Введение 2
Глава 1. Взаимодействие и сотрудничество с семьей - важное направление деятельности детского сада 6
1.1. Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 6
1.2. Общение педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников - составная часть профессиональной компетентности 13
1.3. Современные формы сотрудничества с родителями детей, посещающих
дошкольную образовательную организацию 22
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов посредством использования разных форм взаимодействия с родителями 33
2.1. Проявление профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере
общения с родителями воспитанников 33
2.2. Внедрение комплекса форм взаимодействия педагогов с родителями с
целью развития их профессиональной компетентности 38
2.3. Динамика развития профессиональной компетентности в общении с
родителями у педагогов ДОУ 43
Вывод по второй главе 46
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение
Актуальность. Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым ребенком находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в дошкольном образовательном учреждении и дома, а дошкольное образовательное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается ребенок, то в школе их ждут печальные последствия.
Поэтому, активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский учреждение, так и семья.
Однако сами сотрудники дошкольных образовательных учреждений иногда берут на себя все заботы, по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в дошкольном образовательном учреждении поможет им:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к ребенку как к равному;
- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
- осознать, если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно гордиться его личному росту;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
В таком случае общение с педагогами дошкольного образовательного учреждения не вызовет у родителей затруднений. Они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.
Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями - достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. В первую очередь необходима убежденность педагогов в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития их профессиональной компетентности в общении с родителями, что повышает результат эффективной работы с детьми. Именно поэтому исследование считаем актуальным.
Основам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посвящены исследования таких авторов, как: З.А. Богомоловой, Н.Н. Головиной, Т.Н. Дороновой, С.В. Зайцева, Е. Смирновой, Д. Соловьевой и др.
Особенности общения педагогов с родителями, а также их профессиональную компетентность по вопросам взаимодействия с семьей рассмотрели в работах следующих авторов: Ю.П. Азарова, Н.В. Антоновой, В.А. Болотова, Л.И. Габдулиной, Д.А. Иванова, А.К. Марковой, О.И. Муравьевой, Л.А. Петровской, Е.В. Поповой и др.
Объект исследования - профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - формы развития профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями.
Цель исследования - изучить эффективные формы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в работе с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Проанализировать формы работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи;
3. По добрать и провести комплекс методик диагностики профессиональной компетентности педагогов, проанализировать полученные результаты.
4. Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента.
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования, (контрольный эксперимент), сделать выводы.
Гипотеза исследования - нетрадиционные формы взаимодействия с семьей будут способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в работе с родителями.
Методы сбора фактического материала:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования.
2. Использование методик диагностики:
1) Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями» (автор В.Ф. Ряховский)
Методика предназначена для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
2) Методика «Шкала оценки личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями».
Методика предназначена для определения направленности человека: личностной, деловой и коллективистской.
3) Экспериментальные методы: эксперимент, наблюдение, беседа, проектирование, опытно-экспериментальная деятельность.
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида г. Ачинска.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование углубляет научное понимание проблемы, развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в работе с родителями.
Практическая значимость исследования заключается в выработке эффективных форм работы в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения для развития профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.
Структура работы; введение, две главы исследования: теоретическая и практическая, заключение, библиографический список, приложения.
Подводя итоги исследования, сделали основные выводы по работе:
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время возросла существенная необходимость во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности.
Среди положительных для ребенка факторов в результате привлечения родителей к жизни детского сада можно назвать следующие: возможность оказывать большое внимание каждому ребенку индивидуально, так как увеличивается количество взрослых, находящихся в группе; улучшение отношения ребенка к детскому саду; признание полномочий других взрослых, помимо воспитателей, и отношение к ним как к источнику знаний и опыта.
Эффективному взаимодействию семьи и ДОУ способствуют навыки умелого общения воспитателя. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого воспитателя. Коммуникативные компетенции проявляются у воспитателя в общении с воспитанниками, коллегами по работе, с родителями, руководством. В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого, как активного субъекта общения. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как гражданина.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость во внедрении разнообразных форм совместной работы с родителями. Такая работа является наиболее эффективной. Благодаря слаженной работе детско- взрослого коллектива удается избежать многих ошибок во взаимодействиях педагогов и родителей, намного уменьшить конфликтные ситуации. У родителей появляется интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Четко проявляются единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей. К таким выводам мы пришли благодаря экспериментальной работе, проведенной на базе: МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида» г. Ачинск. Взаимодействие и сотрудничество в детском дошкольном учреждении осуществляется посредством ежемесячных мероприятий - совместных праздников, педагогических гостиных, дискуссионных клубов и др. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но основная задача: установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместно с родителями.
Результаты исследования показали эффективность внедрения комплекса форм в дошкольном образовательном учреждении, развивающих профессиональную компетентность педагогов по вопросам сотрудничества и взаимодействия с родителями. На контрольном этапе исследования педагоги проявили большую толерантность, тактичность и хорошие знания в области психологии общения: умение выслушивать собеседника, желание оказать консультативную помощь по многим вопросам воспитания, тем самым значительно приблизили родителей к активному сотрудничеству и взаимодействию с ДОУ. Кроме того, педагоги на контрольном этапе исследования проявили большую компетентность во взаимодействии с родителями: доброжелательность, отзывчивость, педагогический такт, склонность к эмпатии, общительность, открытость, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и в целом умение создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания в общении с родителями.
Таким образом, внедрение разных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи дает положительный результат для развития профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. - Воронеж.: МОДЭК, 2004. - 431 с.
2. Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии. -1997. - №6. - С. 89-92.
3. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - С.54-58.
4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003.-№10. - С.33-38.
5. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. -240 с.
6. Вердербер, Р Психология общения / Р.Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК. - 2003. - С. 93-110.
7. Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как детерминанты их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы международной научно -практической конференции 20-21 мая 1999 г. / Л.И.Габдулина. - Уфа, 1999. - 38с.
8. Глуханюк, Н.С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печеркина. - М.: Академический проект, - 2005,- 480с.
9. Головина, Н.Н. Социально-педагогическая диагностика семейного социума дошкольного учреждения: методическое пособие / Н.Н. Головина, С.Ю. Алексеева, А.А. Гумерова. - Йошкар-Ола, 2003. - 24 с.
10. Горянина, В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия / В.А.Горянина // Психологический журнал. - 1997. - № 6. - 330с.
11. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-пресс, 2001. - 224 с.
12. Желтонова, Ю.А. К вопросу об условиях достижения взаимопонимания в общении. Сборник научных работ молодых ученых / Ю.А.Желтонова. - Ростов - на -Дону.: РГУ, 1999. - Вып. 4. - 650с.
13. Желтонова, Ю.А. Возможные пути гуманизации отношений в образовании. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия / Ю.А. Желтонова. -Уфа.: БашГПИ, 1999. - Ч. 1,- 480с.
14. Зайцев, С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации /С.В.Зайцев // Вопросы психологии. -1995. - № 4. - С.91-93.
15. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.
16. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.
17. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К.Маркова //Советская педагогика.-1990.-№8 .- С.56-59.
18. Минаева, В.М. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов / В.М. Минаева. - М.: Трикста, 2004. - 122 с.
19. Муравьева, О.И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности. ДКПН/ О.И. Муравьева. - Томск, 2001.-158с.
20. Мясищев, В.А.Психология отношений / В.А. Мясищев. - М.: Модэк, 1995.-356с.
21. Немов, Р.С. Социальная психология: учебное пособие / Р.С.Немов, И.Р.Алтунина. - СПб. Литер, 2008. - 680с.
22. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008. - 430 с.
23. Петровская, Л.А. Общение - компетентность- тренинг:? Избранные труды / Под ред. О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 2007,- 560с.
24. Петровская, Л.А.Развитие компетентности общения как одно из направлений социально-психологической помощи. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Л.А. Петровская. -СПб. Литер, 2000. - 489 с.
25. Помощь родителям в воспитании детей: сборник /Под ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1992. - 256 с.
26. Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры / Е.В. Попова. - Р. н/Дону.: ДКПН, 1996.-221с.
27. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мишера. - М.: Модэк, 1997,- 390с.
29. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. - 2-е изд. / Н.В. Самоукина. - М.: Психотерапия, 2006. - 192 с.
30. Смирнова, Е. Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению / Е. Смирнова // Дошкольное образование. - 2011,- №15. - С.8- 13.
31. Соловьева, Д. Как общаться с собственным ребенком?: программа семинарских занятий для родителей начальных классов / Д. Соловьева // Школьный психолог: газета изд. Дома «Первое сентября». - 2008. - №5 (март). - С.37-39.
32. Станкин, М.И. Психологические способы установления контактов между людьми: учебное пособие / М.И.Станкин. - М.: МОДЭК, 2006. - 490с.
33. Учителю для работы с родителями: психологические тесты /О.Г. Кирилловой.: Марийский институт образования, 2000. - 51 с.
34. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников: оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2007,- №7. - С.44-46.
35. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. - М.: Академия, 2007. - С.71-83.