративных видов росписи на примерах предметов традиционного быта;
- активизации интереса учащихся к традиционной культуре посредством изучения элементов и цветовой гаммы каждого вида декоративной росписи и закрепления полученных знаний в процессе выполнения творческих заданий.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез; анализ содержания различного дидактического материала;
- экспериментальные методы: тестирование, анализ творческой деятельности; метод контрольного эксперимента;
- статистические методы: обработка полученных данных, качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении в гимназии «Универс» в городе Красноярск. В исследовании приняли участие 26 учеников. Возраст обучающихся 10-12 лет.
Теоретическая значимость: в работе определены и систематизированы основные подходы к развитию представлений о традиционной русской культуре у младших подростков, исследована методика организации освоения региональных видов декоративной росписи.
Практическая значимость заключается в возможности развития представлений о традиционной русской культуре у младших подростков посредством использования разработок по организации освоения региональных видов декоративной росписи, предложенных автором исследования.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, описание творческой работы, заключение, список использованных источников, приложение.
Классические стандарты поведения, нормативы и ценностные ориентации, которые присутствовали ранее, были разрушены. В предоставленной ситуации создание человеческих ценностей, морали и высоконравственных устоев происходит подсознательно. Инновационное растущее поколение располагаться в «высоконравственном вакууме». Это затрудняет отбор ценностей, которые нужно изготовить собственными внутренними ориентирами.
В современном обществе есть люди различных национальностей. Потому с малого возраста необходимо сформировывать национальное самосознание и толерантные отношения у детей. И так как базу культуры населения земли составляет национальная культура, то приобщая детей к истории, обычаям и традициям различных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных и нравственных. Очень важно обучить детей строить взаимоотношения с окружающими на базе совместной работы и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды и обычаи, таковыми, какие они есть [23].
Толерантность не передается по наследству. Это умение существовать в мире разных людей и мыслей, способность располагать права и свободы, при этом, никак не нарушая прав и свобод остальных людей. Из поколения в поколение их необходимо взращивать и сформировывать у них соответствующие свойства личности, и чем раньше это случится, тем большую устойчивость они получат [23].
В формировании религиозно-нравственных установок современного ученика особую роль играет школа, которая считается вторым по степени значительности институтом социализации. А первый институт социализации - это семья. Потому перед школой стоит задача отбора содержания, способов и средств изучения и обучения учащихся, которые помогали бы восполнению недостатка религиозно-нравственных ориентиров в целом и способствовали бы формированию собственной культуры подростков, которая неотделима от общенациональной культуры российского народа.
В Федеральном государственном образовательном стандарте рассказывается о том, какие требования будут предъявляться к образовательной программе. Нужно сформировать подготовленность к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию общественной среды развития обучающихся в системе образования; функциональную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом личных возрастных, эмоциональных и физических особенностей обучающихся [25].
Этот стандарт ориентирован на развитие личных черт выпускника, который любит собственный край и родное Отечество, который понимает свой родной язык, почитает свой народ, его культуру и духовные традиции, понимает и воспринимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального русского народа, населения земли. Очень активно и заинтересованно познается мир, осознает важность труда, науки и творчества. Возникает уважение к остальным людям, и умение вести правильно построенный диалог, добиться взаимопонимания и помогать для достижения общих результатов. Довольно осмысленно выполняют правила здорового и экологически подходящего образа жизни, не опасного для человека и находящейся вокруг его среды, разбирающийся в мире специальностей, понимающий смысл профессиональной деятельности для человека в интересах стабильного становления общества и природы [25].
Народная роспись считается частью народного декоративно¬прикладного искусства. Однако, еще, ее можно разглядывать как самостоятельное средство эстетического становления личности ребенка. Практически в любом регионе РФ находится своя неповторимая роспись, которая владеет собственными отличительными чертами и смыслом. В каждой можно отметить конкретную ценность, к которой нужно приобщать подрастающее поколение [30].
Проблема построения процесса образования на базе культурного наследия и многолетних обычаев российского народа в настоящее время обусловлена рвением общества к самосохранению, потому на неё постоянно были устремлены взоры почти всех исследователей: Ю.В. Бромлея, А.О. Гаврилова, С.В. Лурье, С.А. Токарева и др.
Научные базы и ценность применения народного творчества в образовательной деятельности открываются в исследованиях: А. Г. Корчагиной-Мокеевой, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, И.А. Ильина и др.
Особый интерес вызывают научные использованные материалы, в которых рассматриваются различные нюансы включения народной культуры в образовательный процесс (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.).
Необходимо отметить, что большая часть теоретических и прикладных исследований, которые приурочены к применению культурного наследия российского народа в обучении и воспитании детей, открывает данные вопросы употребительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель данного исследования: выявить актуальный уровень развития представлений о традиционной русской культуре у младшего подростка, составить серию занятий, направленных на развитие представлений о традиционной русской культуре у младших подростков, разработать методические рекомендации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
1. Изучить подходы интерпретации русской традиционной культуры и уточнить содержание данного понятия.
2. Охарактеризовать особенности развития представлений
подростков о традиционной русской культуре.
3. Изучить региональные виды декоративной росписи.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование актуального уровня о развитости представлений о традиционной русской культуре подростков.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Разработать программу по развитию представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи.
Объект исследования: процесс развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: изучение региональных видов декоративной росписи как средство развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: изучение региональных видов декоративной росписи на уроках по изобразительному искусству будет способствовать развитию представлений о традиционной русской культуре у младших подростков при следующих педагогических условиях:
- доступного изложения теоретической информации о видах декоративной росписи в контексте изучения народных традиций и обычаев, демонстрации обучающимся наглядного материала, поэтапно разъясняющего и закрепляющего данную информацию;
- применения анализа традиционной русской культуры на основе декоративных видов росписи на примерах предметов традиционного быта;
- активизации интереса учащихся к традиционной культуре посредством изучения элементов и цветовой гаммы каждого вида декоративной росписи и закрепления полученных знаний в процессе выполнения творческих заданий.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез; анализ содержания различного дидактического материала;
- экспериментальные методы: тестирование, анализ творческой деятельности; метод контрольного эксперимента;
- статистические методы: обработка полученных данных, качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении в гимназии «Универс» в городе Красноярск. В исследовании приняли участие 26 учеников. Возраст обучающихся 10-12 лет.
Теоретическая значимость: в работе определены и систематизированы основные подходы к развитию представлений о традиционной русской культуре у младших подростков, исследована методика организации освоения региональных видов декоративной росписи.
Практическая значимость заключается в возможности развития представлений о традиционной русской культуре у младших подростков посредством использования разработок по организации освоения региональных видов декоративной росписи, предложенных автором исследования.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, описание творческой работы, заключение, список использованных источников, приложение.
теоретическое обоснование, эмпирическое и практическое исследование особенностей развития представлений обучающихся младшего подросткового возраста о традиционной русской культуре в процессе изучения региональных видов декоративной росписи.
В процессе анализа литературных источников по теме исследования была выявлена главная особенность представлений о традиционной русской культуре, которая заключается в том, что они не формируются и не развиваются сами по себе.
Эмпирическое исследование, проведённое с группой обучающихся пятого класса, показало, что, за редким исключением, у учащихся младшего подросткового возраста преобладает средний уровень сформированности знаний о традиционной русской культуре. Что касается творческой части, то это изобразительное умение у некоторой части пятиклассников развито на высоком уровне.
На основании результатов проведённого исследования можно сформулировать вывод о том, что в процессе обучения обучающихся, присутствует интерес и положительное отношение к культуре русского народа, но их знания не всегда достаточно глубокие и систематизированные.
Также было проведено практическое исследование, которое показало, что у обучающихся пятого класса, достаточно высокий уровень в различных видах декоративной росписи на уроках изобразительного искусства.
В процессе анализа литературных источников по теме исследования была выявлена главная особенность представлений о традиционной русской культуре, которая заключается в том, что они не формируются и не развиваются сами по себе.
Эмпирическое исследование, проведённое с группой обучающихся пятого класса, показало, что, за редким исключением, у учащихся младшего подросткового возраста преобладает средний уровень сформированности знаний о традиционной русской культуре. Что касается творческой части, то это изобразительное умение у некоторой части пятиклассников развито на высоком уровне.
На основании результатов проведённого исследования можно сформулировать вывод о том, что в процессе обучения обучающихся, присутствует интерес и положительное отношение к культуре русского народа, но их знания не всегда достаточно глубокие и систематизированные.
Также было проведено практическое исследование, которое показало, что у обучающихся пятого класса, достаточно высокий уровень в различных видах декоративной росписи на уроках изобразительного искусства.



