Развитие представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи 9
1.1. Основные подходы к изучению русской традиционной культуры и ее
содержание 9
1.2. Особенности развития представлений обучающихся младшего
подросткового возраста о традиционной русской культуре 18
1.3. Изучение региональных видов декоративной росписи как средство развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся
младшего подросткового возраста 30
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи 42
2.1. Организация эмпирического исследования сформированности
представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста 42
2.2. Результаты исследования сформированности представлений о
традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста 49
2.3. Программа по изучению региональных видов декоративной росписи в процессе развития представлений о традиционной русской культуре у
обучающихся младшего подросткового возраста 54
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список литературы 72
Приложения 78
Описание творческой работы 127
Актуальность темы изучения обусловлена тем, что коренные конфигурации в жизни страны, связанные с реформацией русского общества, в значимой степени усилили общественные трудности народонаселения, и это в первую очередность, отразилось на самой уязвимой его доли - детях.
Классические стандарты поведения, нормативы и ценностные ориентации, которые присутствовали ранее, были разрушены. В предоставленной ситуации создание человеческих ценностей, морали и высоконравственных устоев происходит подсознательно. Инновационное растущее поколение располагаться в «высоконравственном вакууме». Это затрудняет отбор ценностей, которые нужно изготовить собственными внутренними ориентирами.
В современном обществе есть люди различных национальностей. Потому с малого возраста необходимо сформировывать национальное самосознание и толерантные отношения у детей. И так как базу культуры населения земли составляет национальная культура, то приобщая детей к истории, обычаям и традициям различных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных и нравственных. Очень важно обучить детей строить взаимоотношения с окружающими на базе совместной работы и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды и обычаи, таковыми, какие они есть [23].
Толерантность не передается по наследству. Это умение существовать в мире разных людей и мыслей, способность располагать права и свободы, при этом, никак не нарушая прав и свобод остальных людей. Из поколения в поколение их необходимо взращивать и сформировывать у них соответствующие свойства личности, и чем раньше это случится, тем большую устойчивость они получат [23].
В формировании религиозно-нравственных установок современного ученика особую роль играет школа, которая считается вторым по степени значительности институтом социализации. А первый институт социализации - это семья. Потому перед школой стоит задача отбора содержания, способов и средств изучения и обучения учащихся, которые помогали бы восполнению недостатка религиозно-нравственных ориентиров в целом и способствовали бы формированию собственной культуры подростков, которая неотделима от общенациональной культуры российского народа.
В Федеральном государственном образовательном стандарте рассказывается о том, какие требования будут предъявляться к образовательной программе. Нужно сформировать подготовленность к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированию и конструированию общественной среды развития обучающихся в системе образования; функциональную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом личных возрастных, эмоциональных и физических особенностей обучающихся [25].
Этот стандарт ориентирован на развитие личных черт выпускника, который любит собственный край и родное Отечество, который понимает свой родной язык, почитает свой народ, его культуру и духовные традиции, понимает и воспринимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального русского народа, населения земли. Очень активно и заинтересованно познается мир, осознает важность труда, науки и творчества. Возникает уважение к остальным людям, и умение вести правильно построенный диалог, добиться взаимопонимания и помогать для достижения общих результатов. Довольно осмысленно выполняют правила здорового и экологически подходящего образа жизни, не опасного для человека и находящейся вокруг его среды, разбирающийся в мире специальностей, понимающий смысл профессиональной деятельности для человека в интересах стабильного становления общества и природы [25].
Народная роспись считается частью народного декоративно¬прикладного искусства. Однако, еще, ее можно разглядывать как самостоятельное средство эстетического становления личности ребенка. Практически в любом регионе РФ находится своя неповторимая роспись, которая владеет собственными отличительными чертами и смыслом. В каждой можно отметить конкретную ценность, к которой нужно приобщать подрастающее поколение [30].
Проблема построения процесса образования на базе культурного наследия и многолетних обычаев российского народа в настоящее время обусловлена рвением общества к самосохранению, потому на неё постоянно были устремлены взоры почти всех исследователей: Ю.В. Бромлея, А.О. Гаврилова, С.В. Лурье, С.А. Токарева и др.
Научные базы и ценность применения народного творчества в образовательной деятельности открываются в исследованиях: А. Г. Корчагиной-Мокеевой, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, И.А. Ильина и др.
Особый интерес вызывают научные использованные материалы, в которых рассматриваются различные нюансы включения народной культуры в образовательный процесс (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.).
Необходимо отметить, что большая часть теоретических и прикладных исследований, которые приурочены к применению культурного наследия российского народа в обучении и воспитании детей, открывает данные вопросы употребительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель данного исследования: выявить актуальный уровень развития представлений о традиционной русской культуре у младшего подростка, составить серию занятий, направленных на развитие представлений о традиционной русской культуре у младших подростков, разработать методические рекомендации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
1. Изучить подходы интерпретации русской традиционной культуры и уточнить содержание данного понятия.
2. Охарактеризовать особенности развития представлений
подростков о традиционной русской культуре.
3. Изучить региональные виды декоративной росписи.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование актуального уровня о развитости представлений о традиционной русской культуре подростков.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Разработать программу по развитию представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста в процессе изучения региональных видов декоративной росписи.
Объект исследования: процесс развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: изучение региональных видов декоративной росписи как средство развития представлений о традиционной русской культуре у обучающихся младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: изучение региональных видов декоративной росписи на уроках по изобразительному искусству будет способствовать развитию представлений о традиционной русской культуре у младших подростков при следующих педагогических условиях:
- доступного изложения теоретической информации о видах декоративной росписи в контексте изучения народных традиций и обычаев, демонстрации обучающимся наглядного материала, поэтапно разъясняющего и закрепляющего данную информацию;
- применения анализа традиционной русской культуры на основе декоративных видов росписи на примерах предметов традиционного быта;
- активизации интереса учащихся к традиционной культуре посредством изучения элементов и цветовой гаммы каждого вида декоративной росписи и закрепления полученных знаний в процессе выполнения творческих заданий.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, синтез; анализ содержания различного дидактического материала;
- экспериментальные методы: тестирование, анализ творческой деятельности; метод контрольного эксперимента;
- статистические методы: обработка полученных данных, качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении в гимназии «Универс» в городе Красноярск. В исследовании приняли участие 26 учеников. Возраст обучающихся 10-12 лет.
Теоретическая значимость: в работе определены и систематизированы основные подходы к развитию представлений о традиционной русской культуре у младших подростков, исследована методика организации освоения региональных видов декоративной росписи.
Практическая значимость заключается в возможности развития представлений о традиционной русской культуре у младших подростков посредством использования разработок по организации освоения региональных видов декоративной росписи, предложенных автором исследования.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, описание творческой работы, заключение, список использованных источников, приложение.
теоретическое обоснование, эмпирическое и практическое исследование особенностей развития представлений обучающихся младшего подросткового возраста о традиционной русской культуре в процессе изучения региональных видов декоративной росписи.
В процессе анализа литературных источников по теме исследования была выявлена главная особенность представлений о традиционной русской культуре, которая заключается в том, что они не формируются и не развиваются сами по себе.
Эмпирическое исследование, проведённое с группой обучающихся пятого класса, показало, что, за редким исключением, у учащихся младшего подросткового возраста преобладает средний уровень сформированности знаний о традиционной русской культуре. Что касается творческой части, то это изобразительное умение у некоторой части пятиклассников развито на высоком уровне.
На основании результатов проведённого исследования можно сформулировать вывод о том, что в процессе обучения обучающихся, присутствует интерес и положительное отношение к культуре русского народа, но их знания не всегда достаточно глубокие и систематизированные.
Также было проведено практическое исследование, которое показало, что у обучающихся пятого класса, достаточно высокий уровень в различных видах декоративной росписи на уроках изобразительного искусства.
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. М.: Академия, 2010, 250 с.
2. Бадаев В.С. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2013, 156 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968, 207 с.
4. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 456 с.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2005, № 4. С. 13-18.
6. Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1998, 168 с.
7. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). //
Иркутск: Восточно-Сибирское отделение русского географического
общества, 1926. №8. С. 23-27.
8. Гаврилова А.О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 27-39.
9. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2006, 300 с.
10. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: Б/и., 1994, 170 с.
11. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, 288 с.
12. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей России в 21 веке. Методическое пособие. Прага - Ярославль, 2013. С. 24-45.
13. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр.соч.: в 10 т. М., 1996. Т.6. С. 28-34.
14. Ищенко Е.Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа // Молодой ученый. 2017. №32. С. 90-92.
15. Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры. Дисс... канд. пед. наук. Шадринск, 1999. 388 с.
16. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2004. С. 68-102.
17. Корчагина-Мокеева А. Г. Народные росписи в процессе приобщения детей к эстетическим ценностям. Дисс. канд. пед. наук. Шадринск, 2011. 107 с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Просвещение, 2008, 250 с.
19. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003, 290 с.
20. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996, 155 с.
21. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004, 357 с.
22. Стасов В. Русский народный орнамент. СПб.: Лань, 2014, 432 с.
23. Чайка Н.М. Техника и технология художественной росписи по дереву: методические рекомендации. Ялта: РИО ГПА, Ялта, 2018, 158 с.
24. Борецкая роспись [Электронный ресурс] URL:
https://www.liveinternet.ru/users/tomash_design/post225062162/ (Дата
обращения: 16.09.2020)
25. Википедия. Народная культура [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/HapogHaa_KyHbTypa (Дата обращения: 3.11.2019)
26. Диагностическая методика «Серия предметных картинок» [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/279159009/ (Дата обращения: 5.10.2020)
27. Диагностическая методика «Сочинитель сказок» [Электронный
ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/urok-14-r-r-sochinieniie-sobstviennoi-
skazki.html (Дата обращения: 7.10.2020)
28. Диагностическая методика на тему «Масленица» [Электронный ресурс] URL:https://ypoк.pф/library/istoriya_prazdnika_maslenitca_111902.html(Дата обращения: 10.10.2020)
29. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности «Истоки русской культуры» [Электронный ресурс] URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/279159009/ (Дата обращения: 2.10.2020)
30. Загадки узоров русских росписей [Электронный ресурс] URL: https://www. culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei (Дата обращения: 20.09.2020)
31. Изобразительное искусство. Чудо палехской сказки
[Электронный ресурс] URL:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4993/conspect/223381/(Дата обращения: 10.05.2021)
32. Конспект НОД по художественной деятельности с использованием ИКТ «Федоскинская шкатулка» [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-hudozhestvenoi-dejatelnosti-s- ispolzovaniem-ikt-fedoskinskaja-shkatulka.html(Дата обращения: 1.05.2021)
33. Конспект урока и презентация по теме "Городецкая роспись" для
5 класса [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-i- prezentaciya-po-teme-gorodeckaya-rospis-dlya-klassa-939050.html (Дата
обращения: 5.05.2021)
34. Конспект урока по изо 5 класс «Хохломская роспись»
[Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-
iskusstvo/library/2018/02/16/zolotaya-hohloma (Дата обращения: 4.05.2021)
35. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html (Дата обращения:
18.10.2019)
36. Международный образовательный портал [Электронный ресурс] URL: https: //www. maam.ru/detskij sad/pedagogicheskii-proekt-oznakomlenie-doshkolnikov-s-mnogonacionalnoi-kulturoi-narodov-rosi.html (Дата обращения:
24.11.2019)
37. Народная культура [Электронный ресурс] URL:
https://okulture24.ru/narodnaya-kultura/ (Дата обращения: 25.09.2019)
38. Пермогорская роспись [Электронный ресурс] URL:
https://www.liveinternet.ru/users/5158761/post386040287/ (Дата обращения:
14.10.2020)
39. План-конспект урока в 5-том классе на тему "Гжель"
[Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-
iskusstvo/library/2019/10/22/plan-konspekt-uroka-v-5-tom-klasse-na-temu-gzhel (Дата обращения: 3.05.2021)
40. Понятие представление в современной психологии Б.С. Алишев
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-
predstavlenie-v-sovremennoy-psihologii/viewer (Дата обращения: 5.10.2019)
41. Понятия о представлении. Сущность представления [Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/3862601/page:16/ (Дата обращения: 12.12.2019)
42. Представление как сложный психологический феномен
[Электронный ресурс] URL: https://lib.kreatiffchik.ru/predstavlenie-kak-
slozhnyiy-psihologicheskiy-fenomen.html (Дата обращения: 9.11.2019)
43. Промыслы как часть народной художественной культуры [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.su/20_3279_promisli-kak-chast-narodnoy-hudozhestvennoy-kulturi.html (Дата обращения: 18.12.2019)
44. Ракульская роспись [Электронный ресурс] URL:
https://www.liveinternet.ru/users/5158761/post384915593/ (Дата обращения:
25.11.2020)
45. Русские росписи Прикамья [Электронный ресурс] URL: https://culture-art.ru/русские-росписи-прикамья/ (Дата обращения: 4.11.2020)
46. Северодвинская роспись [Электронный ресурс] URL:
http://rodnyekorma.ru/culture/северодвинская-роспись/ (Дата обращения:
15.11.2020)
47. Северодвинские росписи [Электронный ресурс] URL: http://www.тойма.рф/наследие/северодвинские-росписи (Дата обращения: 30.11.2019)
48. Стили русской росписи [Электронный ресурс] URL: https://fishki.net/1923921-stili-russkoj-rospisi.html (Дата обращения: 16.10.2020)
49. Урок ИЗО в 5 классе «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово» [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/urok-izo-5-klas-narodnye-promysly-ih-istoki-i- sovremenoe-razvitie-zhostovo.html(Дата обращения: 1.05.2021)
50. Урок изобразительного искусства 5 класс «Мезенская роспись» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/material.html?mid=34650(Дата обращения: 2.05.2021)
51. Федеральный гос. обр. стандарт [Электронный ресурс] URL:/file:///C:/Users/user/Desktop/fgos_ru_osnov.pdf.pdf(Дата обращения 15.09.2019)
52. Энциклопедия гуманитарных наук. Народная культура и цивилизационная культура, 2010, с 268 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-kultura-i-tsivilizatsionnaya-kultura/viewer (Дата обращения: 21.11.2019)